Решение №038/1112/21 Решение от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27.09.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

в отсутствие представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» (далее – заказчик), представителей Акционерного общества «Найс Компани» (далее – АО «Найс Компани», заявитель) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для отделения урологии на 2021 год, извещение № 0134200000121004046, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 17 сентября 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку заказчиком в Техническом задании установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствует одна конкретная модель иглы для биопсии - Hunter, производителем которого является Tsunami, что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, по мнению заявителя, Техническое задание содержит излишнюю детализацию относительно характеристик требуемых к поставке товаров.

Как следует из жалобы заявителя, к требованиям, содержащимся в документации о проведении электронного аукциона и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки отнесены следующие характеристики товара:

- Диаметр иглы - 14G,16G,18G,20G (по заявке Заказчика в зависимости от потребности);

- Длина рабочей части иглы – 95 – 100, 147 – 150, 195 – 200, 245 – 250, 297 – 300, 465 - 470;

- Рукоять выполнена в цилиндрической форме с расширением к торцу и прорезиненным покрытием;

- Длина прорезиненного покрытия;

- Накладка прорезиненная на торцевой части для взведения автомата;

- Двухступенчатое круговое взведение канюли и мандрена: первый поворот вращающейся части на 180 градусов взводит канюлю иглы, второй поворот вращающейся части на 180 градусов взводит стилет иглы;

- На неподвижной части рукояти имеется стрелка, которая при взведении иглы встает напротив метки на прорезиненной накладке вращающейся части рукояти;

- На гладкой поверхности вращающейся части рукояти имеется указатель направления поворота рукояти для взведения иглы;

- Ребристая поверхность площадки для сбора образца на стилете иглы:

- Срок исполнения заявки в течении 15 календарных дней.

Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 09 сентября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000121004046, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для отделения урологии на 2021 год (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 564 100 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части III документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является Игла для биопсии мягких тканей, одноразового использования.

Техническое задание содержит, в том числе, следующие характеристики требуемого к поставке товара:

- Диаметр иглы - 14G,16G,18G,20G (по заявке Заказчика в зависимости от потребности);

- Длина рабочей части иглы – 95 – 100, 147 – 150, 195 – 200, 245 – 250, 297 – 300, 465 - 470;

- Рукоять выполнена в цилиндрической форме с расширением к торцу и прорезиненным покрытием;

- Длина прорезиненного покрытия;

- Накладка прорезиненная на торцевой части для взведения автомата;

- Двухступенчатое круговое взведение канюли и мандрена: первый поворот вращающейся части на 180 градусов взводит канюлю иглы, второй поворот вращающейся части на 180 градусов взводит стилет иглы;

- На неподвижной части рукояти имеется стрелка, которая при взведении иглы встает напротив метки на прорезиненной накладке вращающейся части рукояти;

- На гладкой поверхности вращающейся части рукояти имеется указатель направления поворота рукояти для взведения иглы;

- Ребристая поверхность площадки для сбора образца на стилете иглы;

- Срок исполнения заявки в течении 15 календарных дней.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно применяющего закупаемые иглы для биопсии.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Также Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.

Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.

Комиссия, исследовав представленные заявки участников закупки, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.09.2021 №0134200000121004046-1 установила, что на участие в данной закупке подано две заявки, признанные комиссией по рассмотрению заявок уполномоченного органа соответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.

Таким образом, факт подачи на участие в данной закупке 2 заявок, содержащих предложение к поставке требуемого к поставке товара с установленными характеристиками, не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, заказчиком представлены пояснения, согласно которым установленные характеристики обусловлены особенностями выполнения процедуры биопсии и для снижения травматичности процедуры взятия образцов для пациентов заказчиком.

Так, наличие прорезиненного покрытия у биопсийного устройства необходимо для надежной фиксации в руке специалиста при проведении процедуры биопсии, избежания его выскальзывания из руки и смещения направления проникновения иглы. Устройства без прорезиненного покрытия имеют гладкую глянцевую поверхность, что не отвечает потребностям заказчикам.

Требования к спусковому устройству обусловлены тем, что при проведении процедуры биопсии позволяет специалисту использовать систему одной рукой, поскольку другой рукой одновременно осуществляется контроль процедуры датчиком УЗИ.

Двухступенчатое взведение спускового механизма позволяет контролировать состояние пружинно-взводного механизма в целях безопасности как для пациента, так и для специалиста, что минимизирует риски самопроизвольного срабатывания устройства до начала проведения процедуры.

Ребристая поверхность площадки для сбора образца на стилете иглы обеспечивает не только лучшую фиксацию образца ткани, но и способствует эхогенности кончика иглы и делает его видимым под контролем УЗИ. Эхогеные метки на стилете исключают их наличие на канюле иглы, что делает её поверхность более гладкой, улучшает пенетрацию и способствуют визуализации самой площадки для более чёткого расположения иглы в объекте и контроля взятия образца необходимой мягкой ткани.

Кроме того, согласно примечанию к Техническому заданию заказчику требуются иглы для биопсии, которые могут обеспечить взаимодействие с оборудованием, используемым заказчиком (инструмент для биопсии FAST-GUN). 

По запросу заказчика от официального представителя производителя Цунами Медикал, С.рл., Италия, - ООО «РИТМАНН» получено письмо, подтверждающее, что медицинские изделия данного производителя доступны к закупке на всей территории РФ.

Таким образом, Комиссия, оценив условия аукционной документации, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

Также, требование к предмету закупки, установленное в документации об электронном аукционе, распространяло свое действие на всех участников закупки, и каждый из них имел возможность его исполнить, так как иглы для биопсии имеют каналы дистрибуции, свободно обращаются на российском рынке.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Согласно пункту 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

Вместе с тем, заявитель в ходе рассмотрения жалобы не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, отсутствие доказательств того, что установленные в Техническом задании характеристики к иглам для биопсии соответствуют единственному производителю, свидетельствует о возможности поставки нескольких товаров с характеристиками, предусмотренными в Техническом задании.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Найс Компани» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27.09.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

в отсутствие представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» (далее – заказчик), представителей Акционерного общества «Найс Компани» (далее – АО «Найс Компани», заявитель) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для отделения урологии на 2021 год, извещение № 0134200000121004046, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 17 сентября 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку заказчиком в Техническом задании установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствует одна конкретная модель иглы для биопсии - Hunter, производителем которого является Tsunami, что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, по мнению заявителя, Техническое задание содержит излишнюю детализацию относительно характеристик требуемых к поставке товаров.

Как следует из жалобы заявителя, к требованиям, содержащимся в документации о проведении электронного аукциона и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки отнесены следующие характеристики товара:

- Диаметр иглы - 14G,16G,18G,20G (по заявке Заказчика в зависимости от потребности);

- Длина рабочей части иглы – 95 – 100, 147 – 150, 195 – 200, 245 – 250, 297 – 300, 465 - 470;

- Рукоять выполнена в цилиндрической форме с расширением к торцу и прорезиненным покрытием;

- Длина прорезиненного покрытия;

- Накладка прорезиненная на торцевой части для взведения автомата;

- Двухступенчатое круговое взведение канюли и мандрена: первый поворот вращающейся части на 180 градусов взводит канюлю иглы, второй поворот вращающейся части на 180 градусов взводит стилет иглы;

- На неподвижной части рукояти имеется стрелка, которая при взведении иглы встает напротив метки на прорезиненной накладке вращающейся части рукояти;

- На гладкой поверхности вращающейся части рукояти имеется указатель направления поворота рукояти для взведения иглы;

- Ребристая поверхность площадки для сбора образца на стилете иглы:

- Срок исполнения заявки в течении 15 календарных дней.

Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 09 сентября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000121004046, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для отделения урологии на 2021 год (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 564 100 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части III документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является Игла для биопсии мягких тканей, одноразового использования.

Техническое задание содержит, в том числе, следующие характеристики требуемого к поставке товара:

- Диаметр иглы - 14G,16G,18G,20G (по заявке Заказчика в зависимости от потребности);

- Длина рабочей части иглы – 95 – 100, 147 – 150, 195 – 200, 245 – 250, 297 – 300, 465 - 470;

- Рукоять выполнена в цилиндрической форме с расширением к торцу и прорезиненным покрытием;

- Длина прорезиненного покрытия;

- Накладка прорезиненная на торцевой части для взведения автомата;

- Двухступенчатое круговое взведение канюли и мандрена: первый поворот вращающейся части на 180 градусов взводит канюлю иглы, второй поворот вращающейся части на 180 градусов взводит стилет иглы;

- На неподвижной части рукояти имеется стрелка, которая при взведении иглы встает напротив метки на прорезиненной накладке вращающейся части рукояти;

- На гладкой поверхности вращающейся части рукояти имеется указатель направления поворота рукояти для взведения иглы;

- Ребристая поверхность площадки для сбора образца на стилете иглы;

- Срок исполнения заявки в течении 15 календарных дней.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно применяющего закупаемые иглы для биопсии.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Также Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.

Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.

Комиссия, исследовав представленные заявки участников закупки, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.09.2021 №0134200000121004046-1 установила, что на участие в данной закупке подано две заявки, признанные комиссией по рассмотрению заявок уполномоченного органа соответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.

Таким образом, факт подачи на участие в данной закупке 2 заявок, содержащих предложение к поставке требуемого к поставке товара с установленными характеристиками, не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, заказчиком представлены пояснения, согласно которым установленные характеристики обусловлены особенностями выполнения процедуры биопсии и для снижения травматичности процедуры взятия образцов для пациентов заказчиком.

Так, наличие прорезиненного покрытия у биопсийного устройства необходимо для надежной фиксации в руке специалиста при проведении процедуры биопсии, избежания его выскальзывания из руки и смещения направления проникновения иглы. Устройства без прорезиненного покрытия имеют гладкую глянцевую поверхность, что не отвечает потребностям заказчикам.

Требования к спусковому устройству обусловлены тем, что при проведении процедуры биопсии позволяет специалисту использовать систему одной рукой, поскольку другой рукой одновременно осуществляется контроль процедуры датчиком УЗИ.

Двухступенчатое взведение спускового механизма позволяет контролировать состояние пружинно-взводного механизма в целях безопасности как для пациента, так и для специалиста, что минимизирует риски самопроизвольного срабатывания устройства до начала проведения процедуры.

Ребристая поверхность площадки для сбора образца на стилете иглы обеспечивает не только лучшую фиксацию образца ткани, но и способствует эхогенности кончика иглы и делает его видимым под контролем УЗИ. Эхогеные метки на стилете исключают их наличие на канюле иглы, что делает её поверхность более гладкой, улучшает пенетрацию и способствуют визуализации самой площадки для более чёткого расположения иглы в объекте и контроля взятия образца необходимой мягкой ткани.

Кроме того, согласно примечанию к Техническому заданию заказчику требуются иглы для биопсии, которые могут обеспечить взаимодействие с оборудованием, используемым заказчиком (инструмент для биопсии FAST-GUN). 

По запросу заказчика от официального представителя производителя Цунами Медикал, С.рл., Италия, - ООО «РИТМАНН» получено письмо, подтверждающее, что медицинские изделия данного производителя доступны к закупке на всей территории РФ.

Таким образом, Комиссия, оценив условия аукционной документации, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

Также, требование к предмету закупки, установленное в документации об электронном аукционе, распространяло свое действие на всех участников закупки, и каждый из них имел возможность его исполнить, так как иглы для биопсии имеют каналы дистрибуции, свободно обращаются на российском рынке.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Согласно пункту 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

Вместе с тем, заявитель в ходе рассмотрения жалобы не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, отсутствие доказательств того, что установленные в Техническом задании характеристики к иглам для биопсии соответствуют единственному производителю, свидетельствует о возможности поставки нескольких товаров с характеристиками, предусмотренными в Техническом задании.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Найс Компани» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны