Решение №038/1519/21 решение от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 038/1519/21

 

г.Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря  2021 года

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2021 года

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <....>

Члены Комиссии: <....>

                                     <....>

в присутствии:

представителя МУП «Катангская ТЭК» <....>  ( удостоверение адвоката, доверенность),

представителя администрации Ербогаченского муниципального образования <....>  (паспорт, доверенность),

рассмотрев дело № 038/01/10-1025/2021 по признакам нарушения МУП «Катангская ТЭК» (<....>) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг водоснабжения в Ербогаченском муниципальном образовании, УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение администрации Ербогаченского муниципального образования в отношении действий МУП «Катангская топливно-энергетическая компания», выразившихся в угрозе отказа предоставления услуг водоснабжения (подвоз воды) для населения с. Ербогачен Катангского района Иркутской области.

По результатам проведенного антимонопольного расследования по указанным в обращении фактам установлено следующее.

В целях организации водоснабжения населения с. Ербогачен посредством подвоза воды, администрация по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом Ербогаченского муниципального образования от 07.07.2020 № 03-30/68 передало МУП «Катангская топливно-энергетическая компания» (далее по тексту МУП «Катангская ТЭК») автомобиль КО-520, автомобиль ЗИЛ-433360.

Подвоз воды осуществляется с водозабора, расположенного по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. 40 лет Победы, д.30. Указанный водозабор является собственностью МО «Катангский район» и постановлением администрации МО «Катангский район» от 01.06.2020 №243-п закреплен за МУП «Катангская ТЭК» на праве хозяйственного ведения.

МУП «Катангская ТЭК» на территории с. Ербогачен является единственной организацией коммунального хозяйства, осуществляющее подвоз воды населению и имеющее в своем ведении единственный муниципальный источник питьевой воды - водозабор с. Ербогачен.

В целях возмещения недополученного дохода в связи с оказанием услуг по водоснабжению населения с. Ербогачен путем подвоза питьевой воды согласно утвержденному графику, администрацией Ербогаченского МО заключены соглашения с МУП «Катангская ТЭК» о предоставлении субсидии от 29.05.2020г. № 03-30/58 и от 29.01.2021г. № 02-34/04, согласно которым общий объем предоставленной субсидии определяется администрацией на основании расчета возмещения затрат исходя из объема фактической реализации питьевой воды, определяемой по показаниям приборов учета, по ценам и тарифам, утвержденным в установленном порядке, при оказании услуг. Предоставление субсидии осуществляется за счет средств местного бюджета.

В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленных данных об учете воды администрация с. Ербогачен обратилась с иском в Арбитражный суд Иркутской области о возврате выплаченной МУП «Катангская ТЭК» субсидии в размере 2 305 974,94 руб..

После того, как МУП «Катангская ТЭК» получило экземпляр искового заявления, Общество направило в адрес администрации Ербогаченского муниципального образования письма с угрозами прекращения подвоза воды населению села Ербогачен с 12.04.2021г. (письмо МУП «Катангская ТЭК» от 08.04.2021г. № 163), с 01.05.2021г. (письмо от 12.04.2021г. № 180), с 15.05.2021г. (письмо от 26.04.2021г.) и о расторжении договора от 01.06.2020г. № В-1004КЕ на оказание услуг по подвозу воды (письмо от 26.04.2021г. № 196).

Кроме того, в доступном для жителей с.Ербогачен приложении - мессенджере «Вайбер» в группе «Катанга-Инфо» главный экономист Общества <....> и директор Общества <....> официально опубликовали объявление о прекращении деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения населения (подвоз воды) с. Ербогачен. В поддержку своих доводов администрацией Ербогаченского муниципального образования представлен акт осмотра группы «Катанга-Инфо» мобильного приложения (мессенджера) от 26.10.2021г., согласно которого сообщения о прекращении подвоза воды были направлены с телефонов, принадлежащих директору МУП «Катангская ТЭК» <....> и главному бухгалтеру МУП «Катангская ТЭК» <....> (с приложением скриншотов).

Администрация с. Ербогачен, посчитав, что МУП «Катангская ТЭК», угрожая прекратить оказание услуг по подвозу воды населению с. Ербогачен, злоупотребляет своим положением, обратилась в Иркутское УФАС России.

В соответствии с п.3.9 Регламента по установлению доминирующего положения определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы материалы (заявления), осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок), и включает в себя: идентификацию хозяйствующего субъекта, определение временного интервала исследования рынка, определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявления группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке. Аналитический отчет содержит результаты, проведенного анализа (п.3.10 Регламента по установлению доминирующего положения).

В селе Ербогачен отсутствует централизованное холодное водоснабжение, единственным хозяйствующим субъектов, обладающим правом и возможностью оказывать услуги холодного водоснабжения путем подвоза воды специализированным транспортом является МУП Катангская ТЭК.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции установлено, что в период с 29.05.2020 (дата заключения договора с потребителями услуг водоснабжения в сельском поселении Ербогачен) по 01.06.2021г. (дата проведения анализа рынка) МУП «Катангская ТЭК» (<....> 666611, с.Ербогачен Катангского района Иркутской области, ул. Первомайская, 14) в границах территории села Ербогачен Катангского района Иркутской области занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг холодного водоснабжения посредством (путем) подвоза воды с долей 100%.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Приказом Иркутского УФАС России от 04.06.2021г. № 038/139/21 возбуждено дело в отношении МУП «Катангская топливно-энергетическая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании угрозы прекращения оказания услуг холодного водоснабжения путем подвоза воды потребителям.

Определением от 02.09.2021 № 038/1071/21 в связи с необходимостью получения и анализа дополнительных документов, имеющих значение для рассмотрения дела, в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок рассмотрения дела № 038/01/10-1025/2021 продлен на 6 месяцев.

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-1025/2021 администрация Ербогаченского муниципального образования поддержало свои требования и указала на то, что угроза прекращения водоснабжения (подвоза воды) населения не устранена. МУП «Катангская ТЭК», угрожая прекратить подвоз воды населению, злоупотребляет своим положением, пытается оказать давление на администрацию. Уведомления и письма о прекращении водоснабжения направлены не только в адрес населения, но и организациям, действующим на территории Ербогаченского муниципального образования.

Также заявитель полагает, что незаконность действий МУП «Катангская ТЭК» подтверждается предостережением от 09.04.2021 №7-23-21, выданным руководителю МУП «Катангская ТЭК» прокуратурой Катангского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о водоснабжении и водоотведения, которым указано на недопустимость нарушения ст.21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», подп. «а» п.31, п.п.115, 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

В целях обоснования своей позиции по сохранению угрозы прекращения услуг водоснабжения населения с. Ербогачен администрация Ербогаченского муниципального образования представлен репортаж СМИ, из которого усматривается, что почти тысяча жителей с. Ербогачен может остаться без холодного водоснабжения.

В ходе рассмотрения дела МУП «Катангская ТЭК» представлены письменные пояснения и документы (сведения), в которых Общество указывает на отсутствие состава правонарушения , поскольку не имело намерений фактически ограничивать или прекращать подвоз воды населению с. Ербогачен, не вводило ограничения и не прекращало предоставление услуг по подвозу услуг потребителям, а лишь пыталось побудить администрацию оплатить задолженность или найти иного поставщика услуги.

Между администрацией Ербогаченского муниципального образования и МУП «Катангская ТЭК» заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по водоснабжению населения от 01.06.2020 № 03-30/58 и от 29.01.2021 № 02-34/04. Договор, определяющий условия и порядок осуществления подвоза питьевой воды населению с. Ербогачен Катангского района Иркутской области, между администрацией Ербогаченского муниципального образования и МУП «Катангская ТЭК» не заключался. Договоры заключались непосредственно с потребителями услуги.

Документы, подтверждающие подвоз питьевой воды населению и ее объем, предприятием предоставляются в администрацию Ербогаченского муниципального образования. Расчет производится с учетом показаний головного прибора учета воды, установленного на скважине.

Задолженность администрации Ербогаченского муниципального образования в пользу МУП «Катангская ТЭК» по предоставлению субсидии за счет средств местного бюджета в целях возмещения недополученных доходов за 2020 год, по данным МУП «Катангская ТЭК», составила 234 535, 87 руб., за январь-май 2021 года 2 031 951,36 руб. в связи с чем МУП «Катангская ТЭК», понимая ответственность за предоставление социально и жизненно-значимой услуги, вынуждено осуществлять подвоз воды населению с. Ербогачен с ноября 2020 года по настоящее время за счет собственных средств, что оказывает негативное влияние на финансовое состояние предприятия.

При этом в силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644).

В связи с этим , направляя письма в адрес администрации Ербогаченского муниципального образования, Общество имело цель не только погашение возникшей задолженности по предоставлению субсидии, но и побуждение администрации в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями принять меры к заключению договора на подвоз воды населению и иным потребителям с Ербогачен с другим поставщиком. Предприятие не имело намерений фактически ограничивать или прекращать подвоз воды населению с. Ербогачен.

Также МУП «Катангская ТЭК» указывает на то, что предостережение прокуратуры Катангского района от 09.04.2021г. было обжаловано в прокуратуру Иркутской области.

В ответ на жалобу МУП «Катангская ТЭК» прокуратура Иркутской области 28.05.2021г. указала на выявленные нарушения в деятельности Ербогаченского муниципального образования при установлении тарифов на подвоз воды, нарушение сроков рассмотрения заявлений регулируемой организации при установлении тарифов и размещения информации.

Кроме того, МУП «Катангская ТЭК» указывает на то, что администрация Ербогаченского муниципального образования отказывается подписывать договор на оказание услуг по доставке воды для ликвидации пожара в жилом секторе с.Ербогачен (жилые помещения граждан), что, по мнению Общества, подтверждает факт недобросовестного поведения со стороны администрации.

Рассмотрев представленные документы, пояснения сторон по делу, имеющиеся доказательства в материалах дела №038/01/10-1025/2021 Комиссия пришла к выводу о необходимости принятия заключения об обстоятельствах дела . Заключение об обстоятельствах дела от 29.09.2021 № 038/4748/21 направлено лицам участвующим в деле.

По обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 038/4748/21, МУП «Катангская ТЭК» представило дополнительные письменные пояснения, в том числе Уведомление (б/н, б/даты) для потребителей услуг водоснабжения с.Ербогачен, содержащее следующую информацию: с 15 мая 2021 года обязанность по организации водоснабжения с.Ербогачен лежит на администрации Ербогаченского муниципального образования в связи с тем, что у МУП «КатангскаяТЭК» отсутствует обязанность по оказанию услуг по подвозу холодной воды, договор безвозмездной аренды автотранспорта (водовозок) расторгается между сторонами. В случае неисполнения администрацией Ербогаченского муниципального образования возложенных обязанностей по организации водоснабжения потребителям с.Ербогачен в целях предотвращения чрезвычайной ситуации МУП «Катангская ТЭК» продолжит осуществлять подвоз холодной питьевой воды потребителям на собственном автотранспорте по утвержденному тарифу на 2021 год .

Поскольку Уведомление представлено после вынесения заключения по обстоятельствам дела, Комиссия Иркутского УФАС России отложила рассмотрение дела № 038/01/10-1025/2021.

Рассмотрев представленные документы, пояснения сторон по делу, имеющиеся доказательства в материалах дела №038/01/10-1025/2021 Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

МУП «Катангская ТЭК» занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения путем подвоза воды в границах с. Ербогачен Катангского района Иркутской области.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается, в том числе, в одной из следующих форм: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим. В связи с этим злоупотреблением доминирующим положением может быть признано также любое деяние, которое прямо не запрещается конкретным пунктом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако содержит все признаки злоупотребления доминирующим положением, определенные общим запретом злоупотребления доминирующим положением. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2015 года № 185-0, в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции называются наиболее распространенные виды злоупотреблений доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц. Из содержания данной нормы следует, что в ней приведен лишь примерный общий перечень запрещенных действий, и соответственно, он носит открытый характер (Разъяснение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 07.06.2017 года № 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Для квалификации действий по указанной статье необходимо наличие, как доминирующего положения, так и факта совершения хозяйствующим субъектом запрещенных действий (бездействия) на соответствующем товарном рынке, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц.

При этом Закон о защите конкуренции направлен, в том числе, на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона).

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

МУП «Катангская ТЭК», заключив с потребителями договоры на водоснабжение жилого дома (домовладения), приняло на себя обязательства по оказанию круглогодичного подвоза холодной питьевой воды в необходимых объемах согласно графика поставки.

Нормами пункта 8 части 3 статьи 21 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

При этом прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения (часть 5 статьи 21 Закона №416-ФЗ).

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644), определен порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены.

Материалами дела подтверждается, что угроза прекращения водоснабжения населения (подвоз воды) не обусловлена наличием задолженности потребителей по оплате за предоставленные услуги.

Следовательно, основания для направления уведомлений о прекращении оказания услуг водоснабжения (подвоз воды) населению отсутствуют.

Угроза прекращения водоснабжения (подвоза воды) населения не устранена. МУП «Катангская ТЭК», угрожая прекратить подвоз воды населению, злоупотребляет своим положением, пытается оказать давление на администрацию, в том числе, побудить администрацию оплатить задолженность или найти иного поставщика услуги.

Уведомления о прекращении подвоза воды направлены в адрес администрации Ербогаченского муниципального образования и доведены до неопределенного круга потребителей после обращения администрации в Арбитражный суд Иркутской области, что также подтверждает факт попытки оказать давление на администрацию, в том числе путем возникновения негативной реакции населения на угрозу.

При этом наличие судебного спора между администрацией Ербогаченского муниципального образования и МУП «Катангская ТЭК», касающегося возмещения недополученного дохода и выплаты субсидий в соответствии с заключенными соглашениями, не может являться основанием для направления уведомлений о прекращении водоснабжения путем подвоза воды потребителям данной услуги.

Вне зависимости от того, что фактического прекращения оказания услуг не было, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о создании реальной угрозы ущемления интересов неопределенного круга потребителей, что является необходимым и достаточным условием для признания Общества злоупотребившим своим доминирующим положением.

Предостережение прокуратуры Катангского района от 09.04.2021г. подтверждает указанные выводы.

При этом прокуратурой Иркутской области указано на то, что предостережение прокуратуры Катангского района от 09.04.2021г. в части недопустимости нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении является обоснованным.

Доводы МУП «Катангская ТЭК» в части неподписания договора на оказание услуг по доставке воды для ликвидации пожара в жилом секторе с. Ербогачен (жилые помещения граждан), а также касающиеся недобросовестного поведения администрации Ербогаченского муниципального образования, а именно отказ в возмещении затрат на подвоз воды, допущенные нарушения при установлении тарифов на подвоз воды, нарушение сроков рассмотрения заявлений регулируемой организации при установлении тарифов и размещения информации, уклонение от подписания договора на подвоз воды непосредственно с Администрацией, не подтверждают отсутствие в действиях МУП «Катангская ТЭК» нарушения антимонопольного законодательства, поскольку договоры на подвоз воды заключены непосредственно с потребителями данной услуги и угроза прекращения подвоза сохраняется для потребителей. Вопросы, касающиеся возмещения затрат в рамках соглашения, заключения договоров должны быть решены в судебном порядке, без использования своего доминирующего положения и не создавая угрозы потребителям.

К доводам МУП «Катангская ТЭК» о направлении в расчетно-кассовый центр МУП «Катангская ТЭК» (с.Ербогачен , ул.Первомайская, 14) Уведомления для потребителей услуг холодного водоснабжения с. Ербогачен и размещение указанного Уведомления на информационном стенде РКЦ, Комиссия относится критически по следующим основаниям.

Во-первых, Уведомление представлено Комиссии только после получения МУП «Катангская ТЭК» заключения об обстоятельствах дела от 29.09.2021 (исх.№ 038/4748/21). Ни в ходе рассмотрения заявления администрации (вх.5067-ЭП/21), ни в ходе рассмотрения дела №038/01/10-1025/2021 МУП «Катангская ТЭК» не заявляло о наличии указанного уведомления, не представляла его в качестве доказательства отсутствия угрозы прекращения подвоза воды населению. Напротив, в ходе рассмотрения дела Общество представляло пояснения, из которых следует, что направление уведомлений о прекращении подвоза воды населению обусловлены необходимостью побудить администрацию Ербогаченского района возместить затраты по соглашению и принять меры по выбору иной ресурсоснабжающей организации.

Во-вторых, не представлено никаких доказательств направления Уведомления в адрес расчетно-кассового центра МУП «Катангская ТЭК», расположенного в с.Ербогачен, размещения Уведомления на информационном стенде РКЦ (отсутствуют материалы фотофиксации размещения информации, доказательства доведения информации, содержащейся в Уведомлении, до неопределенного круга потребителей с.Ербогачен), не дано пояснений о том, почему указанное уведомление не размещено в открытом доступе в информационной сети «Вайбер», так же как уведомления, содержащие угрозу прекращения оказания услуг по подвозу воды, либо в иных общедоступных местах.

Таким образом, объективных доказательств о его реальном размещении в общедоступном для потребителей месте, и, следовательно, о доведении информации до неопределенного круга потребителей МУП «Катангская ТЭК» не представило.

Тот факт, что МУП «Катангская ТЭК» не прекращало подвоз воды потребителям, позволяет сделать вывод о наличии возможности осуществлять данный вид деятельности.

Факт наличия признаков нарушений антимонопольного законодательства, а также возможность наступления неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц подтвержден материалами дела, в частности: уведомлениями МУП «Катангская ТЭК», содержащими угрозу прекращения оказания услуг по подвозу воды при отсутствии задолженности у населения перед ресурсоснабжающей организацией, размещением информации о прекращении подвоза воды в сети Интернет, а также наличием у МУП «Катангская ТЭК» доминирующего положения на рынке услуг холодного водоснабжения путем подвоза воды в границах с.Ербогачен Катангского района.

Фактические действия МУП «Катангская ТЭК» свидетельствуют о манипулировании Обществом своим доминирующим положением на рынке и содержат угрозу экономически или технологически необоснованного прекращения оказания услуг холодного водоснабжения, на которые имеется спрос потребителей.

Оценив представленные в материалы дела документы Комиссия установила, что из содержания уведомлений усматривается однозначное намерение МУП «Катангская ТЭК» на прекращение оказания услуг водоснабжения путем подвоза воды населению. Указанное в целом причиняет вред публичным интересам и нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Создание угрозы наступления негативных последствий для добросовестных потребителей коммунальных ресурсов достаточно для квалификации действий МУП «Катангская ТЭК» как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные документы, пояснения сторон по делу, имеющиеся доказательства в материалах дела №038/01/10-1025/2021 Комиссия пришла к выводу о необходимости принятия заключения об обстоятельствах дела . Заключение об обстоятельствах дела от 15.12.2021 № 038/5865/21 направлено лицам участвующим в деле.

По обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела от 15.12.2021 № 038/5865/21, МУП «Катангская ТЭК» представило дополнительные пояснения, в которых по существу повторяются доводы и пояснения, данные ответчиком в ходе рассмотрения дела № 038/01/10-1025/2021, и не содержат ссылок на новые существенные обстоятельства, которые не были рассмотрены Комиссией и могли бы свидетельствовать об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель МУП «Катангская ТЭК» подтвердил факт направления писем в адрес администрации Ербогаченского муниципального образования, содержащих угрозу прекращения подвоза воды потребителям с.Ербогачен. Представитель МУП «Катангская ТЭК» оценил действия Предприятия как ошибочные и неверные, направленные на побуждение администрации Ербогаченского муниципального образования к принятию мер по организации водоснабжения с.Ербогачен. Данные действия МУП «Катангская ТЭК» обусловлены обращением администрации Ербогаченского муниципального образования в арбитражный суд Иркутской области. При этом подвоз воды потребителям с.Ербогачен МУП «Катангская ТЭК» не прекращало.

Представитель администрации Ербогаченского муниципального образования поддержал доводы, изложенные в заключении об обстоятельствах дела от15.12.2021 № 038/5865/21, в полном объеме.

Таким образом, обстоятельства, которые могут повлиять на выводы Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/10-1025/2021 о наличии в действиях МУП «Катангская ТЭК» по делу о нарушении антимонопольного законодательства, отсутствуют.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п.5 ч.1 ст.49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку в действиях МУП «Катангская ТЭК» установлены обстоятельства, создающих угрозу негативных последствий для добросовестных потребителей услуг холодного водоснабжения с.Ербогачен, Комиссия Иркутского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам  рассмотрения представленных материалов, документов, письменных и устных  пояснений сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41,   частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Иркутского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Катангская ТЭК», занимающего доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения с.Ербогачен, нарушившим пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что выразилось в создании угрозы прекращения услуг водоснабжения (подвоз воды) для добросовестных потребителей с.Ербогачен и могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг водоснабжения (подвоз воды) с.Ербогачен.

2. Выдать МУП «Катангская ТЭК» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем принятия в десятидневный срок с даты получения предписания, необходимых и достаточных мер по отзыву уведомлений (сообщений) о прекращении МУП «Катангская ТЭК» подвоза воды потребителям с.Ербогачен, а также доведения общедоступными средствами до неопределенного круга потребителей услуг водоснабжения информации об отсутствии угрозы прекращения услуг холодного водоснабжения (подвоза воды) для потребителей с.Ербогачен.

3.  Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении МУП «Катангская ТЭК» к административной ответственности.

4.    Решение направить сторонам по делу № 038/01/10-1025/2021.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 ФЗ №135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»).

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны