Постановление №038/280/22 постановление от 22 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Постановление

о назначении административного наказания по делу №038/04/14.31-466/2022

об административном правонарушении

 

Дата рассмотрения: «20» июля 2022г.                                                                                                                        г.Иркутск

Заместитель руководителя Иркутского УФАС России — начальник отдела по борьбе с картелям Кудьярова Вера Валерьевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №038/04/14.31-466/2022 и протокол об административном правонарушении №038/87/22 от 06.06.2022г. в отношении ООО «Ушаковская» (664511, Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Муруйская 7, ИНН 3827026265, ОГРН 1073827002941), в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела №038/04/14.31-466/2022 (вручено 02.07.2022г.),

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО «Бородино» (вх. №7460/21 от 08.06.2021г.) о нарушении ООО «Ушаковская» (Иркутский р-н, с. Пивовариха, ул. Муруйская 7, ИНН 3827026265) антимонопольного законодательства путем ограничения подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения мкр. Современник п. Дзержинск, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

ООО «Ушаковская» является ресурсоснабжающей организацией по поставке горячей воды в целях оказания коммунальной услуги «горячее водоснабжение» и по поставке тепловой энергии  на территории Дзержинского муниципального образования Иркутского района. ООО «Ушаковская» является единственным поставщиком данных услуг в п.Дзержинск Иркутской области.

ООО «Бородино» управляет общим домовым имуществом многоквартирных домов 1-19, 21-214, 28  мкр. Современник п. Дзержинск на основании договоров управления с собственниками жилых помещений.

Собственниками квартир указанных домов заключены прямые договоры теплоснабжения с ООО «Ушаковская», согласно которых под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Письмом от 12.05.2021г. №243 ООО «Ушаковская» уведомила ООО «Бородино» и жителей указанных домов, что в период с 15.05.2021г. по 15.06.2021г. будет прекращена подача тепловой энергии в многоквартирные дома мкр.Современник, в связи с проведением плановых работ по подготовке к осенне-зимнему отопительному сезону 2021-2022.

Поскольку многоквартирные дома в мкр.Современник имеют закрытую систему горячего водоснабжения, соответственно прекращение подачи тепловой энергии привело к отсутствию горячего водоснабжения.

Также 19.05.2021г. ООО «Ушаковская» выдало ООО «Бородино» предписание №227 о подготовке систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирных домов к отопительному периоду 2021/2022 и приему тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения с 01.06.2021г.

Ввиду того, что предполагаемые сроки ремонтных работ, а как следствие, отсутствие у граждан горячего водоснабжения более чем 14 суток, со стороны собственников подана жалобы в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области, которая выдала предостережение ООО «Ушаковская» о недопустимости нарушения обязательных требований жилищного законодательства РФ (от 20.05.2021г. №02/86-7438/21) в части недопущения нарушения сроков отключения горячего водоснабжения.

Впоследствии возобновление ООО «Ушаковская» подачи тепловой энергии было поставлено в зависимость от выполнения ООО «Бородино» всех работ, перечисленных в предписании №227.

ООО «Бородино» в адрес ООО «Ушаковская» 20.05.2021г. был направлен график проведения промывки системы теплоснабжения, который 24.05.2021г. утвержден ООО «Ушаковская».

ООО «Бородино» проведены гидропневматическая промывка в отношении многоквартирных домов № 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 28 в мкр. Современник, а также  гидропневматическая промывка и гидравлические испытания (опрессовка) в отношении многоквартирных домов №17, 18, 19, 22 в мкр. Современник. Инженер ООО «Ушаковская»  Петров М.В. присутствовал при проведении указанных работ. 

То есть ООО «Бородино», несмотря на то, что считало выданное предписание №227 необоснованным, предпринимало все зависящие от него действия, для выполнения требуемых работ и возобновления подачи тепловой энергии для нужд ГВС.

При этом в  период с  17.05.2021г. по 04.06.2021г. в МКД мкр Современник п. Дзержинск отсутствовало горячее водоснабжение.

Подача тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения многоквартирных домов мкр. Современник, ООО «Ушаковская» возобновлена 04.06.2021г., т. е. более чем через 14 суток.

ООО «Бородино», посчитав действия ООО «Ушаковская» по ограничению подачи тепловой энергии для нужд ГВС незаконными и нарушающими  права граждан, проживающих в мкр Современник п. Дзержинск, обратилось с жалобой в Иркутское УФАС России.

Аналогичные доводы содержатся в обращении собственников МКД 1-19, 21-24,28 мкр. Современник пос.Дзержинск, поступившей в Иркутское УФАС России 15.11.2021г. (вх.14718-ЭП/21).

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции)  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Иркутским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции, по результатам которого установлено, что в период исследования (в  2020г. и с  01.01.2021г по 15.05.2021г.) ООО «Ушаковская» занимало доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией с долей 100%.

С учетом изложенных обстоятельств, Приказом Иркутского УФАС России №038/234/21 от 07.09.2021г. было возбуждено дело №038/01/10-1571/2021 в отношении ООО «Ушаковская» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 19.11.2021 №038/1554/21 в связи с необходимостью получения и анализа дополнительных документов, имеющих значение для рассмотрения дела,  соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения дела №038/01/10-1571/2021 продлен на 6 месяцев.

В ходе рассмотрения дела комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона  (управляющая организация) по заданию другой  стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему  содержанию и ремонту  общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

ООО «Бородино», являясь управляющей компанией, выступает в интересах и в защиту  нарушенных прав собственников помещений в многоквартирных домах мкр. Современник  в силу прямого указания в законе и на основании заключенных договоров  управления.

Заявитель считает действия ООО «Ушаковская» по ограничению подачи тепловой энергии для нужд ГВС незаконными  по следующим основания.

Согласно пункту 117 Правил предоставления коммунальных услуг  (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354; далее Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно  уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

ООО «Ушаковская» письмом от 12.05.2021г. №243 уведомила ООО «Бородино» и жителей  домов мкр Современник пос. Дзержинск о прекращении подачи тепловой энергии в дома в период с 15.05.2021г. по 15.06.2021г., т. е. с нарушением установленного п.117 Правил предоставления коммунальных услуг срока.

При этом согласно представленной ведомости учета параметров потребления тепла в системе теплоснабжения с 14.05.2021г. по 30.06.2021г.  тепловая энергия для нужд ГВС в МКД  мкр. Современник п. Дзержинск отсутствовала в период с 17.05.2021г. по 04.06.2021г.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, являясь ресурсоснабжающей организацией ООО «Ушаковская» несет обязанность по обеспечению нормативного уровня и бесперебойного обеспечения предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей многоквартирных домов мкр.Современник.

ООО «Ушаковская» направило в адрес ООО «Бородино» предписание №227 от 19.05.2021г. о подготовке систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирных домов мкр. Современник пос.Дзержинск к отопительному сезону 2021/2022г.г. и приему тепловой энергии для нужд ГВС с 01.06.2021г., установив в нем требования  по  осуществлению технических мероприятий, касающихся подачи тепловой энергии для нужд ГВС, а также  указав на наступление административной ответственности в случае неисполнения предписания.

При этом порядок оценки готовности к отопительному сезону определен Федеральным законом «О теплоснабжении», а также Правилами оценки готовности к отопительному периоду (утв.Приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. № 103; далее Правила оценки), согласно которым для осуществления проверки Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления создаются комиссии, которые непосредственно осуществляют проверку, по итогам которой теплоснабжающая или теплосетевая организация, а также потребители признаются подготовленными к отопительному сезону, либо комиссия выносит замечания, которые должны быть устранены в конкретный срок.

Следовательно,  проверка  ООО «Бородино» на готовность к отопительному сезону со стороны ООО «Ушаковская», выдача предписания о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону, а также ограничение поставки тепловой энергии для нужд ГВС потребителям на основании указанного предписания, незаконно и  не относится к  полномочиям  ООО «Ушаковская».

ООО «Ушаковская» объяснило выдачу предписания в части выполнения мероприятий по подготовке системы отопления, горячего водоснабжения и утверждение срока его выполнения до 01.06.2021г. пунктами 9.2.13, 9.1.59, 9.2.9, 9.2.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24.03.2003г. №115 (далее- Правил №115), тогда как указанные Правила №115 направлены на урегулирование вопросов, связанных с подготовкой тепловых энергоустановок к началу отопительного сезона, и не  регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.

Так в силу пункта 9.2.12 Правил №115  испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

В соответствии с Правилами оценки акт проверки готовности к отопительному периоду должен составляться ежегодно до 15 сентября.

Таким образом, требования ООО «Ушаковская» о  выполнении  ООО «Бородино» гидравлических испытаний и промывки систем отопления в срок до 01.06.2021г. неправомерны.

Никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта "а" пункта 31, пункта 32 Правил N354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

На основании подпункта "в" пункта 3 Правил N354 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.

Согласно п. 4 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении  допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09): п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20 и зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.05.2009г. №13891, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

СанПиН 2.1.4.2496-09 не устанавливает отдельных сроков на проведение испытания тепловых сетей на плотность и прочность системы централизованного теплоснабжения и отдельных сроков на устранение выявленных дефектов на системах центрального теплоснабжения. Из буквального толкования пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что законодателем установлен предельный срок отключения горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов.

СанПиН 2.1.4.2496-09 в силу пункта 1.2 является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Проведение испытаний тепловых сетей на плотность и прочность и последующее устранение выявленных дефектов, сопряженные с отключением горячей воды, должны быть завершены в 14-дневный срок. Нарушение такого срока путем его произвольного самостоятельного регулирования обязанными лицами недопустимо, поскольку, безусловно, влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и в необходимом объеме, а иных хозяйствующих субъектов - на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг и надлежащее исполнение обязанностей.

В ходе рассмотрения дела ООО «Ушаковская» представлены письменные пояснения и документы (сведения), в которых Общество указывает на отсутствие состава нарушения антимонопольного законодательства, поскольку, во-первых, не является  поставщиком горячего водоснабжения в многоквартирные дома мкр. Современник в п. Дзержинск, договоры на поставку горячего  водоснабжения c потребителями не заключались, соответственно, не вводило ограничение горячего водоснабжения.

В соответствии с Договорами теплоснабжения, заключенными между ООО «Ушаковская» и собственниками многоквартирных домов п. Дзержинск, мкр. Современник, «теплоснабжающая организация» обязуется поставлять «потребителю» через присоединенную тепловую сеть энергию (далее – коммунальный ресурс) установленного качества до границы сетей, входящих в состав общедомового имущества в многоквартирном доме, а «потребитель» обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, а также обеспечивать соблюдение предусмотренного договором режима ее потребления, исправность внутридомовых сетей и используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, собственными силами или специализированными организациями.

ООО «Ушаковская» взяло на себя обязательства по передаче тепловой энергии, в том числе для горячего водоснабжения, что подтверждается выставляемыми ООО «Ушаковская» счетами на оплату жильцам МКД  мкр. Современник в п. Дзержинск, где теплоноситель для обеспечения ГВС указывается отдельно и не включается в услуги по отоплению.

ООО “Ушаковская” полагает, что правомерно  прекратило подачу тепловой энергии в связи с окончанием отопительного сезона на основании постановления Администрации Иркутского муниципального образования «Об окончании отопительного сезона 2020-2021» №240 от 11.05.2021г..

Также согласно пояснениям ООО «Ушаковская», выдача Предписания № 227 от 19.05.2021г. о необходимости  обеспечения своевременной и качественной подготовки систем теплопотребления домов, носит рекомендательный характер и согласуется с  Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. №103, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24.03.2003г. №115.

При этом  ООО «Ушаковская» указало, что причиной не возобновления подачи тепловой энергии послужило нарушение со стороны ООО «Бородино» сроков подготовки тепловых пунктов МКД  мр Современник к приему тепловой энергии для нужд ГВС, установленные предписанием № 227 от 19.05.2021г., в связи с чем подача тепловой энергии для нужд ГВС возобновлена только 04.06.2021г.

В материалы дела представлены акты проверки готовности к отопительному периоду 2020/2021 годов N б/н от 10.09.2020г., подписанные представителями ООО Ушаковская и ООО Бородино. Следовательно, на конец отопительного сезона заявителем было подтверждено, что многоквартирные дома мкр. Современник отвечали установленным требованиям и были готовы к отопительному периоду на момент выдачи предписания №227.

Наличие и (или) отсутствие нарушений во внутридомовых сетях не освобождает ресурсоснабжающую организацию от обязанности по обеспечению поставки до границы зоны эксплуатационной ответственности сторон теплоносителя, отвечающего установленным требованиям.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил N 103 проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Соответственно,  проверка готовности тепловых сетей к отопительному периоду не относится к полномочиям ООО «Ушаковская», то есть и Общесто не вправе самостоятельно проводить проверку выполнения ООО Бородино требований готовности к отопительному периоду, установленных Правилами N 103).

Рассмотрев представленные документы, пояснения сторон по делу, имеющиеся доказательства в материалах дела №038/01/10-1571/2021 Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

Пунктом 4 части 1 статьи 10  Закон о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий по указанной статье необходимо наличие, как доминирующего положения, так и факта совершения хозяйствующим субъектом запрещенных действий (бездействия) на соответствующем товарном рынке, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц.

В ходе рассмотрения дела наличие доминирующего положения подтверждено аналитическим отчетом, согласно которого ООО «Ушаковская» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергии.

Отключение ООО «Ушаковская», занимающей доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, многоквартирных домов от тепловой энергии  с нарушением установленного порядка уведомления, а также возобновление подачи тепловой энергии для нужд ГВС  04.06.2021г. с нарушением нормативного  срока, привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц — жителей мкр.Современник пос. Дзержинск, являющихся потребителями услуги.

Доводы ООО «Ушаковская» о том, что нормативный срок отключения подачи тепловой энергии для ГВС был нарушен по вине ООО «Бородино» комиссия Иркутского УФАС России считает необоснованным.

В соответствии с п. 1.6 Правил технической эксплуатации, надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.

ООО «Ушаковская» не является контролирующим органом осуществляющим надзор за исполнением настоящих Правил, Общество вышло за пределы своих полномочий, правом выдачи  выдачи каких-либо предписаний не наделено, соответственно предписание №227 от 19.05.2021г. по подготовке систем теплопотребления и тепловых сетей МКД мкр. Современник к отопительному периоду 2021-2022 и приему тепловой энергии для нужд ГВС с 01.06.2021г., выданное ООО «Бородино», является необоснованным и незаконным.

Пояснения ООО «Ушаковская» о том, что предписание №227 носит рекомендательный характер противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку именно в связи с неисполнением ООО «Бородино» требований, установленных в предписании №227, подача тепловой энергии не возобновлена в установленный срок.

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-1571/2021 определением № 038/1235/21 от 30.09.2021г. в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах была привлечена Служба государственного жилищного надзора Иркутской области.

Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, по результатам рассмотрения обращения граждан, выдано предостережение ООО «Ушаковская»   о недопустимости нарушения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации (от 20.05.2021г. исх.№02-86-7438/21) в части недопущения нарушения сроков отключения.

Закон о защите конкуренции направлен, в том числе, на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона),  необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается, в том числе, в одной из следующих форм: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим. В связи с этим злоупотреблением доминирующим положением может быть признано также любое деяние, которое прямо не запрещается конкретным пунктом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако содержит все признаки злоупотребления доминирующим положением, определенные общим запретом злоупотребления доминирующим положением. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2015 года № 185-0, в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции называются наиболее распространенные виды злоупотреблений доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц.

 Таким образом, действия ООО «Ушаковская» по прекращению подачи тепловой энергии для нужд ГВС мкр. Современник п. Дзержинск в нарушение порядка, установленного нормативными актами, что имеет своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей (жителей мкр.Современник

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п.5 ч.1 ст.49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку ООО «Ушаковская» возобновила подачу тепловой энергии для нужд ГВС 04.06.2021г., выдача предписания не требуется.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Определением №038/1788/21 от 27.12.2021г. рассмотрение дела №038/01/10-1571/2021 отложено в связи с принятием заключением об обстоятельствах дела и направлением в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела.

По обстоятельствам, изложенным в заключении  от 12.01.2022г. № 038/129/22, ООО «Бородино» представило пояснения, в которых поддержало заявленные доводы, дополнительно отметив, что ООО «Ушаковская» допустило нарушение абз.2 п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170), согласно которых  ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время, тогда как действия ООО «Ушаковская» осуществлялись в  весенний период.

Данный довод принимается Комиссией как обоснованный, поскольку также подтверждает факт совершения ООО «Ушаковская» действий по прекращению подачи тепловой энергии для нужд ГВС в нарушение порядка, установленного нормативно- правовыми актами. ООО «Ушаковская» заключение об обстоятельствах дело получено (уведомление о вручении почтового отправления № 80087468288375), возражений не представлено. Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев позиции сторон по делу, приходит к выводу о том, что все доводы лиц, участвующих в деле, отражены в Заключении, им дана надлежащая правовая оценка в ходе рассмотрения дела №038/01/10-1571/2021.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что действия ООО «Ушаковская», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией, выразившиеся путем прекращения подачи тепловой энергии для нужд ГВС в нарушение порядка, установленного нормативно-правовыми актами, что могло иметь своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей, нарушают п.4  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Иркутского УФАС России вынесено решение N038/74/22 от 27.01.2022г. о признании ООО «Ушаковская» нарушившими ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Указанное решение N038/74/22 послужило поводом для составления  протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Ушаковская» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Место совершения административного правонарушения – Иркутская обл., Иркутский р-н, п. Дзержинск, мкр.Современник.

Время совершения административного правонарушения – 31.05.2021г.

В соответствии с требованиями части 6 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Решение Иркутского УФАС России № 038/74/22 в полном объеме изготовлено 27.01.2022г. Срок давности привлечения к административной ответственности истекает 26.01.2023г.

Субъектом правонарушения является ООО «Ушаковская» (664511, Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Муруйская 7, ИНН 3827026265, ОГРН 1073827002941).

Субъективную сторону деяния характеризует вина.  ООО «Ушаковская» осознавало незаконность совершаемых им действий, признаваемых недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, следовательно, имело возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ООО «Ушаковская» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований антимонопольного законодательства, не представлено.

Действия ООО «Ушаковская», занимающего доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации, что выразилось в совершении действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, поскольку могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

При назначении размера штрафа, в соответствии со ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывается характер правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, не требует установления характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением.

Поскольку правонарушение является формальным, оно представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, формальных требований публичного права.

Согласно сведениям представленной бухгалтерской отчетности (формы №1 и №2 по ОКУД) ООО «Ушаковская», убытки за 2021г. составили 7 541 тысяч рублей (отчет о прибылях и убытках), что характеризует финансовое состояние ООО «Ушаковская» как неустойчивое.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного
наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного
правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций -
получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства
юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям,
включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый
реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается
в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II
настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных
правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, в случае, если санкцией статьи (част статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации о административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированные некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего
предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

ООО «Ушаковская» внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016г. в качестве малого предприятия (регистрационный номер №ЮЭ9965-22-17139291). Следовательно, к ООО «Ушаковская» применяются положения ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ.

В качестве смягчающего обстоятельства может быть принят тот факт, что правонарушение ч.1 ст.14.31 КоАП РФ совершено впервые.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

В ходе рассмотрения дела №038/04/14.31-466/2022 в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения, а также установлена имеющаяся возможность соблюдения со стороны ООО «Ушаковская» установленных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела №038/04/14.31-466/2022 об административном правонарушении рассмотрен вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких–либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично–правовому порядку деятельности, поскольку правонарушение является формальным, оно представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, формальных требований публичного права. Таким образом, отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не установлено.

На основании изложенного, заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России Кудьярова Вера Валерьевна, рассмотрев представленные документы (информацию), протокол № 038/87/22 от 06.06.2022г. об административном правонарушении, принимая во внимание обстоятельства, при которых совершено нарушение, степень вины нарушителя, характер правонарушения, а также исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, руководствуясь ст. ст. 1.7, 3.5, 4.1., 4.2, 4.3, ч. 1 ст.14.31, 23.48, 29.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Ушаковская» (664511, Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Муруйская 7, ИНН 3827026265, ОГРН 1073827002941), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч рублей) рублей.

 

В соответствии с п.1 ст. 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по мест нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или иными законодательными актами Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН 3811020966 КПП 380801001 УФК по Иркутской области (Иркутское УФАС России л/с 04341437710); Банк получателя: отделение Иркутск/ УФК по Иркутской области г. Иркутск, номер казначейского счета 03100643000000013400, номер банковского счета, входящего в состав ЕКС 40102810145370000026, БИК 012520101, КБК 161 1 16 01141 01 0031 140; ОКТМО 25701000.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8(3952)243226).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях , должностное лицо, вынесшее постановление, согласно ч.5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с п. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления к исполнению – 2 года.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны