Решение №038/406/21 Решение от 16 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;  члены Комиссии: <…..>; <…..>

при участии представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Иркутский национальный исследовательский технический университет (далее – заказчик) <…..>; <…..>; <…..>;

в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Бриз-Кама» (далее – заявитель, ООО «Бриз-Кама»);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона «Поставка средств индивидуальной защиты», извещение № 0334100025621000012 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

                                                                                                                   

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 08 апреля 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя жалобы, документация аукциона в электронной форме не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно заказчиком не применена обязательная характеристика товара: Тип противогаза по назначению. Заявитель утверждает, что отсутствие в описании объекта закупки указания на тип противогаза по назначению (гражданский или промышленный) приводит к невозможности производства и поставки товара, а также надлежащей его сертификации.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 31 марта 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0334100025621000012, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 712 400 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование .

В силу части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Федеральный закон №44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Частью 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что Федеральный закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28 декабря 2010 года №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

На основании анализа указанных норм, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

В рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Иркутского УФАС пришла к выводу, что установленные заказчиком в части III документации о проведении электронного аукциона «Спецификация на поставку средств индивидуальной защиты» требования к техническим, качественным характеристикам товара сопровождаются потребностью заказчика.

Указанный в части III документации о проведении электронного аукциона «Спецификация на поставку средств индивидуальной защиты» товар к поставке «противогаз фильтрующий» отражен в ГОСТ 12.4.121-2015 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие», согласно части 1 данного стандарта он распространяется на фильтрующие противогазы, предназначенные для защиты органов дыхания, глаз и лица персонала промышленных предприятий от опасных химических веществ (ОХВ) и вредных веществ, и устанавливает общие технические условия. В части 1 ГОСТ 12.4.121-2015 указано, что он не распространяется на гражданские противогазы.

В свою очередь, противогазы для гражданского населения («гражданский противогаз») входят в область распространения ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие». Согласно п. 1.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014 не распространяется на промышленные противогазы.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки документации об электронном аукционе нет ссылки на тот или иной ГОСТ.

Исходя из функциональных характеристик, необходимых заказчику, допускается к поставке как «Гражданский», так и «Промышленный» тип противогаза.

Согласно пояснениям заказчика, позиция КТРУ 32.99.11.110-00000003, не содержит возможности при использовании характеристик КТРУ заказчиком использовать дополнительные характеристики, тем самым лишая возможности заказчика установить требование к важной для заказчика характеристики, а именно: «Масса комбинированного фильтра не должна превышать 500 г для обеспечения возможности его применения без использования соединительной трубки». В КТРУ 32.99.11.110-00000003 данная характеристика отсутствует. В отношении необходимости для заказчика данной характеристики заказчик поясняет следующее: при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, не возможно использовать средства индивидуальной защиты с использованием соединительной трубки между противогазом и фильтром, так как это несет дополнительные риски получения травм участников и снижает эффективность проведения вышеупомянутых работ.

Следовательно, описание дополнительных характеристик товара полностью соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ.

Комиссия установила, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата – закупка средств индивидуальной защиты органов дыхания, необходимых для снижения рисков получения травм участников; при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие указанной потребности заказчика.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что описание объекта закупки, указанное заказчиком, является невыполнимым, ограничивает права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.

По окончанию срока подачи заявок 08 апреля 2021 года на участие в электронном аукционе поступили заявки от 3 (трех) участников закупки. В аукционе приняли участие и подали ценовые предложения 3 (три) участника.

С учетом изложенного, Комиссия полагает необходимым признать доводы заявителя необоснованным.

 

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Бриз-Кама» необоснованной.
  2. Направить копию решения сторонам по жалобе.
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>;

 

Члены комиссии                                                                         

 

 

 

 

<…..>; <…..>;

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны