Решение №038/186/22 решение;признание;15;1;3;ГБУЗ "Иркутское областное патологоа... от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ


Дата заседания 04.03.2022 г. Иркутск


Резолютивная часть решения оглашена «04» марта 2022г.

Полный текст решения изготовлен «___» марта 2022г.


Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе: ,

в отсутствие представителей ГБУЗ «ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЕ БЮРО»,

в отсутствие представителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей),

рассмотрев дело №038/01/15-136/2022, возбужденное по признакам
нарушения ГБУЗ «ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЕ
БЮРО» (ИНН 3812009404) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. No135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по
Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило заявление,
Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на действия ГБУЗ "Иркутское
областное патологоанатомическое бюро", связанные с нарушением требований
Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
По результатам проведенного антимонопольного расследования Иркутским
УФАС России установлено следующее.

Положениями п.2.1 Устава ГБУЗ "Иркутское областное
патологоанатомическое бюро" (далее - Устав) учреждение создано в целях
совершенствования лечебно-профилактической помощи населению, путем
улучшения прижизненной диагностики заболеваний, уточнение причин смерти,
обеспечение достоверных данных государственной статистики причин смерти,
повышение квалификации лечащих врачей и осуществление анализа дефектов
диагностики и лечения.

Согласно п. 2.2 Устава учреждение в соответствии с целями, для которых оно
создано, осуществляет следующие основные виды деятельности:
1) проведение морфологического исследования операционного, биопсийного
материала для закрепленных за учреждением стационаров областных
государственных учреждений здравоохранения.
2) патологоанатомические исследования тел умерших больных в закрепленных
за учреждением стационарах областных государственных учреждений
здравоохранения, а также всех случаев материнской смертности в Иркутской
области.
В соответствии с п.п. 3 пункта 2.4 Устава ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" содержит вид деятельности учреждения: ритуальные услуги (п.п.3) - (услуги по бальзамированию тел умерших, услуги по санитарно-косметической обработке тел умерших, предпохоронное сохранение тел умерших в холодильной камере).

В силу ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органа мместного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ч.1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается
некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ,
оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных
законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов
государственной власти (государственных органов), органов публичной власти
федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки,
образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не
являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это
служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующее
указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных
документах. Оказание ритуальных услуг не отвечает целям деятельности
учреждения.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" является некоммерческой организацией, которое создано с целью реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Иркутской области в сфере здравоохранения.

Согласно Уставу ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро"
наделено правом осуществлять иные виды деятельности, в том числе приносящие
доход — ритуальные услуги (п.п.3) - (услуги по бальзамированию тел умерших,
услуги по санитарно-косметической обработке тел умерших, предпохоронное
сохранение тел умерших в холодильной камере).

Таким образом, наделение ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" функциями хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги, не
относящихся к основному виду деятельности, приводит к созданию
преимущественных условий деятельности Учреждения, что может привести к
ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
No038/01/15-136/2022 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению
данного дела установлено следующее:

В соответствии с п.10.7 Порядка по делам возбужденным по признакам
нарушения ч.1 и ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции анализ состояния
конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение
временного интервала исследования; определение географических границ товарного
рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; оценка изменения
состояния конкуренции на товарным рынке в следствии рассматриваемых действий.

Выводы о временном интервале исследования.

Исходя из цели исследования, руководствуясь п.2.2 Порядка проведения
анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС
России от 28.04.2010г. No220 (далее — порядок), проводится перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в ходе которого определяется состояние конкуренции на момент совершения действий, т.е. временной интервал
исследования установлен с даты принятия Министерством здравоохранения
Иркутской области распоряжения о внесении изменений в Устав ГБУЗ "Иркутское
областное патологоанатомическое бюро" — 24.02.2016г. по дату возбуждения дела
No038/01/15-136/2022 — 03.02.2022г.

 

Выводы о продуктовых границах рынка.

Деятельность по оказанию ритуальных услуг, согласно классификатору ОК 029- 2014, входит в группировку «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» - код по ОКВЭД 96.03.

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о
защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем
или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том
числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное
назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и
другие параметры.

Ритуальные услуги в силу своей специфики одинаковы по своим
функциональным признакам и, следовательно, не имеют взаимозаменяемых услуг.
Таким образом, руководствуясь п.3.4 Порядка продуктовые границы установлены в границах товарной группы - ритуальные услуги.

Выводы о территориальных границах рынка.

ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" осуществляет
деятельность больничных организаций (код по ОКВЭД 86.10), имеет лицензию
Департамента здравоохранения Иркутской области на медицинскую деятельность.
Руководствуясь п.п «в» п.10.7 Порядка границы товарного рынка определены в
территориальных границах Иркутской области.

 

Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Иркутской
области в 2020-2021г. по виду деятельности ритуальные услуги на территории
региона действовало более 50 хозяйствующих субъектов. За период январь-декабрь
2021г. объем оказанных ритуальных услуг на территории Иркутской области
составил 754.8 млн. рублей.

Наделение ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро"
функциями хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги, не
относящихся к основному виду деятельности, приводит к созданию
преимущественных условий деятельности Учреждения, что может привести к
ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Комиссия Иркутского УФАС России заслушав доводы лиц, участвующих в
деле и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим
выводам.


Рынок ритуальных услуг является конкурентным. Целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли.

Следовательно, ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро", оказывая ритуальные услуги, заинтересовано в привлечении как можно большего числа потребителей ритуальных услуг. Принимая во внимание неизбежность факта погребения умерших, можно предположить возможность возникновения ситуации,
при которой оказание ритуальных услуг Учреждением может способствовать к
понуждению граждан к заключению договоров на оказание ритуальных услуг
именно с данным учреждением, что может нарушить право на свободный выбор
субъекта, оказывающего ритуальные услуги, что в итоге приводит к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В соответствии с ч.2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение
выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления
признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3,
14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о
нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7,14.8 и 15
настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения
срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ГБУЗ "Иркутское
областное патологоанатомическое бюро" признаков нарушения антимонопольного
законодательства, предусмотренного частями 1,3 статьи 15
Закона о защите конкуренции», выразившихся во включении в пункт 2.4 Устава ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" вида деятельности учреждения: ритуальные услуги (п.п.3) - (услуги по бальзамированию тел умерших, услуги по санитарно-косметической обработке тел умерших, предпохоронное сохранение тел умерших в холодильной камере), что приводит (может) привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции» выдано предупреждение от 22.12.2021г. No038/6006/21 о необходимости прекращения указанных действий путем исключения подпункта 3 пункта 2.4 из Устава ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" в срок до 21.01.2022г.

Согласно ч. 5 ст. 39.1. Закона о защите конкуренции предупреждение
подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок,
указанный в предупреждении.

Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем
десять дней.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и
при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок
предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен
антимонопольным органом.

ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" обратилось в Иркутское УФАС России с ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения 038/6006/21 от 22.12.2021 (вх. No 1243-ЭП/22 от 01.02.2022г.).

Установлено, что доводы указанные в ходатайстве о
продлении срока исполнения предупреждения не являются мотивированными и не
могут служить достаточным основанием для продления срока выполнения
предупреждения,
Вместе с этим, ГБУЗ "Иркутское областное
патологоанатомическое бюро" несвоевременно обратилось в Иркутское УФАС
России с ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения
No038/6006/21 от 22.12.2021 (вх. No 1243-ЭП/22 от 01.02.2022г.),
в связи с чем принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока
исполнения предупреждения.

В настоящее время ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" приказом №239 от 16.12.2021г. приостановило оказание платных ритуальных услуг в полном объеме. Также учреждение 10.11.2021г. направило в адрес Министерства здравоохранения Иркутской области информацию о внесении изменений в Устав учреждения по исключению вида деятельности, приносящего доход — подготовка тел умерших к захоронению.

Вышеуказанные изменения были согласованы Министерством здравоохранения Иркутской области. Согласно устных пояснений представителей ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" данных в ходе рассмотрения дела в настоящее время осуществляется процедура внесения в ЕГРЮЛ изменений Устава учреждения.

Комиссия Иркутского УФАС России при рассмотрении дела 038/01/15-
136/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность
имеющихся доказательств, приходит к выводу, что в действиях ГБУЗ "Иркутское
областное патологоанатомическое бюро" содержатся признаки нарушения ч.1 и ч.3
ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во включении в пункт 2.4 Устава
ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" вида деятельности
учреждения: ритуальные услуги (п.п.3) - (услуги по бальзамированию тел умерших,
услуги по санитарно-косметической обработке тел умерших, предпохоронное
сохранение тел умерших в холодильной камере), а также в совмещении функций
хозяйствующего субъекта и функций органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, в связи с чем вышеуказанные действия ГБУЗ "Иркутское
областное патологоанатомическое бюро" приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии No038/
794/22
от 25.02.2022г. об обстоятельствах дела No 038/01/15-136/2022.

В адрес антимонопольного органа возражения на вышеуказанное заключение не представлены.

Таким образом, обстоятельства, которые могут повлиять на выводы Комиссии
Иркутского УФАС России по рассмотрению дела No038/01/15-136/2022. о наличии в
действиях ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью
1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального
закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия
Иркутского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" (664049, Иркутская область, г. Иркутск, Юбилейный мкр, д. 100 ИНН 3812009404) нарушившим ч.1 и ч.3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. No135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с совершением действий, выразившихся во включении в пункт 2.4 Устава ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" вида деятельности учреждения: ритуальные услуги (п.п.3) - (услуги по бальзамированию тел умерших, услуги по санитарно-косметической обработке тел умерших, предпохоронное сохранение тел умерших в холодильной камере), а также в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем вышеуказанные действия ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Предписание об устранении допущенного нарушения ГБУЗ "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" не выдавать.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для
решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение к административной
ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ГБУЗ ИОПАБ
ИНН 3812009404, ОГРН 1033801755415
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области
ИНН 3811087738, ОГРН 1053811066308