Решение №038/693/22 решение;признание;15;1;Отдел по УМИ Железнодорожного МО от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




ООО «Иркутскэнергосбыт»

ул. Лермонтова, дом 257, офис 802, Иркутск, 664033


Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования

Ленина ул., д.68, р.п. Железнодорожный, Усть-Илимский район, Иркутская область, 666660






РЕШЕНИЕ


г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен «___»июля 2022 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Александров В.С. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области;

Члены Комиссии:

Иванова В.В. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области;

Кузнецов Д.Е. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области;

рассмотрев дело №038/01/15-828/2022 от 06.06.2022 г., возбужденное по признакам нарушения Отделом по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии представителя заявителя - ООО «Иркутскэнергосбыт» – Шашиловой Т.П. (доверенность № 621 от 11.10.2021г.);

в отсутствие представителя ответчика – Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,


УСТАНОВИЛА:


В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило заявление ООО «Иркутскэнергосбыт» (вх. № 15227 от 06.12.2017г.) на действия Отдела по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования (далее – Отдел по управлению имуществом), выразившиеся в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов.

По результатам проведения антимонопольного расследования по указанному заявлению Иркутским УФАС России установлено следующее.

Отделом по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования с Акционерным обществом работников Народное предприятие «Концессия-Илим» (ИНН 3817046897) (далее – АОР НП «Концессия-Илим») без проведения торгов заключен договор № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования. Предметом указанного договора являются объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения расположенные на территории Железнодорожного муниципального образования, согласно с актом приема-передачи, являющимся приложением к договору.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Для реализации положений Закона № 103-ФЗ Приказом ФАС России от 24.12.2013 № 872/13 внесены соответствующие изменения в Правила (Приказ ФАС России № 67), которые вступили в силу 11.03.2014.

Так, согласно пункту 3.1. Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по концессионному соглашению.

На основании анализа в системной взаимосвязи соответствующих положений Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», в период с 08.05.2013 до 01.01.2015 передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находящимися в муниципальной собственности, могла осуществляться по договорам их аренды, а в период с 01.01.2015 по концессионным соглашениям, заключенным только по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Таким образом, договор № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования, заключенный Отделом по управлению имуществом с АОР НП «Концессия-Илим» с нарушением действующего законодательства, что влечет его ничтожность.

Однако, фактическое пользование объектами «переданными» по вышеуказанному договору осуществлялось АОР НП «Концессия-Илим», стороны исполнили вышеуказанный ничтожный договор, тем самым создавая препятствия к осуществлению деятельности (пользованию «переданными» объектами другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, которые могли бы использовать их на основании концессионного соглашения).

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.

Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 Закона о концессионных соглашениях.

Концессионное соглашение в соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях может быть заключено также по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона (концессионеров) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Согласно ч.4.2 ст.37 Закона о концессионных соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

В соответствии с ч.4.4 ст.37 Закона о концессионных соглашениях орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона о концессионных соглашениях решений.

В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым ч. 4.1 ст.37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (ч.4.7 ст.37 Закона о концессионных соглашениях).

Если в сорока пятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом о концессионных соглашениях к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым ч.4.1 ст.37 Закона о концессионных соглашениях, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса (части 1 и 4.10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях).

В администрацию Железнодорожного муниципального образования 09.02.2017г. (вх. № 148 от 09.02.2017г.) поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения АОР НП «Концессия-Илим». 11.02.2017г. отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования на Интернет-сайте torgi.gov.ru размещено сообщение № 110217/15685648/01 о предложении инвестора. 30.03.2017г. на заседании рабочей группы по рассмотрению предложения АОР НП «Концессия-Илим» о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области, принято решение о заключении концессионного соглашения с АОР НП «Концессия-Илим» без проведения конкурса в связи с отсутствием заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Концессионное соглашение № 110217/15685648/01 от 10.05.2017г. в отношении объектов водоснабжения и водоотведения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области зарегистрировано в органе Росреестра 15.08.2017г.

Администрации Железнодорожного муниципального образования 01.03.2017г. (вх. № 229 от 01.03.2017г.) поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения АОР НП «Концессия-Илим». 14.04.2017г. отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования на Интернет-сайте torgi.gov.ru размещено сообщение № 140417/15685648/02 о предложении инвестора. 31.05.2017г. на заседании рабочей группы по рассмотрению предложения АОР НП «Концессия-Илим» о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области, принято решение о заключении концессионного соглашения с АОР НП «Концессия-Илим» без проведения конкурса в связи с отсутствием заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Концессионное соглашение с АОР НП «Концессия-Илим» не заключено.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Ввиду изложенного действия Отдела по управлению имуществом, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения и водоснабжения АОР НП «Концессия-Илим» по договорам аренды, в нарушение действующего законодательства, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности такому хозяйствующему субъекту.

Таким образом, действия Отдела по управлению имуществом по заключению договора № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования, в нарушение действующего законодательства содержат признаки нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции», Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования выдано предупреждение № 16/18 от 16.03.2018г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи с передачей муниципального имущества по договору № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования заключенному с АОР НП «Концессия-Илим», в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг отдельным хозяйствующим субъектам, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области, являющегося предметом вышеуказанного договора, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 21.08.2018г.

Срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. неоднократно продлевался по ходатайству Отдела по управлению имуществом:

  1. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 13411-ЭП/18 от 19.09.2018г. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 28.12.2018г.

  2. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 17836-ЭП/18 от 11.12.2018г. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 01.07.2019г.

  3. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 9119-ЭП/19 от 26.06.2019. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 01.10.2019г.

  4. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 14243-ЭП/19 от 02.10.2019. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 01.03.2019г.

  5. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 3717/20 от 16.03.2020. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 16.09.2020г.

  6. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 15321/20 от 05.10.2020. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 22.12.2020г.

  7. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 19335-ЭП/20 от 22.12.2020. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 01.06.2021г.

  8. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 7124-ЭП/21 от 01.06.2021. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 01.11.2021г.

  9. По ходатайству Отдела по управлению имуществом вх. № 13964-ЭП/21 от 27.10.2021. срок исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. продлен до 26.04.2022г.

По окончанию срока исполнения предупреждения № 16/18 от 16.03.2018г. в адрес Иркутского УФАС России от Отдела по управлению имуществом не поступала информация об исполнении предупреждения, а также ходатайство о продлении срока.

Следовательно, предупреждение № 16/18 от 16.03.2018г. в установленный срок не исполнено Отделом по управлению имуществом.

Согласно ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Наличие вышеуказанных обстоятельств послужило поводом к возбуждению приказом № 038/190/22 от 06.06.2022г. в отношении Отдела по управлению имуществом дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в передаче муниципального имущества по договору № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования заключенному с АОР НП «Концессия-Илим», в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг отдельным хозяйствующим субъектам, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Определением № 038/885/22 от 07.06.2022г. рассмотрение дела назначено на 06.06.2022г. в 10 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/15-828/2022 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 038/01/15-828/2022 от 06.06.2022г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды на товарном рынке поставки продовольственных товаров, установлено следующее.

Определение временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения должен составлять 1 год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Поскольку целью проведения анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления рассматриваемых действий, то в качестве временного интервала настоящего исследования определен период с 10.03.2017г. (дата заключения договора безвозмездного пользования) по 06.06.2022г. (дата возбуждения дела № 038/01/15-828/2022).

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка.

В соответствии с Порядком (п.3.4) определение товара, в т.ч. проводится на основе: условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Услуги теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения характеризуются:

- использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;

- неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

- невозможностью для потребителя отказаться от получения данной услуги на сколько-нибудь длительный срок;

-невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

- необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса;

- тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных решений от местных условий;

- невозможностью либо нецелесообразностью потребителя, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретать товар за пределами сферы обращения товара, в границах определенной территории.

Предметом договора безвозмездного пользования является муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Продуктовые границы определены исходя из предмета договора как услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

На основании особенностей и свойств услуг по передаче тепловой энергии, холодного водоснабжения и водоотведения, а также единственной возможностью транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры, географическими границами исследуемого рынка является зона обслуживания потребителей в границах имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов на территории р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

Действия Отдела по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования, выразившиеся в заключении между Отделом по управлению имуществом и АОР НП «Концессия-Илим» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту, нарушают положения ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ст.41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, Закона о концессионных соглашениях, что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке, в границах р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области.


В ходе рассмотрения дела 038/01/15-828/2022 о нарушении антимонопольного законодательства представителем заявителя представлены письменные пояснения, поддержаны доводы относительно того, что действия Отдела по управлению имуществом являются нарушением антимонопольного законодательства.

Представителем Отдела по управлению имуществом представлены письменные и устные пояснения, согласно которым 30.06.2021г. между Отделом и АОР НП «Концессия-Илим» подписано соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования № 03 от 10.03.2017г., нарушения антимонопольного законодательства, по мнению ответчика, устранены путем расторжения договора № 03 от 10.03.2017г. и возврата муниципального имущества в муниципальное образование.

Данный довод Отдела по управлению имуществом отклонен Комиссией Иркутского УФАС России по следующим основаниям.

Для вывода о нарушении ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В целях эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения потребителей услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, необходима регулируемая организация, осуществляющая деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и(или) водоотведения. Учитывая положения Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении, Отделом по управлению имуществом с такой организацией должно быть заключено концессионное соглашение в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях. Таким образом, само по себе расторжение ничтожного договора и возврат муниципального имущества в казну муниципального образования не устраняет нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/15-828/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Отдела по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования, выразившиеся в передаче муниципального имущества по договору № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования заключенному с АОР НП «Концессия-Илим», в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг отдельным хозяйствующим субъектам, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, по п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии № 038/3227/22 от 07.07.2022г. об обстоятельствах дела № 038/01/15-828/2022.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела № 038/01/15-828/2022 лицами, участвующими в деле, не представлены.

Таким образом, обстоятельства, которые могут повлиять на выводы Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/15-828/2022 о наличии в действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,



РЕШИЛА:


1. Признать Отдел по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования (ИНН/ОГРН 3817030110/1063817016780, 666660, РФ, Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п. Железнодорожный, ул. Ленина, дом 68) нарушившей п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся в передаче муниципального имущества по договору № 03 от 10.03.2017г. безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования заключенному с АОР НП «Концессия-Илим», в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг отдельным хозяйствующим субъектам, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

2. Выдать Отделу по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального образования предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области, являющихся предметом вышеуказанного договора, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 01.03.2023г.

2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания – ответчику.

3. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.



Председатель Комиссии


В.С. Александров



Члены Комиссии




В.В. Иванова



Д.Е. Кузнецов




Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Исп.Иванова В.В.

тел.8(3952)24-32-31 вн.147


2022-7824




Связанные организации

ООО "Иркутскэнергосбыт"
ИНН 3808166404, ОГРН 1073808009659
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования
ИНН 3817030110, ОГРН 1063817016780