Решение №038/101/23 решение от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 03.02.2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2023 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» (далее – Заказчик) – <…..>), при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Ш» (далее – ООО «Ш», Заявитель) – <…..>;

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу Заявителя на положения Извещения об осуществлении запроса котировок в электронной форме № 0334100019323000007 на поставку смеси белковой композитной сухой, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 30 января 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении запроса котировок в электронной форме.

Заявитель указывает, что Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики товара, которым соответствует одна конкретная смесь белковая композитная сухая «Дисо®» «Нутримун М», что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Как следует из жалобы Заявителя, к требованиям, содержащимся в Извещении и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки, отнесены следующие характеристики товара:

- Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 1,5 до 5 мг на 100 г, и молибден в количестве от 50 до 175 мкг. на 100г.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 23 января 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме № 0334100019323000007 на поставку смеси белковой композитной сухой (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 144 850 руб..

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в приложении № 1 к Извещению «Описание объекта закупки» (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является смесь белковая композитная сухая.

Техническое задание содержит, в том числе, следующие характеристики смеси белковой композитной сухой:

Наименование

товара,

ОКПД 2

Характеристика продукта

Обоснование необходимости использования дополнительных показателей (характеристик)

Область применения, качество, характеристики продукта

Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта

Смесь белковая композитная сухая

 

ОКПД 2

10.89.19.140

 

Вид применяемого сырья: Белок молока

Агломерированная форма: Да

Наличие обогащающих компонентов: Да 

Предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.

 

Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции»

 

 

Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 1,5 до 5 мг на 100 г, и молибден в количестве от 50 до 175 мкг. на 100г

Пищевая и энергетическая ценность в 100 г

Белки – 40,0 г

Жиры – 20,0 г

Углеводы – 30,0 г  

в т.ч. пищевые волокна – 4 г    

Энергетическая ценность – 452,0 Ккал.

Предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.

Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016.

Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции»

 Масса нетто потребительской упаковки от 1 до 10 кг. Остаточный срок годности на момент поставки не менее 10 месяцев.

Обоснование необходимости использования дополнительных показателей (характеристик): Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 1,5 до 5 мг на 100 г, и молибден в количестве от 50 до 175 мкг. на 100г, включена для уточнения потребности Заказчика с учетом ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016 таб. 2 и таб. В3) и методических рекомендаций МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2021г). Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции»

Характеристика "остаточный срок годности на момент поставки" установлена с целью получения продукции, пригодной для использования по назначению в необходимый заказчику период. Характеристика "Масса нетто потребительской упаковки" установлена с целью минимизации сроков хранения продукции во вскрытой упаковке.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для использования смеси белковой композитной сухой в лечебном питании пациентов, находящихся на стационарном лечении.

В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Также Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заказчик в ходе заседания Комиссии обосновал свою потребность в товаре с указанными характеристиками тем, что данная смесь белковая композитная сухая используется Заказчиком в лечебном питании пациентов, находящихся на стационарном лечении.

Статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323) установлено, что лечебное питание обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи, является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке; специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма; нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение требований Федерального закона № 323 Минздравом России утвержден Приказ от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» (далее - приказ Минздрава России № 395н), которым утверждены нормы лечебного питания, в которые входят, в том числе, смеси белковые композитные сухие в количестве и витаминно-минеральные комплексы в количествах, установленных приказом для каждой лечебной диеты.

При организации лечебного питания Заказчик использует основной вариант стандартной диеты (ОВД), согласно приказу Минздрава России № 395н норма на одного пациента в сутки смеси белковой композитной сухой составляет 27 грамм, витаминно-минерального комплекса 50-100% от физиологической потребности.

Производство смесей белковых композитных регламентировано международным стандартом «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия» ГОСТ 33933-2016, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2016 г. № 1299-ст, (далее - ГОСТ 33933-2016).

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 смеси белковые композитные сухие состоят из белков молока, или изолята соевого белка, или смеси белков молока и изолята соевого белка с добавлением одного или нескольких ингредиентов, в том числе минеральных веществ.

В таблице 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 определено, что содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, составляет от 15,0 до 50,0 включ. %, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.

В таблице В.З ГОСТ 33933-2016 перечислены минералы, которые могут содержаться в смеси белковой композитной сухой, и их количество в 20 г смеси белковой композитной сухой, в число таких минералов входит марганец в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5,0 мг включ. на 100 г), молибден в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г).

По мнению Заказчика, представленная Заявителем справка-расчет потребности в молибдене, марганце не может быть использована как аргумент для оспаривания обоснованности установления дополнительных характеристик к закупаемой смеси белковой композитный сухой с содержанием марганца и молибдена, так как нормы лечебного питания составлены и рассчитаны таким образом, чтобы обеспечить пациентов медицинских организаций всеми необходимыми пищевыми веществами, включая минеральные вещества, в том числе марганцем и молибденом. Нормы лечебного питания разработаны и утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации, который является уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации и не подлежат пересмотру, оценке, коррекции или произвольному трактованию ни медицинскими организациями, ни коммерческими организациями. Задачей медицинских организаций является неукоснительное выполнение утвержденных норм лечебного питания.

Методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21 «Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (далее - МР 2.3.1.0253-21), согласно текста данных МР 2.3.1.0253-21, используются только как научная база для разработки норм лечебного питания и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний, а также для расчетов или актуализации норм лечебного питания для медицинских организаций.

В описании объекта закупки смеси белковой композитной сухой были установлены дополнительные характеристики в виде минеральных веществ марганец и молибден, так как эти минеральные вещества являются важнейшими минеральными вещества, которые ежедневно должны поступать в организм из состава традиционных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов, что совокупно позволит обеспечивать необходимый уровень потребления данных минералов. Однако, биодоступность марганца, поступающего с пищей, является низкой и составляет от 1 до 15%, а содержание молибдена в пищевых продуктах значительно отличается, и его концентрация зависит от типа почвы, на которой произрастают пищевые и кормовые культуры. Биодоступность молибдена при пероральном поступлении составляет порядка 40-50%. Поэтому необходимо включать в питание пациентов, находящихся на стационарном лечении, специализированных пищевых продуктов - источников марганца и молибдена. Таким образом, невозможно обеспечить необходимый по нормам лечебного питания уровень марганца и молибдена только за счет традиционных продуктов питания.

Вместе с тем, в настоящее время на рынке отсутствуют ВМК с содержанием марганца и молибдена, что подтверждается письмом Профильной комиссии по специальности «диетология» Минздрава России от 15.11.22 № 9/22, на основании чего Заказчиком было принято решение установить характеристики к закупаемой смеси белковой композитной сухой в виде дополнительного содержания марганца и молибдена.

Кроме того, закупаемая товарная позиция смесь белковая композитная сухая выделена Заказчиком в отдельный лот, что позволяет Заказчику устанавливать в техническом задании значимые требования к характеристикам товара даже с учетом наличия на рынке только одного производителя, осуществляющего производство подходящих под совокупность требований извещения, изделий.

Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное обоснование использования дополнительных характеристик указывает на потребность Заказчика в приобретении закупаемого товара с определенными характеристиками, в частности с содержанием в составе продукта калия и магния, при этом в обосновании Заказчиком прямо указано, что такая потребность обусловлена установлением определенных диет для пациентов учреждения, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.

Кроме того, Комиссия Управления обращает особое внимание, что закупаемая товарная позиция выделена Заказчиком в отдельный лот, что позволяет Заказчику устанавливать в техническом задании значимые требования к характеристикам товара даже с учетом наличия на рынке только одного производителя, осуществляющего производство подходящих под совокупность требований извещения, изделий.

Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.

Комиссия, исследовав представленную заявку участника закупки, Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 №ИЗК1 установила, что на участие в данной закупке подана 1 заявка, признанная комиссией по рассмотрению заявок Заказчика соответствующими требованиям Извещения об осуществлении запроса котировок в электронной форме.

Таким образом, факт подачи на участие в данной закупке заявки, содержащей предложение к поставке товаров с установленными характеристиками, не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона № 44-ФЗ.

При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении запроса котировок в электронной форме не установлены.

Комиссия также считает необходимым отметить, что доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, вследствие чего, выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратится в Иркутское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что в извещении о проведении закупки должны содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно требованиям части 6 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ № 145).

Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару и обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.

Анализ вышеуказанного Технического задания показал, что Заказчиком установлены требования к смеси белковой композитной сухой.

Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком в отношении закупаемого товара установлен только код ОКПД2 10.89.19.140 «Концентраты белковые (протеиновые)».

При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком товар присутствует в каталоге товаров, работ и услуг в позициях №№ 10.86.10.910-00000001, 10.86.10.910-00000002 «Смесь сухая белковая композитная», которые соответствуют вышеуказанной товарной позиции.

Данные позиции КТРУ содержат в себе ряд характеристик, обязательных к применению.

Таким образом, заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать из вышеперечисленных позиций наиболее релевантную позицию и руководствоваться ее описанием.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил следует, что также уже было отмечено выше, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

При этом в силу частей 5, 6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.

При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, что в свою очередь, нарушает часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.

Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приходя к выводу о наличии в действиях Заказчика вышеназванных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку на участие в данной закупке поступила 1 заявка.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Ш» необоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ;

3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;

4. Направить копии решения сторонам по жалобе;

5. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

<…..>

 

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны