Решение №038/288/21 Решение от 25 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 24.03.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.03.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;  члены Комиссии: <…..>; <…..>

в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя П.(далее – заявитель, ИП П

при участии представителей Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее – заказчик) <…..>; <…..>,<…..>;  Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) <…..>;

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона «Определение границ зон затопления, подтопления территории Иркутской области», извещение № 0134200000121000676, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 17 марта 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), что нарушает положения ст.ст. 8, 31, 33 Федерального закона №44-ФЗ;

Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 02 марта 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000121000676, а также Документация о проведении электронного аукциона «Определение границ зон затопления, подтопления территории Иркутской области» (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 000 000,00 рублей.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ вторая часть заявки па участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону №44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании, в частности специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Положениями статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Так, в силу пункта 45 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что пункт 19 Части II. Информационная карта электронного аукциона содержит требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ:

«наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), (подпункт 45 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ), включающий требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1216:

п.2 Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

  а) определение гидрологических характеристик окружающей среды

или

- наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), (подпункт 45 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ), включающий требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1845:

 п.2 Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

 д) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

 Предоставляется копия лицензии с приложениями либо документ, содержащий сведения о регистрационном номере указанной лицензии из реестра лицензий».

Согласно Постановлению от 16.11.2020 № 1845 Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - Положение о лицензировании).

Пункт 2 Положения о лицензировании деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

а) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

б) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

в) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее аэрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

г) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее климатических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

д) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

е) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения её океанологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

ж) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гелиогеофизических характеристик (в том числе околоземного космического пространства), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

з) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее агрометеорологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение         информации       и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

и) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

к) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной        в результате проведения указанных наблюдений;

л) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, храпение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

м) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

н) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

о) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что предметом закупки является определение границ зон затопления, подтопления на основании, в том числе и гидрологических характеристик полученных от ИрУГМС, если имеются данные гидрологических постов, и/или но результатам проведенных наблюдений, при отсутствии данных у ИрУГМС. Исполнителю необходимо оказать услуги по определению гидрологических характеристик окружающей среды и подготовить расчетную гидрологическую информацию, что является основным видом при оказании услуг по объекту закупки, без которых невозможно определение границ зон.

Требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях установлено в соответствии с предметом закупки и необходимостью выполнения следующих работ в соответствии с пунктом 1.4 технического задания на выполнение работ по определению границ зон затопления, подтопления Иркутской области «Основные направления» (Часть III Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание):

«1. Инженерно-гидрометеорологические, инженерно геологические и гидрогеологические изыскания водных объектов (р. Ангара, р. Белая, р. Едогон) и территорий (нижний бьеф Иркутской ГЭС, д. Бадай, д. Талхан) для обоснования и определения координат границ затопления и подтопления в соответствии с требованиями Положения.

Обоснование расчетных максимальных расходов и уровней воды водных объектов осуществить:

Для зарегулированных водотоков - территорий, затапливаемых при пропуске Иркутским гидроузлом паводков расчетной обеспеченности - 1%, 01% и 0,01 % с учетом требований «Основных правил использования водохранилищ Ангарского каскада ГЭС (Иркутское, Братское, Усть-Илимское) утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 30.11.1987 г. № 601 (далее - ПИВР), Декларации безопасности гидротехнических сооружений, Технического проекта Иркутского гидроузла и других нормативных документов.

Для уточнения максимальных уровней и обоснования границ зон затопления, подтопления территорий, необходимо проведение гидрологических расчетов и на их основе моделирование прохождения максимальных расходов Иркутской ГЭС, с учетом боковой приточности на участке р. Ангара до впадения реки Белая.

Провести уточнение кривой связи расходов и уровней в нижнем бьефе гидроузла, на основе обработки статистических данных и путем построения поперечных морфостворов в необходимом количестве не менее 120 (около 56 створов в границах города Иркутск)

2. Для незарегулированного водтока (р.Белая, р.Едогон) зону затопления установить в отношении территорий, которые прилегают к водотоку, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений.

3. Определение координат границ затопления и подтопления, для внесения сведений о зонах затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости в системе МСК 38.

4. Зоны подтопления установить в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, повышение уровня грунтовых вод которых обуславливается подпором грунтовых вод, образуемых при прохождении максимального расхода по водному объекту. В границах зон подтопления установить:

а) территории сильного подтопления - при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 метра;

б) территории умеренного подтопления - при глубине залегания грунтовых вод от 0,3 - 0,7 до 1,2 - 2 метров от поверхности;

в) территории слабого подтопления - при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 метров

5. Результаты в графической части по зонам затопления и подтопления отобразить на фотопланах в проекции МСК 38, топографическую основу использовать с сечением рельефа не менее 0,5 м для городских территорий и 1 м по остальным территориям».

Из письменных пояснений заказчика следует, что:

«Важность данной работы, требования к качеству данной работы обусловлены последствиями, к которым может привести некачественное выполнение данной работы. Ошибки при определении зон затопления, подтопления приведут к возникновению угрозы чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, к человеческим и экономическим потерям.

В соответствии с частью 6 статьи 671 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:

1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами».

Таким образом, установленное требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) является правомерным.

В отношении довода заявителя, основанного на разъяснениях Минфина России № 24-02-03/11100 от 21.02.2018 г., оказание услуг по предмету закупки, а именно определение границ зон затопления, подтопления выполняется на основании гидрологических, гидрогеологических, геологических, геодезических изысканий, может быть выполнено только единым комплексом и не подлежит разделению на разные предметы закупки, с установлением требований к участнику закупки о наличии лицензии и ее отсутствии.

Указанные в жалобе заявителя решения Арбитражных судов, а именно Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 года № Ф08-4092/2017 по делу № А01-2244/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2016 года № Ф06-11734/2016 по делу № А55-30204/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017 не содержат выводов в подтверждение доводов заявителя о нарушении законодательства при установлении требования о наличия лицензии у участников закупок, не касаются рассмотрения нарушений в сфере закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона № 44.

С учетом изложенного, Комиссия полагает необходимым признать довод заявителя необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя П.. необоснованной;
  2. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

 

 

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                      <…..>;

 

 

Члены комиссии                                          <…..>; <…..>                                                                                                   

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны