Решение №038/1202/22 решение;признание;15;администрация Куйтунский район от 5 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата заседания 05.12.2022г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии: ,

в отсутствие лиц участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о дате и времени его рассмотрении,

рассмотрев дело No038/01/15-1832/2022, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. No 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило обращение ООО «Иркутскэнергосбыт» (Вх.No1141/21 от 01.02.2021г.) на действия (бездействие) МКУ КУМИ Администрации муниципального образования Куйтунский район (665302, Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, ул. Карла Маркса, 18, ИНН 3814009128) (далее — МКУ КУМИ Куйтунский район), выраженное в заключении между МКУ КУМИ Куйтунский район и ООО «Куйтунское ЖКХ» краткосрочного договора аренды муниципального имущества No3 от 30.09.2020г., предусматривающих передачу права владения и пользования муниципальным имуществом, в нарушение положений ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010г. No190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. No416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005г. No115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона No 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются только по концессионным соглашениям, в случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные части сети и сеть является технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения — 01.01.1979г., т.е. указанное имущество, может быть передано органом местного самоуправления в эксплуатацию теплоснабжающей организации только по концессионному соглашению.

В силу изложенного, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона No115-ФЗ от 21.07.2005г. «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество(недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием(эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 No14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо правоведения деятельности на нем.

В соответствии с письмом ФАС России NoВК/12509/18 от 26.02.2018г. Передача государственного или муниципального имущества без проведения конкурса конкретному хозяйствующему субъекту в аренду, безвозмездное пользование, концессию или иному договору в случаях, когда законодательством предписано обязательное проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения создает для конкретного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и(или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении государственного или муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или)пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

В соответствии с ч.2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3,5,6 и 8 ч. 1 ст. 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях МКУ КУМИ Куйтунский район признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. No135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 No135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение от 15.02.2021г. No038/12/21 (далее - предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий путем осуществления передачи прав владения и пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, в срок до 12.08.2021г.

Согласно ч. 5 ст. 39.1. Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

13.08.2021г. МКУ КУМИ Куйтунский район обратилось в Иркутское УФАС России с ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения.

Уведомлением Иркутского УФАС России от 30.08.2021г. No038/4232/21 срок исполнения предупреждения продлен до 24.12.2021г.

23.12.2021г. МКУ КУМИ Куйтунский район обратилось в Иркутское УФАС России с ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения.

Уведомлением Иркутского УФАС России от 28.12.2021г. No038/6073/21 срок исполнения предупреждения продлен до 30.03.2022г.

14.03.2022г. МКУ КУМИ Куйтунский район обратилось в Иркутское УФАС России с ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения.

Уведомлением Иркутского УФАС России от 28.03.2022г. No038/1429/22 срок исполнения предупреждения продлен до 16.09.2022г.

20.09.2022г. МКУ КУМИ Куйтунский район обратилось в Иркутское УФАС России с ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения.

Уведомлением Иркутского УФАС России от 22.09.2022г. No038/4448/22 срок исполнения предупреждения продлен до 21.10.2022г.

МКУ КУМИ Куйтунский район в установленный срок не обратилось в Иркутское УФАС России с информацией об исполнении предупреждения от 15.02.2021г. No038/12/21.

Согласно ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, приказом Иркутского УФАС России №038/5083/22 от 26.10.2022г. в отношении МКУ КУМИ Куйтунский район возбуждено дело №038/01/15-1832/2022 по признакам нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №038/01/15-1832/2022 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее:

Согласно п.10.7 раздела X Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 No220) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №038/01/15-1832/2022.

Определение временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с требованиями п.9 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Поскольку целью проведения анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления рассматриваемых действий, то в качестве временного интервала настоящего исследования определен период с 30.09.2020г. (дата заключения договора №3) по 26.10.2022г. (дата возбуждения дела).

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка.

В соответствии с Порядком (п.3.4) определение товара, в т.ч. проводится на основе: условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ услуг, видов экономической деятельности.

Услуги теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения характеризуются:

1) использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;

2) неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

3) невозможностью для потребителя отказаться от получения данной услуги на сколько-нибудь длительный срок;

4) невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

5) необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса;

6) тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий;

7) невозможностью либо не целесообразностью потребителя, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретать товар за пределами сферы обращения товара, в границах определенной территории.

Предметом договора аренды является недвижимое имущество – котлы, топка, дымососы, установки для золошлакоудаления, газовоздухоотводы, трансформаторная подстанция, насосы, теплообменник, электрооборудование котельной, тепловые сети, водонапорная башня, котельная и т. д.

Продуктовые границы определены как:

- услуги теплоснабжения с учетом предмета краткосрочного договора аренды муниципального имущества No3 от 30.09.2020г. (предоставление в пользование муниципального имущества, предназначенного для услуг теплоснабжения);

- услуги водоснабжения с учетом предмета краткосрочного договора аренды муниципального имущества No3 от 30.09.2020г. (предоставление в пользование муниципального имущества, предназначенного для услуг водоснабжения).

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

На основании особенностей и свойств услуг по передаче тепловой энергии, холодного водоснабжения и водоотведения, а также единственной возможностью транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры, географическими границами исследуемого рынка является зона обслуживания потребителей в границах имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов теплоснабжения на территории Куйтунского района Иркутской области.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

Действия МКУ КУМИ Куйтунский район, выразившиеся в заключении с ООО "Куйтунское ЖКХ" краткосрочного договора аренды муниципального имущества №3 от 30.09.2020г., создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту, в нарушение положений ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении», ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. No416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к недопущению возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями — хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.

Определением Иркутского УФАС России №038/2242/22 от 26.10.2022г. рассмотрение дела назначено на 17.11.2022г.

В рамках рассмотрения дела No038/01/15-1832/2022 МКУ КУМИ Куйтунский район письмом исх. №662 от 14.11.2022г. сообщает комиссии Иркутского УФАС России следующее.

В соответствии с Решением Думы муниципального образования Куйтунский район от 29.03.2022 года № 218 «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального образования Куйтунский район на 2022 год» МКУ КУМИ Куйтунский район разместило информацию о Продаже (приватизации) государственного и муниципального имущества на сайте www.torgi.gov.ru (Извещение № 22000078540000000003), 26.07.2022 года торги не состоялись, в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок не была подана ни одна заявка на участие в аукционе (Протокол № U22000078540000000003-1 о признании претендентов участниками аукциона по извещению № 22000078540000000003);

05.08.2022 МКУ КУМИ Куйтунский район публикует на сайте www.torgi.gov.ru извещение №22000078540000000004 о проведении торгов в электронной форме (посредством публичного предложения), 05.09.2022 года торги не состоялись, в связи тем, что до окончания срока подачи заявок не была подана ни одна заявка на участие в продаже посредством публичного предложения (Протокол № U22000078540000000004-1 от 02.09.2022 г. о признании претендентов участниками аукциона по извещению № 22000078540000000004);

12.09.2022г. МКУ КУМИ Куйтунский район публикует (извещение №22000078540000000007) о проведении торгов в электронной форме (без объявления цены).

Согласно информации с сайта www.torgi.gov.ru победителем торгов в электронной форме (без объявления цены) (извещение №22000078540000000007) победителем признано ООО "Куйтунское ЖКХ" (ИНН 3814038591). Указанная информация размещена 10.10.2022г.

На основании изложенного, МКУ КУМИ Куйтунский район и ООО "Куйтунское ЖКХ" 17.10.2022г. заключают договор купли-продажи недвижимого имущества б/н.

Предмет договора:

1. Нежилое здание водонапорной башни (скважина), назначение- нежилое, площадь 18,2 кв.м., материал наружных стен- кирпич, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый номер 38:10:120111:87, местонахождение: Российская Федерация, Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, ул. Красного Октября, д.28а.

2. Сооружение: тепловые сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 209 м. кадастровый номер 38:10:000000:1762, местонахождение: Российская Федерация, Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, от здания котельной по улице Красного Октября, 30 до ввода в здания: ул. Красного Октября, 30 ул. Красного Октября,30А, ул. Красного Октября, 36, ул. Красного Октября,28, ул. Красного Октября, 28А, ул. Красного Октября, 28Г.

3. Помещение котельной, назначение: нежилое. 1- этажное, общая площадь 13,8 кв.м., Адрес: Российская Федерация Иркутская область Куйтунский район р.п. Куйтун,ул. Красного Октября,д.30 помещение 1,2.

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев материалы дела No038/01/15-1832/2022, оценив доказательства, пояснения лиц участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

На основании Решения Думы муниципального образования Куйтунский район от 29.03.2022 года № 218 «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального образования Куйтунский район на 2022 год» МКУ КУМИ Куйтунский район реализовало муниципальное имущество (согласно приложению 1 к настоящему решению) являющееся предметом краткосрочного договора аренды муниципального имущества от 30.09.2020г. заключенного с ООО "Куйтунское ЖКХ".

17.10.2022г. между МКУ КУМИ Куйтунский район и ООО "Куйтунское ЖКХ" был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества б/н. Указанный договор был заключен по результатам торгов в электронной форме без объявления цены.

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости здание с кадастровым номером 38:10:120111:87 находиться в собственности ООО "Куйтунское ЖКХ" с 27.10.2022г. 09:01:32. Помещение с кадастровым номером 38:10:120111:100 находиться в собственности ООО "Куйтунское ЖКХ" с 27.10.2022г. 09:11:41.

Ввиду того, что МКУ КУМИ Куйтунский район своевременно не сообщило в Иркутское УФАС России, информацию об исполнении предупреждения №038/12/21 от 15.02.2021г., Приказом Иркутского УФАС России от 26.10.2022г. возбуждено дело №038/01/15-1832/2022.

Таким образом, на момент возбуждения дела (26.10.2022г.) признаки нарушения антимонопольного законодательства МКУ КУМИ Куйтунский район в полном объеме устранены небыли.

17.11.2022г. Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела No038/01/15-1832/2022 принимает решение о необходимости принятия заключения по настоящему делу.

Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии No038/5538/22 от 23.11.2022г. об обстоятельствах дела No038/01/15-1832/2022. Однако, лица участвующие в рассмотрении настоящего дела не направили в Иркутское УФАС России свои возражения.

Таким образом у Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела No038/01/15-1832/2022, отсутствуют обстоятельства, которые могут повлиять на выводы Комиссии, о наличии в действиях МКУ КУМИ Куйтунский район признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. No 135-ФЗ, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ КУМИ Администрации муниципального образования Куйтунский район (665302, Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, ул. Карла Маркса, 18, ИНН 3814009128) нарушившим ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженное в заключении между МКУ КУМИ Куйтунский район и ООО «Куйтунское ЖКХ» краткосрочного договора аренды муниципального имущества No3 от 30.09.2020г., предусматривающих передачу права владения и пользования муниципальным имуществом, в нарушение положений ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010г. No190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. No416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005г. No115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

 

 

Председатель комиссии

 

 

Члены комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Иркутскэнергосбыт"
ИНН 3808166404, ОГРН 1073808009659