Решение №038/2573/19 Жалоба ООО «Альфа плюс» на положения конкурсной документации... от 6 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 038/2573/19

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей Государственного учреждения-Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации» (далее – заказчик) – <…..>,

при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Альфа плюс» (далее – ООО «Альфа плюс», заявитель) – <…..>;

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (кресел-колясок прогулочных) для обеспечения ими в 2019 году инвалидов и детей-инвалидов, извещение № 0234100000219000179 (далее – открытый конкурс в электронной форме), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 27 мая 2019 года поступила жалоба заявителя на положения конкурсной документации.

Заявитель указывает, что заказчиком в конкурсной документации установлены такие показатели нестоимостных критериев оценки заявки, которые влекут необоснованное ограничение числа участников закупок и ведут к ограничению конкуренции и нарушению норм действующего законодательства.

Так, заявитель указывает, что заказчиком в отношении нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки» установлен следующий показатель данного критерия «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнении работ, оказании услуг сопоставимого характера и объема». Вместе с тем, в конкурсной документации установлено, что по данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Сопоставимыми товарами признаются такие товары, которые имеют тождественное функциональное, техническое, а также реабилитационное назначение.  Заявитель полагает, что условия оценки по данному критерию искусственно ограничивают число участников конкурса.

Кроме того, заявитель в своей жалобе указывает, что выбранный способ осуществления закупки способствует формированию условий, влекущих ограничение числа участников закупок, поскольку определяющим фактором победителя является его предложение о лучших условиях исполнения контракта, таким образом, проведение закупок ТСР в форме конкурса фактически приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, не соответствует принципу результативности и эффективности осуществления закупок.

Вместе с тем, заявителем в жалобе и в ходе заседания Комиссии указано на нарушение заказчиком статей 8, 12 Федерального закона № 44-ФЗ, закрепляющих принципы осуществления закупок.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 26 апреля 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0234100000219000179, а также документация открытого конкурса в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (кресел-колясок прогулочных) для обеспечения ими в 2019 году инвалидов и детей-инвалидов (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 178 183 руб. 83 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

1. Требования к содержанию документации о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены в статье 54.3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ).

Так, в соответствии с пунктом Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

- цена контракта;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил оценки заявок предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Во исполнение вышеназванной нормы заказчиком в пункте 23 раздела II конкурсной документации «Информационная карта заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме» установлены, в том числе, следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины значимости этих критериев:

Стоимостной критерий оценки

1

Цена контракта

Ценовой критерий, значимость которого определяется в соответствии с условиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 и настоящей

70,0

0,70

Ra

Нестоимостные критерии оценки

2

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

 

30,0

0,30

 

Rb

 

 

2.1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема

 

0,40

b1

 

 

2.2. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема

 

0,60

b2

Вместе с тем, по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком в конкурсной документации установлены следующие показатели данного критерия:

«Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается количество контрактов, исполненных в полном объеме, без штрафных санкций, заключенным в течение пяти лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом, количество поставленных товаров (в штуках)  в каждом контракте должно быть:

По позиции №1 - не менее 142 штук;

По позиции №2 — не менее 7 штук.

Подтверждается копиями государственных контрактов, актов приемки товаров к ним.

Сопоставимыми Товарами признаются такие товары, которые имеют тождественное функциональное, техническое, а также реабилитационное назначение, а именно:

По позиции №1 -  кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов);

По позиции №2 — кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов).»

Так, Комиссия Иркутского УФАС России исследовав конкурсную документацию приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика при установлении в качестве сопоставимых товаров вышеназванные товары.

Комиссией установлено, что ни Федерального закона № 44-ФЗ, ни положения Правил оценки заявок не содержат запрета на установление заказчиком в конкурсной документации в отношении нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки» такой показатель данного критерия, как «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнении работ, оказании услуг сопоставимого характера и объема». Кроме того, законодательство о контрактной системе не содержит критериев сопоставимости товаров, что свидетельствует о возможности заказчика устанавливать критерии сопоставимости товаров исходя из своих потребностей.

Так, заказчиком в ходе рассмотрения жалобы представлены пояснения, согласно которым данная закупка является социально-значимой, деятельность заказчика направлена на осуществление социальной защиты инвалидов, системы гарантированных государством экономических, правовых мери мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Таким образом, целью Заказчика при осуществлении закупки является приобретение качественных изделий, позволяющих использование инвалидами разного возраста, уровня социальной активности, технической подготовленности, в связи с чем для заказчика важен опыт выполнения работ потенциальным поставщиков именно по тому виду технического средства реабилитации, который закупается.

Комиссия не может согласиться с доводом заявителя о нарушении заказчиком статей 8, 12 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что установление заказчиком в конкурсной документации вышеназванных критериев оценки заявки и их показателей не ограничивает количество участников закупки в связи с тем, что не являются препятствием на подачу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Так, любой потенциальный участник закупки имел право на подачу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, где заказчик исходя из установленных критериев определит опыт данных участников по исполнению контрактов.

Кроме того, заявитель жалобы в ходе заседания Комиссии указал, что в случае подачи заявки на участие в данной закупке и при наличии у него опыта по исполнению контрактов он мог существенно снизить начальную (максимальную) цену контракта, что позволило бы заказчику сэкономить бюджетные средства.

Вместе с тем, необходимо отметить, что такой показатель, как «цена контракта» имеет значимость 70%, что свидетельствует о том, что любой участник закупки, даже не имеющий большого опыта исполнения контрактов по установленным в документации критериям, имеет возможность стать победителем закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя жалобы.

2.  Довод заявителя жалобы о том, что выбранный способ осуществления закупки приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, не соответствует принципу результативности и эффективности осуществления закупок не нашел своего подтверждения на основании следующего.

Так, согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем, положения Федерального закона № 44-ФЗ не содержат ограничений в выборе определения поставщика в форме открытого конкурса в электронной форме.

Так, частью 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ  установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в Перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, требуемые к поставке кресла-коляски не содержатся.

Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик в праве самостоятельно определить способ осуществления закупки.

Согласно пояснениям заказчика, способ осуществления закупки посредством открытого конкурса в электронной форме позволяет исключить возможность победить лишь только путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, так как нередко заказчики на практике сталкиваются с тем, что один из участников закупки снижает цену во много ниже рыночной (средней стоимости) товара и поставляет товар ненадлежащего качества.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Альфа плюс» необоснованной.
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

 

 

 

<…..>

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны