Решение №038/438/19 Жалоба ООО «Вента» на положения документации об электронном ... от 16 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №038/438/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей Отдела капитального строительства администрации города Черемхово (далее – заказчик) – <…..>,

при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Вента» (далее – ООО «Вента», заявитель) – <…..>,

в отсутствие представителей Администрации МО «город Черемхово» (далее – уполномоченный орган);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на строительство теплоисточника по ул. Свердлова в г. Черемхово. Водогрейная котельная, извещение № 0134300016019000169 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 30 апреля 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, свидетельствующие об ограничении конкуренции.

Так, по мнению заявителя, инструкция по заполнению заявки содержит излишние, противоречивые правила, усложняющие заполнение заявки, а также документация о проведении электронного аукциона содержит необоснованные требования к товарам/материалам и их характеристикам:

1) абз. 14 инструкции по заполнению заявки содержит противоречие правила заполнения заявки в отношении материалов, содержащих требование к значению показателя с использованием символа «плюс-минус» («±»);

2) абз. 26 инструкции по заполнению заявки содержит правило заполнения заявки, который носит необъективный и избыточный характер;

3) положения инструкции, содержащиеся в абз. 22,33,36 документации о проведении электронного аукциона содержат усложненные для восприятия и использования правила инструкции;

4) абз. 45 инструкции по заполнению заявки содержит правила заполнения заявки, противоречащие положениям статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ;

5) позиция № 50 Перечня используемых товаров содержит избыточное требование;  

6) установление требований к материалам по позициям №№ 6-9, 10, 33 Перечня используемых товаров, которые в свою очередь являются расходными материалами и не передаются заказчику в рамках предмета контракта, является необоснованным.

Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 19 апреля 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300016019000169, а также Документация о проведении электронного аукциона на строительство теплоисточника по ул. Свердлова в г. Черемхово. Водогрейная котельная (далее – документация о проведении электронного аукциона).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 61 736 930 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссией установлено, что уполномоченным органом при формировании инструкции по заполнению первой части заявки полностью соблюдены требования Федерального закона № 44-ФЗ.

Положения, закрепленные в пункте 1.2 части I документации о проведении электронного аукциона, содержащие Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее – Инструкция), содержат дополняющие друг друга требования, которые должен отразить в заявке участник закупки при её заполнении.

Согласно письма ФАС от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 (пп. 2,3 п.1) в инструкции по заполнению заявки является целесообразным указание, какие из показателей определяются как минимальные/максимальные, и каким образом участнику закупки следует сделать свое предложение в виде одного значения, в виде диапазона значений или в неизменяемом виде.

В этих целях в составе Инструкции заказчиком обозначены слова и символы, которые могут быть использованы в описании объекта закупки для установления минимальных/максимальных показателей.

Так, в абзаце 14 пункта 1.2.3 Инструкции установлено следующее правило заполнения первой части заявки: «В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием символа «плюс-минус» («±»), который означает предел допуска (например, 20±5, означает, что требованиям Заказчика будет отвечать любое значение от 15 до 25). Участнику следует учесть, что при установлении таким образом требований к габаритным размерам материалов (товаров), в заявке следует указать конкретное значение без использования символа «±», а при установлении таким образом требований к прочим показателям (в том числе к предельным отклонениям) символы «±», «+», «-» из состава заявки не исключается. При указании Заказчиком значений со знаками «±», «+», «-» участник должен указать конкретное значение со знаком «±», «+», «-» но в пределах, указанных Заказчиком».

Комиссия, исследовав положения Инструкции, возражения заказчика, уполномоченного органа установила, что в инструкции указаны случаи, когда необходимо оставить символы «±»(...при установлении таким образом требований к прочим показателям (в том числе к предельным отклонениям) символы «±», «+», «-» из состава заявки не исключается...), а также случаи, когда их указание не требуется (...Участнику следует учесть, что при установлении таким образом требований к габаритным размерам материалов (товаров), в заявке следует указать конкретное значение без использования символа «±»...).

Положение Инструкции «При указании Заказчиком значений со знаками «±», «+», «-» участник должен указать конкретное значение со знаком «±», «+», «-» но в пределах, указанных Заказчиком» не регулирует указание или не указание символов «±», «+», «-». В данном случае речь идет о значениях показателей, то есть участник может указать 20±2, 20±3, 20±4 и т.д., но в пределах, указанных заказчиком, к прочим показателям.

Таким образом, в данном положении Инструкции не содержится противоре­чивых требований, так как оно регулируют разные требования, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя.

2. В абзаце 26 пункта 1.2.3 Инструкции установлено следующее правило заполнения первой части заявки: «В случае, если показатель (или его значение), требуемый заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (обязательно сопровождающиеся словосочетаниями и знаками в пределах одного предложения «в пределах», «не более», «более», «менее», «не менее», «должна», «+/-»,«-», «не выше», «не ниже», «от», «до», «/», «≤», «≥», «около», «тип», «типа», «или», словами (в любых словосочетаниях и падежах) «эквивалент», «аналог», «выше», «свыше», «св.», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен» (в любых словосочетаниях и падежах), «должна», «не должен» (в любых словосочетаниях и падежах), «не должна», «должны», «не должны», «минимальное значение», «максимальное значение», «в пределах», «или», «/», «≤», «≥», «около», «<», «>», «-», а также при перечислении вида (типа) материала и /или показателей через запятую и/или «и», «;»), сопровождается знаком «1», то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное и/или конкретное значение соответствующего показателя технического или функционального параметра показателя в установленных требованиями пределах предлагаемого (используемого) товара  в соответствии с государственными стандартами, приведенными в документации о закупке. При указании конкретных показателей по товарам (материалам), на которые заказчиком не указаны ссылки на государственные стандарты, участнику закупки необходимо руководствоваться положениями документации».

Комиссия, исследовав положения Инструкции, возражения заказчика, уполномоченного органа установила, что данное положение Инструкции не противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и дает возможность участнику заполнить заявку, указав показатели товара в соответствии с действующими ГОСТ, что полностью соответствует требованиям Федерального закона 44-ФЗ.

В связи с вышеизложенным указанный довод является необоснованным.

3. Абзацы 22,33,36 пункта 1.2.3 Инструкции устанавливают следующие правила заполнения первой части заявки: «В случае если после слов и (или) словосочетаний и (или) символов, определяющих требование к минимальности (максимальности) значения показателя указана конструкция в виде числовых значений, разделенных символом «*» (пример: не менее 51*52*53, где 51-первое числовое значение, 52-второе числовое значение, 53-третье числовое значение) – это означает, что установленное заказчиком требование к минимальности (максимальности) значения показателя распространяется только на второе и третье числовое значение, при этом первое числовое значение остается неизменным.

В случае если после слов и (или) словосочетаний и (или) символов, определяющих требование к минимальности (максимальности) значения показателя указана конструкция в виде числовых значений, разделенных буковой «х» или икс «x» (пример: не менее 51х52х53, где 51-первое числовое значение, 52-второе числовое значение, 53-третье числовое значение) – это означает, что установленное заказчиком требование к минимальности (максимальности) значения показателя распространяется только на первое и второе числовое значение (если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное).

В случае если после слов и (или) словосочетаний и (или) символов, определяющих требование к минимальности (максимальности) значения показателя указаны числовые значения, разделенные буковой «х» или икс «x» (пример: 1) размеры: не менее 51х52, 2) размеры: не менее диаметр - 51 мм, высота - 52 мм, 3) размеры: не менее ширина – 51 мм, длина – 52 мм, 4) размеры: не менее высота – 51 мм., длина - 52 мм., ширина - 53 мм, 5) сечением: не менее 51х52 мм, 6) размер: не менее 51х52х53, где 51-первое числовое значение, 52-второе числовое значение, 53-третье числовое значение), при этом после наименования показателя стоит знак «двоеточие» («:») – это означает, что установленное заказчиком требование к минимальности (максимальности) значения показателя распространяется на все числовые значение, установленные таким образом, кроме случаев если после показателя, определяющего требование к значению показателя использовано слово «выше» или «ниже» и указана конструкция в виде трех числовых значений, разделенных буковой «х» или икс «x», где 51-первое числовое значение, 52-второе числовое значение, 53-третье числовое значение, при этом после наименования показателя стоит знак «двоеточие» («:») - в таком случае, установленное заказчиком требование к минимальности (максимальности) значения показателя распространяется только на значение «высота».

Комиссия, исследовав положения Инструкции, возражения заказчика, уполномоченного органа установила, что Техническое задание и требование к показателям товаров, используемых в ходе выполнения работ, не содержит данные требования к показателям, в связи с чем, при осуществлении данной закупки указанные правила заполнения первой части заявки не используются, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя.

4. В абзаце 45 пункта 1.2.3 Инструкции установлено следующее правило заполнения первой части заявки: «В случае установления требований о соответствии товара техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, устанавливающему требования к маркировке данного товара с указанием товарного знака, участником закупки в первой части заявки должен быть указан товарный знак».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при опи­сании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описа­ния объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касаю­щихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотре­ны техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки мо­жет включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испыта­ний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соот­ветствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяе­мых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении услов­ных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукцио­не указания на товарный знак.

Комиссия, исследовав положения Инструкции, возражения заказчика, уполномоченного органа установила, с учетом вышеизложенного в данном положении Инструкции не содержатся требования, противоречащие законодательству о контрактной системе в сфере закупок, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя.

5,6. Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены статьей 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участнику закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с требованиями, изложенными в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком в части 3 документации о проведении электронного аукциона «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» установлен Перечень показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (далее – Перечень материалов).

Так, в соответствии с Перечнем материалов при выполнении предусмотренных контрактом работ необходимо использовать, в том числе, следующие товары:

Наименование

Показатели

6.

Электроды

Электроды должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей. Стержни электродов  требуются из высоколегированной; легированной проволоки. Диаметр не менее 4 мм. Нужны электроды с толстым; со средним; с тонким покрытием. Длина зачищенного от покрытия конца1 , мм, должна быть 25±5. Электроды должны соответствовать ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75.

7.

Электроды

Должны быть в соответствии с ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75. Требуются: тип Э42 номинальным диаметром 6 мм. Вид покрытия электродов: с  покрытием смешанного вида (с кислым покрытием,  с основным покрытием). По толщине покрытия электроды: с толстым покрытием. Стержни электродов  должны быть  из сварочной проволоки, предназначенной для изготовления электродов:  проволока должна быть низкоуглеродистая или легированная. Покрытие электродов должно быть плотным, прочным, без вздутий, пор, наплывов, трещин, за исключением допускаемых поверхностных трещин, и неровностей, за исключением допускаемых местных вмятин и задиров.

8.

Электроды

Должны быть в соответствии с ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75. Требуются: тип Э46 номинальным диаметром 4 мм. Вид покрытия электродов: с  покрытием смешанного вида (с рутиловым покрытием, с целлюлозным покрытием). По толщине покрытия электроды: с толстым покрытием. Стержни электродов  должны быть  из сварочной проволоки, предназначенной для изготовления электродов:  проволока должна быть низкоуглеродистая или легированная. Покрытие электродов должно быть плотным, прочным, без вздутий, пор, наплывов, трещин, за исключением допускаемых поверхностных трещин, и неровностей, за исключением допускаемых местных вмятин и задиров.

9.

Электроды

Электроды должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей. Стержни электродов   требуются из высоколегированной; легированной проволоки. Диаметр не менее 6 мм. Нужны электроды с толстым; со средним; с тонким покрытием. Длина зачищенного от покрытия конца1 , мм, должна быть 25±5. Электроды должны соответствовать ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75.

10.

Краска

Должна быть в соответствии с ГОСТ 8292-85. Марка МА-015 сурик железный или МА-015 мумия. Краска должна разводиться1 олифой натуральной или комбинированной в количестве 30-40 % от массы густотертой краски. Массовая доля пленкообразующего вещества1 не менее 12,4 % или не менее 13,0 %. Массовая доля летучих веществ1 не более 7,0 % или не более 6,5 %. Укрывистость невысушенной пленки краски1  не более 65 г/м2 или не более 35 г/м2. Степень  перетира1  не более 45 мкм. Время высыхания  до степени  31  при  температуре  20 +/- 2 °С не более 24 ч.

33.

Краски

Должна соответствовать ГОСТ 8292-85. Краска должна быть предназначена для отделочных работ и для окрашивания металлических и деревянных изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях в районах с умеренным климатом. Марка краски должна быть МА-015 мумия; МА-015 сурик железный; МА-015 охра.

50.

Сталь угловая

Должен соответствовать ГОСТ 8509-93. Уголок должен быть равнополочным. Значение показателя ширина полки должно составлять не менее 50 мм. Значение показателя толщина полки должно быть в диапазоне 4-6 мм. Уголок по точности прокатки должен быть высокой либо обычной точности изготовления.

Комиссия, исследовав положения вышеназванные Перечня материалов приходит к выводу, что заказчиком установлены требуемые функциональные, технические и качественные характеристики требуемых к использованию при выполнении работ материалов, а также с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, не содержит излишних, противоречащих государственным стандартам требований, и не влечет ограничение количества участников закупки.

Также Комиссией установлено, что указанные материалы предусмотрены проектно-сметной документацией при осуществлении строительных работ.

Вышеназванное свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны заказчика при описании объекта закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Согласно пункту 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

Из приведенных положений Федерального закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона № 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.

Частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Вместе с тем, ООО «Вента» не реализовано предоставленное частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ право на подачу запросов на разъяснения положений документации об аукционах, что в силу части 6 названной статьи могло послужить основанием для принятия заказчиком решений о внесении изменений в документации об аукционах и привело бы к восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

Указания на какие-либо обстоятельства, препятствующие обращению ООО «Вента» с соответствующими запросами на разъяснения документаций об аукционах либо заблаговременному направлению жалоб в Иркутское УФАС России, отсутствуют.

Таким образом, Комиссия делает вывод о соответствии документации об электронном аукционе требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Вента» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                              

<…..>

Члены комиссии                                                                         

 

<…..>

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны