Решение №038/29/24 решение о признании жалобы АвисКом необоснованной от 1 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
29.01.2024 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ;
при участии представителя заказчика — ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» — (распоряжение);
при участии представителя заявителя — ООО «Авиакомпания «АвисКом» - (доверенность); (доверенность).
при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области — (доверенность);
при участии представителя участника закупки ООО «Мобил Авиа» - (доверенность),
рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «Авиакомпания «АвисКом» (далее Заявитель) с жалобой на действия заказчика – ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов», в связи с допущенными, по мнению заявителя, нарушениями при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание авиационных услуг (лесоавиационных работ) с использованием самолетов типа АН-2 с экипажем для мониторинга (авиапатрулирования) пожарной опасности, тушения лесных пожаров и проведения воздушных тренировок на территории Иркутской области в 2024 году, извещение №32313046472.
Заявитель считает, что организатором торгов заявка ООО «Авиакомпания «АвисКом» неправомерно признана несоответствующей требованиям документации; заявка участника ООО «Мобил Авиа» необоснованно признана соответствующей требованиям извещения в связи со следующим:
1. В документации о проведении аукциона отсутствует требование о количестве медицинских заключений ВЛЭК 1 класса;
2. Медицинское заключение должно действовать в период оказания услуг, а не в период подачи заявок;
3. Победитель аукциона не соответствует требованиям документации, поскольку каждое воздушное судно ООО «Мобил Авиа» должно обладать правом на выполнение всех видов авиационных работ — транспортно-связные и лесоавиационные.
4. Победитель аукциона не соответствует требованиям документации, поскольку не все самолеты ООО «Мобил Авиа» являются годными к полетам, так как не прошли инспекционный контроль летной годности в 2023 году.
Организатором торгов, заказчиком, победителем закупки представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что стороны считают доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, заказчика, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г.
№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Заказчик ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» проводит аукцион в электронной форме на оказание авиационных услуг (лесоавиационных работ) с использованием самолетов типа Ан-2 с экипажем для мониторинга (авиапатрулирования) пожарной опасности, тушения лесных пожаров и проведения воздушных тренировок на территории Иркутской области в 2024 году.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено 05.12.2023 года на сайте zakupki.gov.ru (извещение №32313046472) и на электронной торговой площадке https://etp-region.ru/ (извещение №32313046472).
Процедура закупки проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ) и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – Положение о закупках).
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена договора составляла 203 328 969, 00 руб., т.е. более пяти миллионов рублей, закупка осуществлялась заказчиком централизованно, через Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области.
Протокол подведения итогов аукциона в электронной форме опубликован Заказчиком 28.12.2023 года. В соответствии с данным протоколом заявка Заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания АвисКом» была признана несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 16.11.4 Положения о закупке, пунктом 13 части П Информационной карты электронного аукциона документации заявка на участие в аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены документацией о конкурентной закупке, несоответствия данных документов и информации требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, наличия в указанных документах недостоверной информации об участник такого аукциона на дату и время окончания срок подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 части Информационной карты электронного аукциона документации вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения и информацию об участнике:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 аукционной документации:
- сведения о летном составе эксплуатанта (командирах воздушных суден), подтверждающие соответствие на выполнение авиационных работ: копия действующего свидетельства линейного пилота и(или) копия свидетельства коммерческого пилота, копия действующего медицинского заключения ВЛЭК 1 класса.
Вместе с тем, документы, определенные подпунктом 1.2. пункта 1 документации о проведении аукциона в электронной форме, в составе заявки коллективного участника ООО «Авиакомпания АвисКом» (лидер коллективного участника), ООО «Авиакомпания «Лотос» представлены не в полном объеме (а именно, копии действующих медицинских заключений ВЛЭК 1 класса представлены только на 7 пилотов), что не соответствует требованиям документации.
Учитывая вышеизложенное, закупочная комиссия приняла решение об отклонении заявки на участие в аукционе в электронной форме ООО «Авиакомпания АвисКом» (лидер коллективного участника), ООО «Авиакомпания «Лотос» на основании пункта 16.11.4 Положения, подпункта 13 части II Информационной карты электронного аукциона в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены документацией о конкурентной закупке и признанием заявки не соответствующей требованиям, установленным в документации о проведении аукциона в электронной форме.
Заказчиком в материалы дела представлено письмо Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) №107-01 от 09.01.2024 года, согласно которому ООО «Мобил Авиа» имеет действующий сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ №АР-153, выданный Центральным МТУ Росавиации 28.12.2022. Парк эксплуатируемых воздушных судов: АН-2 — 11 ед. ООО «АК АвисКом» имеет действующий сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ №АР-118, выданный Красноярским МТУ Росавиации 29.08.2022. Парк эксплуатируемых воздушных судов: Cessna 182 — 1 ед., Ан-2 — 7 ед. При этом, сертификат летной годности воздушного судна АН-2 с регистрационным номером RA-02262 аннулирован. ООО «Авиакомпания «Лотос» имеет действующий сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ № АР-206, выданный Южным МТУ Росавиации 11.05.2023. Парк эксплуатируемых воздушных судов: АН-2 — 3 ед., Х-32 Бекас — 1 ед., Ш-1А «Шмель» - 1 ед.
1. Заявитель в своем заявлении указал, что в документации о проведении аукциона отсутствует требование о количестве медицинских заключений ВЛЭК 1 класса, в связи с чем, его заявка неправомерно отклонена.
Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев указанное, пришла к выводу о несостоятельности данного довода, в связи со следующим.
Согласно пункту 1.8 Технического задания документации о проведении аукциона в электронной форме для оказания авиационных услуг Исполнителем должно быть предоставлено 10 воздушных судов типа Ан-2 (далее – «ВС»). В пожароопасный период Заказчик задействует все воздушные суда единовременно. Соответственно, участникам закупки необходимо было предоставить копии действующих медицинских заключений ВЛЭК 1 класса на 10 пилотов.
Вместе с тем, документы, определенные подпунктом 1.2 пункта 1 документации о проведении аукциона в электронной форме, в составе заявки коллективного участника ООО «Авиакомпания АвисКом» (лидер коллективного участника), ООО «Авиакомпания «Лотос» представлены не в полном объеме (а именно, копии действующих медицинских заключений ВЛЭК 1 класса представлены только на 7 пилотов). При этом, срок действия медицинского заключения на пилота Ильева Владимира Николаевича было выдано сроком до 18.11.2023 года. То есть в заявке на участие в аукционе в электронной форме Заявителем было представлено медицинское заключение на пилота, которое было не действующим в период рассмотрения заявок 22.12.2023, что в свою очередь свидетельствует о несоответствии участника такого аукциона требованиям, установленным документацией о проведении аукциона в электронной форме.
На основании изложенного, закупочная комиссия приняла решение об отклонении заявки на участие в аукционе в электронной форме ООО «Авиакомпания АвисКом» (лидер коллективного участника), ООО «Авиакомпания «Лотос», руководствуясь пунктом 16.11.4 Положения, подпункта 13 части II Информационной карты электронного аукциона в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены документацией о конкурентной закупке.
Участник закупки ООО «Авиакомпания АвисКом» направляя заявку на участие в аукционе, выразил согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении конкурентной закупки, а значит согласился с положениями извещения, при этом правом на обжалование извещения и документации до окончания срока подачи заявок участник не воспользовался.
2. В соответствии с доводом заявителя, медицинское заключение должно действовать в период оказания услуг, а не в период подачи заявок.
Данный довод рассмотрен Комиссией, и признан не обоснованным, поскольку закупочная комиссия не принимала решение об отклонении заявки на участие в аукционе в электронной форме ООО «Авиакомпания АвисКом» по причине того, что предоставленные медицинские заключения ВЛЭК 1 класса являлись недействительными в период подачи заявок.
В силу п. 8.6 Приказа Минтранса России от 10.12.2021 N 437 "Об утверждении Федеральных авиационных правил, обладатели свидетельств авиационного персонала, не имеющие медицинского заключения, или имеющие медицинские заключения, срок действия которых истек, к выполнению функций, предусмотренных соответствующими свидетельствами и квалификационными отметками, за исключением случаев, установленных пунктом 9 настоящего Порядка, не допускаются. Таким образом, учитывая, что одно из представленных медицинских заключений на момент подачи заявок было с истекшим сроком действия, пилот Заявителя не может быть допущен к выполнению авиационных работ.
Исполнитель/Заявитель обязан обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества и безопасности, предусмотренным техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, техническими условиями, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, действующими в отношении данного вида услуг, Спецификацией к Договору, Техническим заданием к Договору, условиям Договора.
Заказчику необходимо, чтобы действующие допуски на выполнение авиационных работ у Исполнителя были именно на момент подачи и рассмотрения заявок, данное обстоятельство исключает ненадлежащее исполнение обязательств по Договорам со стороны Исполнителя в период действия Договора и напротив гарантирует исполнение обязательств. Как следствие, учитывая специфику направления деятельности Заказчика по защите и охране лесов, в том числе посредством авиации, исключает непредвиденные обстоятельства, которые могут повлиять на срыв организации работ в пожароопасный период.
3. В соответствии с доводом заявителя, победитель аукциона не соответствует требованиям документации, поскольку каждое воздушное судно ООО «Мобил Авиа» должно обладать правом на выполнение всех видов авиационных работ — транспортно-связные и лесоавиационные.
Рассмотрев указанный довод, Комиссия признала его несостоятельным, поскольку пунктом 1 части II Информационной карты электронного аукциона документации установлено требование о предоставлении участниками во второй части заявки копии действующего сертификата эксплуатанта с разрешенными видами авиационных работ – лесоавиационные, транспортно–связные (ст. 9 «Воздушного Кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Приказ № 494 от 19 ноября 2020 г. Министерство транспорта Российской Федерации).
Пунктом 8 Приложения № 1 Приказа Минтранса России от 19.11.2020 № 494 предусмотрено, что к транспортно-связным работам относятся:
а) транспортирование персонала заказчика авиационной работы:
в фюзеляже с посадкой и высадкой основным на воздушном судне способом;
в фюзеляже с подъемом и (или) высадкой на специальных подъемно-спусковых устройствах;
в фюзеляже с десантированием на парашютах;
на внешней подвеске воздушного судна в транспортно-спасательных кабинах.
б) транспортирование грузов Заказчика авиационной работы:
в фюзеляже с погрузкой и выгрузкой основным на воздушном судне способом;
в фюзеляже со сбрасыванием в полете на парашютах, парашютных платформах, в спасательных контейнерах;
в фюзеляже со сбрасыванием в полете без парашютов, парашютных платформ, спасательных контейнеров;
в фюзеляже со спуском на специальных спусковых устройствах;
на внешней подвеске воздушного судна со средствами стабилизации и снижения аэродинамического сопротивления;
на внешней повестке воздушного судна со средствами стабилизации;
на внешней подвеске воздушного судна со средствами снижения аэродинамического сопротивления;
на внешней подвеске воздушного судна без средств стабилизации и снижения аэродинамического сопротивления.
Победителем закупки ООО «Мобил Авиа» в составе второй части заявки был представлен сертификат эксплуатанта № АР-153 от 28.12.2022 с приложением спецификации с указанием следующих разрешенных видов авиационных работ и разрешенных к использованию воздушных судов:
Воздушные суда Ан-2 ООО «Мобил Авиа» |
||
№ |
Государственные и регистрационные опознавательные знаки ВС |
Разрешенные виды авиационных работ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
RA-01135 RA-01413 RA-01435 RA-02286 RA-40418 RA-01119 RA-01131 RA-01462 RA-01464 RA-32641 RA-40315
|
Лесоавиационные работы: авиационная охрана лесов
Лесоавиационные работы: обследование и учет лесов
Лесоавиационные работы: обслуживание организаций лесоохраны и лесопользования
Транспортно-связные работы: транспортирование персонала Заказчика авиационной работы: в фюзеляже с посадкой и высадкой основным на воздушном судне способом
Транспортно-связные работы: транспортирование персонала Заказчика авиационной работы: в фюзеляже с десантированием на парашютах
Транспортно-связные работы: транспортирование грузов Заказчика авиационной работы: в фюзеляже с погрузкой и выгрузкой основным на воздушном судне способом
Транспортно-связные работы: транспортирование грузов Заказчика авиационной работы: в фюзеляже со сбрасыванием в полете на парашютах, парашютных платформах, в спасательных контейнерах
|
Таким образом, победитель закупки ООО «Мобил Авиа» обладает допуском на выполнение транспортно-связных работ, что соответствует установленным требованиям документации.
4. Согласно доводу заявителя, победитель аукциона не соответствует требованиям документации, поскольку не все самолеты ООО «Мобил Авиа» являются годными к полетам, так как воздушные суда Ан-2 с бортовыми номерами RA-40315 и RA-32641 не прошли инспекционный контроль летной годности в 2023 году. В подтверждение указанного, ООО «Авиакомпания «АвисКом» представлено письмо Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) исх.-285/03 от 10.01.2024, в котором указано, что Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна", утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N519, устанавливают порядок проведения инспекционного контроля летной годности ВС с периодичностью один раз в год. К данному письму приложена таблица (перечень ВС, не прошедших инспекционный контроль летной годности в 2023 году), в составе которой находятся два судна, принадлежащих ООО «Мобил Авиа» с бортовыми номерами RA-40315 и RA-32641.
Рассмотрев указанный довод заявителя, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения, в связи со следующим.
Принадлежащие ООО «Мобил Авиа» воздушные суда Ан-2 с бортовыми номерами RA-40315 и RA-32641 имеют действующие сертификаты летной годности (СЛГ) от 20.12.2021 № 2.16.2.21.0352 и от 24.11.2021 № 2.16.2.22.0203 соответственно.
В соответствии с п.п. 14-19 Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 519:
- инспекционный контроль летной годности воздушного судна (ВС) организуется и проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим сертификат летной годности (СЛГ).
- плановый инспекционный контроль летной годности ВС проводится один раз в год. При этом возможно совмещение проведения планового инспекционного контроля с плановыми проверками эксплуатанта ВС.
- при наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и (или) поддержания летной годности ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности ВС.
- при выявлении несоответствий требованиям, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам, эксплуатант (собственник) по своему выбору привлекает аккредитованную организацию для подготовки заключения в порядке, указанном в пунктах 7 – 9 настоящих Правил.
- результаты инспекционного контроля летной годности ВС являются основанием для принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации решения о приостановлении или возобновлении (в случае приостановления) действия сертификата летной годности в пределах срока его действия.
- по результатам инспекционного контроля летной годности ВС составляется акт инспекционного контроля летной годности ВС (рекомендуемый образец приведен в приложении N5 к настоящим Правилам).
В соответствии с письмом Южного МТУ Росавиации от 24.12.2023 ИСХ-27236/03/ЮМТУ, плановый инспекционный контроль летной годности воздушных судов Ан-2 с бортовыми номерами RA-40315 и RA-32641 в 2023 году не проводился, поскольку перенесен на 2024 год.
Согласно письму Южного МТУ Росавиации от 23.01.2024 № ИСХ-966/03/ЮМТУ и приложенных к нему актам планового инспекционного контроля, 22.01.2024 по результатам такого контроля разрешена дальнейшая эксплуатация ВС Ан-2 с бортовым номером RA-40315.
В соответствии с письмом начальника Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации в адрес Южного МТУ Росавиации от 25.01.2024 № 2089/03, с этой даты разрешено проведение планового инспекционного контроля принадлежащего ООО «Мобил Авиа» воздушного судна Ан-2 RA-32641.
Таким образом, на период проведения аукциона (извещение № 323123046472) ООО «Мобил Авиа» обладало и обладает воздушными судами Ан-2 в установленном закупочной документацией количестве с действующими сертификатами летной годности и разрешенной их эксплуатацией.
Кроме того, пунктом 1 части II Информационной карты электронного аукциона документации, требования о предоставлении участниками закупки во второй части заявки сведений о сертификатах летной годности, не установлены.
В целях установления действительности сертификата эксплуатанта авиационных работ №АР-153 от 28.12.2022 года, выданного ООО «Мобил Авиа», а также соответствия разрешенных видов авиационных работ видам работ, которые установлены в аукционной документации, 22.01.2024 г. Иркутским УФАС России направлен запрос в адрес Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) №038/334/24.
В ответ на указанный запрос Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) направлен ответ исх.№ 2542/1 от 29.01.2024г., согласно которому, по состоянию на 25.12.2023 ООО «Мобил Авиа» (ИНН 7452123307) имело действующий сертификат эксплуатанта на осуществление авиационных работ № АР-153, выданный 28.12.2022. Согласно спецификациям, являющимихся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта, по состоянию на 25.12.2023 ООО «Мобил Авиа» имело разрешение на выполнение лесоавиационных и транспортно-связных работ на самолетах Ан-2 с опознавательными знаками RA-01119, RA-01131, RA-01135, RA-01413, RA-01435, RA-01462, RA-01464, RA-02286, RA-32641, RA-40315, RA-40418.
Кроме этого, представленное заказчиком в материалы дела письмо Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) №107-01 от 09.01.2024 года, подтверждает, что ООО «Мобил Авиа» имеет действующий сертификат эксплуатанта №АР-153, выданный Центральным МТУ Росавиации 28.12.2022 на выполнение видов лесоавиационных и транспортно-связных работ на самолетах Ан-2 с опознавательными знаками RA-01119, RA-01131, RA-01135, RA-01413, RA-01435, RA-01462, RA-01464, RA-02286, RA-32641, RA-40315, RA-40418.
Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Авиакомпания «АвисКом» на действия комиссии заказчика – ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание авиационных услуг (лесоавиационных работ) с использованием самолетов типа АН-2 с экипажем для мониторинга (авиапатрулирования) пожарной опасности, тушения лесных пожаров и проведения воздушных тренировок на территории Иркутской области в 2024 году, извещение №32313046472, необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.