Решение №038/711/19 Жалоба ООО «СТПО Леон» на положения документации об электрон... от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 038/711/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

Члены Комиссии: <….>; <….>;

 при участии представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА) в лице Иркутского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА) (далее – заказчик) <….> (доверенность), <….> (доверенность), <….> (доверенность), <….> (доверенность); Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-транспортно-правовая организация «Леон» (далее – заявитель; ООО «СТПО Леон») <….>. (генеральный директор), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона «Ремонт фасада главного учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, д. 139», извещение №0334100008319000035 (далее – электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), 

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 05 июля 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что заказчиком, в нарушение требований Федерального закона №44-ФЗ в проект контракта аукционной документации не включены работы по утилизации строительного мусора.

Также заявитель считает, что документация об электронном аукционе содержит список работ, которые относятся к капитальному ремонту, при этом в нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ заказчиком в аукционную документацию не включена проектная документация.

Заказчиком, представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик,  считает доводы жалобы необоснованными.

 В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 03 июля 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0334100008319000035, а также документация об электронном аукционе «Ремонт фасада главного учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, д. 139» (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 748 267 руб. 56 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 64, частью 5 статьи 63, пунктом 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе должны содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона №44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ).

Статьей 34 Федерального закона №44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень положений, подлежащих включению в контракт.

Комиссия, изучив, проект контракта документации об  электронном аукционе установила, что проект контракта входящий в состав документации об электронном аукционе содержит весь перечень положений, подлежащих включению в контракт.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя в данной части жалобы не нашел своего подтверждения.

 Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет правила описания объекта закупки.

Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Пунктом 14.2 части 1 статьи 1 ГрК РФ определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), это, в том числе, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

Согласно части 6 статьи 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

В соответствии с частью 8 статьи 55.24. ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Согласно пункту 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №279, к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Так, к работам по текущему ремонту относятся, в частности, укрепление угрожающих падением облицовочных плиток, архитектурных деталей или кирпичей в перемычках, карнизах и других выступающих частях зданий (не более 10% общей площади облицованной поверхности); ремонт наружной штукатурки отдельными местами с отбивкой отставшей штукатурки (до 5% оштукатуренной поверхности фасада); ремонт и поддержание в порядке водосточных труб, воронок, колен, отводов, лотков, а также всех наружных стальных и цементных покрытий на выступающих частях фасада здания; окраска фасадов здания обычными составами; очистка или промывка от копоти и пыли фасадов, облицованных или окрашенных устойчивыми составами (Приложение № 3 к указанному Положению).

Согласно пункту 3.11 указанного Положения к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

В перечень работ по капитальному ремонту включены, в частности, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности; полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки; полное возобновление тяг, карнизов, поясов, сандриков и др. возобновление лепных деталей; сплошная окраска устойчивыми составами; очистка фасада пескоструйными аппаратами; смена балконных плит и ограждений; смена покрытий выступающих частей здания  (приложение № 8 к Положению).

Согласно Ведомственным строительным нормам правил оценки износа жилых зданий №ВСН 53-86(р) утвержденные Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. №446 ремонт штукатурки, очистка фасадов, относится к капитальному ремонту.

Согласно письму Минстроя России от 27.02.2018 №7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Таким образом, к текущему ремонту относится систематическое и своевременное проведение работ по предохранению имущества от преждевременного износа и устранению возникающих повреждений и неисправностей помещения, в частности, работы по ремонту стен, пола, дверей, радиаторов, сантехники, ремонт коммуникаций и систем инженерного оборудования. В то время как при капитальном ремонте строения проводятся работы, направленные на восстановление ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей объекта.

Согласно локальному ресурсному сметному расчету документации об электронном аукционе предполагается выполнение следующих видов работ: «Устройство обделок на фасадах (наружные подоконники, пояски, балконы и др.): включая водосточные трубы, с изготовлением элементов труб; ремонт штукатурки наружных прямолинейных откосов по камню и бетону цементно-известковым раствором: с земли и лесов; ремонт штукатурки гладких фасадов по камню и бетону с земли и лесов: цементноизвестковым раствором площадью отдельных мест до 5 м2 толщиной слоя до 20 мм; штукатурка по сетке без устройства каркаса: улучшенная стен; сплошная шпаклевка ранее оштукатуренных поверхностей цементнополивинилацетатным составом: с лестниц, толщиной до 2мм; окраска фасадов акриловыми составами: с лесов вручную по подготовленной поверхности; отбивка штукатурки с поверхностей: стен и потолков кирпичных; улучшенная штукатурка фасадов цементноизвестковым раствором по камню: стен».

Таким образом, из локального сметного расчета №01/ф следует, что часть работ включенных в сметный расчет относятся к капитальному ремонту.

В связи с тем, что оспариваемая закупка относится к капитальному ремонту, на основании пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ проектная документация подлежала размещению в составе документации о закупке.

Комиссией установлено, что заказчиком проектная документация в составе документации об электронном аукционе в единой информационной системе не размещена.

Следовательно, действия заказчика, не разместившего в составе документации об электронном аукционе проектную документацию, не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частей 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ).

Единые требования к участникам закупки установлены статьей 31 Федерального закона №44-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 части 1 которой участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ определяет, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частям 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В силу части 2.1 сатьи 52 ГРК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Изучив извещение о проведении электронного аукциона, документацию об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе не содержится требования к членству участника аукциона в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и документам в составе заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающим членство в вышеупомянутых организациях.

Таким образом, действия заказчика, не установившего в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии у участников закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.35 Регламента ФАС в случаях если при рассмотрении жалобы выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «СТПО Леон» частично обоснованной;

2.  Признать заказчика нарушившим пункт 8 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ;

3.  Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления срока подачи заявок на участие в аукционе;

4.  Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного заказчику, уполномоченному органу предписания;

5.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности;

6.  Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                             

<….> 

Члены комиссии                                                                         

 

<….>

 

<….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны