Решение №038/554/21 Решение о признании обоснованной жалобы ООО Экоэнерго на дей... от 19 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 17.05.2021г.
Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2021г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ;
Члены Комиссии: ; ;
в отсутствие представителя заказчика - ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» (далее - ООО «УКТСиК»), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрение в его отсутствие;
в отсутствие представителя заявителя - ООО «Экоэнерго», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы ;
рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «Экоэнерго» с жалобой на действия заказчика – ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» в связи с нарушением при организации и проведении открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК», извещение № 32110208505.
Заявитель считает, что заказчиком в документации о закупке неправомерно установлен запрет на поставку эквивалентов стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии.
Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г.
№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
ООО «УКТСиК» осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупках товаров,работ,услуг ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные», утвержденным решением участников общества от 13.12.2018г. (далее - Положение о закупке).
Заказчиком 20.04.2021г. в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32110208505 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК».
Ознакомившись с указанной информацией ООО «Экоэнерго» была подана жалоба в антимонопольный орган.
Согласно пункту 7 Информационной карты конкурса указано наименование и описание поставляемого товара, а именно «Стабилизатор жесткости и ингибитор накипеобразования и коррозии Пронакор Н-150, ТУ 2340-002-56746846-2016 в количестве 2 400 кг. Товар должен быть не позднее 2021 года выпуска, должен соответствовать требованиям, указанным в разделе «Техническое задание», а также действующим в соответствии с законодательством РФ стандартам безопасности и качества, и подтверждаться сертификатом соответствия».
В разделе 1 Технического задания также указано наименование товара «Ингибитор накипеобразования и коррозии Пронакор Н-150, ТУ 2340-002-56746846-2016 в количестве 2 400 кг».
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указаны описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Пунктами 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Как установлено Комиссией Иркутского УФАС ни в Информационной карте конкурса, ни в Техническом задании при указании товарного знака «Пронакор Н-150» заказчиком не были использованы слова «(или эквивалент)».
При этом, заказчик также не указывает в документации обоснование невозможности поставки эквивалента и специфики использования конкретного товара, а также не указывает на обстоятельства, свидетельствующие об исключительных случаях, перечисленных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пояснениям заказчика, установление в техническом задании наименования конкретного товара «Пронакор Н-150» без использования слов «(или эквивалент)» обусловлено потребностями заказчика, поскольку с учетом работы водогрейных котлов с температурным графиком 150/70 наиболее эффективным является применение конкретного ингибитора Проканор Н-150.
Также заказчик в своих пояснениях указывает на то, что внедрение на производстве иного химического реагента, чем Проканор Н-150, приведет к дополнительным временным и финансовым затратам заказчика (необходимость проведения испытаний реагента, корректировка графика химического контроля ВХР, пересмотр технической и эксплуатационной документации и др.).
Однако, заказчиком ни в письменных пояснениях, ни на заседании комиссии ввиду неявки, не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования товаров иных производителей, а также не представлено доказательств несоответствия данных товаров техническим потребностям заказчика.
Вместе с тем, исходя из представленных заказчиком документов, можно сделать вывод, что на рынке существует как минимум один аналог реагента, указанного заказчиком, а именно «ОПТИОН-770-8», который полностью соответствует требованиям к составу, функциональным и физико-химическим показателям Технического задания заказчика.
Однако согласно Протоколу №19/21 от 05.05.2021г. на участие в конкурсе было подано две заявки. Обе заявки были признаны комиссией заказчика не соответствующими документации, на основании того, что участниками были предложены иные реагенты чем Проканор Н-150.
Таким образом, указание конкретного наименования закупаемого товара, привело к тому, что участники закупки не имели возможность предложить к поставке эквивалентный товар, с техническими характеристиками, соответствующими требованиям, установленным в техническом задании заказчиком. Соответственно заказчиком в нарушение требований пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено требование к конкретному наименованию товара, без указания допустимого к поставке эквивалентного товара.
Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу об обоснованности довода заявителя о том, что действия заказчика, ненадлежащим образом установившего описание товаров по предмету закупки, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 1 части 10 статьи 4, часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссией принято решение выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК» с учетом настоящего решения Иркутского УФАС России.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Экоэнерго» на действия заказчика – ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» в связи с нарушением при организации и проведении открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК», извещение № 32110208505, обоснованной;
-
Признать организатора торгов нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;
-
Направить копии решения сторонам по жалобе.
-
-
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|