Решение №038/554/21 Решение о признании обоснованной жалобы ООО Экоэнерго на дей... от 19 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 17.05.2021г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2021г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

Члены Комиссии: ; ;

в отсутствие представителя заказчика - ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» (далее - ООО «УКТСиК»), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрение в его отсутствие;

в отсутствие представителя заявителя - ООО «Экоэнерго», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы ;

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «Экоэнерго» с жалобой на действия заказчика – ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» в связи с нарушением при организации и проведении открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК», извещение № 32110208505.

Заявитель считает, что заказчиком в документации о закупке неправомерно установлен запрет на поставку эквивалентов стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г.
№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

ООО «УКТСиК» осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупках товаров,работ,услуг ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные», утвержденным решением участников общества от 13.12.2018г. (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 20.04.2021г. в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение 32110208505 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК».

Ознакомившись с указанной информацией ООО «Экоэнерго» была подана жалоба в антимонопольный орган.

Согласно пункту 7 Информационной карты конкурса указано наименование и описание поставляемого товара, а именно «Стабилизатор жесткости и ингибитор накипеобразования и коррозии Пронакор Н-150, ТУ 2340-002-56746846-2016 в количестве 2 400 кг. Товар должен быть не позднее 2021 года выпуска, должен соответствовать требованиям, указанным в разделе «Техническое задание», а также действующим в соответствии с законодательством РФ стандартам безопасности и качества, и подтверждаться сертификатом соответствия».

В разделе 1 Технического задания также указано наименование товара «Ингибитор накипеобразования и коррозии Пронакор Н-150, ТУ 2340-002-56746846-2016 в количестве 2 400 кг».

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

    1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указаны описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Пунктами 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС ни в Информационной карте конкурса, ни в Техническом задании при указании товарного знака «Пронакор Н-150» заказчиком не были использованы слова «(или эквивалент)».

При этом, заказчик также не указывает в документации обоснование невозможности поставки эквивалента и специфики использования конкретного товара, а также не указывает на обстоятельства, свидетельствующие об исключительных случаях, перечисленных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пояснениям заказчика, установление в техническом задании наименования конкретного товара «Пронакор Н-150» без использования слов «(или эквивалент)» обусловлено потребностями заказчика, поскольку с учетом работы водогрейных котлов с температурным графиком 150/70 наиболее эффективным является применение конкретного ингибитора Проканор Н-150.

Также заказчик в своих пояснениях указывает на то, что внедрение на производстве иного химического реагента, чем Проканор Н-150, приведет к дополнительным временным и финансовым затратам заказчика (необходимость проведения испытаний реагента, корректировка графика химического контроля ВХР, пересмотр технической и эксплуатационной документации и др.).

Однако, заказчиком ни в письменных пояснениях, ни на заседании комиссии ввиду неявки, не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования товаров иных производителей, а также не представлено доказательств несоответствия данных товаров техническим потребностям заказчика.

Вместе с тем, исходя из представленных заказчиком документов, можно сделать вывод, что на рынке существует как минимум один аналог реагента, указанного заказчиком, а именно «ОПТИОН-770-8», который полностью соответствует требованиям к составу, функциональным и физико-химическим показателям Технического задания заказчика.

Однако согласно Протоколу №19/21 от 05.05.2021г. на участие в конкурсе было подано две заявки. Обе заявки были признаны комиссией заказчика не соответствующими документации, на основании того, что участниками были предложены иные реагенты чем Проканор Н-150.

Таким образом, указание конкретного наименования закупаемого товара, привело к тому, что участники закупки не имели возможность предложить к поставке эквивалентный товар, с техническими характеристиками, соответствующими требованиям, установленным в техническом задании заказчиком. Соответственно заказчиком в нарушение требований пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено требование к конкретному наименованию товара, без указания допустимого к поставке эквивалентного товара.

Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу об обоснованности довода заявителя о том, что действия заказчика, ненадлежащим образом установившего описание товаров по предмету закупки, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 1 части 10 статьи 4, часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также Комиссией принято решение выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК» с учетом настоящего решения Иркутского УФАС России.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ООО «Экоэнерго» на действия заказчика – ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» в связи с нарушением при организации и проведении открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на приобретение стабилизатора жесткости и ингибитора коррозии для нужд ООО «УКТСиК», извещение № 32110208505, обоснованной;

      2. Признать организатора торгов нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

      3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;

      4. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "ЭКОЭНЕРГО"
ИНН 6164014050, ОГРН 1026104144230
ООО "УКТС И К"
ИНН 3818025152, ОГРН 1083818001871