Решение №038/2582/23 Решение от 29 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29.05.2023 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Молодежно-студенческий центр «Лидер» (далее – ООО «МСЦ «Лидер», Заявитель) – <…..>, представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (далее – Заказчик) – <…..>;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению оздоровительного отдыха, в рамках культурно - массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий для студентов ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» (извещение № 0334100025623000062), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 18 мая 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.

В жалобе Заявителя содержатся следующие доводы:

1. Заявитель считает, что указание в Техническом задании: «место оказания услуг: Россия, Краснодарский край, Туапсинская курортная зона, в экологически чистой зоне Черноморского побережья» является избыточным. Полагает, что достаточно указать: Россия, Краснодарский край.

2. Заявитель считает, что количественное требование о наличии мест для размещения отдыхающих является избыточным. В соответствии с пунктом 3 Технического задания максимальное число отдыхающих в один заезд 45 человек. Заказчиком необоснованно заявлено требование о наличии 200 мест для студентов, поскольку это не соразмерно объему госконтракта.

3. Заявитель полагает, что установленное условие о недопущении отдыхающих иных социальных и возрастных групп является избыточным.

4. По мнению Заявителя, Заказчик ограничивает конкуренцию путем предъявления требования к территориальной удаленности моря не более 300 м.

5. Заявитель не согласен с требованием о наличии собственного медицинского пункта с изолятором, круглосуточное дежурство медперсонала (медицинская сестра или врач) с предоставлением всех необходимых медикаментов для оказания первой помощи и лечения лёгких простудных заболеваний.

6. По мнению Заявителя установленное Заказчиком требование о необходимости размещения студентов при удаленности от моря не более 300 м является избыточным и не влияет на оказание всех необходимых услуг и проведение необходимых мероприятий по оздоровлению.

7. Заявитель не согласен с требованием Технического задания о необходимости участия в межвузовской программе с другими ВУЗами.

8. Заявитель полагает, что Заказчиком установлено избыточное требование к площади и глубине открытого бассейна.

9. По мнению Заявителя требование о том, что актовый зал/дискоклуб должен быть площадью не менее 550 м2., оснащенный сценой не менее 60 м2, а также о вместимости не менее 200 чел. единовременно является завышенным, так как мало объектов обладают таким местом, что исключает возможность многим потенциальным исполнителям принять участие в закупке.

10. Требование к вместимости конференц-зала не менее 130 человек единовременно является избыточным и не соразмерно объему госконтракта.

11. По мнению Заявителя требования, предъявляемые к количеству лиц по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, являются необоснованными. Заказчиком не указана необходимость присутствия более 6 лиц (совместно с медицинскими работниками среднего и младшего звена, спасателями, поварами и других), оказывающих услуги, для обеспечения досуга 45 студентов.

12. Заявитель не согласен с требованием о наличии сертификатов соответствия на услуги по обеспечению питанием или иных документов, подтверждающих качество оказания услуг в соответствии с законодательством РФ.

Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 12 мая 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона № 0334100025623000062 на оказание услуг по организации и проведению оздоровительного отдыха, в рамках культурно - массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий для студентов ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 500 000 руб..

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ, установила следующее.

Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Кроме того, общие принципы организации и порядка проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее , в том числе информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для использования смеси белковой композитной сухой в лечебном питании пациентов, находящихся на стационарном лечении.

В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Также Федеральный закон № 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик оказываемых услуг устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к услугам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заказчик в ходе заседания Комиссии обосновал свою потребность в установленных требованиях к оказываемым услугам следующим:

«Местом оказания услуг может являться курортный регион (район), устанавливаемый в соответствии с Законом о курортах и Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения». Заказчик вправе указать в конкурсной документации в качестве места оказания услуги конкретный курортный регион. Туапсинский курортный район         имеет большую территорию, включает большое количество гостиниц и баз отдыха.

Условия обязательности предоставления здания с общим количеством мест не менее 200 чел. для размещения отдыхающих и исключения в объекте размещения студентов отдыхающих других возрастных категорий и социальных групп обусловлено обеспечением студентам ИРНИТУ целевой аудитории при организации культурно-массовых и спортивно- оздоровительных мероприятий во исполнение Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 (ред. от 27.02.2023 г.), где говорится о необходимости достижения улучшения межвузовской коммуникации не только в рамках образовательных процессов, но и в рамках поддержки и проведения оздоровительно-развлекательных программ.

Указанные программы для межвузовской коммуникации максимально эффективно возможно реализовать во время выездных мероприятий в период летних каникул в объекте размещения студентов, адаптированном именно для отдыха и оздоровления студентов, имеющем материально-техническую базу «для проведения культурно-массовых и познавательных программ, спортивных соревнований», в том числе:

- Актовый зал/дискоклуб (заказчик предоставляет выбор Исполнителю) площадью не менее 550 кв.м., оснащенный сценой не менее 60 м2 для проведения концертов, выступлений и дискотек, системой вентиляции /кондиционирования, радиомикрофонами, светомузыкальным и мультимедийным оборудованием, вместимостью не менее 200 чел. единовременно.

- Конференц-зал площадью не менее 160 м2 с современной системой вентиляция и кондиционирования, светомузыкальным и мультимедийным оборудованием (проектор, экран) и вместимостью не менее 130 человек единовременно.

- столовую (не менее чем на 100 посадочных мест)

Т.к. именно в этих залах и предполагается проводить указанную межвузовскую программу с «Участием в межвузовской программе с другими ВУЗами» и комфортно размещать группы во время питания

На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что сформировал описание предмета закупки исходя из фактических потребностей того, чтобы организация мероприятия была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления, а также являлась безопасной и комфортной для отдыха.

Кроме того, исходя из информации, предоставленной Заказчиком (коммерческие предложения), услуги по организации и проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для студентов в период летних студенческих каникул 2023 г. на Черноморском побережье РФ готовы предоставить 3 (три) организации, а именно: ООО «Туристическая фирма Пирамида-Тур» (г. Москва), ИП Сафронов Н.Ф. (г. Москва), ООО «Честный проект» (г. Москва).

Также согласно «Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 №ИЭА1» на участие в закупке поступила единственная заявка ООО «Честный проект», признанная соответствующей требованиям Извещения, что свидетельствовать о том, что условия оказания услуг, предусмотренные Техническим заданием, являются исполнимыми.

Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.

Заявитель в свою очередь не представил доказательств, свидетельствующих, что у него имеются препятствия для участия в электронном аукционе на конкурентных условиях, в том числе Заявитель не предоставил, документов, подтверждающих невозможность заключения договора с учреждениями, имеющими лечебно- оздоровительный статус с пляжной территорией, обеспечивающими необходимую Заказчику потребность в бытовых, медицинских, спортивных и туристических услугах.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при описании объекта закупки не привели к нарушению требований Федерального закона № 44-ФЗ.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МСЦ «Лидер» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны