Постановление №038/143/20 О прекр. по делу об АП от 11 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Постановление 038/143/20

о прекращении производства по делу  №038/04/9.21-2012/2019

об административном правонарушении

 

 Дата оглашения резолютивной части: 04.03.2020 г.                                                               г. Иркутск                                      

 

Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России <…> , рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №038/04/9.21-2012/2019 и протокол об административном правонарушении №038/14/20 от 24.01.2020 г. в отношении Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (664033, г. Иркутск ул. Лермонтова,257; ИНН 3812122706; ОГРН 1093850013762;  дата регистрации юридического лица 30.06.2009 г.), в присутствии защитника по доверенности лица, привлекаемого к административной ответственности: С. (паспорт <...> доверенность); в отсутствие потерпевшей Б.,

УСТАНОВИЛ:

В Иркутское УФАС России 05.11.2019 г. поступили материалы обращения гражданки Б. (вх.№16030-ЭП/19), направленные представителем по доверенности о совершении  ОАО «Иркутская электросетевая компания» (далее – ОАО «ИЭСК») административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения) в части взимания комиссии в сумме 5 рублей 50 копеек сверх установленной законом платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям по договору №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г.; в части указания в договоре №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г. в качестве энергопринимающего устройства – строение, сооружение вместо электролампочек и иного оборудования; отсутствии в п. 7 Технических условий точки присоединения, отвечающей требованиям закона; незаконного требования, установленного п. 11.2 Технических условий об обязательстве заявителя по установке (монтажу) автоматического выключателя с номинальным током не более 32 А; незаконного требования, установленного п. 11.3 Технических условий в части установки прибора учета на границе раздела электрических сетей сетевой организации и заявителя; незаконного требования, установленного п. 11.4 Технических условий об обязательстве заявителя по установке устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности. 

На основании представленных документов, усмотрев в действиях ОАО «ИЭСК» признаки административного правонарушения, Определением №038/2940/19 от 04.12.2019 г. было возбуждено дело №038/04/9.21-2012/2019 по событию административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и проведено административное расследование.

По результатам проведения административного расследования установлено следующее.

29.10.2019 г. между Б. и филиалом ОАО «ИЭСК» «Восточные электрические сети» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №3044/19-ВЭС (далее – Договор №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г.). Приложением №1 к Договору  являются Технические условия.

Б. является физическим лицом, максимальная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно.

В заявке Б. на технологическое присоединение №6433 от 01.10.2019г. указано наименование энергопринимающего устройства — бытовые энергопринимающие устройства (электролампочки, имеющие между собой электрические связи, и иное оборудование) в точке присоединения ВРУ.

К заявке приложен договор безвозмездного пользования земельным участком 38 ДБ №20/09-02 от 20.09.2019 г..

В договоре №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г. в качестве энергопринимающего устройства заявителя указано строение, сооружение, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <…> по адресу: Иркутская область, Иркутский район.

ОАО «ИЭСК» указало наименование энергопринимающего устройства в договоре, исходя из приложенных к заявке правоустанавливающих документов, поскольку отсутствуют документы на энергопринимающее устройство, указанное Б. в заявке на технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. No8961), энергопринимающие устройства потребителя - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

 Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения)  к электрическим сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.9.21 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании изложенного, должностным лицом Иркутского УФАС России 24.01.2020 г. составлен протокол об административном правонарушении №038/14/20.

По остальным доводам заявителя, изложенным в заявлении, необходимо отметить следующее.

По доводу взимания комиссии в сумме 5 рублей 50 копеек сверх установленной законом платы за технологическое присоединение по договору №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г. 04.10.2019 г. установлено, что  29.10.2019 г. Б. внесла плату за технологическое присоединение путем безналичной оплаты через ПАО «Сбербанк России» в размере 555,50 руб., включая взимание комиссионного сбора в размере 5,50 руб.

Согласно абзацу третьему пункта 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В соответствии с подпунктом б пункта 47 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (утв. Приказом Минэнерго РФ от 15.04.2014 г. №186), сетевая организация обеспечивает потребителям-физическим лицам, максимальная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), возможность внесения платы по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям без оплаты комиссии.

Согласно пояснениям ОАО «ИЭСК», в г. Иркутске имеются кассы по адресам: проезд Трудовой,40, этаж 2, кабинет 9, Иркутская область, каб. №309  и ул. Безбокова, 38, этаж 2, кабинет 19, в которых обеспечена возможность внесения платы за технологическое присоединение без оплаты комиссии путем внесения наличных денежных средств.

Плата за технологическое присоединение принимается ОАО «ИЭСК» по любому из вышеуказанных адресов, независимо от того,  с каким филиалом заключен договор об осуществлении технологического присоединения. Возможность внесения платы без комиссии обеспечена для заявителей в течение 5 рабочих дней в неделю в рабочие часы ОАО «ИЭСК»: понедельник-четверг с 8.00 до 17.00,  пятница с 08:00 до 16:00 ч.

По мнению ОАО «ИЭСК», Единые стандарты качества обслуживания не содержат требования об обеспечении возможности оплаты без комиссии в коммерческих банках. Ни одним законодательным актом не установлена обязанность сетевых организаций урегулировать отношения по компенсации разницы стоимости технологического присоединения со всеми третьими лицами или с определенным перечнем третьих лиц, выбранных заявителем в качестве посредника по внесению платы за технологическое присоединение

В Иркутское УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «ИЭСК» (вх. №225/20 от 13.01.2020 г.) с приложением документов, свидетельствующих о приеме денежных средств от заявителей в качестве платы за технологическое присоединение (приходные кассовые ордеры).

Таким образом, ОАО «ИЭСК» представленными документами подтвердило, что обеспечило возможность заявителю вносить плату за технологическое присоединение без взимания комиссионного сбора.

По доводу отсутствия точки присоединения в технических условиях, в нарушение п. 25.1 Правил технологического присоединения: указанное обстоятельство не является нарушением требований Правил технологического присоединения, поскольку нормами Правил определение точки присоединения возложено на сетевую организацию.

Именно сетевая организация утверждает техническое решение, определяет точку присоединения, с учетом объема мероприятий в целях подготовки проекта технических условий и последующего исполнения технических условий. Кроме того, точка присоединения находится за пределами границ земельного участка заявителя, и ее наименование и расположение не нарушает каких-либо прав заявителя.

По доводу о требовании об установке заявителем автоматического выключателя с номинальным током не более 32А (пункт 11.2 Технических условий):

Как установлено подпунктом г) пункта 18 Правил технологического присоединения, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем).

Требование сетевой организации об установке заявителем автоматического выключателя номинальным током не более 32 А, является законным и обоснованным.

По доводу о навязывании установки прибора учета, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности и установки прибора учета на границе раздела электрических сетей сетевой организации и заявителя.

Указанное требование технических условий является законным и обоснованным, и не противоречит Правилам технологического присоединения. 

 Как установлено пунктом 25(1) Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;(пп. "а(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442);

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

С учетом изложенного, указанные доводы заявителя являются необоснованными.

Сетевая организация имеет право самостоятельно установить требования к приборам учета и устройствам релейной защиты.

В отношении установки прибора учета на границе раздела сетей следует отметить, что заявителем не был соблюден установленный порядок взаимодействия с сетевой организацией при невозможности установки прибора с указанном в технических условиях месте, заявитель не доказал отсутствие технической возможности его установки на границе раздела сетей.

В соответствии с пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства №442) (далее – Основные положения), обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности)производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии(мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и(или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. Пункт 147 Основных положений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. В соответствии с пунктом 144 основным положений, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии(мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с пунктом 148 Основных положений, сетевая организация в праве отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях: 

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Доказательств об  отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности  объектов электроэнергетики заявителем не представлено.

По результатам составления протокола об административном правонарушении, Определением №038/152/20 от 27.01.2020 дело №038/04/9.21-2012/2019 было назначено к рассмотрению.

Рассмотрев представленные в ходе рассмотрения дела №038/04/9.21-2012/2019 об административном правонарушении письменные и устные пояснения, документы, установлено следующее.

В Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, предусмотрены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения существенными условиями договора на технологическое присоединение являются перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению; положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств; порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон; размер платы за технологическое присоединение; порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Договор №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г. содержит все существенные условия, предусмотренные Правилами технологического присоединения.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении  срок действия технических условий не истек, а договор №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г.  является действующим.

В пунктах 10, 11 технических условий указаны действия, которые обязуются осуществить заявитель и сетевая организация.

В пункте 5 заключенного сторонами договора установлен срок мероприятий по технологическому присоединению – 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора, т.е. не позднее 29 апреля 2020 г..

В ходе исполнения сторонами обязательств по договору №3044/19-ВЭС от 29.10.2019 г., указание ОАО «ИЭСК» в договоре об осуществлении технологического присоединения строения, сооружения в качестве энергопринимающего устройства, не влечет за собой каких-либо отрицательных правовых последствий либо ущемления интересов заявителя, никаким образом не влияет на выполнение со стороны сетевой организации мероприятий по технологическому присоединению. Доказательств, свидетельствующих о наличии неблагоприятных последствий, заявителем не представлены.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в п.16.1 (введен Постановлением от 20.11.2008г. №60) Постановления от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. В случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Между тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Следовательно, при рассмотрении дела №038/04/9.21-2012/2019 действия должностного лица Иркутского УФАС России направлены на выяснение обстоятельств, которые бы бесспорно подтверждали совершение ОАО «ИЭСК» вменяемого административного правонарушения.

Рассмотрев всесторонне и полно материалы дела №038/04/9.21-2012/2019, установлено, что  в действиях ОАО «ИЭСК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно, выразившегося в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств, указывающих на отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №038/04/9.21-2012/2019 в отношении ОАО «ИЭСК», с учетом наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, руководствуясь ч.2 ст.9.21, ст.24.5, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 

 

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу №038/04/9.21-2012/2019 об административном правонарушении в отношении ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, г. Иркутск ул. Лермонтова,257; ИНН 3812122706; ОГРН 1093850013762;  дата регистрации юридического лица 30.06.2009 г.) прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 9.21 Кодекса  РФ об административных правонарушениях.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ  постановление по делу об административном правонарушении, может  быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи   31.1  КоАП   РФ постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны