Решение №038/1208/22 Решение о признании обоснованной жалобы ООО "ЭСАЛ" на действ... от 6 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ., ДОМ 2 rcoz_bataevaeg@esrr.ru, rcoz_DmitrievSEI@esrr.ru Общество с ограниченной ответственностью «ЭСАЛ» 125315, г Москва, пр-кт Ленинградский, дом 80Б, корпус 3, технический этаж 0, помещение XII, комната 13, офис А5Л info.esal@yandex.ru



РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2022г.

Решение в полном объеме изготовлено __.12.2022г.

г. Иркутск


Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: Александров В.С. — заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России; Члены Комиссии: Счастливцева Ю.А.— заместитель начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России; Кузнецов Д.Е. — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;

в отсутствие представителя заявителя — ООО «ЭСАЛ»;

при участии представителей заказчика — ОАО «РЖД» - Дмитриева С.И., Линтур В.П. (доверенность);

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,


УСТАНОВИЛА


В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «ЭСАЛ» с жалобой на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме No1868/ОКЭ-ТЭ/22 на право заключения договора оказания услуг по уборке помещений в линейных отделах и дистанциях электроснабжения дирекции.

Согласно доводам жалобы заказчик в нарушение пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, надлежащим образом не установил в конкурсной документации критерии оценки и порядок оценки заявок.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Извещение, Документация):

Извещение размещено на сайте www.rts-tender.ru – 31.10.2022г.

Начальная (максимальная) цена договора – 8 663 973,48 (Восемь миллионов шестьсот шестьдесят три тысячи девятьсот семьдесят три) руб. 48 коп. без учета НДС; 10 396 768,18 (Десять миллионов триста девяносто шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь) руб. 18 коп. c учетом НДС.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.11.2022г. 05:00 (МСК)

Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 05.12.2022г.

Дата подведения итогов Конкурса – 05.12.2022г.

В ходе заседания 24.11.2022 Комиссия Иркутского УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», решила продлить срок принятия решения по жалобе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 3 Приложения 1.4 к конкурсной документации Заказчиком установлен следующий критерий - «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», согласно которому:

«Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае:

- расторжения договора заказчиком (ОАО «РЖД») или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору;

- в случае наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника

- в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок».

На заседании Комиссии Иркутского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что установление указанного критерия не противоречит Закону о закупках, поскольку, по мнению Заказчика, данный критерий позволяет выявить лучшие условия исполнения договора, заключаемому по результатам закупки.

Изучив представленные материалы, Комиссия установила, что при оценке заявок по указанного критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.

Кроме того, Заказчиком в Документации не установлен порядок проверки и установления наличия фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами для надлежащего присвоения баллов участникам закупки по вышеуказанному критерию оценки.

Вместе с тем, указанный порядок оценки не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку наличие факта направленных претензий как самостоятельное основание снижение баллов абсолютно не означает реальную их обоснованность до установления указанных фактов вступившим в законную силу решением суда.

Это создает неопределенность для участников закупки и основания злоупотребления со стороны заказчика. Выявление факта существования направленных претензий от третьих лиц зависит целиком от заказчика.

При этом вполне возможна ситуация, когда участнику закупки формальная и не обоснованная претензия контрагентом (третьим лицом) была направлена, но фактически участником не была получена, в связи с чем он не мог отразить данные сведения в соответствующей форме заявки, а подобное на основании п.3.6.5 Конкурсной документации вообще квалифицируется заказчиком как основание для отстранения участника закупки.

Вышеуказанные факты могут быть оспорены в судебном порядке.

Следовательно, оценка заявок по данному критерию будет носить субъективный характер.

Вместе с этим наличие претензий и судебных решений, не вступивших в законную силу, не позволяет оценить отрицательный опыт участника закупки.

При этом на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс по вопросу правомерности применения штрафных санкций либо наличия фактов неисполнения договоров, претензий может быть не окончен.

Таким образом, наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами может подтверждаться исключительно судебным актом, вступившим в законную силу.

Действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, нарушают часть 6 статьи 3; пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной и выдаче заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. No 135-ФЗ Комиссия,


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО «ЭСАЛ» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме No1868/ОКЭ-ТЭ/22 на право заключения договора оказания услуг по уборке помещений в линейных отделах и дистанциях электроснабжения дирекции обоснованной;

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившей часть 6 статьи 3; пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением;

4. Передать должностному лицу Иркутского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия



Председатель комиссии


В.С. Александров




Члены комиссии


Д.Е. Кузнецов



В.В. Иванова

Исп.Кузнецов Д.Е.

тел.(3952)24-32-31 вн.126

2022-14286




Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью «ЭСАЛ»
ИНН 7743355045, ОГРН 1217700078860
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295