Решение №038/479/23 решение от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 038/07/00-1779/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.07.2023г.

Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2023г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

и;

Члены Комиссии:

;

при участии представителей заказчика — ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ВИТИМ-ЛЕС» —  (доверенность), (доверенность);

при участии представителя заявителя — ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ ОТКРЫТИЕ» -  (доверенность);

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «ТКО» с жалобой на действия заказчика – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ВИТИМ-ЛЕС» в связи с нарушением при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку нефти для нужд ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС», извещение №32312485869.

Заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника открытого конкурса резервуаров для хранения нефти на территории п. Алексеевск Киренского района Иркутской области с общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти и о наличии у участника открытого конкурса не менее 1 (одного) судна внутреннего водного транспорта общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти, предназначенного для перевозки нефти, что, по мнению заявителя, умышленно приводит к ограничению конкуренции путем предоставления необоснованного преимущества участникам, владеющим такими резервуарами для хранения нефти и указанным водным транспортом.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью Теплоснабжающая Компания «ВИТИМ-ЛЕС», утвержденным решением единственного учредителя ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС» №1-В от 25 мая 2022г. (далее - Положение о закупке).

14.06.2023г. Заказчиком на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении открытого конкурса №32312485869 на право заключения договора на поставку нефти для нужд ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС».

Способ осуществления закупки — открытый конкурс.

Предметом закупки является поставка нефти для нужд ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС».

Начальная (максимальная) цена договора составляет 73 810 000 (семьдесят три миллиона восемьсот десять тысяч) рублей 00 копеек.

ООО «ТКО» подана заявка на участие в указанном открытом конкурсе.

06.07.2023г. в ЕИС Заказчик разместил протокол оценки и сопоставления заявок №32312485869-03, согласно которому было принято решение о признании ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС» победителем открытого конкурса.

Согласно пунктам 2.1 и 2.3 части 3 «Порядок оценки заявок участников конкурса» Документации открытого конкурса установлены следующие критерии оценки:

- Наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для полного и своевременного исполнения договора, а именно: резервуаров для хранения нефти на территории п. Алексеевск Киренского района Иркутской области с общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти. Каждой заявке выставляется значение от 0 до 60 баллов: представлены документы — 60 баллов; не представлены документы — 0 баллов.

- Наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для полного и своевременного исполнения договора, а именно: не менее 1 (одного) судна внутреннего водного транспорта общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти и предназначенного для перевозки нефти. Каждой заявке выставляется значение от 0 до 20 баллов: представлены документы — 20 баллов; не представлены документы — 0 баллов.

Не согласившись с решением Заказчика ООО «ТКО» подало жалобу в антимонопольный орган.

Согласно доводам жалобы, ООО «ТКО» полагает, что критерии пункты 2.1 и 2.3 части 3 Документации открытого конкурса направлены на ограничение конкуренции. Оценка заявок по критерию наличия у участника резервуаров для хранения нефти на территории п. Алексеевск Киренского района Иркутской области с общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти и о наличии у участника открытого конкурса не менее 1 (одного) судна внутреннего водного транспорта общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти, предназначенного для перевозки нефти, что, по мнению заявителя, умышленно приводит к ограничению конкуренции путем предоставления необоснованного преимущества участникам, владеющим такими резервуарами для хранения нефти и указанным водным транспортом. Также Заявитель указывает на то, что порядок оценки по указанным критериям, с учетом их значимости при подсчете рейтинга заявок, является излишним, необоснованным и ограничивает конкуренцию. При этом наличие или отсутствие резервуаров или судом ни коим образом не влияет на качество и своевременность поставки. Более того, достаточно иметь автотранспорт или склад в любом другом месте для своевременного и качественного исполнения условий договора. Также Заявитель пояснил, что уже имеет опыт поставки топлива в отдаленные районы Иркутской области.

Как пояснил Заказчик, согласно утвержденным нормативам создания запасов топлива по котельной п. Алексеевск, норматив запасов топлива (ОНЗТ) составляет 2848,767 тонны условного топлива, который определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее — ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее — НЭЗТ). НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. В п. Алексеевск отсутствует круглогодичная транспортная доступность, в связи с чем в конкурсной документации помимо критерия цены указан критерий «квалификация участника», в котором запрашивается подтверждение ресурсов, необходимых для исполнения договора — наличие резервуаров/договоров аренды резервуаров для хранения нефти вместимостью не менее закупаемого объема, а также наличие транспорта — бензовозов и судна внутреннего водного транспорта, позволяющим организовать доставку нефти. Также п. Алексеевск находится на правом берегу р. Лена, поэтому круглогодичное автосообщение с возможностью завоза топлива отсутствует в период распутицы, ледостава, ледохода, обустройства ледовой переправы. Для удовлетворения потребности в единовременной доставке жидкое топливо завозится в период летней навигации речным транспортом. Дополнительно Заказчик отмечает, что у каждого потенциального поставщика наличествует возможность заключения договора аренды резервуаров в п. Алексеевск и организации поставки нефти посредством речного транспорта с множеством перевозчиков, возможно организовать поставку нефти напрямую с судна внутреннего водного транспорта бензовозами, не имея резервуарного парка. Поэтому квалификационные критерии не являются ограничением, так как любой потенциальный поставщик вправе подать свои предложения по критерию «цена договора», значимость критерия по которому составляет 60%, и быть победителем на их основании.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на заседании Комиссии ООО «ТКО» на доводы Заказчика о невозможности поставки товара в период распутицы указало на то, что условиями договора предусмотрена поставка нефти в срок до 30.09.2023г., когда период распутицы еще не наступил, и, следовательно, поставить товар можно не только речным транспортом, как того требует Документация открытого конкурса, но также и посредством автомобильного транспорта. ООО «ТКО» отмечает, что в соответствии с Документацией открытого конкурса, значимость критерия «квалификация» составляет 40% при значимости критерия «цена договора» 60%, что, по мнению Заявителя, делает его предложение неконкурентоспособным при наличии любого конкурентного предложения со стороны других участников открытого конкурса, имеющих судно. ООО «ТКО» указывает на то, что Заказчиком закупки по поставке нефти в п. Алексеевск проводились и ранее, но требование к наличию у участника открытого конкурса водного транспорта появилось в Документации Заказчика только в 2023 году.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, приходит к следующим выводам.

Предметом закупки является Поставка нефти для нужд ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС». При этом, Заказчиком установлено в конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии у них резервуаров для хранения нефти на территории п. Алексеевск Киренского района Иркутской области с общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти, а также наличие у участника открытого конкурса не менее 1 (одного) судна внутреннего водного транспорта общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти и предназначенного для перевозки нефти, что не является объектом закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС России считает доводы заявителя обоснованными, так как исходя из предмета конкурса «поставка нефти», находит неправомерным установление в содержании критерия «Квалификация участника конкурса» информации о наличии у поставщика собственных или арендованных резервуаров для хранения нефти на территории п. Алексеевск Киренского района Иркутской области с общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти, а также собственных или арендованных не менее 1 (одного) судна внутреннего водного транспорта общей вместимостью не менее 1100 тонн нефти и предназначенного для перевозки нефти обоснованными, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Топливная Компания Открытие» на действия заказчика — ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС» в связи с нарушением при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку нефти для нужд ООО ТК «ВИТИМ-ЛЕС», извещение №32312485869, обоснованной;

2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии заказчика предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов конкурса, внесения изменений в конкурсную документацию в соответствии с принятым решением Иркутского УФАС России;

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;

5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны