Решение №РНП-38-0090 Заключение № РНП-38-0090 от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение № РНП-38-0090

21.07.2016 г.                                                                                     г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению обращений на нарушение торгов и порядка заключения договоров (далее-Комиссия), а именно, жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на которую приказом № 32 от 15.03.2016 г. возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, в составе:

председатель Комиссии: (…)

при участии представителя заказчика (организатора торгов) ООО «СК «Иркут»: (…) по доверенности; 

в отсутствии представителя участника закупки-лица, в отношении которого подано обращение – ООО «Бизнес Упак», к надлежащему уведомлению которого приняты все возможные меры;

рассмотрев обращение Заказчика о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Реестр), в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными  видами юридических лиц» (далее – Федеральный закона № 223-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вместе с "Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков", "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков", "Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков"),

УСТАНОВИЛА:

в Иркутское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя закупки - ООО «Бизнес Упак» от заключения договора по результатам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений  по лоту № 5 (извещение № 31603535533).

Иркутским УФАС России направлено уведомление о месте и времени рассмотрения поступивших в отношении Общества сведений о включении в РНП по последним известным адресам Общества, указанным им при подаче документов для участия в  закупке (почтовый адрес и адрес электронной почты, указанный в анкете участника, входящей в состав заявки). В соответствии с уведомлением о вручении, телеграмма №927/699 от 19.07.2016 г. адресату не доставлена, помещение закрыто. Письменные пояснения о причинах не заключения договора по результатам закупки в Иркутское УФАС России не поступили.

В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.

Заказчиком 11.04.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (для размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее – Единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении закупки № 31603535533 в форме запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений по 5 лотам.

На участие в запросе котировок по лоту № 5 подано 3 заявки.

В соответствии с протоколом № 41 от 18.04.2016 г. заседания Комиссии по закупкам ООО «Сетевая компания «Иркут» по проведению отборочного и оценочного этапов запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений (подписан и размещен – 28.04.2016 г.), по результатам проведенной процедуры запроса котировок в электронной форме, победителем по лоту № 5 признан участник – ООО «Бизнес Упак».

29.04.2016 г. победителю направлены проект договора по лоту № 5 через функционал электронной площадки ОТС-tender по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Согласно протоколу № 57 от 17.05.2016 г. ООО «Бизнес-Упак» признано уклонившимся от заключения договора по итогам запроса котировок в электронной форме  (лот № 5).

19.05.2016 г. заказчик разместил в ЕИС протокол об уклонении победителя закупки от заключения договора по лоту № 5 и направил сведения в антимонопольный орган в отношении ООО «Бизнес Упак» для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора по результатам закупки.

Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы обращения Заказчика  приходит к следующим выводам.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 ФЗ «"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 "Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что  в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о  таком участнике.

В соответствии с пунктом 8 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков", утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил, в установленном им порядке.

Согласно приказу ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", проверка Сведений о включении в реестр осуществляется Комиссией в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения Сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.

Подтвержденные по результатам проверки Сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 настоящего Приказа решения руководителя ФАС России.

Таким образом, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения). Антимонопольному органу в обязательном порядке следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Победитель закупки признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в предусмотренные сроки, не направил заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такой закупки. Вместе с тем, для оценки поведения участника закупки, Комиссией рассматриваются действия заказчика в части соблюдения им порядка заключения договора, установленного документацией о закупке, поскольку по общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Согласно пункту 20.1.1. Положения о закупочной деятельности ООО «СК «Иркут» заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанном в документации  процедуры закупки.

Пунктом 15 документации о закупке установлено, что порядок заключения договора регламентирован правилами регламента ЭП otc-tender (т.е. 20 календарных дней на заключение договора и 13 календарных дней на подписание договора участником) и (или) составленный заказчиком договор направляется победителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней с момента составления протокола комиссии по закупкам. Договор должен быть подписан и направлен победителем в адрес заказчика по почте или с курьером не позднее 5 рабочих дней со дня его получения адресатом. Проект договора должен быть подписан победителем запроса котировок в течение срока, указанного в Информационной карте запроса котировок, после его передачи Заказчиком победителю запроса котировок.

Из документов, представленных Заказчиком следует, что им соблюден порядок заключения договора, установленный электронной площадкой, кроме того, проект договора также был направлен обществу почтовой связью, в порядке, установленном Документацией о закупке: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или с курьером в течение пяти рабочих дней с момента составления протокола комиссии по закупкам (29.04.2016 г.). Договор должен быть подписан и направлен победителем в адрес заказчика по почте или с курьером не позднее 5 рабочих дней со дня его получения адресатом.

В установленные сроки (13.05.2016 г. посредством электронной площадки, и (или) в течение 5 рабочих дней со дня получения по почте) ООО «Бизнес Упак»  договор по лоту № 5 не подписало.

Кроме того, заказное письмо, которое было направлено Заказчиком по адресу ООО «Бизнес Упак», указанному Обществом в составе заявки, предоставленной на участие в закупке, возвращено почтовой службой в связи с истечением срока хранения.

Документацией о закупке предусмотрена обязанность участника, признанного победителем, заключить договор в соответствии с прилагаемым проектом договора. ООО "Бизнес Упак" приняло данные условия документации о закупке, о чем указало в подписанном со своей стороны заявке  от 15.04.2016 г.

Документацией о закупке предусмотрен порядок заключения договора, направленного победителю почтовой связью.

Положениями части 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность заключения договора в письменной форме путем не только составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Применительно к Закону N 223-ФЗ лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, так и в бездействии, когда участник закупки не совершает необходимых действий для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Исходя из положений статьи 5 Закона N 223-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В анкете участника закупки ООО «Бизнес Упак» указан адрес регистрации, который совпадает с адресом в едином государственном реестре юридических лиц.

Частью 3 статьи 54  Гражданского кодекса РФ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

ООО «Бизнес Упак» не исполнило свое обязательство по заключению договора, вытекающее из статуса победителя закупки, в рамках осуществления им предпринимательской деятельности и несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В Иркутское УФАС России не представлены доказательства, подтверждающие, что Обществом не заключен договор в установленные законом сроки вследствие непреодолимой силы.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, недобросовестности при заключении договора по результатам закупки в связи с тем, что лицом не проявлена надлежащая осмотрительность и забота относительно прав и законных интересов Заказчика и не предприняты все необходимые меры для исполнения предусмотренной обязанности по заключению договора, о которой лицо было уведомлено и согласно.

Бездействие Общества, выразившееся в не подписании договора, в установленный Документацией о закупке срок, направленного заказчиком победителю закупки, посредством средств электронной площадке, неполучении почтового отправления, неуведомлении Заказчика о смене почтового (юридического) адреса (в случае его изменения) является умышленном уклонением от заключения договора.

Недобросовестное поведение Общества, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе привели к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушают права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Следовательно, ООО «Бизнес Упак» не предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения договора, в поведении Общества наличествуют признаки недобросовестности и включение ООО «Бизнес Упак» в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Таким образом, в ходе проведения проверки подтвердился факт недобросовестного поведения ООО «Бизнес Упак» при заключении договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений  по лоту № 5 (извещение № 31603535533), на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения в отношении ООО «Бизнес Упак», подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Иркутского УФАС решила:

РЕШИЛА:

  1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Упак» (юридический адрес: Российская Федерация, 664043, г. Иркутск, бул. Рябикова, д. 1 корп. «Д», 201, ИНН 3912135039) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя закупки (извещение № 31603535533, дата подведения итогов закупки – 18.04.2016 г.) – ООО «Бизнес Упак» от заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений  по лоту № 5 (ОКПД2: 81.1 (услуги по комплексному обслуживанию помещений); валюта договора: российский рубль, цена договора: 772386,24 руб.; код валюты договора -643, срок исполнения договора: 12 месяцев с момента заключения договора)  сроком на 2 года.

2.                     Копии заключения направить сторонам по обращению.

     

Председатель Комиссии                                  

 

Члены  Комиссии                                                                         

 

 

 

 

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны