Решение б/н Решение о признании жалобы ООО «Прогресс» на действия заказч... от 12 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения 16 августа 2012 года                                                      город Иваново                                                                       
Дата изготовления решения 21 августа 2012 года

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>, при участии представителя ООО «Прогресс» <…> по доверенности от 16.08.2012 года; от Администрации Лежневского городского поселения Ивановской области на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представители не явились,   

      у с т а н о в и л а:

       В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области обратилось ООО «Прогресс» с жалобой на действия заказчика Администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области при размещении муниципального заказа путем проведения запроса котировок на «производство работ по разработке схемы теплоснабжения Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области» (№ извещения 0133300013812000011).
       Заявитель считает, что при размещении муниципального заказа заказчик нарушил нормы Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): установил незаконные требования к участникам размещения заказа (незаконные требования СРО в области энергетических обследований и СРО с приложением о допуске к работам по «устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами» (в соответствии с п. 25.4. Приказа № 624 Министерства регионального развития РФ от 30.12 2009); не прописал необходимых требований к форме котировочной заявки (отсутствует необходимость декларации того, что участник субъект малого предпринимательства) и опубликовал недостоверную информацию о номере телефона заказчика, чем нарушил права и законные интересы Общества.
       Представитель заказчика, в своих возражениях указал, что не согласен с доводами заявителя относительно требований к форме котировочной заявки, так как Закон о размещении заказов не позволяет устанавливать требование о необходимости декларации того, что участник размещения заказа является субъектом малого предпринимательства; относительно доводов по поводу предоставления СРО и указания неверного телефона, заказчик сообщил, что согласен с заявителем, причиной нарушений явилась техническая ошибка при формировании извещения о запросе котировок.
        Рассмотрев представленные заявителем и заказчиком документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
        01.08.2012 заказчиком на сайте (www.zakupki.gov.ru) (далее – сайт) было размещено извещение № 0133300013812000011 о проведении запроса котировок на «производство работ по разработке схемы теплоснабжения Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области» (далее – извещение).
        10.08.2012 состоялась процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, что подтверждается соответствующим протоколом № 0133300013812000011-1 (далее – протокол).
В извещении указано, что размещение заказа производится для субъектов малого предпринимательства, однако, ни в извещении, ни в форме котировочной заявки нет требования о декларировании участником того факта, что он к таковым относится.
В соответствии со статьей 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
         Комиссия Ивановского УФАС России считает, что данный перечень сведений, которые допускается требовать от участника размещения заказа в его котировочной заявке, закрытый. Данный вывод сделан исходя из системного анализа норм Закона о размещении заказов, в частности, с применением метода аналогии закона (ч. 3-4 ст. 25, ч. 2-3 ст. 35 Закона о размещении заказов). Также изложенное мнение Комиссии Ивановского УФАС России обосновывается тем, что в случае принятия противоположной позиции, открывается ничем не ограниченная возможность требования от участников запроса котировок любых сведений и документов в составе их заявок. Такое положение вещей, безусловно, противоречит основному принципу, заложенному в Законе о размещении заказов, касающемуся рассматриваемых отношений (жесткая регламентация документов и сведений, которые допускается требовать от участников размещения заказов с целью оградить данных лиц от злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков).
       Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что заказчик не нарушил закон, не установив требование о необходимости декларации в заявке того, что участник размещения заказа является субъектом малого предпринимательства.
       Довод о не достоверной информации о номере телефона заказчика Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным, так как номер <...> (49357) 2-27-27 соответствует реальному номеру заказчика. Указание перед данным числовым рядом цифры +7, является технической ошибкой. Данное обстоятельство не может свидетельствовать о недостоверности указанных сведений, а также о нарушении прав и законных интересов участников запроса котировок в силу необходимости применять принцип разумности при анализе информации, относящейся к размещению заказа, который относится как к заказчику, так и к участникам.
        В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 данного закона;
4.1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 данного закона;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 данного закона, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена данным законом.
Таким образом, закон не предусматривает прямой возможности установить требование о представлении в составе котировочной заявки каких-либо дополнительных сведений и документов, в том числе, документов подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса котировок.
Тем не менее, даже если допустить применение аналогии закона (при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательное требование к участникам размещения заказа об их соответствии, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; в заявке необходимо представление копии документа, подтверждающего указанное соответствие - п. 1 ч. 1 ст. 11 и п.п. «б», п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов), то правомерность установления аналогичных требований в рамках запроса котировок может быть обоснована, только при наличии установленных законодательством требований к лицам, которые будут поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, являющиеся предметом запроса котировок.
       Заказчиком в извещении о запросе котировок указано, что «победитель после подписания муниципального контракта (в трехдневный срок) предоставляет копию свидетельства о вступлении в СРО с приложением о допуске к работам (в соответствии с п. 25.4. Приказа № 624 Министерства регионального развития РФ от 30.12 2009).
      Пункт 25.4 Приказа № 624 предусматривает, что работы по «устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами» требуют допуска СРО.
      Заказчиком размещается заказ на разработку Схемы теплоснабжения Лежневского городского поселения. Указанные работы (описание содержится в разделе «Техническое задание» проекта муниципального контракта) не предполагают выполнение каких-либо строительных работ на автомобильных дорогах, а потому предъявление указанных требований к участникам размещения заказа не относится к предмету торгов, является необоснованным и противоречит действующему законодательству о размещении заказов.
      Установленные Заказчиком требования к участникам размещения заказа препятствуют потенциальным участникам размещения заказа, в том числе, ООО «Прогресс» подать котировочную заявку, поскольку заявитель не занимается строительством и не имеет строительных допусков.
      Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О теплоснабжении» (далее – закон о теплоснабжении) схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
      Статья 23 указанного Закона предусматривает, что разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения осуществляется уполномоченными органами. Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154.
        Единственное упоминание о необходимости наличия СРО содержится в статье 27 закона о теплоснабжении (допуск к осуществлению видов деятельности в сфере теплоснабжения).
В соответствии с ч. 1 ст. 27 данного закона теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии со ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Таким образом, в непосредственную деятельность по теплоснабжению не входит разработка схемы теплоснабжения.
        Учитывая изложенное, ни закон о теплоснабжении, ни Постановление Правительства РФ № 154 не предусматривают специальных требований (в том числе требований о членстве в СРО) к лицам, осуществляющим разработку схем теплоснабжения. Допуска СРО на выполнение работ по разработке схем теплоснабжения законодательно не предусмотрено.
       Между тем, Заказчик в разделе «Техническое задание» проекта Муниципального контракта (в котором определены требования к составу и безопасности выполняемых работ) указал на необходимость наличия у участника размещения заказа свидетельства о включении в реестр энергоаудиторов и членстве в СРО в области энергетических обследований, очевидно полагая, что разработка схем теплоснабжения должна осуществляться лицом, обладающим СРО в области энергетических обследований.
      Согласно ст. 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетическое обследование - это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.
      Таким образом, разработка схемы теплоснабжения и проведение энергетического обследования объектов (энергоаудита) являются различными процедурами, по результатам которых составляются различные документы.
      Работы по проведению энергетического обследования предметом торгов не являются.
      Соответственно, предъявление Заказчиком требований к участникам размещения заказа о членстве в СРО в области энергетических обследований не относится к предмету торгов, является необоснованным и противоречит действующему законодательству о размещении заказов.
       Установление рассмотренных незаконных требований нарушает ст. 43-44 Закона о размещении заказов и ограничивает круг участников размещения заказа, так как лица, не обладающие соответствующими СРО, в том числе и ООО «Прогресс», не смогли принять участие в рассмотренном запросе котировок.

        Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

                                                            Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Прогресс» на действия заказчика - Администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области при размещении муниципального заказа путем проведения запроса котировок на «производство работ по разработке схемы теплоснабжения Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области» (№ извещения 0133300013812000011), обоснованной в части доводов заявителя о незаконности установления требований к участникам о наличии у них СРО в области энергетических обследований и СРО на допуск к работам по «устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе, укрепляемых вяжущими материалами».

2. Выдать Администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.  

3.  Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для приятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.



В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

< Подписи членов комиссии >

Решение о признании жалобы ООО «Прогресс» на действия заказчика - Администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области при размещении муниципального заказа путем проведения запроса котировок на «производство работ по разработке схемы теплоснабжения Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области» обоснованной в части доводов заявителя о незаконности установления требований к участникам о наличии у них СРО в области энергетических обследований и СРО на допуск к работам по «устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе, укрепляемых вяжущими материалами».
    
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны