Решение №037/07/6-331/2020 (07-16/2020-024) Решение по жалобе ООО «Богатырь» на действия Муниципального ... от 19 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/07/6-331/2020 (07-16/2020-024)

 

Дата оглашения решения: 18 июня 2020 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 19 июня 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителя Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Богатырь» (далее – Заявитель, Общество) (информация о месте и времени рассмотрения жалобы была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Богатырь» на действия Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново при проведении открытого конкурса на поставку мяса курицы для организации детского питания (извещение 31908572182), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Богатырь» на действия Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново при проведении открытого конкурса на поставку мяса курицы для организации детского питания (извещение 31908572182).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что объектом закупки является поставка продуктов питания для общеобразовательной организации, вследствие чего, от поставщика требуется обеспечить надлежащую регулярность поставок продуктов питания по заявкам Заказчика в течение длительного периода, без каких-либо задержек и срывов, что предполагает его потребность получить дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств. Однако установленное в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичных товаров (подтверждается выполненными без штрафных санкций договорами (контрактами) за последние два года, информация о которых размещена в реестре контрактов по 44-ФЗ или реестре договоров по 223-ФЗ в ЕИС в сфере закупок, один из которых - стоимостью не менее  начальной максимальной цены договора), не может служить целью определения лучших (регулярных, стабильных) условий исполнения контракта.

Существенным и определяющим в таких ситуациях должно выступать количество товара, т.е. наличие у участника закупки опыта поставки товара в конкретные сроки определенного объема (количества) товара в соотношении с требуемыми к поставке по условиям контракта, на право заключения которого проводится закупка, безотносительно к цене поставки. Цена исполненного ранее победителем закупки контракта сама по себе не гарантирует выполнение им своих обязательств при заключении нового, поскольку при той же цене объем поставки (количество поставленного товара) мог быть меньше. Иное толкование позволяет поставить в преимущественное положение тех поставщиков, кто ранее, в том числе единожды, заключил контракт с определенной ценой, но поставил покупателю существенно меньшее количество товара.

Общество считает, что установленное требование к участникам закупки, с одной стороны, не позволяет Заказчику получить дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств, а, с другой, ограничивает конкуренцию, нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к другим участникам закупки, ставит одних в преимущественное по отношению к другим положение.

Кроме того, ООО «Богатырь» указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Муниципальное предприятие «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново не согласно с жалобой Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Богатырь», Муниципальным предприятием «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново (далее - Положение).

26.11.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 31908572182 о проведении открытого конкурса на поставку мяса курицы для организации детского питания и соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:

- начальная (максимальная) цена договора: 3 290 229 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 13.12.2019 10:00;

- дата подведения итогов: 20.12.2019;

- в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.12.2019 до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе было подано две заявки от ИП <…>, ООО «Снабжение», по результатам их рассмотрения было принято решение о соответствии их заявок, а также участников закупки требованиям, установленным законодательством, Положением и конкурсной документацией. Победителем открытого конкурса была признан ИП <…>.

 

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании п. 9.3, 9.7 Положения к участникам закупки Заказчик вправе предъявить иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) наличие положительной деловой репутации, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг, копия благодарственных писем и (или) грамот, отзывов и т. д.;

3) наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника закупки (привлекаемого субподрядчика/соисполнителя) и/или предприятия-изготовителя товара, поставка которого является предметом закупки;

4) наличие опыта выполнения аналогичных проектов (в частности, количество ранее выполненных договоров, аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг и т.п.), в том числе за определенный промежуток времени;

5) наличие производственных (в т.ч. складских) помещений и технологического оборудования (могут устанавливаться требования к наличию сервисных центров, наличию оборудования необходимого для выполнения специальных работ и т.п.);

6) наличие трудовых ресурсов (наличие в штате или работающих на основе договоров гражданско-правового характера специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, и т.п.);

7) иные требования по усмотрению Заказчика.

Требования к участникам закупки указываются Заказчиком в документации о конкурентной закупке.

В документации о закупке к участникам закупки установлено следующее требование: наличие опыта поставки аналогичных товаров (подтверждается выполненными без штрафных санкций договорами (контрактами) за последние два года, информация о которых размещена в реестре контрактов по 44-ФЗ или реестре договоров по 223-ФЗ в ЕИС в сфере закупок, один из которых -  стоимостью  не менее  начальной максимальной цены договора).

Согласно пояснениям Заказчика включение в конкурсную документацию указанного выше требования обусловлено необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности по поставке продуктов для детского питания приобрел необходимый опыт в сфере осуществления такой деятельности, что позволит получить Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств по поставке товара для социально защищенной категории потребителей – школьников.

Муниципальное предприятие «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново организует ежедневное питание для учащихся 16 школ и дошкольных учреждений города Иваново.

При организации питания Заказчик действует в соответствии с требованиями  СаНПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее по тексту - правила).

Согласно п. 6.17 указанных правил ежедневно в рационах 2-6-разового питания школьников следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

В соответствии с п. 6.19 правил обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо.

В исполнение п. 6.21 правил ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель).

Следовательно, срыв или задержка поставки такого значимого для Заказчика продукта, как мясо курицы, может повлечь неисполнение требований СаНПиН и возникновение возражений со стороны законных представителей учащихся и контрольно-надзорных органов.

Вместе с тем, для Заказчика ввиду социальной значимости объекта закупки важна финансовая устойчивость и благонадежность поставщика по контракту, в том числе внесение обеспечительных платежей по закупкам.

Кроме того, Заказчик не имеет достаточных по объему и необходимых для длительного хранения мясных продуктов складских помещений, поэтому по условиям договора поставка должна осуществляться по заявкам, с 07:30 до 12:00 часов, партиями в количестве, указанном в заявках, т.е. в кратчайшее время после подачи заявок и в точно указанный временной промежуток.

Указанные особенности исполнения договора являются причиной, по которой и было установлено оспариваемое требование. Поставщик должен иметь достаточное количество ресурсов для исполнения договора в соответствии с условиями поставки. Поэтому предъявление требования о наличии у участника опыта по поставкам продуктов питания является не только законно установленным в соответствии с требованиями Закона о закупках, но и полностью оправданным и обоснованным с точки зрения целей проведения закупки, установленных п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а именно, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Довод Заявителя о том, что дополнительное требование в виде «наличия опыта поставки аналогичных товаров» должно быть сформулировано безотносительно к цене договора поставки, и привязано к объему поставки, также является необоснованным.

Цена поставки является денежным эквивалентом, в том числе и объема поставки, но при этом учитывает и другие условия исполнения контракта.

Предложение Заявителя учитывать в рамках дополнительного требования не цену, а количество аналогичных товаров, не позволит объективно оценить заявки на этапе их рассмотрения. Следуя логике Заявителя, Заказчик должен определить, что в заявках должны быть представлены контракты (договоры), в которых присутствуют объемы аналогичной поставляемой продукции. Конкретную формулировку указанного дополнительного требования Заявитель не предлагает. Исходя из предложения Заявителя, возникает много вопросов: Объемы всей закупаемой продукции должны быть представлены в подтверждающих документах? Если одна из позиций по объему будет меньше, чем объем, необходимый Заказчику, что делать с такой заявкой комиссии?

В связи с этим, дополнительное требование к участникам закупки, на взгляд Заказчика, является более объективным и понятным с точки зрения работы комиссии по оценке поданных заявок, и направлено на определение победителя, который, имея опыт выполнения крупных контрактов, в состоянии обеспечить бесперебойную поставку продуктов питания в течение соответствующего периода, в соответствии с заявленными объемами в адрес Заказчика.

Законом о закупках заказчикам предоставляется право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупках согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Включение Заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, может быть расценено как нарушение Закона о закупках лишь в случае, когда это привело к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентной процедуре закупки. При этом, требования к участникам закупки могут рассматриваться, как нарушающие действующее законодательство, если будет доказано, что эти условия включены в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

В ходе подготовки документации о закупке, Заказчиком были изучены реестр контрактов и реестр договоров по Закону о закупках и Закону о контрактной системе на официальном сайте, в результате чего, было выявлено, как минимум 3 потенциальных участника, которые подпадают под установленное Заказчиком дополнительное требование: ООО «Русь»; ИП <…>, ООО «Лайм». Таким образом, исходя из представленных данных, можно увидеть, что есть потенциальные участники, соответствующие дополнительному требованию, установленному Заказчиком.

В связи с этим, довод Заявителя об ограничении Заказчиком конкуренции является необоснованным.

Требование о наличии опыта установлено из действительной потребности Заказчика, которая связана с социально-значимыми и охраняемыми правами детей на своевременное питание надлежащего качества, не является ограничением конкуренции, так как не создает неоправданных барьеров для участия в закупках и не направлено на обеспечение победы конкретного участника. Напротив, установление указанного требования является проявлением должной осмотрительности со стороны Заказчика, так как направлено на предупреждение злоупотреблений при проведении закупки и исполнении договора, заключенного по его итогам.

П. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, а также специфику рода деятельности Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при проведении указанной закупки.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Богатырь» на действия Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания Октябрьского района» г. Иваново при проведении открытого конкурса на поставку мяса курицы для организации детского питания (извещение 31908572182) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны