Решение №037/06/33-551/2021 (07-15/2021-250) Решение по жалобе ООО «ИКС-ФАРМ» на действия ОБУЗ «Южская це... от 12 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-551/2021 (07-15/2021-250)

 

Дата оглашения решения: 08 октября 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 12 октября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителя ООО «ИКС-ФАРМ» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

в отсутствие представителей ОБУЗ «Южская центральная районная больница» (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «ИКС-ФАРМ» на действия ОБУЗ «Южская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001721002603), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

01.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ИКС-ФАРМ» на действия ОБУЗ «Южская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001721002603).

 

Согласно первому доводу жалобы установленным Заказчиком требованиям к товару отвечает только видеогастродуоденоскопическая система единственного производителя «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония), что необоснованно приводит к ограничению конкуренции.

В соответствии со вторым доводом жалобы часть характеристик объекта закупки, предъявляемых к закупаемому товару, являются чрезмерными и включены в описание предмета закупки исключительно с целью исключить возможность поставки аналогичного товара – видеогастродуоденоскопических систем иных производителей. Такими характеристиками являются следующие:

1. Видеоинформационный центр для подключения гастроскопов, гастродуоденоскопов, видеоэндоскопов и фиброэндоскопов для взрослых, для детей; терапевтических; широко-канальных; двух-канальных; колоноскопов с изменяемой жесткостью; дуоденоскопов; бронхоскопов; ультразвуковых эндоскопов; цистоскопов; рино-ларингоскопов; торакоскопов; лапароскопов.

Требование о возможности подключения цистоскопов; торакоскопов; лапароскопов является излишним (чрезмерным) и необоснованным, так как манипуляции, которые проводятся с использованием данных скопов не могут проводиться в одном кабинете, где производится гастроскопия. Закупается оборудование именно для гастроскопии, следовательно, это требование избыточно.

2. Алгоритм обработки и соединения изображений, поступаемых с нескольких линз, позволяющий отображать эндоскопическое изображение с сверхшироким углом обзора на одном экране монитора.

Данный алгоритм не имеет отношения к эндоскопическому оборудованию, а реализуется исключительно при подключении блока УЗИ. Закупается оборудование именно для гастроскопии, следовательно, это требование избыточно. Данный алгоритм является технической особенностью единственного производителя «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония).

3. Регулировка красного, синего и насыщенности цвета, не менее 15 шт.

У разных производителей разное количество уровней регулируют одни и те же параметры изображения, например, общая яркость и регулировка оттенков красного. У «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония) 18 уровней регулируют 3 параметра, у FujiFilm 9 уровней регулируют 5 параметров.

4. Функция идентификации подключаемого эндоскопа с отображением информации о модели, серийном номере, количестве подключений и восстановлении баланса белого цвета.

Требование о «отображением информации о восстановлении баланса белого цвета» является излишним (чрезмерным), так как оно связано с давно устаревшей функцией. В современных видеогастродуоденоскопических системах восстановление баланса белого цвета осуществляется автоматически и не требует ручной регулировки и соответствующей индикации о восстановлении. Данная индикация, как и ручное регулирование белого цвета присутствуют только в видеогастродуоденоскопических системах единственного производителя.

5. Программируемые кнопки пользователя на клавиатуре и на передней панели.

Наличие кнопки на клавиатуре не является клинически необходимым элементом и реализована у одного производителя «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония). У остальных производителей кнопки находятся на передней панели.

6. Русифицированное меню пользователя.

Данный параметр не является клинически необходимым.

7. Колпачок для установки баланса «белого» с держателем.

Требование связано с давно устаревшей функцией. В современных видеогастродуоденоскопических системах восстановление баланса белого цвета осуществляется автоматически и не требует ручной регулировки и колпачка для установки баланса «белого» с держателем. Колпачок для установки баланса «белого» с держателем, как и ручное регулирование белого цвета присутствуют только в видеогастродуоденоскопических системах единственного производителя.

8. Кабель видеоскопа.

Такой кабель используется только единственным производителем, у остальных производителей видеоскоп подключается напрямую без использования кабеля.

9. Держатель кабеля для подключения видеоэндоскопов.

Кабель для видеоэндоскопов присутствует только у одного производителя «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония), у остальных производителей кабель – это часть скопа, следовательно, кабель не является необходимым элементом для работы видеоэндоскопической системы. При отсутствии кабеля нет необходимости в держателе.

10. Тип лампы – ксеноновая.

Диодные лампы по своим характеристикам не уступают ксеноновым, а по некоторым и превосходят, в частности по долговечности. Время работы лампы ксеноновой лампы - 500 часов, время работы диодной лампы 10000 часов, следовательно, диодная лампа является более экономичной.

11. Кабель для соединения с видеопроцессором, не менее 2 шт.

Требование является излишним и необоснованным, потому что ограничивает выбор только одним производителем «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония). У остальных производителей указанная функция реализуется с помощью одного кабеля.

12. Встроенная цветная ПЗС матрица высокого разрешения в дистальном конце.

Матрица КМОП не уступает по характеристикам ПЗС, более того превосходит в разрешении.

13. Общая длина, не более 1350 мм.

Длина гастроскопа 1350 мм наименьшая, представленная на рынке и указывает на скоп, производства «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония). Большая длина скопа позволяет работать с более широким диапазоном пациентов.

14.

 

    1.  

Одноразовая комбинированная щетка для чистки канала, шт.

Не менее 3

    1.  

Одноразовый клапан для биопсии, шт.

Не менее 10

    1.  

Адаптер для очистки канала подачи воды и воздуха, шт.

Не менее 1

    1.  

Адаптер для аспирационной очистки, шт.

Не менее 1

    1.  

Заглушка канала, шт.

Не менее 1

    1.  

Загубник, шт.

Не менее 1

    1.  

Трубка инъекционная, шт.

Не менее 1

    1.  

Колпачок, шт.

Не менее 1

 

В пунктах 2.24 – 2.31 раздела III «Спецификация» документации о закупке описан комплект расходных материалов определенного производителя «Олимпас Медикал Системс Корп.» (Япония), у других производителей комплект может отличаться и поставляться в других количествах, обеспечивая аналогичный функционал.

 

Также Общество указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что ОБУЗ «Южская центральная районная больница» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

В качестве обоснования установления в документации о закупке указанных характеристик Заказчиком приведены следующие доводы.

Подключение различных видов эндоскопов дает возможность более гибкого использования оборудования, взаимозаменяемость систем и перенаправление оборудования в другие кабинеты или операционные блоки в случае экстренной необходимости. В случае поломки оборудования в урологическом отделении и необходимости проведения экстренной цистоскопии можно использовать блок, прописанный в аукционной документации.

Инновационные алгоритмы расширяют возможность диагностики и раннего выявления онкологических заболеваний, также дает возможность расширения функциональности оборудования и проведения высокотехнологичных манипуляций, а также доукомплектовывать оборудование дополнительными блоками, что ведет к экономии бюджета.

Увеличение количества регулирования цветового диапазона не может быть избыточным, так как это дает не только дополнительные возможности ранней диагностики различных патологий, в том числе раннего выявления онкологических заболеваний, но и улучшает комфорт проведения процедуры для медицинского персонала.

Требование о восстановлении баланса белого направлено на исключение ошибок при проведении диагностических или лечебных мероприятий и обеспечивает безопасность проведения процедур.

Программируемые кнопки не являются избыточными, а ведут к упрощению пользования оборудованием, что сокращает время проведения процедуры.

Русифицированное меню присутствует практически у всех производителей, представленных на российском рынке, и гарантирует исполнение п. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации.

Кабель для подключения является составной частью всех существующих на сегодняшний день эндоскопов, за исключением капсульной эндоскопии. Наличие держателя обеспечивает комфорт проведения процедуры и увеличивает срок службы эндоскопа.

Видеоэндоскопы всех производителей, за исключением капсульной эндоскопии, подключаются к оборудованию посредством кабеля (провода).

Ксеноновая лампа не является избыточным требованием, так как это оборудование экспертного класса с возможностью применения спектральной диагностики. Ксеноновая лампа дает наиболее полный спектр, что является необходимым для полной диагностики и раннего выявления онкологических заболеваний.

Количество кабелей не может ограничивать количество участников закупки, так как любой производитель может комплектовать оборудование неограниченным количеством кабелей.

Встроенная ПЗС матрица является наиболее технологичным решением и «золотым стандартом» визуализации на сегодняшний день и присутствует у большинства производителей эндоскопического оборудования.

Требование длины является обоснованным, так как установленная длина изделия присутствует практически у всех производителей эндоскопического оборудования и является наиболее комфортной для проведения исследований.

Комплект расходных материалов необходим для очистки и санитарной обработки оборудования для исключения переноса инфекции от пациента к пациенту, а также для поддержания оборудования в рабочем состоянии и увеличения срока службы. Формулировка «комплект расходных материалов» недопустима без конкретного перечня, любой производитель может включить данный набор расходных материалов.

 

Рассмотрев представленные ООО «ИКС-ФАРМ», ОБУЗ «Южская центральная районная больница» документы, заслушав представителя Заявителя, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

20.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001721002603 о проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации, а также соответствующая документация о закупке. 24.09.2021 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 10 349 091 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 04.10.2021 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 05.10.2021;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 06.10.2021;

- согласно протоколу №0133200001721002603-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.10.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от участника закупки ООО «МЕДЭК СТАРЗ ИНТЕРНЕШНЛ», которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает доводы жалобы обоснованными ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из буквального толкования положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе. Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного арбитражного суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу №А40-40590/19.

Согласно п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является поставка медицинского оборудования (видеогастродуоденоскоп гибкий (эндоскоп (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей) код вида изделия 179730, видеоэндоскопическая система). Товар должен соответствовать требованиям раздела «Спецификация» документации об аукционе в электронной форме.

Заказчиком доказательств, подтверждающих, что на товарном рынке имеется товар, соответствующий требованиям документации о закупке, например, двух производителей товара, представлено не было.

Вместе с тем, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. В документации о закупке должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.

Согласно разделу III «Спецификация» документации об электронном аукционе необходимо осуществить поставку видеогастродуоденоскопической системы, в том числе со следующими показателями:

 

Наименование товара, его показатели

Значение показателя (характеристики) товара

1.1.1

Видеоинформационный центр для подключения цистоскопов; торакоскопов; лапароскопов

 

Наличие

 

Соответствие

1.1.3

Алгоритм обработки и соединения изображений, поступаемых с нескольких линз, позволяющий отображать эндоскопическое изображение с сверхшироким углом обзора на одном экране монитора

Более 2000

 

 

Инструкция*

1.1.18

Регулировка красного, синего и насыщенности цвета, шт.

 

Не менее 15

 

Инструкция*

1.1.20

Функция идентификации подключаемого эндоскопа с отображением информации о восстановлении баланса белого цвета

 

 

Наличие

 

 

Соответствие

1.1.23

Программируемые кнопки пользователя на клавиатуре

 

Наличие

 

Соответствие

1.1.26

Русифицированное меню пользователя

Наличие

Соответствие

1.1.30

Колпачок для установки баланса «белого» с держателем, шт.

 

Не менее 1

 

Инструкция*

1.1.31

Держатель кабеля для подключения видеоэндоскопов, шт.

 

Не менее 1

 

Инструкция*

1.2

Кабель видеоскопа, шт.

Не менее 1

Инструкция*

1.3.1

Тип лампы - ксеноновая

Наличие

Соответствие

1.3.10

Кабель для соединения с видеопроцессором, шт.

Не менее 2

Инструкция*

2.1

Встроенная цветная ПЗС матрица высокого разрешения в дистальном конце

 

Наличие

 

Соответствие

2.16

Общая длина, мм

не более 1350

Инструкция*

2.24

Одноразовая комбинированная щетка для чистки канала, шт.

Не менее 3

Инструкция*

2.25

Одноразовый клапан для биопсии, шт.

Не менее 10

Инструкция*

2.26

Адаптер для очистки канала подачи воды и воздуха, шт.

 Не менее 1

Инструкция*

2.27

Адаптер для аспирационной очистки, шт.

 Не менее 1

Инструкция*

2.28

Заглушка канала, шт.

 Не менее 1

Инструкция*

2.29

Загубник, шт.

 Не менее 1

Инструкция*

2.30

Трубка инъекционная, шт.

 Не менее 1

Инструкция*

2.31

Колпачок, шт.

 Не менее 1

Инструкция*

 

В рассматриваемом случае Заказчиком не представлено достаточного обоснования для установления обжалуемых характеристик закупаемого товара. Так, в том числе Заказчиком не была представлена следующая информация на дополнительный запрос Ивановского УФАС России: для чего необходимо подключение цистоскопов; торакоскопов; лапароскопов, если эндоскоп закупается для исследования верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей; почему Заказчику не подходит 9 уровней регулировки цветового диапазона; доказательства, подтверждающие, что отображение информации о восстановлении баланса белого цвета по п. 1.1.20 раздела III «Спецификация» документации о закупке направлено на исключение ошибок и обеспечение безопасности проведения процедур; обоснование необходимости наличия кнопок на клавиатуре по п. 1.1.23 раздела III «Спецификация» документации о закупке; обоснование необходимости в колпачке для установки баланса «белого» с держателем по п. 1.1.30 раздела III «Спецификация» документации о закупке; доказательства, подтверждающие, что кабель для подключения является составной частью всех существующих эндоскопов; почему Заказчику не подходят диодные лампы по п. 1.3.1 раздела III «Спецификация» документации о закупке; для чего Заказчику не менее 2 кабелей для соединения с видеопроцессором по п. 1.3.10 раздела III «Спецификация» документации о закупке; почему Заказчику не подходит матрица КМОП по п. 2.1 раздела III «Спецификация» документации о закупке; почему Заказчику не подходит большая длина скопа по п. 2.16 раздела III «Спецификация» документации о закупке; потребность Заказчика в не менее 3 щетках по п. 2.24 раздела III «Спецификация» документации о закупке; потребность Заказчика в не менее 10 клапанах для биопсии по п. 2.25 раздела III «Спецификация» документации о закупке; чем обусловлено указание на конкретный перечень расходных материалов, обозначенных в п. 2.24-2.31 раздела III «Спецификация» документации о закупке.

Учитывая изложенное, документация о закупке составлена с нарушением п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ИКС-ФАРМ» на действия ОБУЗ «Южская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001721002603) обоснованной.

2. Установить в действиях ОБУЗ «Южская центральная районная больница» нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны