Решение №037/06/56.1-333/2020 (07-15/2020-191) Решение по жалобе ООО «Богатырь» на действия заказчиков при ... от 16 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/56.1-333/2020 (07-15/2020-191)

 

Дата оглашения решения: 10 июня 2020 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 16 июня 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

ООО «Богатырь» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

МКУ «Управление муниципальными закупками» (далее – Организатор закупки): <…>,

в отсутствие представителей МБДОУ «Детский сад №1», МБДОУ «Детский сад №2», МБДОУ «Детский сад № 3», МБДОУ «Детский сад №4», МБДОУ «Детский сад №5», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6», МБДОУ «Детский сад №7», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8», МБДОУ «Детский сад №9», МБДОУ «Детский сад №10», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №12», МБДОУ «Детский сад №13», МБДОУ «Детский сад №14», МБДОУ «Детский сад №15», МБДОУ «Детский сад №16», МБДОУ «Детский сад №17», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18», МБДОУ «Детский сад №19», МБДОУ «Детский сад №20», МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №21», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23», МБДОУ «Детский сад №24», МБДОУ «Детский сад №25», МБДОУ «Детский сад №26», МБДОУ «Детский сад №27», МБДОУ «Детский сад №28», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29», МБДОУ «Детский сад №30», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33», МБДОУ «Детский сад №34», МБДОУ «Детский сад №37», МБДОУ «Детский сад №38», МБДОУ «Детский сад №40», МБДОУ «Детский сад №41», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №44», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45», МБДОУ «Детский сад №47», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №50», МБДОУ «Детский сад №52», МБДОУ «Детский сад №53», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55», МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №56», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №57», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №58», МБДОУ «Детский сад №59», МБДОУ «Детский сад №60», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №61», МБДОУ «Детский сад №62», МБДОУ «Детский сад №63», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №64», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67», МБДОУ «Детский сад №70», МБДОУ «Детский сад №71», МБДОУ «Детский сад №72», МБДОУ «Детский сад №74», МБДОУ «Детский сад №75», МБДОУ «Детский сад №76», МБДОУ «Детский сад №77», МБДОУ «Детский сад №79», МБДОУ «Детский сад №87», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №88», МБДОУ «Детский сад №89», МБДОУ «Детский сад №92», МБДОУ «Детский сад №94», МБДОУ «Детский сад №95», МБДОУ «Детский сад №96», МБДОУ «Детский сад №97», МБДОУ «Детский сад №98», МБДОУ «Детский сад №99», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №102», МБДОУ «Детский сад №104», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №107», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №108», МБДОУ «Детский сад №109», МБДОУ «Детский сад №113», МБДОУ «Детский сад №117», МБДОУ «Детский сад №119», МБДОУ «Детский сад №120», МБДОУ «Детский сад №123», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №127», МБДОУ «Детский сад №132», МБДОУ «Детский сад №135», МБДОУ «Детский сад №136», МБДОУ «Детский сад №139», МБДОУ «Детский сад №140», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №142», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №143», МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №145», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146», МБДОУ «Детский сад №147», МБДОУ «Детский сад №148», МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №149», МБДОУ «Детский сад №150», МБДОУ «Детский сад №152», МБДОУ «Детский сад №153», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №155», МБДОУ «Детский сад №156», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №157», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №158», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №159», МБДОУ «Детский сад №160»,МБДОУ «Детский сад №161», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №162», МБДОУ «Детский сад №163», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №164», МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №165», МБДОУ «Детский сад №166», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167», МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №169», МБДОУ «Детский сад №170», МБДОУ «Детский сад №171», МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №172», МБДОУ «Детский сад №173», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №175», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №177», МБДОУ «Детский сад №178», МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №179», МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №180», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №181», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №182», МБДОУ «Детский сад №183», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №184», МБДОУ «Детский сад №186», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №188», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №190», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №191», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №194», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №196», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №197» (далее - заказчики) (информация о содержании жалобы, а также месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно им направлена),

 

рассмотрев жалобу ООО «Богатырь» на действия заказчиков при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (извещение 0833600000820000259), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.06.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Богатырь» на действия заказчиков при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (извещение 0833600000820000259).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что продуктами питания в закупке одновременно указаны овощи и фрукты в ассортименте. При этом значительная часть фруктов не производится (не выращивается) на территории Российской Федерации, в то время, как все овощи, напротив, учитывая, что большая их часть даже на территории Ивановской области. Овощи и фрукты относятся к разным видам продуктов питания, обладают различной товарной номенклатурой и не являются в какой-либо форме идентичными ни по сути, ни по содержанию. При формировании лота необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) поставить указанный товар и принять участие в закупке. Включение в число продуктов питания одновременно различных овощей и фруктов в ассортименте является необоснованным, поскольку создает препятствия, в том числе для производителей, к примеру, овощей, ограничивает конкуренцию, нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, ставит одних в преимущественное по отношению к другим положение.

Кроме того, Общество указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Согласно объяснениям Организатора закупки по доводам жалобы нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Богатырь», МКУ «Управление муниципальными закупками» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

12.05.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0833600000820000259 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 34 488 779 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 04.06.2020 08:00;

- дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 05.06.2020 15:00;

- дата подачи окончательных предложений - 09.06.2020;

- дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 15.06.2020 15:00;

- согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме №0833600000820000259 от 05.06.2020 по окончании срока подачи заявок было подано четыре заявки от участников закупки с идентификационными номерами: 1, 3, 4, 5, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме было принято решение о допуске всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке, к участию в нем и признании этих участников закупки участниками конкурса с ограниченным участием в электронной форме.

 

Согласно ч. 6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация должны содержать информацию, предусмотренную ст. 54.2 и 54.3 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к товарам с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Согласно п. 7 раздела 1.3. Информационная карта конкурса с ограниченным участием в электронной форме ч. I документации о закупке объектом закупки является поставка продуктов питания, описание объекта закупки в соответствии с ч. III «Описание объекта закупки» конкурсной документации.

В ч. III «Описание объекта закупки» конкурсной документации указаны следующие товары: апельсины, бананы, груши свежие, кабачки свежие, капуста белокочанная свежая, капуста краснокочанная свежая, картофель свежий, лимоны, лук репчатый, мандарины, морковь свежая, огурцы свежие, перец сладкий, помидоры свежие, свёкла свежая, фасоль свежая, чеснок свежий, яблоки свежие.

Согласно пояснениями Организатора закупки закупка направлена на исполнение обязанности по обеспечению регулярным питанием детей детских садов. Закупаемые товары входят в цикличное меню питания для детей детских садов. Поставка продуктов питания в дошкольные образовательные учреждения является социально значимой закупкой, не допускающей отгрузку некачественной продукции и перебоев в обеспечении детских садов продуктами питания.

Конкурс проводится в целях поставки продуктов питания, а именно фруктов и овощей, данные продукты питания приобретаются всеми заказчиками.

Фрукты и овощи являются плодоовощной продукцией, технологически и функционально взаимосвязанными между собой товарами. Данный факт подтверждается ГОСТ Р 57976-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Фрукты и овощи свежие. Термины и определения (далее – Национальный стандарт). Раздел 1 Национального стандарта устанавливает термины и определения понятий в области плодоовощной продукции, включающей картофель, овощи, бахчевые культуры, фрукты (семечковые, косточковые, субтропические и тропические культуры, ягоды, виноград), а также орехоплодные культуры.

С 2017 года до настоящего момента Заявитель не усматривал в действиях Уполномоченного учреждения/Заказчиков города Иванова ограничения конкуренции при совместном проведении закупки фруктов и овощей и активно участвовал в таких закупках.

 

Предмет закупки

Дата протокола итогов

Участники закупки

Победитель

Поставка продуктов питания (бакалея, овощи, фрукты, яйца и пр.)

 

27.12.2017

ООО ТО «РУСЬ»

ООО «Богатырь»

ООО «ТО «РУСЬ»

Поставка продуктов питания (овощи, фрукты, соки)

 

26.06.2018

ООО ТО «РУСЬ», ООО «Богатырь»

ООО «Снабжение», ООО «Ивмолокопродукт»

ООО «Богатырь»

Поставка продуктов питания (Апельсины, бананы, груши, кабачки, капуста свежая, картофель, лимоны, яблоки, лук репчатый, мандарины, морковь свежая, огурцы, перец, свекла свежая, соки в ассортименте)

 

21.12.2018

ООО ТО «РУСЬ», ООО «Богатырь»

ООО «ТО «РУСЬ»

Поставка продуктов питания (Апельсины, бананы, груши, кабачки, капуста свежая, картофель, лимоны, яблоки, лук репчатый, мандарины, морковь свежая, огурцы, перец, свекла свежая, соки в ассорт.)

06.06.2019

ООО ТО «РУСЬ», ООО «Богатырь», ООО «Мелисса»

ООО «Богатырь»

Поставка продуктов питания (варенье, геркулес, зеленый горошек, джем, икра кабачковая, конфеты шоколадные, кофейный напиток, крупы (перловая, гречневая, манная, кукуруза консерв., лавровый лист, макаронные изделия, кукуркза консерв., масло раст., хлопья овсяные, чай, молоко сухое, дрожжи, изюм, кексы, крахмал, крекер, курага, мармелад, молоко сгущенное, огурцы крнсерв., панировочные сухари, рис круглозерный, рыбные консервы, сахарный песок, соль, сухари, сухофрукты, рыбные консервы в ж/б (сайра, горбуша), сахарный песок, апельсины, бананы, груши, кабачки, капуста свежая, картофель, лимоны, яблоки, лук репчатый, мандарины, морковь свежая, огурцы, перец, свекла свежая, соки в ассорт., свежемороженная рыба, свежемороженная пикша б/г, горбуша, треска; Минтай свежемороженный, свежемороженный, сельдь соленая филе в упаковке, яйцо куриное, мясо говядины, мясо цыплят, мясо индейки, печень говяжья)

29.10.19

(поставка по 31.12.19)

ООО «ТО «РУСЬ», ООО «Витязь-ТОРГ»*

ООО «ТО «Русь»

Поставка продуктов питания (Апельсины, бананы, груши, кабачки, капуста свежая, картофель, лимоны, яблоки, лук репчатый, мандарины, морковь свежая, огурцы, перец, свекла свежая, соки в ассортименте, фасоль, чеснок)

22.11.2019

ООО «Каусар»

ООО ТО «РУСЬ», ООО «Витязь-ТОРГ»

ООО «Мелисса»

ООО «КАУСАР»

Поставка продуктов питания (Апельсины, бананы, груши, кабачки, капуста свежая, картофель, лимоны, яблоки, лук репчатый, мандарины, морковь свежая, огурцы, перец, свекла свежая, соки в ассортименте, фасоль, чеснок)

10.12.2019

(повторно)

ООО ТО «РУСЬ», ООО «Витязь-ТОРГ»

ООО «Мелисса»

ООО «Мелисса»

 

Закон о контрактной системе предполагает единое экономическое пространство на территории всей страны, поэтому в документации о закупке не представляется возможным установление требования об участии в закупке только производителей продуктов питания, при этом недопустимо указание, что этот производитель должен находиться в определенном регионе РФ. Общество не является производителем, а является лишь в лучшем случае третьим лицом между производителем и заказчиком.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом сформировать объект закупки, чтобы закупить товары, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств того, что в документации о закупке установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также доказательств невозможности исполнения контракта Обществом и (или) другими участниками рынка, Заявителем представлено не было. Также представитель Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что Общество не является производителем ни фруктов, ни овощей.

На участие в рассматриваемой закупке было подано 4 заявки от участников закупки, что также свидетельствует о наличии конкуренции в данном конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

Учитывая изложенное, а также специфику рода деятельности заказчиков, потребность в указанных товарах, а также отсутствие со стороны Заявителя доказательств невозможности поставки требуемого товара, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при проведении указанной закупки.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Богатырь» на действия заказчиков при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (извещение 0833600000820000259) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны