Решение б/н Решение и предписание по делу №02-08/2013-003 (ответчик - ОА... от 7 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         Решение

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2014 г.                                     город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев дело № 02-08/2013-003, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Зернопродукт» (юридический адрес и адрес места нахождения: 153005, г. Иваново, ул. Базисная, д.38) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ОАО «Рыбинский мукомольный завод» - <…>

УСТАНОВИЛА:

26.04.2013 в Ивановское УФАС России поступило заявление ОАО «Рыбинский мукомольный завод» с жалобой на действия ОАО «Зернопродукт», выразившиеся в установлении необоснованно высоких тарифов на услугу по отгрузке зерна.

06.05.2013 в Ивановское УФАС России поступило заявление ОАО «Объединенная зерновая компания» (далее – ОАО «ОЗК») с жалобой на действия ОАО «Зернопродукт», выразившиеся в необоснованном завышении расценок ОАО «Зернопродукт».

Из заявления ОАО «Рыбинский мукомольный завод» следует, что договором на отгрузку зерна ОАО «Зернопродукт» установило необоснованно высокие тарифы на услуги по отгрузке купленного у ОАО «ОЗК» зерна государственного интервенционного фонда. Тариф на отгрузку зерна установлен в размере 700 руб./т.

Заявитель указывает, что сложившийся уровень цен на отгрузку зерна составляет не более 400 руб./т. В частности, ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» осуществляет отгрузку зерна по цене 350 руб./т., ОАО «Хлебная база» (г. Кострома) - по цене 400 руб./т.

ОАО «Рыбинский мукомольный завод» и ОАО «ОЗК», усмотрев в действиях ОАО «Зернопродукт» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обратились в Ивановское УФАС России с заявлениями о необоснованном завышении расценок ОАО «Зернопродукт» на отгрузку зерна.

Приказом Ивановского УФАС России от 24.07.2013 № 064 возбуждено дело № 02-08/2013-003 по признакам нарушения ОАО «Зернопродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Комиссии Ивановского УФАС России от 24.07.2013 рассмотрение дела № 02-08/2013-003 было назначено на 05.09.2013. На заседании, состоявшемся 05.09.2013, Комиссия установила, что по результатам предварительного анализа состояния конкуренции на товарном рынке по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда доля ОАО «Зернопродукт» составляет более 50%, данный товарный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. Положение ОАО «Зернопродукт» имеет признаки доминирующего положения на указанном рынке.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Рыбинский мукомольный завод» поддержал доводы, изложенные в заявлении. Представитель ОАО «Зернопродукт»  с доводами заявителя не согласился и пояснил, что между ОАО «Зернопродукт» и ОАО «Рыбинский мукомольный завод» действительно был заключен договор хранения зерновых и масличных культур от 04.04.2013 № ХР 02. В приложении к указанному договору стороны определили стоимость услуг по хранению и по отгрузке зерна интервенционного фонда. Стоимость услуг по отгрузке законодательством не регулируется, это цена договорная, она была установлена на основании соглашения сторон. В Ивановское УФАС России был представлен расчет затрат на отгрузку зерна, из которого следует, что 700 руб./т. –  цена за отгрузку при рентабельности 15%.

Определением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.09.2013 рассмотрение дела № 02-08/2013-003 отложено до 28.11.2013. В дальнейшем определениями  Комиссии Ивановского УФАС России рассмотрение дела откладывалось до 19.12.2013 и до 26.02.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании Комиссии 26.02.2014 представитель ОАО «Зернопродукт»  конкурсный управляющий <…> пояснил, что, по его мнению, положение ОАО «Зернопродукт» нельзя признать доминирующим на рынке отгрузки зерна интервенционного фонда, поскольку ОАО «Зернопродукт» признано банкротом. Кроме того, предприятие не осуществляло никакой иной деятельности, кроме хранения и отгрузки зерна.

Определением Комиссии Ивановского УФАС России от 26.02.2014 рассмотрение дела № 02-08/2013-003 было отложено до 04.04.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

ОАО «Зернопродукт» и ОАО «ОЗК», уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представителей на заседание Комиссии не направили, заявлений, ходатайств не представили.

Рассмотрев представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п.1 Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2011 №580 (далее - Правила) в целях регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия организуются государственные закупочные интервенции путем закупки сельхозпродукции для формирования интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 6 Правил, ОАО «ОЗК» является государственным агентом, осуществляющим:

·        проведение государственных закупочных и товарных интервенций,

·        размещение запасов интервенционного фонда,

·        организацию их количественной и качественной сохранности.

Между ОАО «Рыбинский мукомольный завод» и ОАО «ОЗК» были заключены Договоры купли-продажи (в том числе Договор купли-продажи от 27.03.2013 №2513 и Договор купли-продажи от 14.03.2013 №2270), в соответствии с которыми ОАО «Рыбинский мукомольный завод» приобретает у ОАО «ОЗК» мягкую продовольственную пшеницу 4-го класса. Указанный товар передается ОАО «Рыбинский мукомольный завод» на складе элеватора ОАО «Зернопродукт».

В соответствии с п.2.1.3 Договора купли-продажи №2513 от 27.03.2013 к моменту передачи товара по настоящему договору покупатель – ОАО «Рыбинский мукомольный завод» обязан иметь заключенный договор на оказание услуг по хранению с Элеватором, на котором расположен товар. Аналогичные обязанности ОАО «Рыбинский мукомольный завод» по заключению договора хранения содержатся в Договоре купли-продажи №2270 от 14.03.2013.

В соответствии с п. 8 Правил сельскохозяйственная продукция, закупленная для интервенционного фонда, размещается на хранение в отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации организациях на основании договоров, заключенных с ними агентом.

По результатам проведенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации конкурса по отбору организаций на хранение запасов зерна интервенционного фонда между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и ОАО «Зернопродукт» был заключен государственный контракт, в соответствии с которым ОАО «Зернопродукт» предоставлено право на заключение договора хранения запасов зерна интервенционного фонда.

04.04.2013 между ОАО «Зернопродукт» и ОАО «Рыбинский мукомольный завод» заключен Договор хранения зерновых и масличных культур №ХР 02 (далее – Договор хранения №ХР 02), в соответствии с которым хранитель – ОАО «Зернопродукт» обязуется за вознаграждение хранить сельскохозяйственную продукцию – зерновые и масличные культуры (далее - продукция) и возвратить ее в том состоянии, в котором она была принята на хранение, с учетом естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.

Во исполнение договора купли-продажи хранителем - ОАО «Зернопродукт», ОАО «ОЗК» и покупателем – ОАО «Рыбинский мукомольный завод» подписывается трехсторонний акт, при этом фактическая передача зерна осуществляется в форме переписи на лицевой счет ОАО «Рыбинский мукомольный завод».

Приказом Минсельхоза России от 11.05.2012 № 273 «О размере платы в 2013 году за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции» установлено, что на 2013 год размер платы за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, согласованный с Федеральной службой по тарифам, должен составлять не более 66 рублей 50 копеек за тонну хранимого зерна в месяц. При этом фиксированных цен на отгрузку зерна правовыми актами не установлено.

В соответствии с Приложением №1 к Договору хранения №ХР 02 «стоимость отпуска продукции за 1 тонну веса» составляет 700 рублей (с НДС). Оплата осуществляется продукцией из расчета 9350 рублей за тонну.

Однако из представленных заявителем договоров хранения с иными организациями следует, что в иных организациях стоимость услуги по отгрузке зерна значительно ниже, чем у ОАО «Зернопродукт». В частности, ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» осуществляет отгрузку зерна по цене 350 рублей за тонну, ОАО «Хлебная база» (г. Кострома) - по цене 400 рублей за тонну, ОАО «Жутовский элеватор» (Волгоградская обл.) - по цене 210 рублей за тонну плюс НДС 18%.

В письменных пояснениях №119 от 21.05.2013 ОАО «Зернопродукт» указывает, что в соответствии с определением Арбитражного суда Ивановской области от 19.04.2013 по делу №А17-7246/2012 в отношении ОАО «Зернопродукт» введена процедура наблюдения. Договор хранения №ХР 02 был заключен на условиях оплаты за отгрузку зерном из расчета 9350 руб./т., что не соответствует рыночной цене.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

По поручению председателя Комиссии по рассмотрению дела №02-08/2013-003 аналитический отдел Ивановского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, провел анализ товарного рынка.

По итогам проведенного анализа был подготовлен аналитический отчет от 04.10.2013 и Приказом Ивановского УФАС России от 07.10.2013 №101 ОАО «Зернопродукт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), на товарном рынке «Услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда» в географических границах «Территория элеватора ОАО «Зернопродукт» (г. Иваново, ул.Базисная, д.38)» с долей более 50%.

Таким образом, установлено доминирующее положение ОАО «Зернопродукт» на товарном рынке «Услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда» в географических границах «Территория элеватора ОАО «Зернопродукт» (г. Иваново, ул. Базисная, д.38)».

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара:

монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, Законом о защите конкуренции выделяются два критерия (метода) определения монопольно высокой цены товара:

-                   затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли);

-                   метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).

Следует отметить, что Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в постановлении Президиума от 25.05.2010 №16678/09, было указано на допустимость применения антимонопольным органом только одного из критериев монопольно высокой цены с целью установления нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Проведенная Ивановским УФАС России проверка ОАО «Зернопродукт» на предмет соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с использованием обоих указанных критериев (методов) установила следующее.

1. Затратный метод определения монопольно высокой цены товара (цена товара превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли)

При применении данного метода Ивановское УФАС России использовало информацию об объеме оказанных услуг по отгрузке зерна и фактических расходах на их осуществление, представленную ОАО «Зернопродукт» письмами:

-                   от 08.11.2013 №227/1 на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 09.09.2013;

-                   от 28.02.2014 б/н на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013;

-                   от 20.03.2014 б/н на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013;

-                   от 27.03.2014 б/н на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013.

ОАО «Зернопродукт» неоднократно корректировало представленную информацию. Более ранние варианты величины затрат на отгрузку зерна ОАО «Зернопродукт» представлены письмами:

-                   от 21.05.2013 №119 на запрос Ивановского УФАС России от 13.05.2013 №02-05-12/1533;

-                   от 24.02.2014 №15 на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013;

-                   от 28.02.2014 б/н на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013;

-                   от 26.03.2014 б/н на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013.

Информация о фактических расходах на отгрузку зерна ОАО «Зернопродукт» приведена в таблице 1.<…>

 

Результат анализа таблицы 1 указывает, что наиболее крупные расходы ОАО «Зернопродукт» были связаны с:

-                   оплатой электроэнергии;

-                   выплатой заработной платы;

-                   отчислениями на социальные нужды (30,8% от фонда заработной платы).

Наибольшую долю в затратах на отгрузку зерна в апреле 2013 года составили выплаты по заработной плате (54,7%), в мае, июне и июле – расходы на электроэнергию (32,7%, 36,4% и 34,2% соответственно).

Структура расходов на отгрузку зерна ОАО «Зернопродукт» за период с апреля по июль 2013 года представлена на рис. 1 – 4. <…>

На основании информации о цене, объеме оказанных услуг по отгрузке зерна и фактических расходах на их осуществление возможно рассчитать себестоимость услуги и прибыль. Для более объективной оценки доходности деятельности ОАО «Зернопродукт» по оказанию услуг по отгрузке зерна представляется целесообразным определить значения относительного показателя – уровня рентабельности, характеризующего соотношение прибыли и затрат (прибыль на одни рубль затрат) и рассчитанного по следующей формуле:

.

 

Информация, представленная ОАО «Зернопродукт» по запросу Ивановского УФАС России, и рассчитанные на ее основе показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия приведены в таблице 2. <…>

 

Выводы по результатам анализа таблицы 2 следующие: <…>

Существенное снижение расходов, необходимых для оказания услуг по отгрузке зерна ОАО «Зернопродукт», обуславливает возможность изменения цены на данные услуги в сторону уменьшения.

На товарном рынке «Услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда» в географических границах «Территория элеватора ОАО «Зернопродукт» действует единственный поставщик. Согласно информации, представленной ОАО «Зернопродукт» письмом от 20.03.2014 б/н в ответ на определение об отложении рассмотрения дела №02-08/2013-003 от 19.12.2013, в течение анализируемого периода (апрель – июль 2013 года) на данном рынке состав покупателей услуги по отгрузке зерна оставался неизменным – ОАО «Рыбинский мукомольный завод» и ОАО «Ивановский бройлер».

Условия обращения товара на анализируемом товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, также оставались неизменными.

Таким образом, выводом по результатам анализа, проведенного с использованием затратного метода определения монопольно высокой цены товара, является следующее:

ОАО «Зернопродукт», занимая доминирующее положение на рынке, установило монопольно высокую цену на отгрузку зерна, поскольку выполняется положение части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции о том, что «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, в том числе установленная:

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения».

 

2. Определение монопольно высокой цены товара методом сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).

Для выявления сопоставимых товарных рынков Ивановским УФАС России письмом от 13.03.2014 №03-18-06/737 был направлен запрос информации предприятиям, которые в соответствии с Правилами Биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. ЗАО «Национальная товарная биржа» 21.07.2010), являлись хранителями запасов интервенционного фонда и оказывали в 2013 году услуги по хранению и, соответственно, отгрузке зерна в Ивановской области и соседних регионах – Костромской, Владимирской, Ярославской и Нижегородской областях.

Информация о технической емкости элеваторов, способе отгрузки зерна и действовавших в 2013 году ценах на услугу по отгрузке зерна, представленная предприятиями, оказывавшими услуги по отгрузке зерна в Ивановской, Костромской, Владимирской, Ярославской и Нижегородской областях, указана в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Наименование

Адрес

Техническая емкость элеватора, т

Способ отгрузки зерна

Цена отгрузки, руб./т

1

2

3

4

5

6

1

ОАО «Зернопродукт»

г. Иваново, ул. Базисная, д. 38

32 000

автотранспортом

700

2

ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат»

Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Маршала Василевского, д. 1

21 800

автотранспортом

350

3

ОАО «Хлебная база»

г. Кострома, ул. Юбилейная, д 24

40 000

автотранспортом

400

4

ОАО Владимирский комбинат

хлебопродуктов «Мукомол»

Владимирская область, г.

Владимир, ул. Элеваторная, 26

61 100

автотранспортом, железнодорожным транспортом

290

5

ОАО «Ковровхлебо-продукт»

Владимирская

область, г. Ковров, ул.

Элеваторная, 1

32 000

автотранспортом

600

6

ОАО «Хлебная база №9»

Владимирская область, г.

Александров, ул. Маяковского, 7

48 500

автотранспортом, железнодорожным транспортом

400

7

ОАО «Рыбинский комбинат

Хлебопродуктов»

Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Черемховская гавань,

д. 1

108 000

автотранспортом, железнодорожным транспортом

600

8

ОАО «Сергачский элеватор»

Нижегородская обл., г. Сергач, пос. Заготзерно,

территория 6-а

89 000

автотранспортом

450

9

ООО «Мукомольный комбинат «Володарский»

Нижегородская область, г. Володарск, ул. Южная, 19а

50 000

автотранспортом, железнодорожным транспортом

300

 

Проведенный статистический анализ таблицы 3 дает основание сделать вывод о том, что такие параметры, как техническая емкость элеватора и используемый способ отгрузки зерна (автотранспортом или железнодорожным транспортом), не оказывают влияния на уровень цен за услугу по отгрузке зерна.

Рынки услуг по отгрузке зерна, расположенные в пределах границ территорий элеваторов, указанных в таблице 3, являются сопоставимыми с товарным рынком, на котором действует ОАО «Зернопродукт», в силу следующего:

-                   схожий состав продавцов и покупателей услуги по отгрузке зерна. Продавцами являются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по хранению и, соответственно, отгрузке зерна (элеваторы). Покупатели – хозяйствующие субъекты, пользующиеся услугами элеваторов по хранению и отгрузке зерна, - производители сельскохозяйственной продукции; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупки зерна для последующей переработки или перепродажи. Услуги по отгрузке зерна осуществляются элеваторами на основе договоров, заключенных с потребителями данных услуг;

-                   общие условия обращения товара. Услуга по отгрузке зерна является сопутствующей услуге по хранению зерна: без осуществления отгрузки потребитель не сможет вывезти зерно, находящееся на хранении на элеваторе. Рассматриваемые товарные рынки расположены в центральной части России с умеренно континентальным климатом, пригодным для выращивания зерновых культур. Умеренный климатический пояс характеризуется ярко выраженными сезонами года. Лето - умеренно жаркое и влажное, зима - умеренно холодная с устойчивым снежным покровом. В данной связи спрос на услуги по хранению зерна, а следовательно, и по его отгрузке, подвержен сезонному колебанию;

-                   единые условия доступа на товарный рынок. Для осуществления услуг по хранению и отгрузке зерна хозяйствующим субъектам необходимо специализированное оборудование по приему, обработке, хранению и отгрузке зерна. Кроме того, месторасположение зернохранилища должно обеспечивать доступ к транспортной инфраструктуре. Доступ на рынок услуг по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда имеет свои особенности: отбор элеваторов осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на конкурсной основе. Размещение на хранение зерна, закупленного для интервенционного фонда, осуществляется на основании договоров, заключенных элеваторами с государственным агентом - организацией, подписавшей государственный контракт с Минсельхозом России на осуществление государственных закупочных и товарных интервенций. Ко всем элеваторам-хранителям запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции предъявляется требование об обособленном хранении запасов зерна интервенционного фонда, выполнение которого ведет к замораживанию значительной части мощностей элеваторов, повышению издержек и, как следствие, оказывает влияние на решение элеватора об участии в конкурсе по отбору хранителей запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции;

-                   единое государственное регулирование. На всех рассматриваемых рынках услуг по отгрузке зерна действуют общие правила налогообложения. Цены на услуги по отгрузке зерна, в том числе на услуги по отгрузке зерна интервенционного фонда, не регулируются государством.

Цены на услуги по отгрузке зерна на сопоставимых товарных рынках сложились в следующих размерах: минимальная цена услуги - 290 руб./т (ОАО Владимирский комбинат хлебопродуктов «Мукомол»), максимальная цена - 600 руб./т (ОАО «Ковровхлебо-продукт», ОАО «Рыбинский комбинат Хлебопродуктов»).

Средняя цена за отгрузку зерна элеваторами на сопоставимых товарных рынках составила 424 руб./т.

Согласно договорам, заключенным ОАО «Зернопродукт» с ОАО «Ивановский бройлер» (от 04.04.2013 №ХР01) и ОАО «Рыбинский мукомольный завод» (от 04.04.2013 №ХР02), цена услуги по отгрузке зерна установлена в размере 700 руб./т, что превышает среднюю аналогичную цену на сопоставимых товарных рынках на 65%.

Таким образом, выводом по результатам анализа, проведенного с использованием метода сопоставимых рынков в целях определения монопольно высокой цены товара, является следующее:

ОАО «Зернопродукт», занимая доминирующее положение на рынке, установило монопольно высокую цену на отгрузку зерна, поскольку выполняется положение части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции о том, что «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами».

В соответствии с п. 3.98 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, на заседании Комиссии, состоявшемся 04.04.2014, был рассмотрен вопрос относительно причиненного ответчиком по делу ущерба или извлеченного им дохода.

Комиссией было установлено, что рассчитать причиненный ответчиком по делу ущерб или извлеченный им доход не представляется возможным, поскольку отсутствуют первичные бухгалтерские документы для точного расчета стоимости отгрузки зерна интервенционного фонда, что подтверждается актом №1/А-2013 от 20.03.2013 «Об утрате документов», представленным письмом ОАО «Зернопродукт» от 20.03.2014 (вх. №798 от21.03.2014).

 

Основания для прекращения рассмотрения дела №02-08/2013-003 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Зернопродукт», выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на «услуги по хранению, приемке и отгрузке зерна,  приобретенного из запасов  интервенционного фонда», нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-08/2013-003, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Выдать ОАО «Зернопродукт» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не устанавливать цену на «услуги по хранению, приемке и отгрузке зерна,  приобретенного из запасов  интервенционного фонда», превышающую цену, сложившуюся в условиях конкуренции.

Срок исполнения предписания – 05.05.2014.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-08/2013-003 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с КоАП РФ.

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-08/2013-003

17 апреля 2014 года                                                                                                     г. Иваново

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.04.2014 по делу № 02-08/2013-003 о нарушении открытым акционерным обществом «Зернопродукт» (юридический адрес и адрес места нахождения: 153005, г. Иваново, ул. Базисная, д.38) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Отрытому акционерному обществу «Зернопродукт» прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не устанавливать цену на «услуги по хранению, приемке и отгрузке зерна,  приобретенного из запасов  интервенционного фонда», превышающую цену, сложившуюся в условиях конкуренции.

Срок исполнения предписания – 05.05.2014.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны