Решение б/н Решение и предписание по делу №02-09/2014-0102 (ответчик -Уп... от 9 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена "25" ноября 2014 г.                              город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "26" ноября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № 02-09/2014-012, возбужденное по признакам нарушения  Управлением благоустройства Администрации города Иванова (г. Иваново, пл. Революции, д.6, 153000) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

20.05.2014 в Ивановское УФАС России поступило заявление ООО «Бюро ритуальных услуг», в котором содержится жалоба на нарушение Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (далее - МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ», Учреждение), ОАО «Ритуал» и Управлением благоустройства Администрации города Иванова (далее – Управление благоустройства) Закона о защите конкуренции.

02.07.2014 в Ивановское УФАС России поступило заявление ИП Фроловой М.Н., в котором также содержится жалоба на нарушение указанными лицами Закона о защите конкуренции.

На основании данных заявлений Ивановским УФАС России возбуждено дело №02-09/2014-008 по признакам нарушения Учреждением ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения заявлений и дела №02-09/2014-008 Управлением установлено, что на основании постановления Администрации города Иванова от 16.12.2011 № 2923 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Иванова «Служба заказчика по содержанию кладбищ» создано соответствующее Учреждение.

Согласно п. 2 Постановления № 2923 основной целью деятельности Учреждения является оказание услуг для осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения содержания муниципальных кладбищ и контроля за соблюдением порядка захоронений на территории города Иванова. Предметом деятельности учреждения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Учредителем МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» является муниципальное образование городской округ Иваново в лице Управления благоустройства города Иванова (п. 4 Постановления № 2923).

Приказом начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова от 28.12.2011 №01-02-49 утвержден Устав Учреждения (далее - Устав).

Положения Устава ранее были предметом проверки на предмет их соответствия нормам Закона о защите конкуренции (Решение Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008 и предписание № 02-30/2012-008 от 18.07.2012).

На основании совокупного анализа положений пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 (п.2.3.1-2.3.9) Устава Ивановское УФАС России пришло к выводу, что Учреждение наделено полномочиями органа местного самоуправлении по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений, формированию и содержанию муниципального архива.

Пунктами 2.3.10 - 2.3.11 Устава предусмотрено осуществление Учреждением предпринимательской деятельности.

Решением Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008, действия Управления благоустройства Администрации города Иванова, выразившиеся в наделении Учреждения помимо контрольно-распорядительных функций еще и функциями хозяйствующего субъекта, что влечет за собой совмещение в полномочиях Учреждения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, признаны нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2012 по делу №А17-5753/2012 (оставлено в силе определением Второго Арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2013 и Определением ВАС РФ от 08.11.2013 № ВАС 15173/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) Решение и Предписание Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008 признаны законными.

В целях исполнения предписания Приказом начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова от 02.04.2013 №01-02-17 в раздел 2 Устава Учреждения внесены изменения, исключающие осуществление последним предпринимательской деятельности.

Несмотря на формальное исключение из Устава Учреждения указанных выше положений,  МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность.

В настоящее время между Учреждением и 36 хозяйствующими субъектами заключены договоры, предметом которых является обеспечение Учреждением деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения (далее - договоры).

Среди субъектов, с которыми заключены договоры, значатся, например: ИП Гранаткина Г.И., ООО «Бюро ритуальных услуг», ИП Фролова М.Н.,  ИП Огорельцев А.И., ООО «Гранит-Мастер» и др.

07.06.2012 Управлением благоустройства издан Приказ № 01-02-25 «О порядке определения платы за оказание дополнительных услуг муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ».

На основании данного приказа стоимость услуги определена в сумме 467 руб. из расчета на одно захоронение либо на комплекс устанавливаемых одновременно на одном месте захоронения намогильных сооружений.

Если субъект провозит несколько комплектов памятников, то платить нужно за каждый.

Если установка намогильных сооружений производится гражданами лично, то никакая плата не взимается.

Из имеющихся документов следует, что некоторые хозяйствующие субъекты вынуждены оплачивать значительные суммы: 70050 руб. (ИП Огорельцев А.И.), 46700 руб. (ИП Коврова Я.Ю., ИП Ицков О.В., ИП Кудряшов А.Е.) 93400 руб. (ИП Обухов А.С.) и т.д.

Все денежные средства поступают на счет Учреждения.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В связи с тем, что Учреждение осуществляет функции органа власти и не может осуществлять приносящую доход деятельность, непринятие Управлением благоустройства мер к прекращению Учреждением осуществления предпринимательской деятельности свидетельствует о признаках нарушения Управлением благоустройства ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 09.10.2014 №114 Ивановским УФАС России возбуждено дело №02-09/2014-012 по признакам нарушения Управлением благоустройства Администрации города Иванова ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.10.2014 дело №02-09/2014-012 назначено к рассмотрению на 25.11.2014 в 10 ч. 00 мин.

К участию в деле привлечены: Ответчик - Управление благоустройства Администрации города Иванова (пл. Революции, д. 6, г. Иваново, 153000);

 Заинтересованные лица:

- МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 145А, 153011, ИНН 3702667513);

-  ООО «Бюро ритуальных услуг» (ул. Смольная, д. 6, корп. 8, г. Иваново);

- ИП Фролова М.Н. (<…>);

- ООО «Федеральный похоронный дом»  (ул. Федосеева, д. 22А, г. Кострома, 156002).

25.11.2014 на заседании комиссии представитель Ответчика – <…> (доверенность от 24.11.2014) нарушение не признал.

Дополнительно указал, что заключаемые Учреждением договоры относятся к текущей хозяйственной деятельности Учреждения. Управление благоустройства лишено возможности контролировать заключение данных договоров.

Полномочия Учредителя ограничены созданием Учреждения, утверждением муниципального задания, контролем за его исполнением, а также вопросами предварительного согласования совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» - заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, ходатайство о проведении заседания в отсутствие представителя не представило.

Заинтересованные лица: ООО «Федеральный похоронный дом», ООО «Бюро ритуальных услуг», ИП Фролова М.Н. подтвердили, что со стороны Учреждения имеет место факт осуществления предпринимательской деятельности. Управление благоустройства как учредитель обязано контролировать деятельность подведомственного ему Учреждения, созданного для осуществления содержания муниципальных кладбищ. Несмотря на это, Управление благоустройства не предприняло мер по запрещению Учреждению заключать возмездные договоры. Бездействие Управления благоустройства содержит признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Представители данных лиц также обратили внимание Комиссии Ивановского УФАС России на то, что на городских кладбищах Учреждение и ОАО «Ритуал» осуществляют продажу «сервисных захоронений», что законодательством не предусмотрено, так как земля, на которой расположены кладбища, является муниципальной собственностью.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Ответчика и  заинтересованных лиц, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», далее – Закон о погребении).

Пунктом 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения также отнесены к вопросам местного значения городского округа. Аналогичные положения закреплены Уставом города Иваново (принят решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613), согласно которому организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения города Иванова (п. 23 ч. 1 ст. 13 устава города Иванова).

Пунктом 1.1 Правил работы муниципальных кладбищ, которые утверждены Решением Ивановской городской Думы №377 от 31.10.2000 «О мерах по реализации Закона РФ «О погребении и похоронном деле» на территории города Иванова» (далее – Правила работы муниципальных кладбищ) установлено, что общественные муниципальные кладбища города Иванова находятся в ведении Администрации города Иванова, которая осуществляет их содержание через уполномоченный орган (учреждение) по управлению муниципальными кладбищами, выполняющего функции администрации кладбищ.

На основании постановления Администрации города Иванова от 16.12.2011 № 2923 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Иванова «Служба заказчика по содержанию кладбищ» создано соответствующее Учреждение. Управлением благоустройства утвержден его Устав.

Решением Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008, действия Управления благоустройства Администрации города Иванова, выразившиеся в наделении Учреждения помимо контрольно-распорядительных функций еще и функциями хозяйствующего субъекта, что влечет за собой совмещение в полномочиях Учреждения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, признаны нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

18.07.2012 Управлению благоустройства Администрации города Иванова выдано предписание № 02-30/2012-008 с указанием на необходимость прекратить нарушение антимонопольного законодательства для чего в срок до 20.09.2012 года исключить совмещение в полномочиях Учреждения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта.

 В целях исполнения предписания Приказом начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова от 02.04.2013 №01-02-17 в раздел 2 Устава Учреждения внесены изменения, исключающие осуществление последним предпринимательской деятельности.

В действующей редакции Устава определено:

п. 2.1. целями деятельности Учреждения является оказание услуг в целях обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере содержания муниципальных кладбищ.

п. 2.2. предметом деятельности Учреждения является – обеспечение организации погребения на территории города Иванова и содержание мест захоронения.

Виды деятельности Учреждения определены п. 2.3 Устава:

2.3.1 Обеспечивает учет и инвентаризацию захоронений, обеспечивает исполнение функции по определению земельных участков для захоронений.

2.3.2 В целях обеспечения исполнения функции заказчика по содержанию, эксплуатации, ремонту кладбищ, зданий, расположенных на территории кладбищ, инженерного оборудования кладбищ, системы освещения, водоснабжения кладбищ, ограждений и дорог кладбищ, воинских мемориалов осуществляет анализ и прогноз потребности муниципального образования город Иваново в необходимых объемах и номенклатуре проведения работ и предоставления услуг по соответствующим направлениям деятельности при составлении бюджета, участвует в разработке программ социально-экономического развития муниципального образования город Иваново.

2.3.3 Рассматривает предложения, обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам, входящим в предмет деятельности Учреждения.

2.3.4 По поручению администрации осуществление иных видов деятельности в сфере деятельности Учреждения.

2.3.5 Учреждение выполняет муниципальное задание, которое в соответствии с предусмотренными в пункте 2.3 настоящего Устава основными видами деятельности Учреждения формируется и утверждается Учредителем.

2.3.6 Обеспечивает соблюдение требований, устанавливаемых муниципальными актами, при осуществлении деятельности на местах погребения.

Возможность осуществлять приносящую доход деятельность в новой редакции Устава Учреждения не предусмотрена.

В настоящее время за Учреждением на праве постоянного бессрочного пользования закреплены земельные участки, на которых расположены городские кладбища (свидетельства о государственной регистрации права 37-СС №287919 от 05.04.2013, 37-СС №287920 от 05.04.2013, 37-СС №287769 от 05.04.2013, 37-СС №289598 от 29.04.2013, 37-СС №289599 от 29.04.2013, 37-СС №289600 от 29.04.2013, 37-СС №289710 от 29.04.2013, 37-СС №359993 от 25.09.2013, 37-СС №430942 от 28.02.2014, 37-СС №421614 от 10.01.2014).

Проанализировав цели, предмет и виды деятельности Учреждения, установленные п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3.1-2.3.6 Устава,  Комиссия приходит к выводу, что  виды деятельности Учреждения не изменились.

Цели создания Учреждения, определенные Постановлением Администрации города Иванова от 16.12.2011 №2923, остались прежними.

На основании вышеизложенного Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Учреждение осуществляло и осуществляет функции органа местного самоуправления в сфере обеспечения содержания муниципальных кладбищ и контроля за соблюдением порядка захоронений на территории городского округа Иваново.

В материалах настоящего дела имеется также письмо Правительства Ивановской области от 06.09.2013 №АП-2135 о рассмотрении обращения ИП Фроловой М.Н. по поводу ситуации, сложившейся в сфере оказания ритуальных услуг в городе Иваново с приложением ответов Администрации (от 23.07.2013 №03-02-2852 и от 30.08.2013 №03-02-2852).

К указанному письму приложен проект ответа Администрации города Иванова от 23.07.2013 №03-02-2852, в котором указано, что Учреждение было создано в целях реализации п. 2 ст. 25 Закона о погребении и на него возложены полномочия по обеспечению содержания муниципальных кладбищ, учету и инвентаризации захоронений, обеспечению определения земельных участков для захоронений.

В письме Администрации города Иванова от 30.08.2013 №03-02-2852 содержится информация о том, что «в отличие от ОАО «Ритуал», МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» создано …. в целях осуществления некоммерческой деятельности и реализации контрольно-распорядительных функций органа местного самоуправления».

«МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» -  специально созданный орган (некоммерческая организация), уполномоченный Администрацией города Иванова на управление муниципальными кладбищами…».

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание цель создания Учреждения, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что оно не может совмещать деятельность по управлению муниципальными кладбищами с предпринимательской деятельностью.

Несмотря на это, в материалах настоящего дела имеется 36 договоров, предметом которых является обеспечение Учреждением деятельности по установке намогильных сооружений, акты об оказании услуг и платежные поручения, например акт №00000065 от 19.06.2014, свидетельствующий об оплате  ИП Обуховым А.С. работ по договору от 2.04.2014 в сумме 93400 рублей и платежное поручение от 19.06.2014 №96; акт №00000008 от 23.04.2014, об оплате ООО «Данила-Мастер-Ритуал» работ по договору от 21.04.2014 в сумме 70050 рублей и платежное поручение от 23.04.2014 №61; акт № 00000044 от 26.05.2014, свидетельствующий об оплате ООО «ЛВ-Карат» работ по договору от 22.04.2014 в сумме 4670 рублей и платежное поручение от 18.06.2014 №53 и другие.

Установлено, что заключение таких возмездных договоров является для хозяйствующих субъектов обязательным. Фактически, данные договоры служат пропуском для въезда на кладбища (на основании договоров выдаются пропуска, в которых указан номер <...> дата выдачи и дата установки намогильного сооружения).

Без договора по обеспечению деятельности по установке намогильных сооружений въезд на кладбища и хозяйственная деятельность по установке памятников Учреждением запрещены (письменные пояснения ИП Гранаткиной Г.И. от 25.09.2014 №25, ИП Ковровой Я.Ю. Вх№3554, ООО «Гранит-Мастер» от 05.09.2014 №3, ООО «Руст» Вх№3579, ИП Огорельцев А.И. Вх№3434, ИП Ветровой О.Н. Вх№309гр, ИП Редькина С.А. Вх№ 3539).

Установлено, что ООО «Федеральный похоронный дом» такой договор не заключило и не имеет возможности обеспечить въезд своих сотрудников на территорию кладбища для выполнения работ.

Обязанность по заключению таких договоров возложена Учреждением исключительно на хозяйствующих субъектов (организации и индивидуальных предпринимателей). Если установка намогильных сооружений осуществляется гражданами самостоятельно, то никакие договоры с ними Учреждением не заключаются.

Все хозяйствующие субъекты, которые получили запрос от Ивановского УФАС России (письмо №02-07/3023 от 28.08.2014), в ответах на запрос указали, что могли бы выполнять данные работы своими силами и средствами.

ООО «Гранит-Мастер» дополнительно указало, что в результате заключения возмездного договора происходит увеличение стоимости изготовления памятников «эконом-класса».

Представители ООО «Бюро ритуальных услуг», ООО «Федеральный похоронный дом», ИП Фролова М.Н., присутствующие на заседании Комиссии, также подтвердили, что осуществлять деятельность по установке намогильных сооружений они могут сами, не прибегая к помощи Учреждения и не заключая такого договора, однако Учреждение такой ситуации не допускает и обязывает заключать возмездные договоры.

Указанные обстоятельства и документы свидетельствуют о том, что Учреждение фактически продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность, что противоречит целям создания данного Учреждения, определенным Учредителем в Уставе, а также нормативному акту, которым регламентированы правила работы муниципальных кладбищ в г. Иваново.

Пунктом 3.1 Правил работы муниципальных кладбищ предусмотрено, что все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений (памятников, цветников, оград, цоколей и т.п.) и благоустройством мест захоронения (восстановление опавших могил, укладка тротуарной плитки и т.п.) производятся только с разрешения администрации кладбища.

Установка памятников и других надмогильных сооружений подлежит обязательной регистрации в администрации кладбища (п. 3.7 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания).

Частью 5 ст. 3 Налогового Кодекса РФ установлено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Таким образом, НК РФ, федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Правилами работы муниципальных кладбищ и порядком их содержания не предусмотрено право администрации кладбища взимать с хозяйствующих субъектов плату за установку намогильных сооружений и/или за въезд на кладбище для установки намогильных сооружений.

Правилами работы муниципальных кладбищ предусмотрено получение только разрешения у администрации кладбища.

Согласно п. 1.6 Устава и п. 4 Постановления № 2923 Управление благоустройства от имени учредителя (муниципальное образование городской округ Иваново) осуществляет функции и полномочия Учредителя данного Учреждения.

Формально, исполнив предписание Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008 и внеся изменения в Устав Учреждения, Управление благоустройства, как выяснилось при рассмотрении дела №02-09/2014-008 (возбуждено по признакам нарушения Учреждением ст. 15 Закона о защите конкуренции) не предпринимает действий по прекращению осуществления Учреждением предпринимательской деятельности.

Управление благоустройства своим бездействием фактически санкционирует заключение таких договоров.

Указанное бездействие привело к тому, что Учреждение создает препятствия хозяйствующим субъектам, которые осуществляют деятельность по установке памятников и/или оказанию ритуальных услуг и возлагает на них дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности в части требования платы за въезд на кладбища и обеспечения деятельности по установке намогильных сооружений.

Ивановское УФАС России считает необоснованным довод Управления благоустройства о том, что Учредитель не располагал сведениями о заключении Учреждением возмездных договоров.

Факт заключения подобных договоров был установлен решением Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008, которое признано законным и обоснованным Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2012 по делу №А17-5753/2012, а также обсуждался на заседании комиссии Ивановского УФАС России 17.07.2014 по делу №02-09/2014-008 (возбуждено по признакам нарушения Учреждением ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, 07.06.2012 непосредственно Учредителем - Управлением благоустройства  издан Приказ № 01-02-25 «О порядке определения платы за оказание дополнительных услуг муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ», на основании которого Учреждением определена стоимость услуг, оказываемых Учреждением.

Согласно имеющимся в деле платежным поручениям, получатель денежных средств в счет оплаты услуг по договорам определен как Финансово-казначейское управление Администрации города Иванова – МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ».

Являясь Учредителем данного Учреждения и структурным подразделением Администрации города Иванова, как и Финансово-казначейское управление, Управление благоустройства не могло не знать о том, что вопреки положениям Устава Учреждение продолжает осуществлять приносящую доход деятельность.

Также установлено, что в письме от 30.08.2013 №03-02-2852 (ответ на запрос Правительства Ивановской области по жалобе ИП Фроловой М.Н.), Администрация города Иванова указала, что заключаемым Учреждением договорам по обеспечению деятельности по установке намогильных сооружений  давалась правовая оценка (стр. 5 последний абзац).

Таким образом, Управление благоустройства знало о том, что подведомственное ему Учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность.

Является несостоятельным и довод Ответчика о том, что Учреждение не подконтрольно и не подотчетно Управлению благоустройства в части заключения данных договоров.

Решением Ивановской городской Думы от 31.05.2006 N 150 утверждено Положение об Управлении благоустройства администрации города Иванова (далее – Положение об Управлении).

Управление благоустройства Администрации города Иванова является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства (п. 1.1 Положения об Управлении).

Согласно п. 3.8 Положения об Управлении Ответчик координирует, регулирует и контролирует деятельность подведомственных учреждений в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Аналогичное положение закреплено в п. 4.2 Устава: к компетенции Учредителя относится осуществление контроля за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ (в пред. ред., которая действовала на момент создания Учреждения) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Абзацем 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Уставом Учреждения в предыдущей редакции было предусмотрено (пп. 2 п. 2.3.10 Устава), что Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, в том числе оказывать услуги предприятиям, организациям в вопросах обеспечения их деятельности по установке намогильных сооружений на договорной основе.

В действующей редакции Устава такого положения нет.

Таким образом, условия абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не соблюдаются.

Предпринимательская деятельность, которую осуществляет Учреждение, не согласуется с положениями его Устава, утвержденного Управлением благоустройства.

Кроме того, в письме от 30.08.2013 №03-02-2852 (ответ на запрос Правительства Ивановской области), Администрация города Иванова указала: «ОАО «Ритуал» и МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» напрямую подчиняются Администрации города Иванова (в лице управления благоустройства администрации города), подконтрольны и подотчетны ей».

Таким образом, именно на Учредителе - Управлении благоустройства лежит обязанность по осуществлению контроля за деятельностью подведомственного им Учреждения на предмет соответствия данной деятельности целям создания Учреждения и предмету его деятельности.

Несмотря на это, Управление благоустройства, располагая сведениями об осуществлении Учреждением предпринимательской деятельности, не принимает мер по обеспечению соответствия деятельности Учреждения положениям Устава (Раздел 2), чем нарушаются положения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Ивановского УФАС России не может согласиться с доводом представителя Управления благоустройства, изложенным на заседании комиссии о том, что Учредитель не имеет возможности повлиять на заключение Учреждением договоров, оспорить данные договоры.

Действующее законодательство, а именно, ст. 173 ГК РФ (недействительность сделки юридического лица, совершенной в противоречии с целями его деятельности в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ) предусматривает возможность осуществления контроля за деятельностью Учреждения.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-09/2014-012 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Признать бездействие Управления благоустройства Администрации города Иванова (г. Иваново, пл. Революции, д. 6, 153000) выразившееся в непринятии мер по прекращению осуществления Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» приносящей доход деятельности (заключение Учреждением возмездных договоров на осуществление деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения), что позволяет МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» совмещать функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта и приводит к ограничению и недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг в городе Иваново нарушением части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Основания для прекращения дела № 02-09/2014-012 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3.Выдать Управлению благоустройства Администрации города Иванова (г. Иваново, пл. Революции, д. 6, 153000) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в срок до  19.12.2014 принять меры по прекращению осуществления Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» приносящей доход деятельности (заключение Учреждением возмездных договоров на осуществление деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения).

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-09/2014-012 для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-09/2014-012

26 ноября 2014 года                                                                                                        г. Иваново

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 26.11.2014 по делу № 02-09/2014-012 о нарушении Управлением благоустройства Администрации города Иванова (пл. Революции, д. 6, г. Иваново, 153000) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Управлению благоустройства Администрации города Иванова (г. Иваново, пл. Революции, д. 6, 153000)  прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непринятии мер по прекращению осуществления Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» приносящей доход деятельности (заключение Учреждением возмездных договоров на осуществление деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения), что позволяет Муниципальному бюджетному учреждению «Служба заказчика по содержанию кладбищ» совмещать функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта и приводит к ограничению и недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг в городе Иваново, для чего в срок до 19.12.2014 принять меры по прекращению осуществления Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» приносящей доход деятельности (заключение Учреждением возмездных договоров на осуществление деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения).

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны