Решение б/н Решение и предписание по делу №02-09/2014-013 (в отношении А... от 6 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2015 г.                                 город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>,

рассмотрев дело №02-09/2014-013, возбужденное по признакам нарушения администрацией Заволжского городского поселения (юридический адрес: 155410, г. Заволжск, ул. Комсомольская, д.2) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

представителя МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» - <...>;

представителей администрации Заволжского городского поселения – главы администрации Заволжского городского поселения <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление муниципального предприятия Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», Заявитель) (вх. №1247 от 25.04.2014), в котором содержится жалоба на действия администрации Заволжского городского поселения (далее - Администрация), выразившиеся в присвоении статуса единой теплоснабжающей организации муниципальному унитарному предприятию Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик» (далее – МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик») с нарушением положений п. 5 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила).

Из заявления следует, что Постановлением Администрации №305 от 28.11.2013 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности» (далее – Постановление №305 от 28.11.2013) без соблюдения порядка, установленного Правилами, статусом единой теплоснабжающей организации было наделено МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик»; иные теплоснабжающие и (или) теплосетевые организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, были лишены возможности подать заявку о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации.

При этом МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» не могло быть наделено статусом единой теплоснабжающей организации, так как не обладало и до настоящего времени не обладает источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, право хозяйственного ведения до сих пор не зарегистрировано.

Администрация с доводами заявителя не согласилась по основаниям, изложенным в письменных пояснениях  от 23.05.2014 №605.

По мнению Администрации, Постановление №305 от 28.11.2013 принято Администрацией в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

25.06.2013 на официальном сайте Администрации был размещен проект схемы теплоснабжения, о чем заявителю было известно.

14.11.2013 Постановлением №289 Администрации утверждена схема теплоснабжения Заволжского городского поселения, которая в дальнейшем была опубликована в газете «Заволжские ведомости».

При этом МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» соответствует критериям единой теплоснабжающей организации, установленным п. 7 Правил. Кроме того, решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.11.2009 МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» признано банкротом, в связи с чем Администрация полагает, что основания для присвоения МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» статуса единой теплоснабжающей организации отсутствуют.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Приказом Ивановского УФАС России от 17.10.2014 № 122 возбуждено дело №02-09/2014-013 по признакам нарушения администрацией Заволжского городского поселения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Определениями Комиссии от 19.11.2014, от 04.12.2014, от 30.01.2015, от 24.03.2015 рассмотрение дела № 02-09/2014-013 откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Также на заседании Комиссии 24.03.2015 Комиссией установлено, что в Ивановском УФАС России на рассмотрении находятся еще 2 заявления МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» о том, что с нарушением Правил Администрацией были приняты аналогичные постановления: Постановление от 04.04.2014 №69 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности» (далее – Постановление №69 от 04.04.2014), Постановление от 02.06.2014 №129 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013» (далее -  Постановление №129 от 02.06.2014), Постановление от 19.06.2014 №143 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013» (далее – Постановление №143 от 19.06.2014), Постановление от 01.07.2014 №156 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013» (далее – Постановление №156 от 01.07.2014).

Указанными постановлениями статусом  единой теплоснабжающей организации также было наделено МУП «Заволжский коммунальщик».

В связи с изложенным, Комиссия сочла необходимым рассмотреть вопрос о нарушении антимонопольного законодательства вследствие принятия указанных постановлений в рамках рассмотрения дела №02-09/2014-013.

Определением от 24.03.2015 Комиссия определила изменить квалификацию нарушения антимонопольного законодательства, уточнив, что дело №02-09/2014-013 возбуждено по признакам нарушения администрацией Заволжского городского поселения ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «выразившегося в нарушении порядка присвоения статуса  единой теплоснабжающей организации, установленного Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила), и в присвоении статуса  единой теплоснабжающей организации МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» с нарушением порядка, установленного Правилами, в результате принятия Постановления от 28.11.2013 №305 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности», Постановления от 04.04.2014 №69 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности», Постановления от 02.06.2014 №129 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013», Постановления от 19.06.2014 №143 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013», Постановления от 01.07.2014 №156 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013».

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе определения единой теплоснабжающей организации.

 Понятие единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения дано в пункте 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) под которой понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации установлены Правилами теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 3 Правил статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

В силу положений Правил статус единой теплоснабжающей организации может быть присвоен организации на территории поселения владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями.

В соответствии с п.5 Правил для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности.

Поскольку, по мнению МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», Постановления  №305 от 28.11.2013, №69 от 04.04.2014, №129 от 02.06.2014, №143 от 19.06.2014, №156 от 01.07.2014 приняты с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области и в Заволжский районный суд Ивановской области с заявлениями к Администрации о признании недействительным указанных постановлений.

Решениями Арбитражного суда Ивановской области от 04.04.2014 по делу №А17-226/2014, от 05.08.2014 по делу №А17-2331/2014, от 10.09.2014 по делу №А17-3662/2014, от 30.09.2014 по делу №А17-3964/2014 и решением Заволжского районного суда Ивановской области от 19.08.2014 по делу №2-363/2014 указанные постановления признаны недействующими (по делу №А17-2662/2014 принято решение, в соответствии с которым пункт 2 Постановления №129 от 02.06.2014 признан недействующим. В соответствии с п. 2 указанного постановления статусом единой теплоснабжающей организации наделено МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик»).

При рассмотрении вышеперечисленных дел судами установлено, что согласно пункта 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131, абз.5 пункта 1 статьи 216, пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения на тепловые сети возникнет у МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Доказательств государственной регистрации права хозяйственного ведения на тепловые сети за МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» в материалы дела не представлено. При названных обстоятельствах МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» не могло быть признано единой теплоснабжающей организацией по причине отсутствия у предприятия на праве собственности или ином законном основании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 5 Правил, заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации может быть подана заинтересованным лицом в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения.

Согласно пункту 11 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.

Проект «Схема теплоснабжения г. Заволжска Ивановской области» опубликован 25.06.2013 г. на официальном сайте администрации Заволжского городского поселения, что подтверждается МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», направившим 05.06.2013 г. письмо № 1354 в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Заволжского городского поселения замечания и предложения на проект.

В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (в редакции решения Совета Заволжского городского поселения от 31.07.2012 № 22) официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования в газете «Заволжские ведомости» и/или в газете «Авангард». Доказательств опубликования в установленных официальных источниках опубликования сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте Администрацией Заволжского городского поселения не представлено.

Неразмещение надлежащим образом схемы теплоснабжения в официальных источниках опубликования информации нарушает нормы действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.04.2014 по делу №А17-226/2014 обжаловалось Администрацией во Второй арбитражный апелляционный суд. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу №А17-226/2014 решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.04.2014 по делу №А17-226/2014 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации  - без удовлетворения.

На момент рассмотрения настоящего дела решения (постановление) судов по делам №А17-226/2014,  №А17-2331/2014, №А17-3662/2014, №А17-3964/2014 и №2-363/2014 вступили в законную силу.

Выводы, сделанные судами по рассматриваемым обстоятельствам, являются для Ивановского УФАС России преюдициальными фактами; оснований, не позволяющих руководствоваться указанными выводами, Комиссией не установлено.

На основании изложенного, Комиссией установлено, что Постановления  №305 от 28.11.2013, №69 от 04.04.2014, №129 от 02.06.2014, №143 от 19.06.2014, №156 от 01.07.2014 приняты с нарушением действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

При этом принятие Постановлений №305 от 28.11.2013, №69 от 04.04.2014, №129 от 02.06.2014, №143 от 19.06.2014, №156 от 01.07.2014 без соблюдения установленной процедуры повлекло нарушение принципа обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, закрепленного в п.7 ч.1 ст. 3 Закона о теплоснабжении.

На заседании Комиссии 02.04.2015 представители Администрации пояснили, что ответчик признает нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего опубликования в газете «Заволжские ведомости» и/или в газете «Авангард» проекта схемы теплоснабжения, утвержденной  Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013. Также в материалах отсутствуют доказательства, что проекты схемы теплоснабжения при внесении в нее изменений были опубликованы в официальных источниках опубликования.

Издание  Постановлений №305 от 28.11.2013, №69 от 04.04.2014, №129 от 02.06.2014, №143 от 19.06.2014, №156 от 01.07.2014 привело к устранению конкуренции в сфере теплоснабжения на территории Заволжского городского поселения, так как в результате допущенных нарушений (неопубликование схемы теплоснабжения и внесенных в нее изменений в официальных источниках опубликования информации) лица, владеющие тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, были лишены возможности обратиться с заявками о присвоении статуса единой теплоснабжающей компании.

Кроме того, наделение статусом единой теплоснабжающей организации МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» осуществлено неправомерно, в связи с отсутствием у предприятия на праве собственности или ином законном основании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

При этом, для МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» была создана возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

Таким образом, Администрация не обеспечила создание условий для добросовестной конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в Заволжском городском поселении, тем самым нарушила не только требования Правил теплоснабжения, но и ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Ивановское УФАС России приходит к выводу о нарушении действиями Администрации ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации Заволжского городского поселения, выразившиеся в нарушении порядка присвоения статуса  единой теплоснабжающей организации, установленного Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила), и в присвоении статуса  единой теплоснабжающей организации МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» с нарушением порядка, установленного Правилами, в результате принятия Постановления от 28.11.2013 №305 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности», Постановления от 04.04.2014 №69 «Об определении статуса единой теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности», Постановления от 02.06.2014 №129 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013», Постановления от 19.06.2014 №143 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013», Постановления от 01.07.2014 №156 «О внесении изменений в схему теплоснабжения Заволжского городского поселения, утвержденную Постановлением администрации Заволжского городского поселения №289 от 14.11.2013,  нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела  №02-09/2014-013 в соответствии со  ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3. Выдать администрации Заволжского городского поселения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.05.2015 принять меры, направленные на недопущение нарушения порядка присвоения статуса  единой теплоснабжающей организации, установленного Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808.

4. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-09/2014-013 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подписи членов Комиссии


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-09/2014-013

06 апреля 2015 г.                                                                                                                 г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 02.04.2015 по делу № 02-09/2014-013 о нарушении администрацией Заволжского городского поселения (юридический адрес: 155410, г. Заволжск, ул. Комсомольская, д.2) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Заволжского городского поселения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в срок до 01.05.2015 принять меры, направленные на недопущение нарушения порядка присвоения статуса  единой теплоснабжающей организации, установленного Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны