Решение б/н Решение по делу №02-10/2015-006 в отношении ОАО "Ритуал" от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д.10; тел:(4932) 328-573; факс:326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru, 010@adminet.ivanovo.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

Резолютивная часть решения оглашена "16" октября 2015 г.                             город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "30" октября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – Строгановой О.П. – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; членов Комиссии: Маракасовой Д.В. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Гусевой Т.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Кукушкина В.М. – начальника аналитического отдела, Рейнбах Е.В. – главного специалиста-эксперта аналитического отдела,

Лица, привлеченные к рассмотрению дела:

Заявитель - общество с ограниченной ответственностью «Бюро ритуальных услуг» (адрес в г. Владимир: ул. Урицкого, д. 53А, г. Владимир, 600000; адрес в г. Иваново: ул. Смольная, д.6, г. Иваново, 153025; далее – ООО «Бюро ритуальных услуг», Заявитель),

Ответчик - открытое акционерное общество «Ритуал» (ул. Парижской Коммуны, д. 145А, г. Иваново, 153011; ИНН 3702691315; далее - ОАО «Ритуал», Ответчик),

Заинтересованные лица:

индивидуальный предприниматель Фролова М.Н. (далее – ИП Фролова М.Н.);

общество с ограниченной ответственностью «Федеральный похоронный дом» (адрес в г. Кострома: ул. Федосеева, д. 22А, г. Кострома, 156002; адрес в г. Иваново: ул. Лежневская, д. 7, г. Иваново, 153000; далее – ООО «Федеральный похоронный дом»);

 граждане - С.О.М., С.А.Н. (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных» данные о гражданах не указываются),

рассмотрев дело № 02-10/2015-006, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Ритуал» пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.10.2014 в Ивановское УФАС России поступило обращение ООО «Бюро ритуальных услуг», в котором содержится жалоба на действия ОАО «Ритуал».

В жалобе Заявитель указал, что муниципальное бюджетное учреждение «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (далее - МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ», Учреждение) обязало все организации, занимающиеся похоронным делом и имеющие автокатафалки, заключить с Учреждением безвозмездный договор на въезд на кладбища города Иванова. ООО «Бюро ритуальных услуг» пытается оказывать весь спектр ритуальных услуг, поэтому также заключило этот договор. Ранее, когда въезд на кладбища был разрешен только транспорту ОАО «Ритуал», стоимость автокатафалка была единой для всех, в том числе и для клиентов ООО «Бюро ритуальных услуг» (2400-2500 руб.).

Теперь для клиентов организаций, в том числе и для клиентов ООО «Бюро ритуальных услуг», заключивших договор на въезд на кладбище с МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ», стоимость данной услуги, заказанной у ОАО «Ритуал» выросла более чем в два раза – до 5508 руб., а для клиентов организаций, у которых нет договоров с МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (похоронное бюро «Ангел» (ИП Фролова М.Н.), ООО «Федеральный похоронный дом»), стоимость услуги ОАО «Ритуал» осталась прежней. Заявитель просит обратить внимание на то, что автокатафалк у ОАО «Ритуал» заказывает не организация, а непосредственно клиент, у которого произошло несчастье. Заявителю не понятно, чем отличаются клиенты, заказывающие комплекс услуг по погребению, за исключением услуг по перевозке тел (останков) умерших, у ООО «Бюро ритуальных услуг», от клиентов, заказывающих аналогичные услуги у ИП Фроловой М.Н., ООО «Федеральный похоронный дом» или ОАО «Ритуал».

Заявитель указал, что ОАО «Ритуал», пользуясь своим доминирующим положением на рынке ритуальных услуг, пытается избавиться от конкурентов.

Люди, обращающиеся в ритуальную организацию, хотят организовать похороны на определенное время в определенный день. Иногда случается, что ООО «Бюро ритуальных услуг» не может им предоставить автокатафалк именно на это время. Поэтому клиентам приходится обращаться в ОАО «Ритуал» и заказывать транспорт у них. Объяснить клиенту необходимость произвести оплату услуг в двойном размере Заявитель не может.

К жалобе приложены копии двух счет-заказов граждан С.О.М. и С.А.Н.

 

В соответствии с п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 (далее – Административный регламент №339), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Процедура установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов о нарушении антимонопольного законодательства определена административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345 (далее – Административный регламент № 345).

По поручению руководителя Ивановского УФАС России от 02.12.2014, в соответствии с п. 3.9 Административного регламента №345, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок), в целях определения положения ОАО «Ритуал» на товарном рынке Ивановское УФАС России провело анализ состояния конкуренции.

В соответствии с п. 3.9, п. 3.10 Административного регламента №345, по результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет, который включает:

  • идентификацию хозяйствующих субъектов;
  • определение временного интервала исследования рынка;
  • определение продуктовых границ товарного рынка;
  • определение географических границ товарного рынка;
  • выявление группы лиц;
  • оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

В ходе проведения анализа было установлено, что на основании ст. 9 Закона о защите конкуренции ОАО «Ритуал» входит в группу лиц с ООО «Зевс» Ритуальные услуги».

В соответствии с п. 5.4 Порядка и ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект.

В соответствии с аналитическим отчетом от 27.01.2015, группа лиц в составе ОАО «Ритуал» и ООО «Зевс» Ритуальные услуги» на товарном рынке «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах «г. Иваново, г. Кохма и Ивановского района Ивановской области» имела в 2014 году долю 72,9%.

Критерием принятия решения об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара при рассмотрении заявления, материалов о нарушении антимонопольного законодательства является его положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в ст. 5 Закона о защите конкуренции (п. 3.14 Административного регламента №345).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

 Таким образом, установлено, что группа лиц в составе ОАО «Ритуал» и ООО «Зевс» Ритуальные услуги» имела признаки доминирующего положения на рынке «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах «г. Иваново, г. Кохма и Ивановского района Ивановской области».

 

Приказом Ивановского УФАС России от 28.01.2015 №007 возбуждено дело №02-10/2015-006 по признакам нарушения ОАО «Ритуал» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически не обоснованном установлении различных цен на услугу по перевозке тел (останков) умерших.

Определением от 28.01.2015 дело №02-10/2015-006 назначено к рассмотрению на 05.03.2015.

05.03.2015 на заседании комиссии представитель ООО «Бюро ритуальных услуг» Фомин М.Е. поддержал доводы, изложенные в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства. Дополнительно отметил, что договорные отношения по оказанию транспортных услуг существуют между заказчиками и ОАО «Ритуал». ООО «Бюро ритуальных услуг» транспорт у ОАО «Ритуал» само не заказывает.

Представитель ОАО «Ритуал» Малиновская Л.В. поддержала доводы, изложенные в пояснениях от 25.02.2015 №50/15. Указала, что ОАО «Ритуал» нарушение не признает. ООО «Бюро ритуальных услуг» заказчиком услуг ОАО «Ритуал» не является. Договорных отношений между организациями нет. Договорные отношения существуют между гражданами-заказчиками и ОАО «Ритуал».

Отметила, что если заказ на транспортные услуги оформляется менее чем за сутки, то стоимость данной услуги возрастает на 100%. Представлена копия приказа от 25.07.2013 №69, согласно которому с 01.07.2013 установлен предельный размер наценки за срочность в размере 100% стоимости услуг автокатафалков при оформлении счет-заказа на оказание услуг менее, чем за сутки до времени исполнения заказа. С 01.01.2015 приказ отменен.

Представитель Ответчика также добавила, что в ОАО «Ритуал» осуществляется планирование деятельности. ОАО «Ритуал» вынуждено снимать транспортные средства, которые заняты при оказании других услуг. Предоставила пояснения по двум счет-заказам, представленным Заявителем.

Определением от 05.03.2015 к участию в рассмотрении дела привлечена ИП Гранаткина Г.И.

Определениями от 05.03.2015 рассмотрение дела отложено на 15.05.2015 и продлено до 28.10.2015.

15.05.2015 на заседании комиссии представитель ОАО «Ритуал» дала пояснения по счетам-заказам, представленным ИП Гранаткиной Г.И., и указала, что по счету гр. Г.П. информация в ОАО «Ритуал» имеется.

В отношении гр. Ч.М.Н. заказ был аннулирован.

От ИП Гранаткиной Г.И. поступило ходатайство об отзыве своего представителя.

Определением от 15.05.2015 рассмотрение дела отложено на 03.09.2015.

Определением от 03.09.2015 рассмотрение дела отложено на 08.10.2015.

08.10.2015 на заседании Комиссии принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц граждан С.О.М., С.А.Н., которые являются заказчиками ООО «Бюро ритуальных услуг».

Определением от 08.10.2015 рассмотрение дела отложено на 15.10.2015 и в качестве заинтересованных лиц привлечены граждане С.О.М. и С.А.Н.

12.10.2015 Аналитическим отделом Ивановского УФАС России подготовлен Аналитический отчет, с которым представитель ОАО «Ритуал» ознакомился 13.10.2015.

15.10.2015 представитель ОАО «Ритуал» Малиновская Л.В. заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью подготовки возражений на аналитический отчет.

Ходатайство удовлетворено.

С.О.М. представила письменные пояснения и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Комиссией объявлен перерыв до 14 ч. 00 мин. 16.10.2015.

16.10.2015 представителем Ответчика представлены письменные пояснения от 16.10.2015 №б/н.

Комиссией объявлен перерыв до 16 ч. 00 мин. для изучения представленных пояснений.

В соответствии с п.3.27 Административного регламента №345 в Аналитический отчет внесены дополнения на основании поступившей информации.

После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела, по результатам которого

объявлена резолютивная часть решения и выдано предписание.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Отношения, связанные с погребением умерших, и основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности урегулированы Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).

Погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации) (ст. 3 Закона о погребении).

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (ст. 6 Закона о погребении).

Статьей 9 Закона о погребении установлен гарантированный перечень услуг по погребению.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 2 ст. 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Нормы аналогичного содержания установлены п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) и п. 23 ч. 1 ст. 13 устава города Иванова (принят решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613).

Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

 Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (п. 1 и п. 2 ст. 29 Закона о погребении).

Решением Ивановской городской Думы «О мерах по реализации Закона РФ «О погребении и похоронном деле» №377 от 31.10.2000 на территории города Иванова» утверждены Правила предоставления ритуальных услуг на территории г. Иванова специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - Правила предоставления ритуальных услуг на территории г. Иванова специализированными службами) и Правила работы муниципальных кладбищ и порядок их содержания (далее – Правила работы муниципальных кладбищ).

В целях реализации положений Закона о погребении и в соответствии с Постановлением Администрации города Иванова от 27.07.2012 №1766 «О проведении открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иванова» 10.09.2012 проведен открытый конкурс, победителем которого признано МУП «Ритуал» (в настоящее время ОАО «Ритуал»).

12.09.2012 между Управлением благоустройства Администрации города Иванова и МУП «Ритуал» заключен договор о наделении МУП «Ритуал» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иваново.

Согласно п. 6.1. Договора он вступает в силу с 12.09.2012 и действует в течение 5 лет с момента заключения договора.

Дополнительным соглашением от 10.02.2013 к данному договору организационно-правовая форма специализированной службы изменена с МУП «Ритуал» на ОАО «Ритуал».

Таким образом, ОАО «Ритуал» является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории города Иванова.

Помимо этого ОАО «Ритуал» осуществляет предпринимательскую деятельность: погребение умерших и оказание услуг по погребению, оказание ритуальных услуг, обеспечение гарантий погребения (пп. 3.4.1-3.4.3 п. 3.4 Устава ОАО «Ритуал»), в том числе, оказывает транспортные услуги различных видов.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.09.2008 №12027/07 по делу №А33-9227/2006 указал, что «…устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями».

Следовательно, деятельность по оказанию ритуальных (похоронных услуг) могут осуществлять и иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы.

К организациям, которые оказывают ритуальные (похоронные услуги) на территории города Иванова и Ивановской области относятся, в том числе ООО «Бюро ритуальных услуг», ИП Фролова М.Н. и ООО «Федеральный похоронный дом», привлеченные к участию в деле.

ООО «Бюро ритуальных услуг» осуществляет перевозку тел (останков) умерших на городские кладбища своими силами и своим транспортном и имеет заключенный с МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» договор на въезд.

С ИП Фроловой М.Н. и ООО «Федеральный похоронный дом» такие договоры не заключены в связи с отказом данных хозяйствующих субъектов от их заключения.

При указанных обстоятельствах клиенты ИП Фроловой М.Н. и ООО «Федеральный похоронный дом» услуги по доставке тел (останков) умерших на кладбища города Иванова вынуждены заказывать в ОАО «Ритуал».

Как выявлено при рассмотрении дела №02-16/2015-01, которым установлен факт нарушения МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» и ОАО «Ритуал» ст. 16 Закона о защите конкуренции, на примере счет-заказов ИП Фроловой М.Н. за январь-декабрь 2014 года и январь-март 2015 года услуга автокатафалка действительно заказывалась именно в ОАО «Ритуал».

Цены, установленные в прейскуранте ОАО «Ритуал» на транспортные услуги, приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Наименование услуги

Цена, руб.

с 01.12.13

с 20.02.14

с 01.05.14

с 01.06.14

с 10.06.14

1

Автокатафалк/1 км пробега/

20,00

20,00

20,00

20,00

20,00

2

Доставка принадлежностей вид 1

400,00

400,00

400,00

400,00

400,00

3

Доставка принадлежностей вид 2

635,00

635,00

635,00

635,00

635,00

4

Транспортная услуга вид 1

2 162,00

2 162,00

2 162,00

2 162,00

2 162,00

5

Транспортная услуга вид 1.1

1 022,00

1 022,00

1 022,00

1 022,00

1 022,00

6

Транспортная услуга вид 10

4 002,00

4 002,00

4 002,00

4 002,00

4 002,00

7

Транспортная услуга вид 10.1

3 963,00

3 963,00

3 963,00

3 963,00

3 963,00

8

Транспортная услуга №11

1 390,00

1 390,00

1 390,00

1 390,00

1 390,00

9

Транспортная услуга №12

1 657,00

1 657,00

1 657,00

1 657,00

1 657,00

10

Транспортная услуга №13

931,00

931,00

931,00

931,00

931,00

11

Транспортная услуга №14

1 599,00

1 599,00

1 599,00

1 599,00

1 599,00

12

Транспортная услуга №15

4 886,00

4 886,00

4 886,00

4 886,00

4 886,00

13

Транспортная услуга вид 2

2 450,00

2 450,00

2 450,00

2 450,00

2 450,00

14

Транспортная услуга вид 2.1

2 351,00

2 351,00

2 351,00

2 351,00

2 351,00

15

Транспортная услуга вид 3

3 720,00

3 720,00

3 720,00

3 720,00

3 720,00

16

Транспортная услуга вид 4

4 454,00

4 454,00

4 454,00

4 454,00

4 454,00

17

Транспортная услуга вид 5

4 159,00

4 159,00

4 159,00

4 159,00

4 159,00

18

Транспортная услуга вид 5.1

4 081,00

4 081,00

4 081,00

4 081,00

4 081,00

19

Транспортная услуга вид 6

2 902,00

2 902,00

2 902,00

2 902,00

2 902,00

20

Транспортная услуга вид 7

3 635,00

3 635,00

3 635,00

3 635,00

3 635,00

21

Транспортная услуга вид 8

2 410,00

2 410,00

2 410,00

2 410,00

2 410,00

22

Транспортная услуга вид 9

3 144,00

3 144,00

3 144,00

3 144,00

3 144,00

23

Услуга мини-автокатафалка вид 1

1 493,00

1 788,00

1 788,00

1 788,00

1 788,00

24

Услуга мини-автокатафалка вид 10

3 315,00

3 969,00

3 969,00

3 969,00

3 969,00

25

Услуга мини-автокатафалка вид 11

1 049,00

1 206,00

1 206,00

1 206,00

1 206,00

26

Услуга мини-автокатафалка вид 12

1 347,00

1 613,00

1 613,00

1 613,00

1 613,00

27

Услуга мини-автокатафалка вид 13

793,00

900,00

900,00

900,00

900,00

28

Услуга мини-автокатафалка вид 14

1 325,00

1 538,00

1 538,00

1 538,00

1 538,00

29

Услуга мини-автокатафалка вид 2

1 582,00

1 950,00

1 950,00

1 950,00

1 950,00

30

Услуга мини-автокатафалка вид 3

2 735,00

3 275,00

3 275,00

3 275,00

3 275,00

31

Услуга мини-автокатафалка вид 4

3 383,00

4 050,00

4 050,00

4 050,00

4 050,00

32

Услуга мини-автокатафалка вид 5

3 330,00

3 988,00

3 988,00

3 988,00

3 988,00

33

Услуга мини-автокатафалка вид 6

2 125,00

2 544,00

2 544,00

2 544,00

2 544,00

34

Услуга мини-автокатафалка вид 7

2 521,00

3 019,00

3 019,00

3 019,00

3 019,00

35

Услуга мини-автокатафалка вид 8

1 764,00

2 113,00

2 113,00

2 113,00

2 113,00

36

Услуга мини-автокатафалка вид 9

2 474,00

2 963,00

2 963,00

2 963,00

2 963,00

37

Услуга мини-автокатафалка за 1 км пробега

16,00

19,00

19,00

19,00

19,00

38

Услуга траурного кортежа «Форд транзит» вид 1 (стандартное захоронение)

3 237,00

3 237,00

3 237,00

3 237,00

3 237,00

39

Услуга траурного кортежа «Форд транзит» вид 2

4 866,00

4 866,00

4 866,00

4 866,00

4 866,00

40

Услуга траурного кортежа «Форд транзит» вид 3

4 543,00

4 543,00

4 543,00

4 543,00

4 543,00

41

Услуга траурного кортежа «Форд транзит» вид 4

1 783,00

1 783,00

1 783,00

1 783,00

1 783,00

42

Услуга траурного кортежа «Форд транзит» за 1 км пробега

20,00

20,00

20,00

20,00

20,00

43

Услуга траурного кортежа «Форд транзит» по погребению за пределами города

5 216,00

5 216,00

5 216,00

5 216,00

5 216,00

 

Из таблицы 1 видно, что согласно прейскуранту, цена на транспортную услугу вид 2 была установлена в размере 2 450,00 руб.

Однако 27.02.2014 ОАО «Ритуал» оформлен и выдан счет-заказ на транспортную услугу №НН00016542 от 27.02.2014 заказчику С.А.Н., который являлся клиентом (заказчиком комплекса услуг, необходимых для погребения, за исключением транспортных услуг) ООО «Бюро ритуальных услуг». Стоимость услуги автокатафалка составила 5508 руб.

14.03.2014 ОАО «Ритуал» оформлен и выдан счет-заказ на транспортную услугу №НН00016974 от 14.03.2014 заказчику С.О.М. Стоимость услуги автокатафалка составила 5508 руб.

В выписках из прейскуранта на продукцию и услуги ОАО «Ритуал» на данные периоды времени стоимость транспортной услуги в размере 5508 руб. отсутствует.

Таким образом, для клиентов организации-конкурента (ООО «Бюро ритуальных услуг»), у которой имеется свой автокатафальный транспорт, стоимость транспортной услуги вид 2 возросла более чем в два раза.

В обоснование увеличения стоимости транспортной услуги ОАО «Ритуал» представлена копия приказа от 25.07.2013 г. №69, согласно п. 1 которого с 01.07.2013 установлен предельный размер наценки за срочность в размере 100% стоимости услуг автокатафалков при оформлении счет-заказа на оказание услуг менее чем за сутки до времени исполнения заказа (отменен Приказом от 31.12.2014 №113 с 01.01.2015).

 

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Одним из проявлений форм злоупотребления доминирующим положением является экономически не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для квалификации действий в качестве злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке необходимо наличие следующих обстоятельств:

  • хозяйствующий субъект, в отношении которого подано заявление, должен занимать на товарном рынке доминирующее положение;
  • результатом действия хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано заявление, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства определен Административным регламентом №345.

В соответствии с пунктом 3.19 Административного регламента №345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно Порядку.

По поручению председателя Комиссии в целях определения положения ОАО «Ритуал» на товарном рынке Ивановским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке, результаты которого приведены в аналитическом отчете от 16.10.2015.

На основании пункта 11.2 Порядка, аналитический отчет включает:

а) общие положения:

- цель исследования;

- описание источников исходной информации;

б) сведения о выбранном временном интервале исследования;

в) выводы о продуктовых границах товарного рынка;

г) выводы о географических границах товарного рынка;

д) сведения о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке;

е) сведения об объеме товарного рынка и долях хозяйствующих субъектов на рынке;

ж) выводы об уровне концентрации товарного рынка;

з) сведения о барьерах входа на товарный рынок;

и) оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1.1 Порядка, цель проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке – установление положения ОАО «Ритуал» при рассмотрении дела №02-10/2015-006, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Ритуал» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по заявлению ООО «Бюро ритуальных услуг».

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка, при анализе состояния конкуренции на товарном рынке были использованы следующие источники исходной информации:

  •  официальная статистическая информация;
  •  сведения, полученные от администрации города Иванова;
  •  сведения, полученные от продавцов товара;  
  •  сведения, полученные от покупателей товара;
  •  другие материалы номенклатурных дел Ивановского УФАС России.

Временной интервал исследования – 2014 год.

Продуктовыми границами товарного рынка являются «Услуги по перевозке тел (останков) умерших».

При определении продуктовых границ, на основании пункта 3.8 Порядка, был использован анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен. Выбор данного метода для определения продуктовых границ товарного рынка обусловлен невозможностью применения других методов, указанных в пункте 3.8 Порядка: «теста гипотетического монополиста» и расчета показателя перекрестной эластичности спроса.

«Тест гипотетического монополиста» не был использован по следующим основаниям:

1. Потребность в услугах по перевозке тел (останков) умерших возникает нерегулярно. Условием возникновения данной потребности является факт наступления смерти. Как правило, покупатели на рассматриваемом товарном рынке не располагают информацией о том, когда им придется воспользоваться указанными услугами;

2. Проведение «теста гипотетического монополиста», с точки зрения морально-этического аспекта, является некорректным по отношению к потенциальным респондентам, понесшим утрату родственника, близкого человека и т.д.;

3. Требования, которым должен соответствовать транспорт, используемый при осуществлении услуг по перевозке тел (останков) умерших, закреплены законодательством, в частности ГОСТ 54611. Потребитель лишен возможности заменить специализированный транспорт иными видами транспортных средств.

Метод расчета показателя перекрестной эластичности спроса по цене не был использован в связи с неэластичностью спроса на услуги по перевозке тел (останков) умерших. У потребителей отсутствует возможность отказаться от процедуры погребения и связанных с ней услуг, в том числе услуг по перевозке тел (останков) умерших. Кроме того, зачастую непредвиденный момент наступления смерти, переживания по поводу утраты родного или близкого человека, а также ограниченные временные рамки для организации похорон, делают приобретение рассматриваемых услуг импульсивным и нерациональным. В указанных условиях покупатели не склонны собирать и сравнивать информацию о предлагаемых ритуальных услугах у множества фирм, действующих на данном рынке.

Географическими границами товарного рынка является г. Иваново.

При определении географических границ, на основании пункта 4.5 Порядка, был использован метод установления фактических районов продаж. В силу специфики рассматриваемых услуг, товарный рынок не выходит за границы муниципального образования, то есть является локальным:

-                   потребитель располагает ограниченными временными рамками для организации и проведения похорон, в том числе для осуществления заказа услуг по перевозке тел (останков) умерших;

-                   при оформлении заказа потребитель несет дополнительные расходы по проезду в офис продаж в случае, если исполнитель услуг находится в другом муниципальном образовании;

-                   погребение, как правило, осуществляется на кладбище, принадлежащем городскому округу или муниципальному образованию, в котором умерший проживал и в котором остались проживать его родственники и (или) близкие, что дает им возможность соблюдать традицию регулярно посещать места захоронения и обеспечивать уход за могилами (данный вывод подтвердили 80% потребителей услуг, опрошенных на официальном сайте Ивановского УФАС России (www.ivanovo.fas.gov.ru);

-                   в случае если исполнитель оказывает услуги по перевозке тел (останков) умерших за пределами своего муниципального образования, стоимость услуг для потребителя увеличивается на дополнительную плату, рассчитанную исходя из тарифа в рублях за километр.

«Тест гипотетического монополиста», предусмотренный пунктами 4.5 и 4.6 Порядка, не был применен в целях определения географических границ товарного рынка, поскольку потребность в услугах по перевозке тел (останков) умерших у покупателей возникает нерегулярно и предполагаемые вопросы «теста гипотетического монополиста» являются некорректными по отношению к потенциальным респондентам, понесшим утрату близкого человека, родственника и т.д. 

На территории г. Иваново в 2014 году деятельность по оказанию услуг по перевозке тел (останков) умерших осуществляли хозяйствующие субъекты, указанные в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

ИНН

Юридический адрес

1

ОАО "Ритуал"

3702691315

г. Иваново, ул. Парижской Коммуны,

д. 145А

2

ООО "Зевс" Ритуальные услуги"

3728003411

Ивановская область, Ивановский р-н,

с. Панеево, д. 50А

3

ООО "Бюро ритуальных услуг"

3329037850

г. Иваново, ул. Смольная, д. 6

4

ООО "Федеральный Похоронный Дом"

4401112164

г. Кострома, пр. Мира, д. 139, п. 2

5

ИП Гранаткина Галина Ивановна

370244748121

г.  Иваново, ул. Суворова, д. 38, кв. 26

6

ИП Фролова Мария Николаевна

370256881199

г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 33А-6

7

ООО «Ритуал Сервис»

3702639160

г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 16, литера Д10

 

 

Хозяйствующие субъекты, указанные в таблице 2, образуют следующие группы лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции:

  • ОАО «Ритуал» и ООО «Зевс» Ритуальные услуги»;
  • ИП Гранаткина Г.И. и ООО «Ритуал Сервис».

К покупателям услуг по перевозке тел (останков) умерших могут относиться:

  • физические и юридические лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения умершего или по перевозке тела умершего;
  • государство;
  • граждане, выразившие волеизъявление при жизни об организации и проведении своих похорон.

Объем товарного рынка и определенные на его основе доли хозяйствующих субъектов представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем оказанных услуг по перевозке тел (останков) умерших, руб.

Доля на рынке, %

Объем оказанных услуг по перевозке тел (останков) умерших, шт.

Доля на рынке, %

1

Группа лиц в составе ОАО "Ритуал" и ООО "Зевс" Ритуальные услуги"

14 015 526,0

74,9

5 604

70,0

2

ООО "Бюро ритуальных услуг"

962 300,0

5,1

688

8,6

3

ООО "Федеральный Похоронный Дом"

237 000,0

1,3

158

2,0

4

Группа лиц в составе ИП Гранаткина Галина Ивановна и ООО «Ритуал Сервис»

3 142 400,0

16,8

1 406

17,6

5

ИП Фролова Мария Николаевна

366 510,0

2,0

148

1,8

 

ИТОГО:

18 723 736,0

100,0

8 004

100,0

 

 

Объем товарного рынка «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах г. Иваново во временном интервале 2014 г. составил 18 723 736,0 руб.

На основании произведенных расчетов показателей рыночной концентрации (коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана) установлено, что товарный рынок «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в г. Иваново характеризуется высоким уровнем концентрации.

В ходе проведения исследования выявлено наличие следующих барьеров входа на товарный рынок:

  • экономические барьеры;
  • административные ограничения;
  • стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок;
  • другие ограничения.

На основании результатов проведенного исследования, в частности, показателей рыночной концентрации и барьеров входа на товарный рынок новых участников, товарный рынок «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах г. Иваново относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В силу пункта 3.25 Административного регламента №345, принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Критерием принятия решения Комиссией об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства является его положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции (п. 3.29 Административного регламента №345).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Как установлено по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, доля группы лиц в составе ОАО «Ритуал» и ООО «Зевс» Ритуальные услуги» на рынке «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах г. Иваново имела в 2014 году долю более 50%. (таблица 3).

На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании положения группы лиц в составе ОАО «Ритуал» и ООО «Зевс» Ритуальные услуги» доминирующим на рынке «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах г. Иваново в 2014 году.

 

Ивановское УФАС России полагает, что указанные выше действия ОАО «Ритуал» противоречат п.6 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Согласно  ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения  недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются:

  • сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,
  • рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,
  • отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,
  • определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,
  • иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,
  • установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Довод ОАО «Ритуал» о том, что повышение цен на транспортные услуги осуществлено ввиду реализации маркетинговой политики предприятия, направленной на получение установленной прибыли от оказания ритуальных услуг, что нашло закрепление в Приказе от 25.07.2013 г. №69, отмененном приказом от 31.12.2014 №113, является несостоятельным на основании следующего.

Согласно п. 1 Приказа от 25.07.2013 г. №69 с 01.07.2013 установлен предельный размер наценки за срочность в размере 100% стоимости услуг автокатафалков при оформлении счет-заказа на оказание услуг менее чем за сутки до времени исполнения заказа.

Таким образом, данный приказ должен применяться ко всем клиентам, которые заказывают услугу менее чем за сутки до погребения, т.е. должен распространяться и на клиентов ОАО «Ритуал», и на клиентов других организаций.

Ивановским УФАС России осуществлен анализ счет-заказов ОАО «Ритуал» за период действия Приказа от 25.07.2013 г. №69 (таблица 4).

Таблица 4

№ п/п

Дата и номер счет-заказа

Заказчик

Дата и время оформления заказа (на основании чека)

Дата и время осуществления погребения

Промежуток времени между оформлением заказа и осуществлением погребения

Цена услуги по прейскуранту ОАО «Ритуал», руб.

Фактическая цена услуги для заказчика, руб.

1

13.01.14

НН00015295

Б.Т.М.

13.01.14

13 ч. 41 мин.

14.01.14

12 ч. 30 мин.

менее суток

2450

2450

2

23.01.14

НН00015552

О.Л.З.

23.01.14

12 ч. 06 мин.

24.01.14

10 ч. 00 мин.

менее суток

2450

2450

3

04.02.14

НН00015810

Д.Д.Ю.

04.02.14

12 ч. 22 мин.

05.02.14

10 ч. 30 мин.

менее суток

2450

2450

4

05.02.14

НН00015895

К.И.В.

05.02.14

13 ч. 29 мин.

06.02.14

10 ч. 00 мин.

менее суток

2450

2450

5

06.02.14

НН00015926

С.Е.О.

06.02.14

13 ч. 49 мин.

07.02.14

10 ч. 30 мин.

менее суток

2450

2450

6

17.02.14

НН00016208

Л.О.А.

17.02.14

13 ч. 11 мин.

18.02.14

13 ч. 00 мин.

менее суток

2450

2450

 

7

14.05.14

НН00018835

Л.Е.А.

14.02.14

13 ч. 52 мин.

15.05.14

10 ч. 00 мин.

менее суток

2450

2450

8

20.05.14

НН00019060

К.Я.Г.

20.05.14

14 ч. 20 мин.

21.05.14

12 ч. 30 мин.

менее суток

2450

2450

9

09.06.14

НН00019707

С.Т.П.

09.06.14

19 ч. 09 мин.

10.06.14

15 ч. 00 мин.

менее суток

2450

2450

10

10.06.14

НН00019726

К.В.Б.

10.06.14

13 ч. 59 мин.

11.06.14

10ч. 30 мин.

менее суток

4454

4454

11

14.07.14

НН00020655

М.Ю.В.

14.07.14

14 ч. 10 мин.

15.07.14

10 ч. 00 мин.

менее суток

2450

2450

Все указанные в таблице 4 заказчики являются клиентами ИП Фроловой М.Н., которая автокатафалк заказывает в ОАО «Ритуал».

Таким образом, для указанных лиц стоимость транспортных услуг всех видов должна была возрасти на 100%. Однако клиентам ИП Фроловой М.Н. транспортная услуга оказывалась по цене, указанной в прейскуранте без 100% надбавки.

В целях подтверждения или опровержения позиции ОАО «Ритуал» о применении Приказа от 25.07.2013 г. №69 Ивановским УФАС России осуществлен анализ счет-заказов Ответчика, оформленных в период действия Приказа №69 от 25.07.2013 г. непосредственно в отношении лиц, заказывавших в ОАО «Ритуал» полный комплекс услуг по погребению (таблица 5).

Таблица 5

№ п/п

Номер счет-заказа

Заказчик

Дата оформления заказа

Дата осуществления погребения

Цена услуги по прейскуранту ОАО «Ритуал», руб.

Фактическая цена услуги для заказчика, руб.

1

НН00009741

Б.А.Н.

11.07.13

11.07.13

1972

1972

2

НН00009777

К.Н.А.

12.07.13

12.07.13

2499

2499

3

НН00010009

Т.Н.С.

19.07.13

19.07.13

2260

2260

4

НН00010137

С.В.А.

23.07.13

23.07.13

1972

1972

5

НН00010186

С.Л.В.

25.07.13

25.07.13

1972

1972

6

НН00010374

Ч.А.С.

01.08.13

01.08.13

2499

2499

7

НН00010428

Г.О.Б.

03.08.13

03.08.13

2260, 1230

2260, 1230

8

НН00010583

Р.В.Ю,

09.08.13

09.08.13

3364

3364

9

НН00010640

М.В.Т.

10.08.13

10.08.13

1972, 2260

1972, 2260

10

НН00011277

М.И.Н.

31.08.13

31.08.13

2260

2260

11

НН00011692

О.Х.О.

13.09.13

13.09.13

2260

2260

12

НН00011713

С.И.Н.

15.09.13

15.09.13

2260

2260

13

НН00012385

Г.Р.А.

06.10.13

06.10.13

3364

3364

14

НН000135333

А.С.М.

12.11.13

12.11.13

1872

1872

15

НН00013811

Е.А.С.

22.11.13

18.11.13

2260

2260

16

НН00014688

Ф.Н.А.

23.12.13

23.12.13

2450

2450

17

НН00016106

Р.Р.Ф.

13.02.14

13.02.14

3720

3720

18

НН00016965

К.А.М.

14.03.14

14.03.14

2450

2450

19

НН00020754

Г.Ф.М.

17.07.14

17.07.14

2902

2902

20

НН00020964

Г.А.С.

23.07.14

23.07.14

1950

1950

21

НН00021197

Т.Т.Д.

31.07.14

31.07.14

3720

3720

22

НН00021470

Л.В.Г.

09.08.14

09.08.14

2450

2450

23

НН00021797

М.Р.С.

20.08.14

20.08.14

4454

4454

24

НН00022056

 

29.08.14

29.08.14

2450

2450

25

НН00022209

возместитель ОПФР

04.09.14

04.09.14

1390, 2450, 1022

1390, 2450, 1022

26

НН00022641

Б.А.К.

18.12.14

18.12.14

3720

3720

27

НН00023708

У.Е.В.

26.10.14

26.10.15

2351

2351

28

НН00024307

И.Е.Г.

17.12.14

17.12.14

2351

2351

29

НН00024969

С.Ю.В.

10.12.14

10.12.14

4159

4159

30

НН00024993

С.А.Н.

11.12.14

11.12.14

4454

4454

31

НН00025069

Г.А.Г.

13.12.14

13.12.14

2450

2450

32

НН00025355

Б.А.С.

24.12.14

24.12.14

3114

3114

 

 

Данные, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что, не смотря на оформление заказа транспортных услуг в день проведения погребения, для клиентов (заказчиков полного комплекса услуг по погребению) ОАО «Ритуал» стоимость услуг соответствовала стоимости, указанной в прейскуранте. Срочность оказания услуг не оказывала влияния на стоимость услуг по перевозке тел (останков) умерших.

Таким образом, в случае, если транспортная услуга заказывалась клиентами ИП Фроловой М.Н., ООО «Федеральный похоронный дом» или непосредственно клиентами ОАО «Ритуал» менее чем за сутки до погребения или в день погребения, стоимость транспортных услуг на 100% не увеличивалась.

Напротив, для клиентов ООО «Бюро ритуальных услуг» С.О.М. и С.А.Н. стоимость услуги по перевозке тел (останков) умерших возросла более чем в два раза с 2450 руб. до 5508 руб. (на 125%).

При этом на заседании комиссии по рассмотрению дела №02-09/2014-008, которое состоялось 30.09.2014, представитель ОАО «Ритуал», давая пояснения по вопросу установления повышенных цен на транспортную услугу для клиентов Заявителя, о Приказе №69 от 25.07.2013г. не сообщил, а указал, что стоимость транспортной услуги зависит от того, кто является заказчиком: физическое или юридическое лицо.

Вместе с тем, Ивановское УФАС России в качестве обоснования правомерности установления для клиентов ООО «Бюро ритуальных услуг» повышенных цен на транспортные услуги не принимает довод Ответчика о том, что коммерческая эксплуатация принадлежащего ему транспорта строится по двум направлениям:

ОАО «Ритуал» - граждане-потребители.

ОАО «Ритуал» - сторонние организации.

Как видно из представленных счет-заказов, заказчиками всегда являлись граждане (потребители).

Счет-заказы от 27.02.2014 и от 14.03.2014 также оформлены именно на граждан С.О.М. и С.А.Н. соответственно.

Счет-заказы, оформленные на ООО «Бюро ритуальных услуг», отсутствуют.

На заседании комиссии, которое состоялось 05.03.2015, представитель ОАО «Ритуал» указал, что между ОАО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» договорных отношений нет.

Является несостоятельным и довод Ответчика, обозначенный в п. 1 дополнительных пояснений от 16.10.2015 №б/н, о том, что цена за услуги автокатафалка определяется не комплексом оказываемых ритуальных услуг, а временем оформления заказа услуги перевозки.

Данное обстоятельство опровергается исследуемыми выше счет-заказами, оформленных в отношении клиентов ИП Фроловой М.Н. и клиентов ОАО «Ритуал».

Ссылка представителя Ответчика на копии 10 счет-заказов за 2014 год, представленные в ходе рассмотрения дела 16.10.2015, не опровергает доводы Комиссии, так как  заказ услуг в данных случаях  осуществлялся более, чем за сутки до погребения.

Ивановским УФАС России приняты во внимание письменные пояснения граждан-заказчиков ООО «Бюро ритуальных услуг», счет-заказы которых послужили поводом к обращению в антимонопольный орган.

С.О.М. в пояснениях от 08.10.2015 указала, что в марте 2014 года она обратилась в ООО «Бюро ритуальных услуг» на ул. Смольная, д. 6 для заказа ритуальных услуг по погребению С.Е.П.

В ООО «Бюро ритуальных услуг» она оформила заказ, в том числе на автокатафалк, который стоил 2500 руб.

Как выяснилось, на удобное для нее время катафалки ООО «Бюро ритуальных услуг» были заняты. Агент предложил заказать автокатафалк в другой организации, как выяснилось, это можно сделать только в ОАО «Ритуал».

В ОАО «Ритуал» им выставили счет на 5508 руб., что в два раза больше, чем для клиентов ОАО «Ритуал», заказывающих полный комплекс услуг по погребению.

Агент ООО «Бюро ритуальных услуг» ее успокоил и сказал, что оставшуюся сумму заплатит само ООО «Бюро ритуальных услуг», а это 3008 руб.

Указала, что если бы ООО «Бюро ритуальных услуг» не доплатило оставшуюся сумму, она была бы вынуждена обратиться в ОАО «Ритуал», так как у него катафалки свободные есть и цена будет 2450 руб.

С.А.Н. в пояснениях от 18.05.2015 указал, что в феврале 2014 года обратился в ООО «Бюро ритуальных услуг».

На нужную ему дату и время - 28.02.2014 у ООО «Бюро ритуальных услуг» свободного катафалка не оказалось и агент сказал, что заказать катафалк можно в ОАО «Ритуал» на ул. Парижской Коммуны, 145А. Агент сказал, что в другой организации катафалк заказать нельзя, так как их не пустят на кладбище.

С.А.Н. с агентом поехали в ОАО «Ритуал» и заказали автокатафалк. Стоимость составила 5508 руб., а для клиентов самого ОАО «Ритуал» всего 2450 руб.

Указал, что делать было нечего и он заплатил. Сотрудники ООО «Бюро ритуальных услуг» вошли в его положение и вернули ему 3048 руб., так как автокатафалк у них стоит 2460 руб.

Если бы не поступок ООО «Бюро ритуальных услуг», то он был бы вынужден искать другую ритуальную фирму, где цены на катафалк ниже. Не исключено, что это было бы и ОАО «Ритуал», так как для его клиентов цена 2450 руб.

 

Исходя из изложенного, Ивановское УФАС России делает вывод о том, что действия ОАО «Ритуал» по формированию различных цен на транспортные услуги (в конкретном случае, на транспортную услугу для граждан С.О.М. и С.А.Н.), повлекли ущемление интересов граждан-потребителей, что является самостоятельным основанием для квалификации действий ОАО «Ритуал» в качестве нарушения запрета на злоупотребление доминирующим положением.

При этом, заказывая транспортную услугу в ОАО «Ритуал», С.О.М. и С.А.Н. становились и клиентами ОАО «Ритуал» (в части оказания транспортной услуги).

При рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что установление различных цен на транспортную услугу носило экономически обоснованный характер.

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что повышение стоимости транспортных услуг было обусловлено стремлением создать для ООО «Бюро ритуальных услуг» препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности, так как данная организация в отличие от ИП Фроловой М.Н. и ООО «Федеральный похоронный дом» имеет возможность оказывать услуги по доставке тел (останков) умерших на кладбища г. Иваново.

ОАО «Ритуал» рассматривает ООО «Бюро ритуальных услуг» в качестве одного из наиболее конкурентоспособных соперников и именно этим обусловлена политика Ответчика по созданию Заявителю препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе посредством ущемления интересов клиентов ООО «Бюро ритуальных услуг».

Данные действия ОАО «Ритуал» привели к тому, что ООО «Бюро ритуальных услуг» могло лишиться заказчиков С.О.М. и С.А.Н., готовых в сложившейся ситуации обратиться за заказом всего комплекса услуг по погребению к Ответчику.

При этом ООО «Бюро ритуальных услуг» было вынуждено за свой счет компенсировать данным клиентам суммы, излишне уплаченные за услуги заказанного у Ответчика автокатафалка.

Следовательно, действия Ответчика повлекли за собой ограничение конкуренции на товарном рынке «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах г. Иваново и ущемление интересов С.О.М. и С.А.Н. – потребителей, т.е. содержат все необходимые признаки, указанные в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ОАО «Ритуал» допущено нарушение п. 6 ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-10/2015-006 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Признать положение ОАО «Ритуал» доминирующим на рынке «Услуги по перевозке тел (останков) умерших» в географических границах г. Иваново.

 

2.Признать действия ОАО «Ритуал», выразившиеся в экономически не обоснованном установлении различных цен на услугу по перевозке тел (останков) умерших в географических границах г. Иваново, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3.Основания для прекращения дела № 02-10/2015-006 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

 

4.Выдать ОАО «Ритуал» предписание о прекращении нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для чего в срок до 20.11.2015 года прекратить установление различных цен на услугу по перевозке тел (останков) умерших в географических границах г. Иваново.

 

5. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-10/2015-006 для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Строганова О.П.

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Маракасова Д.В.

 

 

 

Гусева Т.С.

 

 

Кукушкин В.М.

 

 

Рейнбах Е.В.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны