Решение б/н Решение по делу № 02-10/2015-011 (ответчик - ИП Морковкина С... от 6 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                             

Резолютивная часть решения оглашена 22.09.2015 года                                          г. Иваново

В полном объеме решение изготовлено 01.10.2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев дело №02-10/2015-011 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Морковкиной С.<…> А.<…> (<…>)  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление <…> (адрес: <….>; далее - Заявитель) вх. № 145гр от 13.04.2015 с жалобой на высокую цену за  услуги эвакуации задержанного за нарушение правил дорожного движения автомобиля.

Из материалов, представленных заявителем, следует, что инспектором ГИБДД УМВД России по Ивановской области 16.09.2014 по адресу: г.  Иваново, ул. Батурина, 4 было задержано транспортное средство гражданки <…>. После чего, транспортное средство было помещено ИП Морковкиной С.А. на специализированную стоянку по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Лагерная, д. 1.

За эвакуацию и хранение автомобиля на специализированной стоянке с Заявителя были взяты денежные средства в размере 2680 (две тысячи шестьсот восемьдесят) рублей, в том числе:

- за эвакуацию автомобиля: 2500 (две тысячи пятьсот) рублей;

- за хранение: 180 (сто восемьдесят) рублей,

 что подтверждается квитанцией об оплате услуг.

Указанная сумма денежных средств за эвакуацию (перемещение) задержанного автомобиля значительно превышала сумму денежных средств, которую надлежало взять с гр. <…> согласно Постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 №552 «Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке» (далее – Постановление РСТ от 25.07.2013 №552).

Приказом Ивановского УФАС России №057 от 13.07.2015 по заявлению гр. <…> возбуждено дело №02-10/2015-011 по признакам нарушения ИП Морковкиной С.А. пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Определением от 13.07.2015 дело №02-10/2015-011 назначено к рассмотрению на 22.09.2015.

22.09.2015 на заседании Комиссии ИП Морковкина С.А. нарушение антимонопольного законодательства не признала. По факту взимания денежных средств с Заявителя сообщила следующее:

- установленный пунктом 1 Постановления РСТ от 25.07.2013 №552 тариф (размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км. (с учетом НДС)) является экономически необоснованным. В связи с чем, ИП Морковкина С.А. считает правомерным не применять данный тариф при установлении оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства. В подтверждение своих доводов, просила приобщить к материалам дела Решение Ивановского областного суда от 19.05.2015 по делу №3-7/15;

- плата за эвакуацию (перемещение) задержанного транспортного средства рассчитывалась с учетом пробега эвакуатора от места нахождения эвакуатора до места задержания транспортного средства и пробега эвакуатора от места задержания транспортного средства до специализированной стоянки;

- письменные пояснения ИП Морковкиной С.А. вх.№ 3207 от 08.09.2015 в части указанных размеров сумм, взятых с Заявителя за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, содержат техническую ошибку.

ИП Морковкина С.А. не может представить документы, подтверждающие правильность и достоверность произведенного расчета сумм, уплаченных <…> за оказанные ей услуги по перемещению и хранению задержанного транспортного средства, а также сведения о месте нахождения эвакуатора в момент его вызова для перемещения задержанного транспортного средства Заявителя на специализированную стоянку, ввиду их отсутствия.

Также на заседании Комиссии ИП Морковкина С.А. подтвердила, что в 2014г. на территории Ивановской области в установленном законодательством порядке имели право оказывать услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку только ИП Морковкина С.А. и ИП Погонин В.А., прошедшие соответствующий отбор.

<…> на заседание  Комиссии  не явилась, направила письмо (Вх. №339гр. от 22.09.2015), в котором просила рассмотреть заявление от 13.04.2015 без ее участия и поддержала ранее заявленные требования в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела,  Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Морковкина С.А.  является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 15.04.2004. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия <...> .

ИП Морковкина С.А. осуществляет деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

В соответствии с частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В силу положения части 11 статьи 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ в целях определения порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, принят Закон Ивановской области от 01.10.2012 №66-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (далее – Закон Ивановской области №66-ОЗ).

Согласно части 2 статьи 6 Закона Ивановской области № 66-ОЗ оплата расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном исполнительным органом государственной власти Ивановской области.

Исполнительным органом государственной власти Ивановской области являлась Региональная служба по тарифам Ивановской области (пункт 3.9 Постановления Правительства Ивановской области от 01.02.2012 N 19-п «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области»), а в настоящее время Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (пункт 3.9 Постановления Правительства Ивановской области от 25.12.2014 №577-п «Об утверждении Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области», распоряжение Правительства Ивановской области от 30.10.2014 №262-рп «О переименовании Региональной службы по тарифам Ивановской области»).

Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 №552 «Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке»  установлен:

- размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км (с учетом НДС).

         - размер оплаты расходов на хранение задержанного транспортного средства за 1 час (с учетом НДС):

                  - для категории A - 20,00 руб.;

                  - для категорий B и D, массой до 3,5 тонны, - 40,00 руб.;

                  - для категорий D, массой более 3,5 тонны, C и E - 80,00 руб.;

                  - для негабаритных транспортных средств - 120,00 руб.

Из материалов дела следует, что транспортное средство было перемещено от места задержания (г.  Иваново, ул. Батурина, д.4) до места нахождения специализированной стоянки (г. Иваново, ул. 1-я Лагерная, д.1). Используя данные официальных сайтов www.Googl.ru/maps (Google Карты) и https://maps.yandex.ru  (Яндекс. Карты) определено расстояние от места задержания до места нахождения специализированной стоянки, которое не превышает 6,5 километров.

Категория транспортного средства – «B», которое по сведениям ИП Морковкиной С.А. находилось на стоянке 4,5 часа. Заявителем не оспаривается время нахождения задержанного автомобиля на специализированной стоянке.

Следовательно, стоимость услуг в соответствии с Постановлением РСТ от 25.07.2013 №552 должна составлять:

- 40 руб.*4,5час. = 180 руб. за хранение,

- 52 руб. *6,5км. = 338 руб. за перемещение.

Итого 518 (пятьсот восемнадцать) рублей.

Согласно квитанции с <…> были взяты денежные средства в размере 2680 (две тысячи шестьсот восемьдесят) рублей, в том числе:

- за эвакуацию автомобиля: 2500 (две тысячи пятьсот) рублей;

- за хранение: 180 (сто восемьдесят) рублей.

Согласно пояснениям Ответчика с гражданки <…> за перемещение и хранение задержанного транспортного средства была взята сумма, указанная в квитанции.

ИП Морковкина С.А. не может представить документы и доказательства подтверждающие:

- месторасположение эвакуатора в момент его вызова для перемещения задержанного транспортного средства <…>;

- пробег (расстояние в километрах) эвакуатора от места нахождения в момент получения вызова для перемещения задержанного автомобиля <…> до места задержания транспортного средства;

- пробег (расстояние в километрах) эвакуатора от места задержания транспортного средства до специализированной стоянки,

ввиду их отсутствия.

Таким образом,  ИП Морковкиной С.А. с гр. <…> были взяты денежные средства:

-  за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке в соответствии с  Постановлением РСТ от 25.07.2013 №552;

- за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в  размере, превышающем размер оплаты расходов согласно Постановлению РСТ от 25.07.2013 №552.

Действия Ответчика по взиманию с Заявителя за эвакуацию автомобиля суммы в размере  2500 рублей, которая рассчитывалась с учетом пробега эвакуатора от места нахождения до места задержания транспортного средства (холостой пробег), противоречат действующему законодательству.

Комиссия считает необходимым к материалам рассматриваемого дела №02-10/2015-11 приобщить документы и информацию, содержащуюся в материалах дела №02-10/2015-005, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела.

Комиссия принимает во внимание решение Ивановского областного суда от 19.05.2015 года и позицию Федеральной службы по тарифам, а именно:

 «Задержание транспортного средства является мерой государственного принуждения, которая должна быть определенной, то есть лицо, нарушая установленные административные запреты, должно с очевидностью знать, какая ответственность за это будет на него возложена. Кроме того, федеральный законодатель, вводя такую меру обеспечения как задержание транспортного средства, применил принцип минимизации расходов, связанных с применением данной меры административного принуждения, возложив на лицо, совершившее административное правонарушение обязанность возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства.

Понятие «перемещение ЗТС» включает в себя комплекс действий: погрузка ЗТС на месте задержания, его транспортировка до специализированной стоянки и разгрузка на специализированной стоянке. Поэтому ни одно из этих действий нельзя рассматривать отдельно от другого. Тариф на перемещение ЗТС является комплексным и сверх него не может назначаться никакая другая плата: например, отдельно за погрузку и /или разгрузку.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2006 г. № 4 на Федеральную службу по тарифам возложены функции по разработке методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств.

Расчет тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств в случае помещения их на специализированную стоянку производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденными Приказом Федеральной Службы по Тарифам от 7 апреля 2006г. № 37-а (далее – Методические указания).

Методические указания определяют основные принципы расчета тарифов и устанавливают правила расчета этих тарифов, предназначенных для использования исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими плату за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, и содержат перечень учитываемых при расчете платы за нахождение транспортного средства на специализированной стоянке расходов.

В соответствии с пунктом 13 и 14 Методических указаний при расчете тарифа на транспортировку учитываются расходы, связанные с эксплуатацией и хранением средств, осуществляющих эвакуацию задержанных транспортных средств, функционированием диспетчерской службы, операциями по погрузке-разгрузке задержанных транспортных средств, а также учитываются прямые расходы на горюче-смазочные материалы, амортизацию основных средств, оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды, содержание и ремонт основных средств, спецодежду, инструмент, инвентарь.

При этом формула расчета тарифа на транспортировку задержанных транспортных средств включает в себя суммарный пробег (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в том числе пробег с прибытием до задержанного средства.

Таким образом, расходы специализированной организации на пробег автотранспорта (эвакуатора) до места задержания транспортного средства учитываются в составе тарифа на транспортировку задержанного транспортного средства».

Комиссия учитывает разъяснения Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 10.03.2015 № 382-018/1-16, а именно:

«Расчет тарифов производился РСТ Ивановской области в соответствии с методикой, установленной приказом ФСТ от 07.04.2006 года №37-а. Согласно данной методике в затратах предприятия учитывался суммарный пробег (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в том числе пробег с прибытием до задержанных транспортных средств. Таким образом, плата за эвакуацию транспортного средства определяется как произведение расстояния, определенного от места задержания транспортного средства до места специализированной стоянки на действующий тариф. Взимание какой-либо дополнительной платы является нарушением действующего законодательства».

Таким образом, взимание ИП Морковкиной С.А. с гр. <…> дополнительной платы за «холостой пробег» эвакуатора противоречит действующему законодательству.

Доводы Ответчика, что установленный пунктом 1 Постановления РСТ от 25.07.2013 №552 тариф на перемещение задержанного транспортного средства является экономически необоснованным и пункт 1 Постановления РСТ от 25.07.2013 №552 признан Ивановским областным судом 19.05.2015 противоречащим федеральному законодательству, что позволяет не применять данный тариф, являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации данного нарушения необходимо выполнение в совокупности следующих условий:

  1. Наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля на соответствующем товарном рынке, в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции;
  2. Наличие в действиях хозяйствующего субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля, нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пунктами 3.17- 3.19 Административного регламента №345, в целях определения признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании поручения председателя комиссии Ивановского УФАС России, проведен анализ состояния конкуренции, согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке,  утвержденному приказом ФАС от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок №220) и составлен аналитический отчет, в котором представлены результаты проведенного анализа. Аналитический отчет подготовлен по форме в соответствии с п. 11.2 Порядка №220, введенной в Порядок №220 Приказом ФАС России от 30.01.2015 №33/15 «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36267)».

Признаки нарушения ИП Морковкиной С.А. антимонопольного законодательства выявлены в 2014 году. Временной интервал исследования товарного рынка определен как 2014 год (01.01.2014-31.12.2014). Все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка №220 выявление продуктовых границ товарного рынка проводилось методом «анализ ценообразования и динамики цен, изменение объема спроса при изменении цен».

 КоАП РФ, Закон Ивановской области №66-ОЗ, Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 №446-п «Об утверждении порядка проведения отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку» (далее - Постановление от 13.11.2013 №446-п), Распоряжение Комитета Ивановской области по транспорту от 27.12.2013 №54-р  «Об отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку» (далее – Распоряжение Комитета №54-р) и Постановление РСТ №552 разделяют виды деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

Продуктовые границы товарного рынка определены «Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку».

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка №220 выявление географических границ товарного рынка проводилось методом «установление фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке».

В соответствии со статьей 1 Закона Ивановской области  N 66-ОЗ перемещение задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, владеющие специализированными транспортными средствами, предназначенными для погрузки, разгрузки и перевозки других транспортных средств, а также другими транспортными средствами, которые могут перемещать задержанные транспортные средства (далее - эвакуатор), и прошедшие отбор на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку. Отбор на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку проводится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Ивановской области.

Порядок проведения отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку утвержден Постановлением от 13.11.2013 №446-п.

Распоряжением  Комитета №54-р определены победители конкурсного отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств: ИП Морковкина С.А. и ИП Погонин В.А., и закреплено местоположение  эвакуаторов, используемых для этих целей:

- ИП Погонин В.А., месторасположение эвакуаторов – г. Шуя, ул. 2 Московская, д.83;

- ИП Морковкина С.А., месторасположение эвакуаторов – г. Кохма, ул. Ивановская, д.22.

Прошедшие отбор хозяйствующие субъекты имеют право осуществлять деятельность по перемещению транспортных средств, задержанных должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.

На территории Ивановской области необходимые действия по направлению транспортного средства на специализированную стоянку, осуществляют в пределах своей компетенции должностные лица (сотрудники УМВД России по Ивановской области), уполномоченные в соответствии с КоАП РФ на принятие решения о задержании транспортного средства.

В соответствии с информацией УМВД России по Ивановской области ИП Морковкина С.А. осуществляла деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территориях Ивановского района, Лежневского района, г. Кохма, г. Иваново Ивановской области.

 ИП Морковкина С.А. в 2014г осуществляла деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территориях, подведомственных Межмуниципальному отделу МВД России «Ивановский», УМВД РФ по городу Иваново. Доказательства того, что другие подразделения (территориальные органы) УМВД России по Ивановской области осуществляли взаимодействие в сфере перемещения задержанных транспортных средств с Ответчиком на подведомственных им территориях, в материалах дела отсутствуют.

Хозяйствующие субъекты из других регионов и муниципальных образований в указанных географических границах не осуществляли  деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.

По информации, полученной от УМВД России по Ивановской области и от ИП Погонина В.А., в 2014 году индивидуальный предприниматель осуществлял перемещение задержанных транспортных средств на территории: г. Шуя, Шуйский район, Южский район, Палехский район, Савинский район Ивановской области на специализированную стоянку, расположенную по адресу: г. Шуя, ул. 2-я Московская, д.83 (эксплуатируемая ИП Погониным В.А.). ИП Погонин В.А. в 2014 году не осуществлял перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки иных хозяйствующих субъектов. На специализированной стоянке ИП Погонина В.А. не осуществлялось хранение задержанных транспортных средств, перемещенных иными лицами.

По информации, полученной от УМВД России по Ивановской области и от ИП Морковкиной С.А., в 2014 году ИП Морковкина С.А. осуществляла перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку в пределах границ Ивановской области: Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, на специализированные стоянки, расположенные по адресу:

- г. Иваново, ул. Лагерная, д.1 (эксплуатируемая ИП Морковкиной С.А.);

- г. Кохма, ул. Владимирская, д.31 (эксплуатируемая ИП Кинаревой Л.В.).

 Хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, эксплуатируемой ИП Морковкиной С.А., перемещение которых осуществлялось иными лицами, не производилось.

В соответствии со статьей 3 Закона Ивановской области  № 66-ОЗ перемещение задержанного транспортного средства осуществляется на ближайшую специализированную стоянку, имеющую свободное место для хранения задержанного транспортного средства, с использованием соответствующего эвакуатора, наиболее близко расположенного к месту задержания транспортного средства.

Таким образом, с учетом решения уполномоченного лица и необходимостью перемещения задержанного транспортного средства, ближайшим к месту задержания эвакуатором на ближайшую от места задержания специализированную стоянку, услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств осуществляются в строго ограниченных территориях, обусловленных наибольшей близостью нахождения эвакуатора и специализированной стоянки к месту задержания транспортного средства.

Географические границы товарного рынка определены: Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново Ивановской области.

Доказательства оказания ИП Морковкиной С.А. рассматриваемых услуг на территориях других муниципальных образований Ивановской области в 2014 году в материалах дела отсутствуют.

В 2014 году в соответствии с Распоряжением Комитета №54-р и на основании проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке в продуктовых границах «Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку» в географических границах «Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново Ивановской области» действовал единственный хозяйствующий субъект - ИП Морковкина С.А.

В соответствии с  п.5.5 Порядка №220 покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются лица (представители лица), возмещающие расходы на перемещение транспортных средств, совершившие административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ на территориях муниципальных образований Ивановской области, подведомственных Межмуниципальному отделу МВД России «Ивановский» и УМВД по г. Иваново.

Объем товарного рынка и доля хозяйствующего субъекта определялись на основании сведений об объеме продаж (количество оказанных услуг) в натуральном выражении, т.е. количество перемещенных задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.

В 2014 году объем товарного рынка = 2152 единицы перемещенных задержанных  транспортных средств. Доля ИП Морковкиной С.А. составляла 100%.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

- доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В 2014 году доля Ответчика на рассматриваемом товарном рынке превышала 50%.

Комиссия не усмотрела оснований, а ИП Морковкина С.А. не представила в антимонопольный орган доказательства того, что положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке «Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку» в географических границах «Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново Ивановской области» не может быть признано доминирующим.

 Таким образом, ИП Морковкина С.А., занимая доминирующее положение на товарном рынке «Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку» в географических границах «Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново Ивановской области», понудила Заявителя  сверх установленного Постановлением РСТ от 25.07.2013 №552 размера оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств уплатить непредусмотренную действующим законодательством  сумму денежных средств.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены ст.17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (п. 4 Постановления ВАС № 30).

Действия Ответчика по взиманию с <…>  денежных средств в размере, превышающим установленный Постановлением РСТ от 25.07.2013 №552 размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства, ущемляет интересы Заявителя.

Таким образом, ИП Морковкина С.А нарушила пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования).

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-10/2015-011 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу ст. 48 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Руководствуясь пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 №345, признать доминирующее положение ИП Морковкиной С.А. в 2014 г. на товарном рынке в продуктовых границах «услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку» в географических границах «Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново Ивановской области».

2. Признать действия ИП Морковкиной С.А. 16.09.2014 по взиманию денежных средств с <…> за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в нарушение установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 №552 «Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке» размера  оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Основания для прекращения дела  №02-10/2015-011  в соответствии со  ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

4. В связи с завершенным характером нарушения антимонопольного законодательства предписание об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ИП Морковкиной С.А. не выдавать.

5. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-10/2015-011  для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны