Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                     г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2017  года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-10/2016-003 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Ивановская городская теплосбытовая компания» (с 03.05.2017 АО «Ивановская городская теплосбытовая компания», далее - АО «ИГТСК», юридический адрес:153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 2 «а», ИНН 3702733445) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании:

от Заявителя – ООО «УК Старкомсервис» - представителя по доверенности <…>,

от Ответчика - АО «Ивановская городская теплосбытовая компания» - представителя по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

29.04.2016 на рассмотрение Ивановского УФАС России поступила жалоба ООО «Управляющая компания «Старкомсервис» (вх. № 1506 от 29.04.2016) с дополнительными пояснениями к ней от 05.05.2016 (вх № 1529) на действия АО «ИГТСК», выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении установленного порядка ценообразования.

Из содержания жалобы следует, что между  ООО «УК «Старкомсервис» и АО «ИГТСК» заключен договор теплоснабжения № 1173 от 09.10.2015 в отношении объекта – многоквартирный жилой дом № 18 по ул. Кохомское шоссе, г. Иваново.

АО «ИГТСК» в период с октября 2015 года и по февраль 2016 года выставляло плату за отопление, исходя из показаний прибора учета на отопление и прибора учета на горячее водоснабжение (далее – ГВС), мотивируя это тем, что в тарифе на ГВС на подогрев 1 куб. м. холодной воды заложено всего 0,064725 Гкал/куб.м. тепловой энергии.

Между тем, при четырехтрубной системе отопления приготовление коммунального ресурса осуществляет ресурсоснабжающая организация. Теплоноситель для целей отопления и целей горячего водоснабжения поставляется отдельно. Внутридомовые системы отопления и ГВС автономны, а теплоноситель, полученный на нужды ГВС, не может использоваться для целей отопления.

По мнению Заявителя, расчет за поставку ГВС должен осуществляться по тарифу, исходя из объема теплоносителя вне зависимости от потребленной тепловой энергии в системе ГВС. В период с октября 2015 года по февраль 2016 года АО «ИГТСК» начисляло и предъявляло к оплате ООО «УК Старкомсервис» сверх стоимости ГВС стоимость тепловой энергии, потребленной в системе ГВС.

В действиях АО «ИГТСК» Заявитель усматривает нарушение установленного порядка ценообразования.

 

В ответе от 20.05.2016 № 04-06-1796, 1856, а также дополнительных пояснениях от  07.06.2016 №04-06-730 АО «ИГТСК» сообщило, что, исходя из положений ст. 539, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 19 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», расчеты между АО «ИГТСК» и ООО «УК Старкомсервис», осуществляемые по показаниям комплекса приборов учета, установленных и принятых в коммерческую эксплуатацию, являются законными и обоснованными.

Объемы ресурсов, зафиксированные общедомовым прибором учета, как в отношении тепловой энергии, так и теплоносителя, ГВС впоследствии отражались в счетах-фактурах за октябрь 2015-февраль 2016 года.

Общая стоимость потребленных ресурсов определялась АО «ИГТСК» исключительно в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам от 19.12.2014 № 649-т/8 и № 649-т/38, а также Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18.12.2015 № 60-т/10 и № 60-гв/19.

В связи с чем, АО «ИГТСК» считает утверждение Заявителя о взимании платы за поставку тепловой энергии по тарифу, который не был утвержден для общества в установленном порядке уполномоченным органом, не соответствующим действительности.

Содержание общего имущества многоквартирного жилого дома (к которому отнесен коллективный прибор учета) в силу положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (далее – Правила № 491), возложено на исполнителя коммунальных услуг, то есть на управляющую компанию, которая в свою очередь получает от собственников помещений плату на содержание общего имущества соразмерно долям в праве общей собственности на это имущество.

Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем тепло и водоснабжения, на снятие показаний приборов учета. Во исполнение указанных норм права ООО «УК Старкомсервис» ежемесячно в адрес АО «ИГТСК» предоставляются ведомости параметров теплопотребления с общедомового прибора учета электрической энергии.

Сведения по объемам тепловой энергии и теплоносителя, отраженные в счетах-фактурах за рассматриваемый период основаны на данных с приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, которые находятся в зоне балансовой ответственности управляющей компании и отражают объективные данные по их количественным показателям.

В связи с изложенным, выставленные в адрес Заявителя счета содержали в себе именно то количество тепловой энергии, теплоносителя, которые зафиксированы общедомовым прибором учета, а их цена соответствует тарифам, утвержденным уполномоченным органом.

АО «ИГТСК» отметило также, что выстеленные в адрес Заявителя счета за период октябрь 2015- февраль 2016 гг. оплачены последним не в полном объеме.

Спор по порядку определения объемов  тепловой энергии и теплоносителя по показаниям общедомового прибора учета относится к компетенции Арбитражного суда Ивановской области. В действиях АО «ИГТСК» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 27.07.2016 № 051 возбуждено дело № 02-10/2016-003 по признакам нарушения ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.08.2016 дело № 02-10/2016-003 назначено к рассмотрению на 14.09.2016.

Рассмотрение дела приостанавливалось в соответствии с Определением от 14.09.2016 до вступления в силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-4472/2016. Определением Комиссии от 31.05.2017 рассмотрение дела № 02-10/2016-003 возобновлено и назначено к рассмотрению на 10 ч. 00 мин. 22.06.2017.

Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 22.06.2017 в целях принятия заключения об обстоятельствах дела.

 

На заседании Комиссии 14.09.2016 стороны пояснили следующее:

- Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе от 29.04.2016 и дополнениях к ней от 05.05.2016, пояснив, что АО «ИГТСК» выставляет в адрес управляющей компании счета, в которых помимо объемов тепловой энергии в контуре отопления, также включены объемы тепловой энергии в контуре ГВС. Считает, что тем самым теплоснабжающая организация возлагает на потребителя дополнительные обязанности по оплате поставленного ресурса, что не предусмотрено нормативными правовыми актами. Тариф на оплату тепловой энергии в системе ГВС уполномоченным органом не установлен, следовательно, выставляя такую плату, АО «ИГТСК» нарушает установленный порядок ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

- Ответчик, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 22.08.2016 № 04-06-1095, пояснил, что теплоснабжение рассматриваемого МКД № 18 осуществляется от центрального теплового пункта (далее – ЦТП).

Согласно пункту 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Во исполнение Правил № 1034, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ была утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя от 17.03.2014 года № 99/пр

(далее - Методика № 99/пр).

Порядок учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Методикой

99/пр осуществляется тремя способами, а именно, при закрытой системе теплоснабжения, при открытой системе теплоснабжения и при теплоснабжении от

ЦТП (раздел № 5 Методики 99/пр).

Количество тепловой энергии, полученной потребителем тепловой энергии закреплено в п. 45 Методики № 99 пр, которая рассчитывается по формуле:

 

, Гкал, (5.8)

 

где:

 - количество тепловой энергии, полученной системой отопления, Гкал;

 - количество тепловой энергия, полученной системой горячего водоснабжения;

 - количество тепловой энергии, израсходованной на компенсацию потерь тепловой энергии. Эта величина указывается в договоре и учитывается в случае, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности;

 - количество тепловой энергии, израсходованной потребителем за время действия нештатных ситуаций, рассчитывается в соответствии с подразделом "Определение количества тепловой энергии, израсходованной потребителем с учетом времени нештатных ситуаций";

 - количество тепловой энергии, полученной системой вентиляции;

 - количество тепловой энергии, полученной различного рода технологическими и сушильными установками потребителя.

Если какой-то показатель не фигурирует в указанной формуле, то он исключается из нее.

В свою очередь, количество тепловой энергии, потребленное системой горячего водоснабжения (), в соответствии с п. 48 Методики № 99/пр, рассчитывается по формуле:

, Гкал, (5.11)

где:

 - масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, т;

 - удельная энтальпия теплоносителя в подающем трубопроводе горячего водоснабжения на узле учета, ккал/кг;

 - удельная энтальпия холодной воды на ЦТП, ккал/кг;

 - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по циркуляционному трубопроводу, т;

 - удельная энтальпия теплоносителя в обратном (циркуляционном) трубопроводе на узле учета.

Пункт 48 Методики № 99/пр указывает, что количество тепловой энергии, полученной системой ГВС, определяется как объем умноженный на разность температур и поделенный на 1000 для получения гигокалорий (Гкал).

С целью расчета количества потребленной тепловой энергии, по мнению Ответчика, необходимо суммировать весь объем тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, как то: количество тепловой энергии, полученной системой отопления; количество тепловой энергии, полученной системой горячего водоснабжения; количество тепловой энергии, израсходованной на компенсацию потерь тепловой энергии; количество тепловой энергии, израсходованной потребителем за время действия нештатных ситуаций; количество тепловой энергии, полученной системой вентиляции; количество тепловой энергии, полученной различного рода технологическими и сушильными установками потребителя.

Исключение из указанных объемов, объемов теплоотдачи в системе ГВС повлечет возникновение убытков у АО «ИГТСК».

Проводя расчеты, теплоснабжающая организация использовала Правила № 1034 и Методику № 99/пр, иного нормативного акта, действующего на территории РФ и указывающего как рассчитывать объемы тепловой энергии, нет.

По мнению Ответчика, порядок расчета, который предлагает Заявитель, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг ..» (далее – Правила № 354), содержит итоговое значение, определяя что для расчета объем должен быть умножен на тариф или на норматив, не раскрывая порядок расчета объемов.

По мнению АО «ИГТСК», Правила № 1034 и Методика № 99/пр дополняют в этой части Правила № 354.

Ответчик не согласился также с позицией Заявителя о том, что в контуре ГВС не подлежат учету иные параметры. Правила № 1034 и Методика № 99/пр указывают, что учету подлежат и иные параметры, фиксируемые прибором учета. Поэтому говорить, что в контуре ГВС коммерческому учету подлежит только объем, исчисляемый в куб. м., по мнению Ответчика, не верно.

Так же, АО «ИГТСК» отметило, что Заявитель при согласовании условий договора теплоснабжения, указал, что циркуляции в системе ГВС нет. В приложении № 1 к договору теплоснабжения № 1173 указано, что количество подаваемой тепловой энергии и теплоносителя на отопление составляет 0, 5221 Гкал/час, при этом теплоотдача от теплоносителя в трубах ГВС при ее циркуляции отсутствует, Следовательно, циркуляции горячей воды в контуре ГВС быть не должно, поскольку такое условие не согласовывалось с теплоснабжающей организацией.

Однако, из распечатки с узла учета следует, что осуществлен самовольный пуск на циркуляцию. Эти мероприятия с АО «ИГТСК» не согласованы. Проводя пуск циркуляции, Заявитель не обеспечил установку надлежащего дроссельного устройства, диаметр которого должен обеспечить расчетный максимальный часовой расход тепла на горячее водоснабжение, в том числе по теплоотдаче во внутренних сетях ГВС. Установка дроссельного устройства большего диаметра, привела к увеличению расхода тепловой энергии в контуре ГВС и, как следствие, фиксации данного объема прибором учета тепловой энергии.

АО «ИГТСК» обращалось в адрес Заявителя по данному вопросу, ответов и действий не последовало. В свою очередь, самостоятельно теплоснабжающая организация не может вмешиваться во внутридомовые сети, поскольку это общедомовое имущество, содержание которого обеспечивает управляющая компания.

АО «ИГТСК» при выставлении счетов-фактур в адрес ООО «УК Старкомсервис» определяет стоимость ГВС с учетом утвержденных тарифов для ресурсоснабжающей организации, в том числе с использованием коэффициента по циркуляции ГВС.  В случае превышения утвержденных коэффициентов из-за нарушения стороной договора возложенных на нее обязательств, объем тепловой энергии, затраченный МКД сверх указанных значений, подлежит ею оплате.

Счета-фактуры, выставленные в адрес ООО «УК Старкомсервис», включают в себя еще и потери на трассах. Точка поставки в МКД № 18 определена не по наружной стене дома, а в ЦТП. Заявитель же предлагает учитывать объемы только по узлу учета, что также, по мнению АО «ИГТСК», не соответствует используемой формуле расчета количества тепловой энергии.

Нормативное регулирование порядка определения технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя осуществляется Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 325, согласно которого утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя. Стоимость объемов потерь должна быть компенсирована Заявителем Ответчику, так как данная теплоотдача теплоносителя не входит в состав утвержденного тарифа как на тепловую энергию, так и на теплоноситель для АО «ИГТСК».

АО «ИГТСК», приобретая у источников тепловой энергии – поставщиков тепловой энергии, количество тепловой энергии и теплоносителя, стоимость которого указана в выставляемых в адрес Заявителя счетах-фактурах, отражает эти объемы в учете, которые являются налоговой базой для последующего исчисления налогов АО «ИГТСК».

 

19.06.2017 Заявителем поданы дополнения к жалобе, в которых им указано на наличии в действиях АО «ИГТСК» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части навязывания условий Приложения № 2 к договору теплоснабжения № 1173.

Письмом от 21.06.2017 ООО «УК Старкомсервис» указало, что не поддерживает заявленные дополнения в рамках поданной ранее жалобы и отзывает их, чтобы обратится с соответствующим самостоятельным заявлением.

На заседании Комиссии 22.06.2017:

- Заявитель поддержал ранее заявленные доводы в части нарушения АО «ИГТСК» установленного порядка ценообразования. Также указал на отзыв дополнительных пояснений к жалобе и просил их не рассматривать.

- Ответчик огласил письменную позицию, изложенную в письме от 04-06-920 от 22.06.2017, в части отсутствия в его действиях нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, указав, что каких-либо формул, методик, АО «ИГТСК» самостоятельно не разрабатывало. При начислении платы ООО «УК Старкомсервис» руководствовалось тарифами, утвержденными Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области.

Ответчик указал также, что нормативное регулирование в области жилищного законодательства, сложившаяся судебная практика позволяет ресурсоснабжающим организациям взыскивать с исполнителей коммунальных услуг  стоимость поставленных ресурсов в объеме большем, чем последним ретранслировано конечным потребителям.

АО «ИГТСК» указало также, что в связи с вступлением в силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-4472/2016 в законную силу, АО «ИГТСК» произвело корректировку сумм начислений Заявителю в соответствии с названным решением, что подтвердило приложенными платежными документами.

Ответчик полагает, что в данном случае разногласия возникли по объемам поставленного коммунального ресурса, и данные разногласия подлежат разрешению в гражданско-правовом порядке.

Комиссией заявление ООО «УК Стракомсервис» об отзыве дополнительных пояснений к жалобе (письмо от 21.06.2017) принято, изложенные в нем факты рассмотрению Комиссии не подлежали, мнение Ответчика по ним не заслушивалось, оценка им не давалась.

На заседании Комиссии 03.07.2017 лица, участвующие в деле, поддержали ранее заявленные доводы. Заявитель пояснил дополнительно, что нарушение в части начисления платы за отопление со стороны АО «ИГТСК» не устранено, поскольку Общество, выставляя плату за отопление учитывает объемы тепловой энергии, зафиксированные в системе ГВС.

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345).

В соответствии с п.3.19 Административного регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок).

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению использовались:

  • сведения органов местного самоуправления и региональных органов исполнительной власти;
  • сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;
  • данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующих товарных рынках, в том числе аналитический отчет от 11.05.2017 года, направленный в ФАС России письмом от 11.05.2017 письмом №03-18-07/1310, а также аналитический отчет, направленный в ФАС России письмом от 29.09.2016 №03-18-18/2745.

АО «Ивановская городская теплосбытовая компания» (организационно-правовая форма ПАО) входит в группу лиц с АО «Ивгортеплоэнерго» (АО «ИвГТЭ»). Ф<...>– генеральный директор АО «Ивгортеплоэнерго» и АО «Ивановская городская теплосбытовая компания».

По результатам анализа, приведенного Ивановским УФАС России в Аналитическом отчете от 11.05.2017:

  • АО «Ивановская городская теплосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке «Услуги по передаче тепловой энергии» в географических границах товарного рынка – «Присоединенная к потребителю ООО УК «Старкомсервис» сеть».
  • АО «Ивановская городская теплосбытовая компания» в составе группы лиц с АО «Ивгортеплоэнерго» имеет долю более 50% (73,08%) на рынке услуг по теплоснабжению (реализация тепловой энергии конечным потребителям) в географических границах территория г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район.

На основании изложенного Комиссия,  исходя из положений статьи 5 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о доминирующем положении АО «ИГТСК» на рынке услуг по теплоснабжению (реализация тепловой энергии конечным потребителям) в географических границах территория г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район.

При изложенных обстоятельствах АО «ИГТСК» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из представленных материалов, между АО «ИГТСК» и ООО «УК Стракомсервис»  заключен договор теплоснабжения № 1173 от 09.10.2015 (далее – договор № 1173), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать «Потребителю» через присоединенную сеть до точек поставки, указанных в приложении № 2 к настоящему договору тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов теплоснабжения Потребителя, а Потребитель обязуется принимать их и оплачивать в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1 договора теплоснабжения).

В соответствии с приложением № 2 к договору теплоснабжения № 1173 от 09.10.2015 объектом теплоснабжения по указанному договору является многоквартирный жилой дом № 18 по Кохомскому шоссе г. Иваново.

При этом из того же приложения следует, что граница эксплуатационной ответственности  «Потребителя» определена от сварных швов после запорной арматуры на подающем трубопроводе и сварных швов до запорной арматуры на обратном трубопроводе, находящегося в тепловой камере ОАО «ИвГТЭ» Д-14.14 до наружной стены многоквартирного дома № 18 по Кохомскому шоссе г. Иваново.

Согласно пункту 2.3.1 договора № 1173 Потребитель обязан принимать тепловую энергию и теплоноситель в количестве, определяемом в соответствии с разделом 3 настоящего договора, и оплачивать их в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 4 настоящего договора.

В случае установки Потребителем на объекте теплоснабжения общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя и допуска его в эксплуатацию  «Теплоснабжающей организации» на основании соответствующего акта допуска, определение количества отпущенной Потребителю на этот объект и подлежащей оплате за расчетный период тепловой энергии и теплоносителя на нужды отопления и горячего водоснабжения производится по показаниям приборов узла учета (пункт 3.2 договора теплоснабжения № 1173).

Пунктом 3.7.1 договора №1173 определено, что при наличии у потребителя прибора учета тепловой энергии и теплоносителя, определение количества потребленных тепловой энергии и теплоносителя производится на основании показаний таких приборов учета.

Многоквартирный жилой дом № 18 по Кохомскому шоссе г. Иваново оборудован прибором учета, осуществляющим учет параметров тепловодопотребления в системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, в подтверждение чему представлен акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 15.10.2015.

Жилой дом № 18 по Кохомскому шоссе г. Иваново имеет четырехтрубную систему отопления, то есть теплоснабжение осуществляется по двум независимым контурам – на отопление и горячее водоснабжение.

Ежемесячно ООО «УК Старкомсервис» в адрес АО «ИГТСК» направляются ведомости учета параметров теплопотребления в системе горячего водоснабжения и системе теплоснабжения, что следует из пояснений АО «ИГТСК» (письмо от 22.08.2016 № 04-06-1095) и подтверждается копиями ведомостей за период октябрь 2015-февраль 2016 гг.

АО «ИГТСК» в адрес ООО «УК Старкомсервис» на оплату потребленной тепловой энергии и горячей воды выставляются счета-фактуры.

Обратившись в АО «ИГТСК», ООО «УК Старкомсервис» получен ответ от 17.03.2016 № 09-04-540, в котором представлен расчет количества объема тепловой энергии, потребленного рассматриваемым многоквартирным домом, в январе 2016 года.

Несогласие с дополнительной расчетной величиной – тепловой энергией, учтенной в системе горячего водоснабжения, и предъявлении ее к оплате, явилось основанием обращения в Ивановское УФАС России.

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.

В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161, пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.

Исходя из изложенных выше положений договора теплоснабжения № 1173, ООО «УК Старкомсервис» приобретает у АО «ИГТСК» тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения не для перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям указанных коммунальных услуг.

Исходя из положений пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), ООО «УК Старкомсервис» является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителям коммунальные услуги.

Пунктом 6 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Подпунктом «б» пункта 31 Правил № 354 установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг.

 Управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил (п. 4 Правил № 124).

Пунктом 16 Правил № 124 установлено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

При этом порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, относятся, в силу п. 17 Правил № 124, к существенным условиям договора.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды (п. 42 Правил № 354).

В соответствии с абзацами 3 и 4 п. 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме:

- который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

- который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно пункту 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В связи с чем названный порядок расчета платы был транслирован в Правила № 124, регулирующие отношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. 

В частности, в соответствии с пп. «а» п. 21 Правил № 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

При этом, из совокупного анализа пунктов 7, 13, 31, 38 Правил № 354, и, исходя из положений подпункта «3» пункта 18, 22 Правил № 124, Комиссия приходит к выводу, что обязательства исполнителя коммунальной услуги перед ресурсоснабжающей компанией не могут превышать объем обязательств собственников помещений многоквартирного жилого дома перед исполнителем коммунальных услуг.

Изложенное подтверждается и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления Пленума от 05.10.2007 № 57 и Постановлении Президиума от 15.07.2010 № 2380/10. Также указанное нашло отражение в решение судов по делу № А17-4472/2016 по иску ООО «УК Старкомсервис» к АО «ИГТСК» об обязании произвести перерасчет объема и стоимости коммунального ресурса «тепловая энергия» по договору теплоснабжения от 09.10.2015 № 1173.

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - далее Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (пункт 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закона № 190-ФЗ).

Как установлено выше многоквартирный жилой дом № 18 по ул. Кохомское шоссе г. Иваново оборудован приборами учета.

Общедомовые приборы учета тепловой энергии, установленные в рассматриваемом многоквартирном жилом доме, фиксируют объемы теплопотребления в системе теплоснабжения и в системе горячего водоснабжения (то есть количество тепловой энергии в гигокаллориях, потерянной в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома).

В соответствии с пунктом 4.2 договора теплоснабжения № 1173  стоимость фактически потребленных и подлежащих оплате Потребителем тепловой энергии, теплоносителя и услуг по ее передаче за расчетный месяц определяется «Теплоснабжающей организацией» произведением количеств, определенных в соответствии с условиями настоящего договора, на тарифы и НДС и указывается в счете-фактуре, который выставляется Потребителю не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

В соответствии с частью 9  статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).

Пунктом 5 статьи 1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения названного закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

В силу пункта 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом компонент на тепловую энергию устанавливается с учетом нескольких составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленную и применяемую в соответствии с нормативными актами в сфере теплоснабжения; затрат (реально понесенных и необходимых) на содержание централизованных систем горячего водоснабжения от пунктов (котельных) приготовления горячей воды (например, ЦТП) до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации, отнесенные на единицу тепловой энергии; стоимость потерь теплоэнергии от ЦТП до границы эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации; содержание тепловых пунктов; расходы по транспортировке горячей воды.

Подпунктом 2 пункта 6 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (далее – Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены тарифы на горячую воду.

В силу пункта 7 (1) Основ ценообразования органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду:

1) тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения;

2) тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения).

Тарифы на горячую воду устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разделом VIII Основ ценообразования (пункт 7 (2) Основ ценообразования).

Согласно пункту 47 раздела VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).

Пункт 48 раздела VIII Основ ценообразования раскрывает понятие закрытой системы горячего водоснабжения и предусматривает, что тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Пунктом 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания), также установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию и определен порядок расчета тарифов (пункты 110 - 114). При этом компонент на тепловую энергию устанавливается в руб. /Гкал (пункт 113).

В рассматриваемом случае, оказание услуг по горячему водоснабжению в многоквартирный дом № 18 по Кохомскому шоссе г. Иваново осуществляется с использованием закрытой системы централизованного горячего водоснабжения, приготовление горячей воды осуществляется АО «ИГТСК».

Постановлениями Региональной службы по тарифам № 649-т/8 от 19.12.2014 и № 649-т/38 для АО «ИГТСК» установлены тарифы на 2015 год на тепловую энергию (мощность) и  горячее водоснабжение для населения,  Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18.12.2015 № 60-т/10 и № 60-гв/19 установлены тарифы на 2016 год на тепловую энергию, теплоноситель и тарифы на горячую воду в открытых и закрытых системах теплоснабжения. Для АО «ИГТСК» установлены однокомпонентные тарифы для расчета с населением (управляющими компаниями) в рублях за куб. метр потребленного ресурса.

Пунктом 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания), предусмотрено, что одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле, составляющей которой является - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. В свою очередь при определении количества тепла учитывается средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, и коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения.

Исходя из экспертного заключения РСТ Ивановской области от 19.12.2014 по установлению тарифов АО «ИГТСК» на 2015 год, расчет тарифов на горячую воду с использованием закрытой системы горячего водоснабжения выполнен с учетом:

  1. количества тепловой энергии на подогрев  1 куб. метра холодной воды (с учетом ее циркуляции) в размере, определенной исходя из средней за год температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения -60,419 С, средней за год температуры холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения – 9,16 С, коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения;
  2. тарифов на холодную воду АО «Водоканал»;
  3. тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «ИГТСК», утвержденных на 2015 год.

В свою очередь, из экспертного заключения Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18.12.2015 по установлению тарифов на 2016 год, также следует, что в состав однокомпонентного тарифа на горячую воду для населения входят компоненты на тепловую энергию, принятые на уровне тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «ИГТСК», утвержденных на 2016 года и компонента на холодную воду в закрытых системах, принятые на уровне тарифов на холодную воду АО «Водоканал». При расчете однокомпонентных тарифов приняты коэффициенты, учитывающие тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения  в размере 0,3 (для строений без наружной сети горячего водоснабжения и с полотенцесушителями) и 0,2 (для строений без наружной сети горячего водоснабжения и без полотенцесушителей).

Из пояснений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2016 № исх-1027-018/5-10 следует, что многоквартирный дом № 18 по ул. Кохомское шоссе г. Иваново относится к группе потребителей, получающих горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения. При формировании однокомпонентных тарифов на горячую воду на 2016 год  для указанной группы потребителей АО «ИГТСК» учтен среднегодовой коэффициент теплосодержания в размере 0,064725 Гкал на 1 куб.м. воды.

Из изложенного Комиссия приходит к выводу, что в состав однокомпонентного тарифа на горячую воду АО «ИГТСК» входят компонент на холодную воду (*руб./куб.м), компонент на тепловую энергию (руб./Гкал), а также учтены потери трубопроводами систем горячего водоснабжения.

В связи с изложенным в централизованной системе горячего водоснабжения учету подлежит только объем теплоносителя.

          Согласно пункту 106 Правил № 1034 качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии, в том числе термодинамических параметров теплоносителя. 

Согласно пункту 2.2 СанПин 2.1.4. 2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих безопасность.

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.

При этом, исходя из пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системах теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.

Из изложенного следует, что поставка в многоквартирный дом теплоносителя для целей горячего водоснабжения должна осуществляться ресурсоснабжающей организацией с температурой не ниже 60 С и не выше 75 С в целях обеспечения поставки коммунального ресурса надлежащего качества.

Тот факт, что при утверждении тарифа на ГВС учтены затраты АО «ИГТСК» на подогрев воды до 60,419 С, не свидетельствует об обязанности управляющих компаний и граждан-потребителей оплачивать дополнительные платежи за тепловую энергию, учтенную в системе горячего водоснабжения.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что компенсация расходов, возникающих в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по внутренним сетям дома (стоякам и полотенцесушителям) путем выставления их к оплате за отопление, приводит к несоблюдению требований законодательства лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление. Начисление платы за тепловую энергию, учтенную в  системе горячего водоснабжения, при отсутствии двухкомпонентного тарифа не может быть произвольным.

Комиссия, оценив содержание письменных пояснений АО «ИГТСК», счетов-фактур, выставленных АО «ИГТСК» в адрес ООО «УК Старкомсервис» при расчете количества (объема) тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом № 18 по Кохомскому шоссе г. Иваново, установила, что АО «ИГТСК» учитываются объемы тепловой энергии, учтенные в трубопроводах систем горячего водоснабжения. При этом, объемы тепловой энергии, учтенные прибором учета в системе горячего водоснабжения, суммируются с объемом, потребленной тепловой энергии в системе теплоснабжения, и предъявляются к оплате ООО «УК Стракомсервис».

Так, в соответствии с ведомостями учета параметров теплопотребления в водяной системе теплоснабжения за период с 15.10.2015 по 01.11.2015 тепловой энергии в системе теплоснабжения потреблено 106,169 Гкал, в свою очередь, исходя из ведомости параметров теплопотребления в системе ГВС за тот же период теплоносителя (ГВС) потреблено 6, 800 тонн, дополнительный показатель тепловая энергия в системе ГВС – 28,944 Гкал.

Согласно справке о количестве тепловой энергии и теплоносителя за октябрь, направляемой АО «ИГТСК» вместе со счетами-фактурами ООО «УК Старкомсервис», количество потребленной тепловой энергии определено в размере 135,095 Гкал (106,169Гкал+28,944 Гкал), количество теплоносителя (ГВС) в системе ГВС – 6,8 т.

В соответствии с ведомостями учета параметров теплопотребления в водяной системе теплоснабжения за период с 01.11.2015 по 01.12.2015 тепловой энергии в системе теплоснабжения потреблено 195,351 Гкал, в свою очередь, исходя из ведомости параметров теплопотребления в системе ГВС за тот же период теплоносителя (ГВС) потреблено 23,23 тонн, дополнительный показатель тепловая энергия в системе ГВС – 54,112 Гкал.

Согласно справке о количестве тепловой энергии и теплоносителя за ноябрь, количество потребленной тепловой энергии определено в размере 249,550 Гкал (195,351 Гкал+54,068 Гкал+0,131 Гкал утечки в системах), количество теплоносителя (ГВС) в системе ГВС – 26,47 т. (23,23 т. + 3,240 куб.м).

Аналогичным образом определяются объемы тепловой энергии в декабре 2015 года, январе и феврале 2016 года.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что компонент на тепловую энергию в трубопроводах систем горячего водоснабжения учитывается при установлении однокомпонентного тарифа на горячую воду, ввиду чего не может дополнительно взиматься с потребителей. Дополнительное определение количества тепловой энергии (с учетом ее циркуляции), определенное с учетом фактических показателей, зафиксированных приборами учета теплоносителя, является несоответствующим действующему законодательству.

Данный вывод Комиссии подтверждается судебными актами по делу № А17-4472/2016, из содержания которых следует, что при оплате услуг по горячему водоснабжению ООО «УК Старкомсервис» обязано оплатить АО «ИГТСК» только объем потребленной горячей воды, соответственно, при оплате услуг по отоплению – объем тепловой энергии.

Доводы АО «ИГТСК» о том, что при определении объема тепловой энергии, теплоносителя и ГВС надлежит руководствоваться положениями законодательства в сфере ресурсоснабжения, Комиссией отклоняются, поскольку как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 18.08.2016 № 305-ЭС16-3833, в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ, приоритет перед законодательством о теплоснабжении.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об отсутствие оснований для применения Методики от 17.03.2014 N 99/пр, принимая во внимание, что основными актами, регулирующими взаимоотношения ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг, являются Правила № 124 и № 354.

Доводы Ответчика о самовольной организации Заявителем циркуляции горячей воды,  в контуре ГВС, не установке дроссельного устройства (шайбы), что привело к увеличению расхода тепловой энергии в контуре ГВС, в силу указанных выше положений, не свидетельствуют о правомерности взимания АО «ИГТСК» дополнительных объемов тепловой энергии, зафиксированных в системе ГВС (применение коэффициента по циркуляции ГВС).

По смыслу п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции под нарушением установленного порядка ценообразования понимаются действия хозяйствующего субъекта, заключающиеся в несоблюдении предусмотренного федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъектов  РФ либо муниципальными нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании соответствующей услуги.

В частности, к таким нарушениям могут относиться: возмездное оказание услуг в отсутствие утвержденного в установленном порядке тарифа, применение тарифа, не утвержденного в установленном порядке соответствующим органом регулирования (оказание услуг на основе самостоятельно утвержденного тарифа), завышение/занижение установленного тарифа.

Комиссией установлено, что в расчетах с ООО «УК Старкомсервис» теплоснабжающая организация применяла тарифы, утвержденные регулирующим органом. Иных тарифов не применялось, что подтверждено Заявителем в ходе заседания Комиссии 22.06.2017.

В связи с чем, оснований для квалификации действий с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, у Комиссии не имеется.

При этом, примененный порядок определения объемов тепловой энергии с учетом дополнительной расчетной величины тепловой энергии, учтенной в системе горячего водоснабжения, не соответствует действующему законодательству и, по мнению Комиссии, приводит (может привести) к ущемлению интересов ООО «УК Старкомсервис», поскольку у последнего возникает дополнительная обязанность по оплате тепловой энергии, зафиксированной приборами учета в системе горячего водоснабжения.

По смыслу положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 10 Закона о защите конкуренции для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действие либо бездействие) в каждом конкретном случае должно подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав. При этом во внимание следует принимать и направленность вредных последствий оцениваемых действий (бездействия).

Компенсировать свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями в системе горячего водоснабжения, путем их суммирования с объемами тепловой энергии, зафиксированными в системе теплоснабжения, и выставлять их к оплате управляющей компании за отопление, АО «ИГТСК» не вправе. Тем более что при четырехтрубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению, которая не зависит от системы горячего водоснабжения.

Комиссия, исследуя направленность вредных последствий оцениваемых действий АО «ИГТСК», учла пояснения теплоснабжающей организации в той части, что ООО «УК Старкомсервис» выставляемые счета за период с октября 2015 года по февраль 2016 года оплачены не в полном объеме.

Вместе с тем, последствия совершения нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, могут наступать вследствие действий, составляющих злоупотребление доминирующим положением, или в результате совершения нарушения может создаваться реальная угроза наступления неблагоприятных последствий.

Указанное поведение АО «ИГТСК» в рассматриваемый период привело к определению объемов тепловой энергии с нарушением требований действующего законодательства и возложению на контрагента дополнительных обязательств по оплате завышенной стоимости коммунального ресурса, что создавало угрозу ущемления интересов ООО «УК Старкомсервис».

Подобные действия теплоснабжающей организации не могут быть оценены как допустимые, сбалансированные, оправданные разумным вниманием к интересам Потребителя – ООО «УК Старкомсервис», приобретающим коммунальный ресурс в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению жителям рассматриваемого многоквартирного дома.

Комиссия, рассмотрев доводы Ответчика, что правоотношения сторон следует рассматривать исключительно в сфере гражданско-правовых отношений, считает их несостоятельными в силу следующего.

В п. 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» определено, что Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).

Учитывая это, необходимо иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Таким образом, действия акционерного общества «Ивановская городская теплосбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по теплоснабжению (реализация тепловой энергии конечным потребителям) в географических границах территория г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район, путем определения объемов коммунального ресурса «тепловая энергия» с учетом дополнительной расчетной величины - тепловой энергии в трубопроводах системы горячего водоснабжения, зафиксированной приборами учета теполоносителя, и  возложения обязанности по ее оплате в составе платы за отопление, результатом которых является угроза ущемления интересов ООО «УК Старкомсервис», содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания АО «ИГТСК», поскольку, как пояснил Заявитель, Общество произвело корректировку сумм начислений Заявителю за период с октября 2015 года по февраль 2016 года. Однако, в последующие периоды при расчете за отопление АО «ИГТСК» учитывались объемы тепловой энергии, зафиксированные в трубопроводах системы ГВС. Из представленных Ответчиком Комиссии корректировочных счетов –фактур следует,  что перерасчет произведен за период октябрь 2015 – апрель 2016 гг.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/2016-003 в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия акционерного общества «Ивановская городская теплосбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по теплоснабжению (реализация тепловой энергии конечным потребителям) в географических границах территория г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район, путем определения объемов коммунального ресурса «тепловая энергия» с учетом дополнительной расчетной величины - тепловой энергии в трубопроводах системы горячего водоснабжения, зафиксированной приборами учета теполоносителя, и  возложения обязанности по ее оплате в составе платы за отопление, результатом которых является  угроза ущемления интересов ООО «УК Старкомсервис», нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2.  Основания для прекращения дела № 02-10/2016-003 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. Выдать АО «ИГТСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №02-10/2016-003

03 июля 2017 года                                                                                          г. Иваново                                                                                                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего  решения  от 03.07.2017 по делу №02-10/2016-003 о нарушении открытым акционерным обществом «Ивановская городская теплосбытовая компания» (с 03.05.2017 АО «Ивановская городская теплосбытовая компания», далее - АО «ИГТСК», юридический адрес:153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 2 «а», ИНН 3702733445) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

          АО «Ивановская городская теплосбытовая компания» в срок до «01» августа 2017 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по теплоснабжению (реализация тепловой энергии конечным потребителям) в географических границах территория г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район, путем определения объемов коммунального ресурса «тепловая энергия» с учетом дополнительной расчетной величины - тепловой энергии в трубопроводах системы горячего водоснабжения, зафиксированной приборами учета теполоносителя, и  возложения обязанности по ее оплате в составе платы за отопление, результатом которых является  угроза ущемления интересов ООО «УК Старкомсервис», а именно:

осуществить расчет объема тепловой энергии многоквартирного жилого дома №18 по ул. Кохомское шоссе г. Иваново без учета дополнительной величины – расхода тепловой энергии, фиксируемой приборами учета  в трубопроводах системы горячего водоснабжения, начиная с мая 2016 года.

АО «ИГТСК» о выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны