Решение б/н Решение и предписание по делу № 02-10/2016-004 (в отношении ... от 22 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                     г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено  18 ноября 2016  года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № 02-10/2016-004 по признакам нарушения ООО «Ивановоэнергосбыт» (пр. Ленина, д. 21, стр. 1, г. Иваново, 153002, ИНН 3702044413) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в не предоставлении информации, предусмотренной пунктом 162 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее – Основные положения), в адрес сетевой организации филиал «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в присутствие на заседание:

от Заявителя - филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» <…>

         от Ответчика ООО «Ивановоэнергосбыт» <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.08.2016 на рассмотрение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее – Заявитель, ПАО «МРСК ЦиП», филиал «Ивэнерго») на действия ООО «Ивановоэнергосбыт» (далее – Ответчик, гарантирующий поставщик).

В своем заявлении филиал «Ивэнерго» указал на неисполнение ООО «Ивановоэнергосбыт» требований пункта 162 Основных положений, а именно на не предоставление информации о показаниях расчетных приборов учета, полученных им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, копий актов снятия показаний расчетных приборов учета, а также реестра, содержащего данные об объемах потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах.

Заявитель полагает, что сама по себе обязанность гарантирующего поставщика по предоставлению этой информации является императивной и подлежит исполнению при отсутствии на ее указание в договоре между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

Заявитель пояснил также, что неоднократно письмами от 27.08.2013 № 001-11/438, от 27.10.2015 № 001-11/255, от 03.06.2016 № 125—09.4.3/207, от 03.06.2016 № 125-09.4.3/208, от 17.06.2016 № 125-09.4.3/220, от 24.06.2016 № 125-09.4.3/228 уведомлял ООО «Ивановоэнергосбыт» о необходимости соблюдения норм действующего законодательства.

ПАО «МРСК ЦиП» не имеет договорных отношений с непосредственными потребителями гарантирующего поставщика, а также не имеет возможности зафиксировать показания приборов учета по каждому потребителю ООО «Ивановоэнергосбыт». Действующее законодательство предоставляет право осуществлять проверку правильности снятия показаний расчетных приборов учета, возлагая ответственность по предоставлению данных на гарантирующего поставщика.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» сталкивается с проблемами формирования объема оказанных услуг, поскольку информация по полезному отпуску электрической энергии потребителей предоставляется только в электронном виде (фактически без разбивки по потребителям). В связи с этим возникают значительные разногласия между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией при определении объема оказанных услуг.

Заявитель пояснил также, что отсутствие надлежащих данных от гарантирующего поставщика не позволяет ПАО «МРСК ЦиП» представлять указанную информацию в адрес смежных сетевых организаций, как того требуют положения пункта 162 Основных положений.

Несоблюдение со стороны гарантирующего поставщика пункта 162 Основных положений, по мнению Заявителя, приводит к ущемлению его прав и прав смежных сетевых организаций. В качестве последствий нарушения Заявитель указал, что между ним и Ответчиком был согласован объем и стоимость оказанных в апреле 2016 года услуг по передаче электрической энергии по договору № 0231 от 01.08.2009.

После обращения ПАО «МРСК ЦиП» в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по делу № А17-4675/2016, ООО «Ивановоэнергосбыт» уменьшило стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии на 303721, 077 руб. При этом проверить достоверность представленных ООО «Ивановоэнергосбыт» данных не представляется возможным, в связи с неисполнением последним обязанности, предусмотренной пунктом 162 Основных положений.

Результатом данных действий явилось, что спорный объем электрической энергии из полезного отпуска группе потребителей «население» и приравненных к ним трансформируется в потери электрической энергии смежных с филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП» сетевых организаций, которые обязаны их оплачивать, что расценивается Заявителем как извлечение преимущества из своего недобросовестного поведения.

 

В ответе от 24.08.2016 № 04-10/1302 ООО «Ивановоэнергосбыт» выразило свою позицию по доводам, изложенным в заявлении ПАО «МРСК ЦиП», указав, что, исходя из буквального толкования пункта 162 Основных положений, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) обязан предоставлять в сетевую организацию не все сведения о полезном отпуске электрической энергии, а только те, которые получены им непосредственно от самих потребителей. При этом сведения поступают в ООО «Ивановоэнергосбыт» и от сетевых организаций, которые получили их от потребителей в ходе проведения контрольных проверок и списания показаний приборов учета, а также платежных агентов. Между сторонами отсутствует согласованная форма предоставления указанных документов.

Ответчик полагает, что сетевая организация наделена полномочиями по осуществлению контрольного снятия показаний приборов учета, в том числе используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, обосновывая свою позицию пунктом 169 Основных положений.

Кроме того, ООО «Ивановоэнергосбыт» указывает, что из текста заявления ПАО «МРСК ЦиП» следует, что информация о полезном отпуске по потребителям ООО «Ивановоэнергосбыт» своевременно предоставляется в электронном виде, замечаний по поводу предоставления сведений в ООО «Ивановоэнергосбыт» не поступало.

Также Ответчик пояснил, что ежемесячно стороны подписывают ведомость переданной электрической энергии в разрезе каждого конкретного потребителя. При этом проект поступает на согласование ООО «Ивановоэнергосбыт» непосредственно от ПАО «МРСК ЦиП» за соответствующий расчетный период. В связи с изложенным, Ответчик полагает, что требования п. 162 Основных положений исполняются им в полном объеме: сведения о полезном отпуске потребителей передаются в электронном виде и в последствии согласуются сторонами на бумажном носителе.

ООО «Ивановоэнергосбыт» полагает, что указанная в заявлении информация о негативных последствиях не получения сетевой организацией сведений о полезном отпуске потребителей непосредственно от гарантирующего поставщика является надуманной. Действующее законодательство, по мнению Ответчика, содержит способы устранения пробелов в случае отсутствия информации о показаниях приборов учета потребителей.

Приказом Ивановского УФАС России от 19.09.2016 № 068 возбуждено дело № 02-10/2016-004 по признакам нарушения ООО «Ивановоэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением председателя Комиссии рассмотрение дела № 02-10/2016-004 назначено на 15 ч. 00 мин. 04.10.2016. В рассмотрении указанного дела в порядке ст. 46 Закона о защите конкуренции объявлялись перерывы до 15 ч. 00 мин. 11.10.2016 и до 16 ч. 00 мин. 19.10.2016.

Рассмотрение дела № 02-10/2016-004 откладывалось в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, а также для анализа и оценки доказательств, представленных лицами, участвующими в рассмотрении дела, в целях его всестороннего и объективного рассмотрения.

 

На заседаниях Комиссии 04.10.2016, 11.10.2016 и 19.10.2016 лица, участвующие в деле, пояснили следующее:

- Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении от 02.08.2016 № 001-11/145. Дополнительно пояснил (письмо от 11.10.2016 № 001-11/228) существовавший порядок взаимоотношений между сторонами, указав, что до июля 2016 года на основании данных представляемых ООО «Ивановоэнергосбыт» по электронной почте филиал «Ивэнерго» в рамках договоров оказания услуг по передаче электрической энергии № 0443 от 20.11.2014 и № 0456 от 26.11.2014, заключенных с ООО «Ивановоэнергосбыт» в отношении потребителей – юридических лиц, присоединенных к сетям ОАО «Кинешемская ГЭС» и ОАО «Юрьевецкие электрические сети», формировал полезный отпуск по каждому потребителю и направлял в ООО «Ивановоэнергосбыт» ведомости с разбивкой по каждому потребителю.

В свою очередь, в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 0231 от 01.08.2009 филиал «Ивэнерго» формировал полезный отпуск по каждому потребителю – юридическому лицу, и с использованием общего объема потребления в жилых домах, направлял в ООО «Ивановоэнергосбыт» сводную ведомость и ведомости с разбивкой по каждому потребителю и общим объемом потребления в жилых домах по каждой территориальной сетевой организации.

По потребителям, присоединенным к сетям территориальных сетевых организаций – ОАО «Кинешемская ГЭС», ОАО «Вичугская ГЭС» и ООО «Тейковское сетевое предприятие», в отношении которых с ООО «Ивановоэнергосбыт» не урегулированы отношения по передаче электрической энергии, полезный отпуск формировался как разница между общим объемом переданной электроэнергии потребителям указанных сетевых организаций, зафиксированным в ведомостях между сетевой организацией и ООО «Ивановоэнергосбыт», и объемом переданной электроэнергии в рамках указанных договоров оказания услуг по передачи электроэнергии.

В возражениях (письмо от 19.10.2016 № 001-11/243) на пояснения ООО «Ивановоэнергосбыт» Заявитель указал, что финансовый результат «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП», как держателя котла, зависит от исполнения ООО «Ивановоэнергосбыт» своих обязанностей. В частности, филиал «Ивэнерго» получает с гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний денежные средства за услуги по передаче электрической энергии (как в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям филиала «Ивэнерго», так и к сетям иных территориальных сетевых организаций)  по единым котловым тарифам. В свою очередь, филиал «Ивэнерго» производит оплату услуг ТСО по индивидуальным тарифам, в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям соответствующих ТСО, отдавая часть выручки, полученной по котловым тарифам. Разница между суммой, полученной по единым котловым тарифам от ООО «Ивановоэнергосбыт» за потребителей ТСО и суммой, оплаченной филиалом «Ивэнерго» территориальным сетевым организациям, является выручкой филиала «Ивэнерго» как сетевой организации за услуги по передаче электрической энергии по своим сетям до сетей ТСО. При этом, филиал «Ивэнерго» оплачивает услуги смежным сетевым организациям как поступление в сеть за минусом объема потерь и транзита в смежные территориальные сетевые организации.

На заседании Комиссии 16.11.2016 Заявитель уточнил заявленные требования, указав, что в большей степени заинтересован в исполнении со стороны ООО «Иванововоэнергосбыт» требований п. 162 Основных положений в части предоставления реестра объема потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов и в жилых домах.

- Ответчик поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 24.08.2016 № 04-10/1301, от 03.20.2016 №04-10/1537 и от 07.10.2016 №04-10/1583 дополнительно указав, что ООО «Ивановоэнергосбыт» не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии. Доказательств того, что действия ООО «Ивановоэнергосбыт», связанные с не предоставлением информации о полезном отпуске электрической энергии, совершались им как доминирующим субъектом, не представлены.

Кроме того, Ответчик отметил, что в соответствии с условиями заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 0231 от 01.08.2009 у ООО «Ивановоэнергосбыт» отсутствует обязанность по предоставлению каких-либо сведений и документов в адрес сетевой организации в целях формирования объемов переданной электроэнергии. ООО «Ивановоэнергосбыт» информацию о полезном отпуске по потребителям предоставляет в филиал «Ивэнерго» сначала в электронном виде, и в последующем согласует на бумажном носителе.

По мнению Ответчика, филиал «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦИП», заявляя об ущемлении своих прав, не приводит ни одного доказательства того, что данное обстоятельство имеет либо имело место в заявленный период с января 2015 г. по июль 2016 года. Заявителем не представлено ни одного документа, свидетельствующего о том, что филиал «Ивэнерго» не смог по причине отсутствия информации сформировать объем переданной электроэнергии за какой-либо расчетный период.   

В пояснениях (письмо от 18.10.2016 № 04-03/1638) на Заключение об обстоятельствах дела ООО «Ивановоэнергосбыт» пояснило, что:

  1.  Не правильно определены границы товарного рынка. Ответчик считает, что поскольку в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии, то занимает доминирующее положение не на розничном рынке электрической энергии, а на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии;
  2.  По мнению Ответчика, его доля на товарном рынке должна быть определена не в пределах границ зоны деятельности ООО «Ивановоэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика, а в пределах границ балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МРСК Центра и Приволжья», к сетям которого присоединены потребители ООО «Ивановоэнергосбыт»;
  3. Изучению подлежал товарный рынок оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку спор между лицами, участвующими в деле, возник на данном товарном рынке;
  4. В заключении не конкретизировано, какие обязательства ПАО «МРСК ЦиП» не имеет возможности выполнить перед смежными сетевыми организациями и как это невыполнение связано именно с действиями ООО «Ивановоэнергосбыт»;
  5. Реестры по объемам потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов до июля 2016 г направлялись в нижестоящие сетевые организации в электронном виде для проверки и согласования. В подтверждение представлено письмо от ОАО «Юрьевецкие электрические сети».

Дополнительно Ответчик пояснил, что данные преданы им в полном объеме за август, сентябрь и октябрь 2016 года. Спора в настоящее время нет.

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Постановлением РСТ Ивановской области от 12.10.2006г. № 29-гп/4 подтверждено приобретение ООО «Ивановоэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика. Зона деятельности ООО «Ивановоэнергосбыт» как гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) определена в пределах границ балансовой принадлежности следующих владельцев объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых присоединены потребители ООО "Ивановоэнергосбыт": ОАО "ТСП" в соответствии с приложением 1; ОАО "Юрьевецкие электрические сети" в соответствии с приложением 2; ОАО "Вичугская городская электросеть" в соответствии с приложением 3; ОАО "Кинешемская городская электросеть" в соответствии с приложением 4; ОАО "Объединенные электрические сети" в соответствии с приложением 5; ООО ТД "Анталия" в соответствии с приложением 6; ООО "Гранит" в соответствии с приложением 7;"ОАО "Оборонэнерго" в соответствии с приложением 8, за исключением границ зоны деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" в соответствии с приложением 9.

В настоящее время, исходя из постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области №63-э/9 от 31.12.2015 и №63-э/8 от 31.12.2015, для взаиморасчетов субъектов розничного рынка электрической энергии в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Ивановской области применяется вторая модель тарифообразования («котел сверху»).

Постановлением РСТ Ивановской области от 29.12.2009 № 250-э/5 определено, что при второй схеме взаиморасчетов (модели тарифообразования): потребители услуг по передаче электрической энергии, в том числе энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики, оплачивают по единым (котловым) тарифам, установленным РСТ Ивановской области, услуги по передаче электрической энергии вышестоящей сетевой организации (держателю "котла") независимо, к сетям какой организации присоединены энергопринимающие установки потребителей. Сетевая организация - держатель "котла" рассчитывается с нижестоящими сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным РСТ Ивановской области (пункт 3.2 указанного Постановления).

Следовательно, при второй модели тарифообразования ПАО «МРСК Центра и Приволжья», являясь «держателем котла», оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям ООО «Ивановоэнергосбыт», присоединенным к электрическим сетям смежных организаций. В свою очередь, договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям ООО «Ивановоэнергосбыт» подлежит заключению между ООО «Ивановоэнергосбыт» и филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Смежные сетевые организации самостоятельно регулируют отношения со сбытовой компанией в части компенсации потерь электрической энергии путем заключения соответствующего договора купли-продажи электрической энергии (пункт 4 Постановления от 29.12.2009 № 250-э/5).

Как следует из представленных в материалы дела документов, между ООО «Ивановоэнергосбыт» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор №0231 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.08.2009 (далее – договор №0231 от 01.08.2009), по условиям которого Исполнитель (ПАО «МРСК ЦиП») обязуется оказывать Заказчику (ООО «Ивановоэнергосбыт») услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном договором.

Согласно пункту 4.2 договора №0231 от 01.08.2009 ежемесячно в порядке, определенном Сторонами в Приложении №7 к рассматриваемому договору, Исполнитель определяет объемы по Договору (поставленной Потребителям Заказчика) электроэнергии.

Для выполнения соответствующей обязанности Исполнитель ежемесячно до 4 числа месяца, следующего за расчетным, представляет Заказчику ведомость об объемах электроэнергии, переданной по настоящему договору (поставленной потребителям Заказчика) за расчетный период (Приложение №7 к Договору) – пункт 3.2.14 Договора № 0231 от 01.08.2009.

Приложением №7 к договору №0131 от 01.08.2009 стороны утвердили Регламент снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии (далее – Регламент).

Пунктом 2 Регламента (в редакции протокола урегулирования разногласий от 05.01.2010) установлено, что Исполнитель (ПАО «МРСК ЦиП») по окончании каждого расчетного периода определяет объемы переданной по Договору (поставленной каждому потребителю Заказчика) электроэнергии на основании:

- показаний приборов учета, полученных от Потребителей или снятых Исполнителем (порядок передачи показаний Потребителем Исполнителю или снятия показаний Исполнителем определяется условиями договоров между Заказчиком и потребителем и доводится Заказчиком до Исполнителя в письменном виде);

- расчетных способов, применяемых в случаях отсутствия у Потребителя приборов учета, выхода из строя расчетного прибора учета, не допуска Исполнителя к приборам учета или непредставления Исполнителю Потребителем (Заказчиком) показаний прибора учета, и в иных случаях, предусмотренных Договором;

- объемов электроэнергии, рассчитанных на основании актов о безучетном потреблении. Полученные данные об объемах переданной по Договору (поставленной Потребителям Заказчика) электроэнергии Исполнитель включает в прилагаемую к акту приема-передачи оказанных услуг по Договору ведомость. Форма ведомости предварительно согласовывается Исполнителем с Заказчиком.

ООО «Ивановоэнергосбыт» ежемесячно информацию о полезном отпуске электрической энергии предоставляет филиалу «Ивэнерго» в электронном виде, что подтверждено пояснениями лиц, участвующих в деле.

Письмами от 27.08.2013 № 001-11/438, от 27.10.2015 № 001-11/255, от 03.06.2016 № 125-09.4.3/207 и № 125-09.4.3/208, от 17.06.2016 № 125-09.4.3/220 от 24.06.2016 № 125-09.4.3/228 филиал «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП» обращался в адрес ООО «Ивановоэнергосбыт» о предоставлении сведений о показаниях расчетных (контрольных) приборов учета по потребителям, а также актов снятия показаний приборов учета и реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домах и жилых домах.

Не представление информации, по форме и содержанию, соответствующей пункту 162 Основных положений, а также не представление ответов на указанные обращения, явилось основанием обращение Заявителя в Ивановское УФАС России.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции   запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с  этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.  Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Согласно пункту 3.19 Административного регламента №345 установление  доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

04.10.2016 года в рамках рассмотрения дела, в соответствии с п.11.2 Порядка, был подготовлен (составлен) аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции доля ООО «Ивановоэнергсбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах «Административные границы Ивановской области за исключением границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт» и ООО «ЭСК Гарант» (границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определены в пределах границ балансовой принадлежности следующих владельцев объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых присоединены потребители ООО "Ивановоэнергосбыт": ОАО "Тейковское сетевое предприятие", ОАО "Юрьевецкие электрические сети", ОАО "Вичугская городская электросеть", ОАО "Кинешемская городская электросеть", ОАО "Объединенные электрические сети", ООО ТД "Анталия", ООО "Гранит", ОАО "Оборонэнерго" за исключением границ зоны деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт")», составляет 97,86%, HHI =9579,4, что указывает на высокую концентрацию товарного рынка.

На странице 2 Аналитического отчета от 04.10.2016 указано, что при исследовании товарного рынка использовался Аналитический отчет Ивановского УФАС России от 20.02.2016, составленный на основании:

  • Приказа ФАС России от 18.12.2014 №790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 - 2016 годы»;
  • Письма ФАС России от 21.12.2015 №ВК/73512/15 с приложением методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2015г.,

а также Аналитический отчет от 02.09.2016 года, подготовленный в рамках рассмотрения заявления ПАО «МРСК ЦиП».

Как указано в Методических рекомендациях целью проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2015г., в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России, является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Ивановской области.

Аналитический отчет Ивановского УФАС России от 20.02.2016 содержит все этапы, изложенные в Методических рекомендациях, и не противоречит 220 Порядку.

В аналитических отчетах от 02.09.2016 и от 04.10.2016 года указаны факторы (Аналитический отчет Ивановского УФАС России от 20.02.2016, Методические рекомендации ФАС России), послужившие основанием для указанных Продуктовых и Географических границы товарного рынка. ФАС России, указывая в Методических рекомендациях продуктовые границы товарного рынка «Розничный рынок электрической энергии (мощности)», исследует деятельность гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, которые осуществляют вид деятельности «Купля-продажа электрической энергии», о чем указано в обозначенных  аналитических отчетах.

Довод о том, что в пределах границ балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МРСК Центра и Приволжья», к сетям которого присоединены потребители ООО «Ивановоэнергосбыт», доля ООО «Ивановоэнергосбыт» не определена, также не соответствует действительности. Ивановское УФАС России определило долю ООО «Ивановоэнергосбыт» в соответствии с Методическими рекомендациями и Порядком и в разделе «Географические границы» во всех Аналитических отчетах указаны границы, где ООО «Ивановоэнергосбыт» как гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии.

На основании изложенного Комиссия,  исходя из положений статьи 5 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о доминирующем положении ООО «Ивановоэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии в  географических границах «административные границы Ивановской области, за исключением зоны деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии ООО «ЭСК Гарант», ОАО «Оборонэнергосбыт». 

Доводы ООО «Ивановоэнергосбыт» об отсутствии у него доминирующего положения на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, Комиссией отклоняются, поскольку предметом изучения в рамках настоящего дела определенный Заявителем рынок не являлся. Ивановское УФАС России ни в аналитических отчетах, ни на заседаниях комиссии не указывало, что ООО «Ивановоэнергосбыт» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

ООО «Ивановоэнергосбыт» в ходе рассмотрения дела № 02-10/2016-004 не представлено доказательств того, что его положение не может быть признано доминирующим на розничном рынке электрической энергии (мощности).

При таких обстоятельствах гарантирующий поставщик во взаимоотношениях с иными субъектами розничного рынка электрической энергии обязан соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии.

По общему правилу, установленному пунктом 161 Основных положений, если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Если иные время и дата сообщения снятых показаний расчетных приборов учета не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то показания расчетных приборов учета сообщаются другой стороне договора с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения, указанным в договоре, до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с запросом Комиссии от 04.10.2016 №02-10/2802 ООО «Ивановоэнергосбыт» представлены договоры энергоснабжения №8309эФур от 24.12.2014, №491эШ от 01.08.2015, заключенные с ООО «Фурманов Водоканал» и Шуйское муниципальное предприятие «Объединенных котельных и тепловых сетей», а также государственный контракт на электроснабжение №3201/БэЮЖ/6 от 24.02.2016, заключенный с ФКУ «Объединение исправительных колоний №11 Управления ФСИН по Ивановской области».

Изучив условия обозначенных договоров Комиссией установлено, что пунктом 3.1.3 Потребитель обеспечивает снятие показаний приборов учета электрической энергии и их передачу гарантирующему поставщику.

Исходя из анализа условий типовых договоров энергоснабжения с прочими потребителями, с бюджетными организациями, с прочими потребителями в части нежилых помещений в многоквартирных домах, с потребителями приравненными к населению, а также приложения № 2 к указанным договорам (письмо ООО «Ивановоэнергосбыт» от 28.09.2016 № 04-10/1509), Комиссией установлено, что в обязанности Потребителя по договору входит списание показаний расчетного прибора учета электрической энергии, по состоянию на 00 ч. 00 мин. 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, и осуществление контроля гарантирующим поставщиком за фактически принятой Потребителем в точках поставки электрической энергией на основании данных показаний (пункт 4.5 договоров).

Для осуществления такого контроля в приложении № 2 к рассматриваемым договорам утверждена форма ежемесячного раппорта Потребителя о количестве фактически принятой электрической энергии в расчетном месяце.

В свою очередь, законодательство в сфере предоставления коммунальных услуг закрепляет следующие положения относительно время и даты снятия показаний расчетных приборов учета, их предоставления.

Подпунктом «д» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012 (далее – Правила №124) в договоре ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг предусматривается, что если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

Подпунктом к(1)) пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011, закреплено право потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В типовом договоре с исполнителем коммунальных услуг иные дата и время снятия показаний расчетных приборов учета и их предоставления, не установлены, то есть в данной части отношения сторон регулируются общей нормой пункта 18 Правил №124. При этом, приложением №2 к договору энергоснабжения для исполнителя коммунальных услуг установлена форма ежемесячного раппорта Исполнителя для многоквартирных домов, оборудованных общедомовым прибором учета, а также определено, что при отсутствии в точке поставке коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, Исполнитель формирует раппорт по форме 10.2 Приложения №2 и справку об объеме начислений по форме 11.2 Приложения № 2 с последующей передачей их гарантирующему поставщику в согласованном порядке (п. 7 Приложения №2).

 Пунктом 2.4.3 типового договора энергоснабжения с гражданином, потребляющим электрическую энергию на бытовые нужды, предусмотрено, что Потребители ежемесячно снимают показания расчетных приборов учета и передают Гарантирующему поставщику, или уполномоченному лицу, не позднее 26-го числа текущего месяца, одним из способов:

- заполнив графу «текущие показания» в счете при его оплате;

- сообщив номер лицевого счета и показания прибора учета по телефонным номерам, указанным в счете-квитанции;

- направив письмо по электронной почте на адрес, указанный в счете-квитанции или на адрес uchet@esk-ivanovo.ru. В письме указать номер своего лицевого счета, адрес, фамилию, имя, отчество, последнее показание прибора учета и дату снятия показаний прибора учета;

- вписав показания прибора учета в ведомость сбора показаний инициативной группы многоквартирного дома (лиц, уполномоченных управляющей организацией);

- посетив отделение сбыта по адресу, указанному в квитанции.

 Аналогичные условия нашли свое отражение в договорах энергоснабжения № 4009537 от 01.10.2016, № 10-0230 от 01.10.2016, заключенных с конкретными гражданами-потребителями, представленных ООО «Ивановоэнергосбыт» Комиссии.

Изложенное, по мнению Комиссии, свидетельствует, что порядок передачи показаний приборов учета потребителей, предусматривает их сообщение гарантирующему поставщику, а, следовательно, на основании изложенного ООО «Ивановоэнергосбыт» должно располагать информацией об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета и в жилых домах.

В связи с изложенным Комиссия критически относится к доводам Ответчика о предоставлении соответствующей информации сетевой организации.

Согласно пункта 162 Основных положений, если иные время и дата передачи показаний расчетных приборов учета не установлены договором оказания услуг по передаче электрической энергии, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передает сетевой организации, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителей (кроме указанных в абзаце третьем настоящего пункта), сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученные им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передает в указанную сетевую организацию в согласованной с ней форме (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных им от таких потребителей.

Абзацем третьим рассматриваемой нормы установлено, что Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.

В рассматриваемом случае норма пункта 162 Основных положений в части обязанности гарантирующего поставщика предоставлять в сетевую организацию сведения о показаниях расчетных приборов учета, копий актов снятия показаний приборов учета, полученных им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также реестр об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, является императивной.

Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Основных положений его нормы применяются к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Следовательно, рассматриваемая обязанность гарантирующего поставщика должна им исполняться не зависимо от включения данного условия в договор оказания услуг по передаче электрической энергии. В данном случае диспозитивным является только условие о времени и дате передачи показаний расчетных приборов учета.

Как следует из указанных выше положений договора №0231 от 01.08.2009 обязанность ООО «Ивановоэнергосбыт» по передаче показаний и документов, регламентированных пунктом 162 Основных положений, в тексте договора не содержится, как не установлены и иные (отличные от пункта 162 Основных положений) дата и время выполнения рассматриваемой обязанности. Следовательно, на отношения между филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП» и ООО «Ивановоэнергосбыт» в полном объеме распространяются положения пункта 162 Основных положений.

Комиссией установлено, что информация по полезному отпуску электрической энергии потребителей предоставляется Гарантирующим поставщиком только в электронном виде и фактически без разбивки по потребителям многоквартирных жилых домов и жилым домам. Данный факт следует как из заявления ПАО «МРСК ЦиП», так и подтверждается письменными пояснениями ООО «Ивановоэнергосбыт» от 24.08.2016 №04-10/1301.

Вместе с тем, абзацем 4 и 5 пункта 162 Основных положений законодатель установил требования к формированию гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) объемов потребления электрической энергии и оформлению Реестра.

Так, объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива (абзац 4 пункта 162 Основных положений).

В свою очередь, Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев непредоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета (абзац 5 пункта 162 Основных положений). 

Согласно позиции ООО «Ивановоэнергосбыт» требования пункта 162 Основных положений исполняются им в полном объеме, поскольку сведения о полезном отпуске потребителей передаются им в электронном виде и впоследствии согласуются путем подписания ведомости переданной электрической энергии в разрезе каждого конкретного потребителя.

Однако, согласование и подписание ведомости переданной электрической энергии, формируемой филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП», в силу положений пункта 162 Основных положений, по мнению Комиссии, не свидетельствует о выполнении со стороны ООО «Ивановоэнергосбыт» своих обязанностей. Рассматриваемая норма возлагает на гарантирующего поставщика обязанность предоставления копий актов снятия показаний приборов учета, полученных им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также реестра об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, оформленного в соответствии с требованиями абзацев 4 и 5 пункта 162 Основных положений.

Со стороны ООО «Ивановоэнергосбыт» не представлено документального подтверждения оформления и направления в адрес сетевой организации указанных выше документов (до июля 2016 года), позволяющих прийти к однозначному выводу о выполнении гарантирующим поставщиком своих обязанностей по предоставлению информации о расчетных приборах учета и об объемах потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах по форме и в сроки, установленные пунктом 162 Основных положений.

Кроме того, направление реестра данных об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, предшествует формированию сетевой организацией сводной ведомости (баланса) об объемах переданной (поставленной потребителям) электроэнергии.

Пунктом 185 Основных положений установлено, что на основании определенных в соответствии с настоящим разделом объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам (сетевым организациям, производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребителям, присоединенным к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства), и определяют фактические потери электрической энергии, возникшие за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.

 В целях осуществления действий, указанных в пункте 185 настоящего документа, каждая сетевая организация составляет баланс электрической энергии, представляющий собой систему показателей, характеризующую за расчетный период сумму объемов электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства данной сетевой организации, и фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих такой сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, равную объему электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства данной сетевой организации, уменьшенному на объем электрической энергии, отпущенной из объектов электросетевого хозяйства такой сетевой организации в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (пункт 186 Основных положений).

Пункт 187 Основных положений устанавливает, что баланс электрической энергии составляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, и является основанием для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке сетевой организацией в соответствии с настоящим документом.

Согласно абзаца 1 пункта 189 Основных положений сетевая организация передает до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, соответствующему гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, указанной в пунктах 58 или 59 настоящего документа) способом, позволяющим подтвердить факт получения, информацию об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период.

По мнению Комиссии, изложенное подтверждает, что формирование сводной ведомости филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП» и направление ее в адрес гарантирующего поставщика не освобождает последнего от выполнения обязанности, предусмотренной пунктом 162 Основных положений.

Одновременно, ООО «Ивановоэнергосбыт», со ссылкой на пункт 169 Основных положений, указало на наделение сетевой организации полномочиями по осуществлению контрольного снятия показаний приборов учета, в том числе используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета

Согласно пункту 169 Основных положений проверка правильности снятия показаний расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Контрольное снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для снятия показаний приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в присутствии исполнителя коммунальных услуг.

Сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что контрольное снятие показаний осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении всех или части точек поставки.

В соответствии с пунктом 171 Основных положений результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний. Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал при проведении контрольного снятия показаний, копии актов контрольного снятия показаний в течение трех рабочих дней после их составления. Показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления электрической энергии (мощности) потребителем и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за тот расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось.

Изложенное свидетельствует, что ПАО «МРСК ЦиП», являясь сетевой организацией, вправе в соответствии с пунктом 169 Основных положений провести контрольное снятие показаний приборов учета в случае, если у него возникают сомнения относительно представленных данных о показаниях приборов учета и полезном отпуске электрической энергии потребителям, или в случае неисполнения гарантирующим поставщиком своей обязанности по снятию показаний приборов учета и передаче сведений сетевой организации, которое в силу пункта 171 Основных положений N 442 подлежит использованию для расчетов стоимости услуг по передаче электрической энергии. При этом, право сетевой организации на контрольное снятие показаний не подменяет обязанности гарантирующего поставщика по представлению сведений о показаниях расчетных приборов учета, регламентированных пунктом 162 Основных положений.

Кроме того, в соответствии с абзацем 5 пункта 162 Основных положений по письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.

Материалы рассматриваемого дела содержат множественные обращения (от 27.08.2013 № 001-11/438, от 27.10.2015 № 001-11/255, от 03.06.2016 № 125-09.4.3/207 и № 125-09.4.3/208, от 17.06.2016 № 125-09.4.3/220 от 24.06.2016 № 125-09.4.3/228) сетевой организации в адрес ООО «Ивановоэнергосбыт» с требованием выполнения положений пункта 162 Основных положений и предоставления соответствующих сведений.

Доказательств представления запрашиваемой информации соответствующей требованиям пункта 162 Основных положений Комиссии не представлено.

Кроме того, абзац 6 пункта 162 Основных положений предусматривает, что сетевая организация, получившая от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) указанные в настоящем пункте сведения о показаниях приборов учета и копии актов снятия показаний приборов учета, полученные от потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, обязана в течение 1 рабочего дня после их получения передать их в адрес той сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей.

Не представление надлежащих данных гарантирующим поставщиком в адрес ПАО «МРСК ЦиП» не позволяет последнему выполнять свои обязательства перед смежными сетевыми организациями в части исполнения требований абзаца 6 пункта 162 Основных положений, а именно предоставить в течение 1 рабочего дня после получения от гарантирующего поставщика в адрес нижестоящих сетевых организаций сведения о показаниях приборов учета и копии актов снятия показаний приборов учета, полученных от потребителей, присоединенных к сетям этих сетевых организаций.

Следовательно, в свою очередь, смежные сетевые организации также лишены возможности получения сведений о показаниях приборов учета (объемах потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в указанных многоквартирных домах и в жилых домах) потребителей, присоединенных к их сетям. Подтверждением данному факту являются заявления ОАО «Вичугская городская электросеть» от 01.09.2016 № 485 и ОАО «Кинешемская городская электрическая сеть», представленные в адрес Ивановского УФАС России, о не предоставлении ООО «Ивановоэнергосбыт» в их адрес информации, предусмотренной пунктом 162 Основных положений.

Изложенное опровергает доводы ООО «Ивановоэнергосбыт» о направлении информации, предусмотренной п. 162 Основных положений, в адрес нижестоящих сетевых организаций. В свою очередь, исполнение соответствующей обязанности в отношении сетевой организации ОАО «Юрьевецкие электрические сети» (письмо от 13.09.2016) не отменяет необходимости осуществления аналогичных действий и в отношении иных сетевых организаций, к сетям которых присоединены потребители ООО «Ивановоэнергосбыт», поскольку иное нарушает баланс интересов участников розничного рынка электрической энергии.

Целью п. 162 Основных положений является упорядочить процесс взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии, а также организовать контроль над учетом электрической энергии на розничном рынке.

Конструкция пункт 162 Основных положений построена таким образом, что обязанности гарантирующего поставщика по формированию и направлению сведений о показаниях приборов учета, реестра об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, корреспондирует праву сетевой организации на получение такой информации.

Сам факт несоблюдения обязательных требований действующего законодательства (пункта 162 Основных положений) ООО «Ивановоэнергосбыт» влечет ущемление интересов филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП», которое вправе рассчитывать на ее добровольное предоставление со стороны гарантирующего поставщика.

Действия ООО «Ивановоэнергосбыт» по неисполнению обязанности, указанной в пункте 162 Основных положений, приводят к ущемлению прав и интересов ПАО «МРСК ЦиП» филиал «Ивэнерго», поскольку в связи с непредставлением сведений и документов, предусмотренных пунктом 162 Основных положений, ПАО «МРСК ЦиП» филиал «Ивэнерго» не имеет возможности выполнить свою обязанность перед смежными сетевыми организациями по предоставлению сведений, указанных в п. 162 Основных положений, а также подтвердить (проверить) предоставленные данные гарантирующим поставщиком, что позволяет последнему уменьшить объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и увеличить объем потерь смежных сетевых организаций.

По мнению Комиссии, не исполнение ООО «Ивановоэнергосбыт» своей обязанности по предоставлению в адрес филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» реестра, содержащего данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, оформленного в соответствии с требованиями абзацев 4 и 5 пункта 162 Основных положений, за периоды январь – декабрь 2015 года и январь – июнь 2016 года; может способствовать возникновению разногласий между указанными субъектами розничного рынка электрической энергии относительно определения объема полезного отпуска электроэнергии и расчета потерь в зависимости от количества электроэнергии, потребленной бытовыми потребителями. Что в свою очередь может привести к не учету в составе полезного отпуска потребленной, но не оплаченной электроэнергии, и отнесению ее на потери в сетях смежных сетевых организаций.

При этом, как установлено Комиссией входе рассмотрения дела финансовый результат деятельности филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП» зависит от исполнения ООО «Ивановоэнергосбыт» своих обязанностей, поскольку филиал «Ивэнерго», как «держатель котла» оплачивает услуги смежным территориальным сетевым организациям, исходя из объема поступления электрической энергии в сеть за вычетом объема потерь и транзита электрической энергии в смежные сетевые организации.

Неисполнение ООО «Ивановоэнергосбыт» своей обязанности по предоставлению указанной выше документации, не позволяет сетевой организации воспользоваться правом и перепроверить данные по объемам оказанных услуг потребителям ООО «Ивановоэнергосбыт» в целях исключения возникновения разногласий при формировании полезного отпуска и потерь электрической энергии в сетях территориальных сетевых организаций, а также при расчетах  за услуги по передаче электрической энергии с нижестоящими сетевыми организациями.

          Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Ивановоэнергосбыт» являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в ущемлении интересов ПАО «МРСК ЦиП» путем не соблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии в части соблюдения порядка и сроков предоставления сведений, регламентированных пунктом 162 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Ивановоэнергосбыт» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/2016-004 в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

 

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Ивановоэнергосбыт», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах «административные границы  Ивановской области, за исключением зоны деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии ООО «ЭСК Гарант», ОАО «Оборонэнергосбыт» путем ущемления интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» в результате не соблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии в части соблюдения порядка и сроков предоставления сведений, регламентированных пунктом 162 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012, нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». 

2. Основания для прекращения дела № 02-10/2016-004 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3. Выдать ООО «Ивановоэнергосбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-10/2016-004

 

18 ноября 2016 года                                                                                                  г. Иваново                                                                                                                                                                       

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего  решения  от 18.11.2016 по делу № 02-10/2016-004 о нарушении ООО «Ивановоэнергосбыт» (пр. Ленина, д. 21, стр. 1, г. Иваново, 153002, ИНН 3702044413) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1.  ООО «Ивановоэнергосбыт» в срок до «01» февраля 2017 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах «административные границы  Ивановской области, за исключением зоны деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии ООО «ЭСК Гарант», ОАО «Оборонэнергосбыт», путем ущемления интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» в результате не соблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии в части соблюдения порядка и сроков предоставления сведений, регламентированных пунктом 162 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012, а именно:

 направить в адрес филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК ЦиП» реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, оформленного в соответствии с требованиями абзацев 4 и 5 пункта 162 Основных положений за периоды январь – декабрь 2015 года и январь – июнь 2016 года.

  1.     ООО «Ивановоэнергосбыт» о выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны