Решение б/н Решение по делу №02-10/2017-003 (в отношении ООО "Альфа-Энер... от 30 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                    г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 25 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено  27 октября 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №02-10/2017-003 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Альфа-Энерго» (ул. Полка Нормандия-Неман, д. 3, г. Иваново, ИНН 3702099236) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании:

от Заявителя – акционерного общества «Стройиндустрия-Холдинг» (ул. Станкостроителей, д. 45 «И» г. Иваново, 153015, ИНН 3731001076), представитель по доверенности от 21.09.2017 <…>,

от Ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Энерго» (ул. Полка Нормандия-Неман, д. 3, г. Иваново, 153024, ИНН 3702099236) представители по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

08.08.2017 в Ивановское УФАС России поступило обращение АО «Стройиндустрия-Холдинг», из содержания которого следует, что АО «Стройиндустрия-Холдинг» в процессе реализации программы «Достроя»  в рамках санации с участием АКБ «Российский капитал» (ПАО) осуществляет строительство многоквартирных домов, застройщиком которых является ОАО «Ивановская домостроительная компания» (далее – ОАО «Ивановская ДСК»).

Для электроснабжения многоквартирного жилого дома №38 по ул. Рабфаковская г. Иваново (далее – МКД №38) между ООО «Альфа-Энерго» и ОАО «Ивановская ДСК» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №АЭ/6 от 09.02.2017 и выданы технические условия №ТУ-АЭ/6.

Обязательства, предусмотренные техническими условиями, выполнены ОАО «Ивановская ДСК» в полном объеме, в том числе осуществлена оплата, о чем Общество уведомило ООО «Альфа-Энерго» 28.06.2017.

30 мая 2017 года ООО «Альфа-Энерго» направило в адрес ОАО «Ивановская ДСК» письмо об утрате технической возможности исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в связи со сменой права собственности на распределительную подстанцию, находящуюся по ул. П. Коммуны, д. 48 г. Иваново.

Заявитель полагает, что предъявление требований со стороны ООО «Альфа-Энерго» о новом согласовании технических условий нарушает законные права владельца присоединяемых устройств.

Заявитель указал также, что поставка и передача электрической энергии в МКД №38 осуществляется только через РТП, принадлежащее в настоящее время ООО «Энергосервис». ООО «Альфа-Энерго», заключая договор на технологическое присоединение и выдавая технические условия ОАО «Ивановская ДСК», взяло на себя обязательство, результатом исполнения которого должно было являться электроснабжение МКД. ОАО «Ивановская ДСК», находясь в процедуре банкротства, не может повторно направить денежные средства на выполнение новых технических условий.

Без получения акта о выполнении технических условий невозможно осуществить процедуру ввода Объекта в эксплуатацию, что влечет невозможность передачи квартир гражданам.

Указанные действия ООО «Альфа-Энерго», по мнению Заявителя, приводят к злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке и ущемляют интересы не только Застройщика, но и участников долевого строительства, которые не могут получить квартиры в собственность.

Заявитель пояснил, что ОАО «Ивановская ДСК» неоднократно пыталось обратиться к ООО «Энергосервис» по вопросу об осуществлении технологического присоединения, однако, данная организация отсутствует по юридическому адресу.

АО «Стройиндустрия-Холдинг» кроме того, пояснило, что между ним и ООО «Альфа-Энерго» заключен договор №АЭ/6 технологического присоединения от 16.12.2016, во исполнение которого сетевая организация выдало акт о выполнении технических условий от 16.12.2016. Однако, при предъявлении в Управление Ростехнадзора по Ивановской области указанного документа с целью получения разрешения на ввод в эксплуатацию электроустановки, АО «Стройиндустрия-Холдинг» стало известно о том, что на ТП, к которому осуществлено присоединение дома, не получено разрешение Ростехнадзора на ввод в эксплуатацию.

Заявитель полагает, что  ООО «Альфа-Энерго» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке и своим бездействием нарушает права Общества и препятствует подключению Объекта к электроснабжению.

В ответе от 21.08.2017 №97 Ответчик пояснил, что по договору  технологического присоединения №АЭ/6 от 16.12.2016 мероприятия по технологическому присоединению предполагалось выполнить к ТП-1, которое передано ОАО «Ивановская ДСК» в аренду ООО «Альфа-Энерго». Собственником ТП-1 не были предприняты мероприятия, необходимые для получения разрешения Ростехнадзора на ввод ТП-1 в эксплуатацию.

ОАО «Ивановская ДСК», являясь собственником как ТП-1, так и энергопринимающих устройств строительной площадки МКД №38 по ул. Рабфаковская, направило в адрес ООО «Альфа-Энерго» заявку на заключение нового договора.

В связи с заключением с ОАО «Ивановская ДСК» договора технологического присоединения от 09.02.2017 №АЭ/6, а также в связи с тем, что в отношении одних энергопринимающих устройств не может быть заключено два договора технологического присоединения, договор технологического присоединения от 16.12.2016 №АЭ/6 прекратил свое действие.

В процессе выполнения сторонами технических условий к договору технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 собственниками ООО «Альфа-Энерго» был проведен анализ экономической деятельности организации. В связи с тем, что установленная Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области необходимая валовая выручка не позволяет ООО «Альфа-Энерго» покрывать расходы на надлежащее содержание и ремонт электросетевого комплекса принято решение о продаже всего электросетевого комплекса  ООО «Энергосервис».

Поскольку  ООО «Энергосервис» не является сетевой организацией способной обеспечить надежное и качественное энергоснабжение потребителей, более 90% которых являются жители мкр. «Московский» и «Суховодерябихский», поэтому ООО «Альфа-Энерго» и ООО «Энергосервис» заключили договор аренды недвижимого имущества №1 от 28.02.2017 на все проданное электросетевое хозяйство за исключением распределительной трансформаторной подстанции, расположенной на ул. Рабфаковская г. Иваново.

Ответчик пояснил, что у ООО «Альфа-Энерго» в настоящее время отсутствует техническая возможность осуществить мероприятия по технологическому присоединению в рамках договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017, так как предполагалось присоединение к РУ-6 кВ РТП по ул. П. Коммуны г. Иваново.

30.05.2017 в адрес ОАО «Ивановская ДСК» направлено письмо, поясняющее сложившуюся ситуацию с приложением дополнительного соглашения к договору технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017, изменяющего точку подключения и позволяющего ООО «Альфа-Энерго», исполнив совместно с ОАО «Ивановское ДСК» необходимые мероприятия, осуществить технологическое присоединение МКД №38.

В связи с изложенным, Ответчик указал, что имеется возможность подключения энергопринимающих устройств ОАО «Ивановская ДСК» при подписании сторонами вышеуказанного дополнительного соглашения.

Приказом Ивановского УФАС России от 04.09.2017 №048 возбуждено дело №02-10/2017-003 по признакам нарушения ООО «Альфа-Энерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 05.09.2017 дело №02-10/2017-003 назначено к рассмотрению на 28 сентября 2017 года.

В заседании Комиссии в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции объявлялся перерыв до 11 ч. 00 мин. 04.10.2017. Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 04.10.2017 в целях принятия заключения об обстоятельствах дела.

В письменных пояснениях от 15.09.2017 №101 ООО «Альфа-Энерго» дополнительно указало, что:

- за получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от Управления Ростехнадзора по Ивановской области ООО «Альфа-Энерго» не несет и не может нести ответственность, так как право собственности на данный объект принадлежит ОАО «Ивановская ДСК»;

- ООО «Альфа-Энерго» ведет переговоры с новым собственником РТП ООО «Энергосервис» в соответствии с п. 16.3 Правил технологического присоединения, что подтверждается письмом от 20.06.2017 №83, вопрос находится на стадии урегулирования;

- предложение ООО «Альфа-Энерго» об изменении ранее выданных технических условий,  содержащееся в дополнительном соглашении, позволило бы в кратчайшие сроки осуществить технологическое присоединение;

- с 28.08.2017 ООО «Альфа-Энерго» не представлена как сетевая организация в районе д. 38 по ул. Рабфаковская г. Иваново в связи с расторжением договора аренды №8 между ОАО «Ивановская ДСК» и ООО «Альфа-Энерго». Следовательно, в данном случае имеется прекращение обязательств вследствие невозможности исполнения;

- арендодателем оборудования является ОАО «ДСК» и ничто не препятствует ОАО «Ивановская ДСК» осуществить все необходимые мероприятия по технологическому подключению дома № 38 по ул. Рабфаковская г. Иваново.

На заседании Комиссии 28.09.2017 представители заинтересованных лиц - Открытого акционерного общества «Ивановская домостроительная компания» (ул. Кохомское шоссе, д. 1, г. Иваново, 153051, ИНН 3728000058 и Общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис» (пр. Ленина, д. 43, помещение 122, офис 210, г. Иваново, 153002, ИНН 3702171309) не присутствовали, уведомлены надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения настоящего дела.

Заявитель и Ответчик поддержали позиции, изложенные в вышеуказанных письменных пояснениях. Представитель ООО «Альфа-Энерго» дополнительно пояснил (письменные пояснения от 27.09.2017 №109), что АО «Стройиндустрия-Холдинг», являясь участником программы «Достроя» объектов незавершенного строительства ОАО «Ивановская ДСК», заведомо знало о невозможности подключения энергопринимающих устройств МКД №38 к ТП-1, которая на момент заключения договора аренды не была введена в эксплуатацию. В связи с тем, что при сдаче ООО «Альфа-Энерго» в аренду электросетевого хозяйства ОАО «Ивановская ДСК» не передало документы, необходимые для получения разрешения Ростехнадзора на ввод ТП-1 в эксплуатацию, у ООО «Альфа-Энерго» отсутствовала возможность самостоятельного получения указанного разрешения. С 16.12.2016 в адрес ООО «Альфа-Энерго» не поступало ни одного платежа со стороны АО «Стройиндустрия-Холдинг», что нарушает условия оплаты договора, установленные п. 11 Договора. Кроме того, в п. 6 договора от 16.12.2016 указано условие об уведомлении Заявителем о получении разрешения уполномоченного органа по техническому надзору на допуск в эксплуатацию объектов Заявителя, при выполнении которого у ООО «Альфа-Энерго» возникает обязательство по осуществлению фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям. Следовательно, Заявитель не выполнил свое встречное обязательство по договору, которое также препятствует дальнейшему исполнению договора со стороны сетевой организации.

ООО «Альфа-Энерго» проводило переговоры с новым собственником РТП ООО «Энергосервис», к которой должны быть присоединены энергопринимающие устройства ОАО «Ивановская ДСК». От ОАО «Ивановская ДСК» поступил единственный платеж 09.06.2017 в размере 6582, 37 руб., что нарушает условия оплаты договора технологического присоединения, установленные п. 11 договора.

Согласно п. 85 Правил технологического присоединения…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее – Правила технологического присоединения), для проведения проверки заявитель представляет уведомление в сетевую организацию с приложением документов, указанных в этом пункте. Такого уведомления, с приложением соответствующих документов, в адрес ООО «Альфа-Энерго» заявителем ОАО «Ивановская ДСК» направлено не было.

Кроме того, ОАО «Ивановская ДСК» должно было получить акт допуска электроустановки в эксплуатацию согласно технических условий, такого акта получено не было, в связи с чем, ОАО «Ивановская ДСК» не выполнило технические условия. ООО «Альфа-Энерго» ожидало получение уведомления о выполнении технических условий, с приложением необходимой документации, а также уведомления о получении разрешения Ростехнадзора. Одновременно, считая, что договор от 09.02.2017 является действующим, вело переговоры с новым собственником РТП по поводу подключения к ней и выделения новой мощности.

С 04.09.2017 ООО «Альфа-Энерго» не представлена как сетевая организация в районе дома №38 по ул. Рабфаковская г. Иваново. Вокруг РТП все сети в собственности ОАО «Ивановская ДСК», ООО «Альфа-Энерго» утратило все энергосетевое хозяйство. О данном факте уведомили ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго», ООО «ЭСК Гарант» и Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.

04.10.2017 Комиссия продолжила рассмотрение дела №02-10/2017-003 после его перерыва. Заявитель дополнительно пояснил, что не согласен с позицией ООО «Альфа-Энерго», выраженной в письменных пояснениях от 27.09.2017 №109,  по следующим причинам:

- отказ ООО «Альфа-Энерго» от исполнения договора №АЭ/6 от 16.12.2016 г. противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим технологическое присоединение к сетям сетевой организации, а  именно п. 28 Правил технологического присоединения, где содержится закрытый перечень оснований для отказа в заключении договора;

- в отношении невозможности самостоятельного получения разрешения Ростехнадзора ООО «Альфа-Энерго» вводит в заблуждение. Являясь фактическим владельцем указанной электроустановки на праве аренды и при наличии заключенного сторонами и исполненного со стороны АО «Стройиндустрия-холдинг» договора на технологическое присоединение, ООО «Альфа-Энерго» имело возможность и должно было принять все необходимые меры для исполнения вышеуказанного договора, включая получение допуска в эксплуатацию электроустановок в соответствии с приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. №212 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЭНЕРГОУСТАНОВОК. Однако, никаких доказательств, свидетельствующих об обращении ООО «Альфа-Энерго» в Ростехнадзор за получением указанного разрешения не представлено, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность получения фактическим владельцем (на праве аренды) электроустановки допуска на ввод в эксплуатацию не имеется;

- ссылка ООО «Альфа-Энерго» на отсутствие оплаты по договору №АЭ/6 от 16.12.2016г. со стороны АО «Стройиндустрия-холдинг» как на причину невозможности исполнения договора, также является необоснованной. Ни условиями договора, ни Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность отказа сетевой организации от исполнения договора технологического присоединения.  От ООО «Альфа-Энерго» не поступало никаких требований, претензий о невозможности осуществления технологического присоединения в связи с отсутствием платежей, либо по иным основаниям;

- заключив договор аренды №8 от 27.04.2016 г. с ОАО «ДСК», ООО «Альфа-Энерго» подписан акт приема-передачи, в соответствии с которым ООО «Альфа-Энерго» не внесло никаких замечаний либо особых условий, свидетельствующих о невозможности использования имущества. Более того, ООО «Альфа-Энерго», действуя добросовестно и разумно и не допуская злоупотреблений своим доминирующим положением, должно было обратиться с претензией на ОАО «ДСК» в части имевшегося, по их мнению, ненадлежащего исполнения условий договора аренды. Однако, никаких доказательств наличия такого обращения в материалах дела нет;

- доводы ООО «Альфа-Энерго» о том, что ООО «Альфа-Энерго» не представлена как сетевая организация в районе д. 38 по ул. Рабфаковской являются попыткой ООО «Альфа-Энерго» ввести в заблуждение и избежать ответственности в связи с допущенным нарушением. ООО «Альфа-Энерго» присвоен статус сетевой организации, сведения о чем содержатся в материалах дела, соответственно, доказательств отсутствия указанного статуса ООО «Альфа-Энерго» не представлено. Более того, на момент заключения вышеуказанного договора, указанные в пояснениях ООО «Альфа-Энерго» обстоятельства отсутствовали, соответственно, не могли препятствовать исполнению договора.

ОАО «Ивановская ДСК» пояснило, что считает доводы, изложенные в п. 2 возражений ООО «Альфа-Энерго», необоснованными по следующим причинам:

- ОАО «ДСК» в полном объеме исполнило свои обязательства по договору №АЭ/6 от 09.02.2016 г., а именно выполнение технических условий, а также осуществлена оплата технологического присоединения  в точном соответствии с п. 11 заключенного договора из расчета 60% цены договора, платежное поручение представлено в материалы дела.

- о выполнении технических условий  письмом исх. №05/672 от 28.06.2016 г., полученным ООО «Альфа-Энерго» 29.06.2017 г. (информация с сайта службы экспресс доставки пони-экспресс прилагается), было уведомлено. Однако, до настоящего времени ООО «Альфа-Энерго» не представило в адрес ОАО «ДСК» ответ на указанное обращение, никаких действий по исполнению вышеуказанного договора ООО «Альфа-Энерго» не выполнило.  Соответственно, игнорируя обращения ОАО «ДСК», ООО «Альфа-Энерго» осуществляет действия, направленные на злоупотребление доминирующим положением, с целью недопущения осуществления технологического присоединения объектов электрохозяйства ОАО «ДСК».

- ООО «Альфа-Энерго» неоднократно ссылалось на невозможность исполнения договора технологического присоединения в связи с расторжением 04.09.2017 г. договора №8 от 27.04.2016 г., однако, никаких объяснений о причинах неисполнения договора технологического присоединения с момента его заключения до даты расторжения договора аренды, ООО «Альфа-Энерго» не представило.

ООО «Альфа-Энерго» поддержало в полном объеме письменные пояснения от 27.09.2017 №109, дополнительно обратив внимание Комиссии, что оплата по договору технологического присоединения от 16.12.2017 произведена 03.10.2017.

В пояснениях (письмо от 13.10.2017 №117) на Заключение об обстоятельствах дела ООО «Альфа-Энерго» пояснило, что:

- Комиссией не проверен факт оплаты АО «Стройиндустрия-Холдинг» по договору технологического присоединения № АЭ/6 от 16.12.2016 при принятии заявления АО «Стройиндустрия-Холдинг»;

- Комиссия проигнорировала факт отсутствия правоустанавливающих документов у АО «Стройиндустрия-Холдинг», как у заявителя технологического присоединения (не имеет правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты строительства);

- Комиссия пришла к выводу, что если оборудование находится в аренде у сетевой организации, то за получением разрешения Ростехнадзора на ввод оборудования в эксплуатацию должна отвечать сетевая организация, что противоречит п. 2, 3 и 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ;

- Комиссия безосновательно, без запроса у Заявителя соответствующих документов, делает вывод, что обязательства, предусмотренные техническими условиями, выполнены ОАО «Ивановская ДСК» в полном объеме, в том числе осуществлена оплата, о чем Общество уведомило ООО «Альфа-Энерго» 28.06.2017;

- факт неоплаты, по мнению Комиссии, не препятствует исполнению ООО «Альфа-Энерго» своих обязательств по договору.

В остальной части доводы Ответчика повторяют позицию, изложенную в письменных пояснениях от 27.09.2017 № 109.

На заседании Комиссии 25.10.2017 Ответчик поддержал указанную выше позицию (письмо от 13.10.2017 №117), а также отказался от ранее заявленного ходатайства (письмо от 19.10.2017 №121).

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345 (далее – Административный регламент №345).

В соответствии с п.3.19 Административного регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок).

Пунктом 12.5 Порядка №220 предусмотрено, что без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»  (далее – Закон о естественных монополиях)  под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

При этом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, поскольку действующим законодательством установлены императивные требования:

во-первых, обязательность заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории и в которую подана заявка (абзац 2, 5 части 1 Федерального закона  №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», пункт 3 Правил технологического присоединения);

во-вторых, возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 4, 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004, абзацы 3, 4 части 4 статьи 26 Федерального закона  №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»).

Следовательно, услуги по технологическому присоединению не составляют самостоятельного товарного рынка и являются неразрывной частью рынка по передаче электрической энергии (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 N6057/09).

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Альфа-Энерго» является территориальной сетевой организацией, необходимая валовая выручка которой учтена при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ивановской области (Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от  31.12.2015 N 63-э/8 и от 30.12.2016 №128-э/1), а также установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии (Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.12.2015 №63-э/9 и от 30.12.2016 №128-э/2).

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2016 №128-э/3 установлены стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Альфа-Энерго»  (Приложение №9).

ООО «Альфа-Энерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Раздел 1 «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» за регистрационным номером 37.1.1 (приказ от 12.10.2006 №195-э).

ООО «Альфа-Энерго» в соответствии с договором аренды №8 от 27.04.2016 и до 04.09.2017 владело объектами электросетевого хозяйства по ул. П. Коммуны и ул. Рабфаковская г. Иваново.

На основании изложенного Комиссия,  исходя из положений статьи 5 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о доминирующем положении ООО «Альфа-Энерго» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии. 

При изложенных обстоятельствах ООО «Альфа-Энерго» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из представленного договора аренды №8 от 27.04.2016 следует, что ТП №1 по ул. Парижская Коммуны и ул. Рабфаковская передано ОАО «Ивановская ДСК» в аренду ООО «Альфа-Энерго» с 01.01.2017 по 30.11.2017.

Пунктом 6.1 договора определено, что договор вступает в силу и распространяется на правоотношения сторон, возникших с 27.04.2016.

Из акта приема-передачи от 27.04.2016 г. следует, что имущество, передаваемое в аренду, находится в состоянии пригодном для его разрешенного использования.

Следовательно, ТП №1 застраивалась ОАО «Ивановская ДСК».

Из представленных материалов следует, что между ООО «Альфа-Энерго» и АО «Стройиндустрия-Холдинг» заключен договор №АЭ/6 технологического присоединения от 16.12.2016 (далее – договор №АЭ/6 от 16.12.2016). Пунктом 3 и 4 договора стороны установили, что точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям, которые являются приложением №1 к договору и его неотъемлемой частью.

Согласно техническим условиям от 16.12.2016 №ТУ-АЭ/6 точка присоединения определена в РУ-0,4 кВ ТП №1 в районе ул. П. Коммуны.

Заявитель осуществляет разработку проектной документации на электроснабжение энергопринимающих устройств многоквартирного дома (п. 12). Помимо иных мероприятий технологического присоединения на Заявителя возложена обязанность: проложить необходимое количество кабелей 0,4 кВ, марку и сечение которых определить проектом, от РУ-0,4 кВ ТП-1 в районе ул. П. Коммуны до энергопринимающих устройств многоквартирного дома №38. Проект согласовать с ООО «Альфа-Энерго» и Управлением Ростехнадзора по Ивановской области.

В свою очередь, сетевая организация обязуется осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрической сети  в точке присоединения, указанной в технических условиях  и включение коммутационного аппарата после выполнения Заявителем технических условий в полном объеме, составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (п. 11 технических условий).

Пунктом 10 договора №АЭ/6 от 16.12.2016 установлено, что размер платы по договору за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 12.02.2016 и составляет 12 873, 85 руб.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению определен один год со дня заключения договора (п. 5 договора).

 Выполнение процедуры технологического присоединения по указанному договору подтверждено Актом о выполнении технических условий №6 от 16.12.2016, Актом разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 16.12.2016.

Однако, оборудование не введено в эксплуатацию по причине того, что ТП №1, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств многоквартирного дома, не введено в эксплуатацию (отсутствует разрешение Ростехнадзора).

09.02.2017 между ООО «Альфа-Энерго» и ОАО «Ивановская ДСК» заключен договор технологического присоединения №АЭ/6 (далее – договор №АЭ/6 от 09.02.2017), по которому ООО «Альфа-Энерго» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя трансформаторной подстанции (ТП-1), расположенной по адресу: г. Иваново, ул. Рабфаковская, с учетом следующих характеристик максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств  (с учетом ранее присоединенных энергопринимающих устройств) 632,1 кВт, класс надежности 2, класс напряжения в точках присоединения (существующих сетей) – 6 кВ.

При этом в соответствии с п. 3, 4 договора №АЭ/6 от 09.02.2017 точка присоединения определена в технических условиях №ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017, а именно в ячейке №6 секции №1 РУ-6 кВ РТП ул. Парижская Коммуна г. Иваново – 316, 05 кВт (первая точка) и в ячейке №9 секция №2 РУ-6 кВ РТП ул. Парижской Коммуны г. Иваново – 316,5 кВт (вторая точка).

В пункте 12 технических условий №ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017 предусмотрено, что Заявитель  помимо иных мероприятий прокладывает необходимое количество кабелей 6 кВ от РУ-6 кВ ТП-1 ул. Рабфаковская г. Иваново до РУ-6кВ РТП ул. П. Коммуны.

В свою очередь, сетевая организация обязуется осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрической сети в точке присоединения, указанной в технических условиях  и включение коммутационного аппарата после выполнения Заявителем технических условий в полном объеме, составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (п. 11 технических условий).

Из обращения АО «Стройиндустрия-Холдинг» следует, что обязательства, предусмотренные техническими условиями №ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017, выполнены ОАО «Ивановская ДСК» в полном объеме, произведена оплата, о чем было сообщено в адрес ООО «Альфа-Энерго».

Письмом от 30.05.2017 №75 ООО «Альфа-Энерго» уведомило ОАО «Ивановская ДСК» об утрате технической возможности исполнения договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 в связи со сменой права собственности на распределительную трансформаторную подстанцию по ул. П. Коммуны д. 48 г. Иваново и предложило либо заключить дополнительное соглашение к указанному договору в части изменения точек присоединения к электрическим сетям  ООО «Альфа-Энерго», либо рассмотреть возможность расторжения договора №АЭ/6 от 09.02.2017.

В технических условиях №ТУ-АЭ/6 от 30.05.2017 (направленных дополнительным соглашением от 30.05.2017) ООО «Альфа-Энерго» определило точки присоединения на контактных выводах разъединителя РЛНД-10/630 (установленного на вновь сооружаемой опоре №1), подключенного к вновь проложенной ЛЭП-6 кВ, которая присоединена в разрыв  кабельной линии КЛ -6 кВ фидер 17 – 316, ь05 кВ (первая точка) и на контактных выводах разъединителя РЛНД-10/630 (установленного на вновь сооружаемой опоре №2), подключенного к вновь проложенной ЛЭП-6 кВ, которая присоединена в разрыв  кабельной линии КЛ6 кВ фидер 2А – 316, ь05 кВ (вторая точка).

При этом, для реализации указанного присоединения Заявителю (ОАО «Ивановская ДСК») необходимо разработать проектную документацию на электроснабжение энергопринимающих устройств трансформаторной подстанции ТП-1 по ул. Рабфаковская, в которой предусмотреть строительство ЛЭП-6кВ от ячеек №1 и №6 1 и 2 секций РУ 6 кВ ТП-1 ул. Рабфаковская г. Иваново до опор №1 и №2.

Несогласие с указанными действиями сетевой организации явилось основанием обращения в Ивановское УФАС России.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств..., утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее – Правила №861).

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил №861, которая заключается: в подаче заявки юридическим или физическим лицом (пп. «а»), заключение договора (пп. «б»), выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором (пп. «в»); в случаях, указанных в пп. г.1 и г.2, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (пп. «г»), осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (пп. «д»), составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1 (пп. «е»).

Пунктом 18 Правил технологического присоединения предусмотрено, что  мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах),

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

Исходя из изложенного, и основываясь на положениях п. 10, абз. 14 п. 15 Правил технологического присоединения, процессу подготовки и выдачи технических условий и заключению договора на технологическое присоединение, предшествует представление и рассмотрение сетевой организацией заявки на технологическое присоединение и прилагаемых к ней документов, включая правоустанавливающие документы на объект капитального строительства и (или) земельный участок.  

Наличие заключенного с АО «Стройиндустрия-Холдинг» договора технологического присоединения от 16.12.2016 и технических условий, свидетельствует об установлении ООО «Альфа-Энерго» соответствия заявки и прилагаемых к ней     документов установленным требованиям, а также оснований для заключения договора технологического присоединения и выдачи технических условий.

В связи с изложенным, доводы Ответчика об игнорировании Комиссией факта отсутствия правоустанавливающих документов (на земельный участок и объекты строительства) у АО «Стройиндустрия-Холдинг», как у заявителя технологического присоединения, являются несостоятельными, поскольку  ООО «Альфа-Энерго» приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, вступив в договорные отношения с АО «Стройиндустрия-Холдинг».

Согласно основным понятиям, изложенным в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004:

"акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении)" - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства;

"точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Пунктом 25 Правил технологического присоединения определено, что в технических условиях для заявителей, должны быть указаны точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы).

Основываясь на указанных нормах, Комиссия приходит к выводу, что, составив акт о выполнении технических условий от 16.12.2016 и акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 16.12.2016, ООО «Альфа-Энерго» тем самым подтвердило факт присоединения энергопринимающих устройств жилого дома №38 по ул. Рабфаковская к объектам электросетевого хозяйства, находящимся во владении сетевой организации (договор технологического присоединения от 16.12.2016).

Из акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 16.12.2016 следует, что на балансе сетевой организации является РУ-0,4 кВ, у Заявителя – отходящие кабельные линии 0,4 кВ от ТП-1 до ВРУ-3, ВРУ-4, ВРУ-5 жилого дома по ул. Рабфаковская г. Иваново.

Из пункта 2 технических условий №ТУ-АЭ/6 от 16.12.2016 следует, что фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрической сети в точке присоединения, указанной в настоящих технических условиях и включение коммутационного аппарата после выполнения Заявителем технических условий является обязанностью сетевой организации.

По общему правилу п. 16.1, 16.3 Правил технологического присоединения Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Исходя из заявленных технических характеристик присоединяемых объектов, АО «Стройиндустрия-Холдинг» относятся к категории заявителей указанных в п. 12 Правил №861, а именно максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт.

Согласно абзацу 10 пункта 15 Правил №861 в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 11 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Учитывая положения абзаца 10 пункта 15 Правил №861, а также Приложения №11 к Правилам №861 следует, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) сетевой организацией выполняются до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, а заявитель в пределах границ своего земельного участка.

Вместе с тем, РТП и ТП-1, как пояснил Ответчик, построены и находятся на земельном участке, находящимся в аренде у застройщика, то есть ОАО «Ивановская ДСК».

Учитывая установленную точку подключения, распределение выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованную границу раздела балансовой принадлежности – на наконечниках питающих кабельных линий 0,4 кВ от ТП-1 до ВРУ-3, ВРУ-4, ВРУ-5 жилого дома по ул. Рабфаковская г. Иваново РУ 0,4 кВ ТП-1 (акт разграничения от 16.12.2016), Комиссия приходит к выводу, что обеспечить присоединение энергопринимающих устройств МКД №38, передачу электрической энергии (подачи напряжения) в точку подключения входит в обязанности сетевой организации.

Соответственно все действия в электрических сетях и объектах, находящихся на балансе ООО «Альфа-Энерго», для обеспечения подключения и передачи электрической энергии должны осуществляться сетевой организацией.

Определив техническое решение к договору технологического присоединения № АЭ/6 от 16.12.2016, составив документы, подтверждающие их выполнение, ООО «Альфа-Энерго», как сторона публичного договора, по мнению Комиссии, приняла на себя обязательства по его исполнению, а, следовательно, и решению вопроса по введению ТП-1 в эксплуатацию и получению разрешения Управления Ростехнадзора по Ивановской области для обеспечения передачи электрической энергии либо самостоятельно, либо с привлечением – ОАО «Ивановская ДСК». Однако, как пояснил Ответчик на заседании Комиссии  28.09.2017, посчитал, что уведомлять собственника о том, что объект не введен в эксплуатацию, когда собственнику об этом и так известно, не логично. 

Ответчик, указывая на несоответствие вывода Комиссии о возможности самостоятельного обращения за получением разрешения Ростехнадзора по Ивановской области, ссылается на положения п. 2, 3 и 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Подпункт г) п. 7 Правил технологического присоединения указывает на необходимость получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, за исключением тех заявителей, что поименованы в данном пункте.

Согласно п. 1.3.1 и 1.3.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ № 6 от 13.01.2003, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах. Подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между Потребителем и энергоснабжающей организацией.

Приказом Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 07.04.2008 № 212 (далее - Приказ № 212), предусмотрен порядок выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок. Данный порядок не содержит специальных требований, предъявляемых к лицу, которое может выступать заявителем на выдачу разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок.

Следовательно, любое заинтересованное лицо вправе обратиться за получением соответствующего документа, представив заявление установленного образца и приложив необходимые документы (п. 5 Приказа №212).

Выдаваемое на основании статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет иные характеристики объекта, а именно: его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Следовательно, в рассматриваемом случае подлежат применению положения к энергоустановке отдельно от требований к готовности эксплуатации объекта электроснабжения в целом.

Вместе с тем, в сложившейся ситуации заключен договор технологического присоединения от 09.02.2017  №АЭ/6 между ОАО «Ивановская ДСК» и ООО «Альфа-Энерго».

Из пояснений ОАО «Ивановская ДСК», инициатором заключения договора технологического присоединения от 09.02.2017  №АЭ/6 явилось ОАО «Ивановская ДСК», действия которого продиктованы были  необходимостью введения объектов в эксплуатацию и подключения МКД №38 по постоянной схеме электроснабжения к сетям сетевой организации.

По мнению Комиссии, подобное поведение сетевой организации, обладающей значительной рыночной властью, создало ситуацию, при которой ОАО «Ивановская ДСК» вынуждено было принять такой порядок взаимодействия в вопросе подключения МКД № 38.

Комиссия соглашается с доводами Ответчика, что цель заключения договоров технологического присоединения от 16.12.2016 №АЭ/6 АО «Стройиндустрия-Холдинг» (участник достроя) и от 09.02.2017 №АЭ/6 ОАО «Ивановская ДСК» (застройщик) одна - подключение к электрическим сетям многоквартирного жилого дома №38 по ул. Рабфаковская г. Иваново в целях обеспечения ввода его в эксплуатацию с июня 2017 года.

Вместе с тем, подключаемые объекты, точки присоединения, мероприятия технологического присоединения разные, технические условия договоров не повторяют друг друга, что не позволяет Комиссии прийти к выводу о единстве договоров технологического присоединения от 16.12.2016 № АЭ/6  и от 09.02.2017 № АЭ/6 и о прекращении договора от 16.12.2016 в связи с заключением договора от 09.02.2017.

 Заключив договор технологического присоединения от 09.02.2017, ОАО «Ивановская ДСК» фактически выполняло условия, необходимые для обеспечения исполнения ООО «Альфа-Энерго» своих обязательств по договору от 16.12.2016 с АО «Стройиндустрия-Холдинг», в части получения разрешения Ростехнадзора по Ивановской области на ввод ТП-1 в эксплуатацию.

Поскольку обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий технологического присоединения возникают из публичного договора, то в соответствии с положениями статей 8 и 307 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил технологического присоединения,  указанные обязательства должны исполняться с момента его заключения.

Нормы статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом в силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с Определением от 06.06.2002 №115-0 Конституционного суда РФ обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить лицу соответствующие услуги означает и недопустимость отказа  исполнителя от исполнения обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого то ни было смысла и правового значения.

Из изложенных положений Определения Конституционного суда РФ №115-О, ст. 426 и ст. 310 ГК РФ, следует, что при наличии возможности оказывать соответствующую услугу организация не вправе расторгать или изменять договор в одностороннем порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу пункта 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения является: а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

Пунктом 29 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Следовательно, техническая возможность технологического присоединения определяется сетевой организацией на момент обращения Заявителя с заявкой на технологическое присоединение и по критериям, установленным законодательством в области технологического присоединения.

Выдав технические условия №ТУ-АЭ/6 от 16.12.2016 и №ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017, и заключив договоры технологического присоединения, ООО «Альфа-Энерго» подтвердило наличие технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств многоквартирного дома №38 к ТП-1 (по заявке АО «Стройиндустрия-Холдинг») и ТП-1 к объектам электросетевого хозяйства – РТП по ул. П. Коммуны г. Иваново (заявка ОАО «Ивановская ДСК»).

ОАО «Ивановская ДСК» выполнялись мероприятия технологического присоединения в соответствии с ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017, подтверждением чему является Акт осмотра объектов электросетевого хозяйства от 26.07.2017, составленный Комиссией, включающей представителей Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, Службы государственного строительного надзора Ивановской области, АО «Ивгорэлектросеть», ОАО «ДСК» и АО «Стройиндустрия-Холдинг». Из которого следует, что при осмотре объектов установлено: выполнение строительно-монтажных работ по сооружению объектов электросетевого хозяйства, выполнение технических условий в полном объеме.

В пункте 6 Договора стороны согласовали, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по Договору.

ООО «Альфа-Энерго», продавая объекты электросетевого комплекса, включая РТП по ул. П. Коммуны г. Иваново, при наличии существующих обязательств по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств многоквартирного жилого дома №38 по ул. Рабфаковская г. Иваново к ТП-1 и ТП-1 к принадлежащей ей РТП, обязано было предусмотреть исполнение таких обязательств, в том числе путем урегулирования данного вопроса с новым собственником объектов электросетевого хозяйства ООО «Энергосервис».

Однако, письмом от 30.05.2017 №75 ООО «Альфа-Энерго» предложило ОАО «Ивановская ДСК» либо заключить дополнительное соглашение к указанному договору в части изменения точек присоединения к электрическим сетям  ООО «Альфа-Энерго», либо рассмотреть возможность расторжения договора №АЭ/6 от 09.02.2017 в качестве причины, указав на утрату технической возможности исполнения договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 в связи со сменой права собственности на распределительную трансформаторную подстанцию по ул. П. Коммуны д. 48 г. Иваново.

Исходя из пояснений ООО «Альфа-Энерго», содержания писем № 75 от 30.05.2017 и № 83 от 20.06.2017 следует, что вопрос об урегулировании отношений по завершению процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств МКД №38 к РТП по ул. П. Коммуны с новым собственником (ООО «Энергосервис») урегулированию ООО «Альфа-Энерго» не подлежал ни на момент заключения договора аренды с ООО «Энергосервис» (28.02.2017), ни на момент направления письма №75 от 30.05.2017 ОАО «Ивановская ДСК».  

Обращение за согласованием осуществления технологического присоединения к РТП с ООО «Энергосервис» осуществлено только 20.06.2017.

Однако, ответов ООО «Энергосервис» на него (вручено 21.06.2017) в материалы дела не представлено, как и не представлено документов о выяснении ООО «Альфа-Энерго» намерений (решений) нового собственника по направленному им обращению.

В рассматриваемом случае действия сетевой организации, ограничившиеся обращением к новому собственнику РТП, не могут быть расценены Комиссией как оправданные разумным вниманием к интересам Потребителя – ОАО «Ивановская ДСК».

Вместе с тем, заслуживает внимания и тот факт, что одновременно с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 28.02.2017 между ООО «Энергосервис» и ООО «Альфа-Энерго», заключен договор аренды недвижимого имущества №1 от 28.02.2017 между теми же лицами на все проданное электросетевое хозяйство, за исключением РТП на ул. П. Коммуны.

Заключение договора аренды недвижимого имущества от 28.02.2017 с ООО «Альфа-Энерго», как пояснил Ответчик, обусловлено отсутствием у ООО «Энергосервис» возможности обеспечить надежное и качественное электроснабжение потребителей, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства (письменные пояснения от 21.08.2017, от 27.09.2017). На основании пояснений Ответчика, Комиссией установлено, что к РТП имеется технологическое присоединение иного объекта многоквартирного жилого дома №48 по ул. П. Коммуны, что указывает на ее функционирование.

Фактически возможность урегулирования вопроса с технологическим присоединением МКД № 38 к РТП с ООО «Энергосервис» на момент совершения сделки по купле-продаже объектов электросетевого хозяйства у ООО «Альфа-Энерго» имелась, в том числе посредством аренды указанного РТП. Доказательств, создающих препятствия принятия на обслуживание РТП, наряду с иными объектами электросетевого хозяйства, Ответчиком в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, Правила технологического присоединения не содержат положений, позволяющих сетевой организации расторгнуть договор технологического присоединения или изменить ранее согласованные технические условия. Возможность отступления от технических условий предоставлена потребителю по согласованию с сетевой организацией.

Предложение ООО «Альфа-Энерго» изменения технических условий в части точки присоединения возлагает на ОАО «Ивановская ДСК» несение дополнительных затрат: как на разработку проектной документации по  строительству ЛЭП-6 кВ от ячеек № 1 и 2 секций 1 и 2 РУ 6 кВ ТП-1 ул. Рабфаковская опор № 1 и 2, так и строительству данных объектов при условии, что ранее выданные условия № ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017 выполнены  ОАО «Ивановская ДСК» в полном объеме.

Абзацем 3 пункта 19 Правил технологического присоединения предусмотрено, что запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Действия ООО «Альфа-Энерго» по уведомлению ОАО «Ивановская ДСК» об отсутствии технической возможности исполнения договора №АЭ/6 от 09.12.2017 и предложении изменения условий технологического присоединения, в случае их принятия, привели бы к дополнительным финансовым затратам для ОАО «Ивановская ДСК» по выполнению добавочных мероприятий технологического присоединения многоквартирного жилого дома № 38 по ул. Рабфаковская г. Иваново.

Принятие условия о расторжении договора от 09.02.2017 приведёт к невозможности завершения процесса технологического присоединения ТП-1 к сетям сетевой организации (РТП), что в свою очередь, создаст препятствия для завершения технологического присоединения по договору от 16.12.2016.

Комиссией установлено, что строительство РТП по ул. П. Коммуны осуществлялось ОАО «Ивановская ДСК» в целях подключения выстроенных и строящихся объектов к сетям сетевой организации. Альтернативного варианта подключения с учетом уже выстроенных сетей и объектов в соответствии с техническими условиями ООО «Альфа-Энерго» от 09.02.2017, не имеется.  Создание таких объектов требует дополнительных денежных вложений.

В созданной ситуации, по мнению Комиссии, действия сетевой организации нарушают основные принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленные п. 3 Правил технологического присоединения и ст. 6 Закона об электроэнергетике, а именно право любого лица на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Направление ООО «Альфа-Энерго» письма от 30.05.2017 №75, указывающего на утрату технической возможности исполнения договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 в связи со сменой права собственности на РТП и заключению дополнительного соглашения к указанному договору в части изменения точек присоединения к электрическим сетям  ООО «Альфа-Энерго», либо расторжения договора №АЭ/6 от 09.02.2017 создает для потребителей неопределенность как в части возможности осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к РТП по ул. П. Коммуны, так и сроков такого присоединения.

Из подпунктов "г. 2", "д" пункта 7 Правил технологического присоединения, пункта 34 Основных положений, следует, что целью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является обеспечение энергоснабжения потребителя, так как процедура технологического присоединения должна оканчиваться фактической подачей (приемом) напряжения и мощности и составлением документов, предоставление которых необходимо для заключения договора энергоснабжения.

АО «Стройиндустрия-Холдинг» лишено возможности получить акт технологического присоединения своих объектов электросетевого хозяйства в целях заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 34, 36 Основных положений розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012.

Кроме того, невозможность завершения процедуры технологического присоединения ОАО «Ивановская ДСК» является препятствием для фактической передачи электрической энергии на МКД № 38 по ул. Рабфаковская.

Таким образом, уведомление ООО «Альфа-Энерго» ОАО «Ивановская ДСК» об отсутствии технической возможности исполнения договора №АЭ/6 от 09.12.2017 и предложение изменения условий технологического присоединения многоквартирного жилого дома № 38 по ул. Рабфаковская г. Иваново, приводят к ущемлению интересов как ОАО «Стройиндустрия Холдинг», так и ОАО «Ивановская ДСК», лишенных возможности подключения выстроенных объектов электросетевого хозяйства МКД № 38 к существующим объектам электросетевого хозяйства РТП.

Доводы  ООО «Альфа-Энерго» о  нарушении АО «Ивановская ДСК», АО «Стройиндустрия-Холдинг»» сроков оплаты по договору №АЭ/6 от 09.02.2017, не направлении уведомления о выполнении технических условий с приложением необходимых документов, а также уведомления о получении разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по техническому надзору на допуск в эксплуатацию объектов Заявителя, что препятствует дальнейшему исполнению договора со стороны сетевой организации, по мнению Комиссии, не обосновывают правомерность действий сетевой организации.

Комиссией оцениваются намерения сетевой организации по изменению точек присоединения к электрическим сетям  ООО «Альфа-Энерго» либо расторжению договора №АЭ/6 от 09.02.2017, выраженные в направленном письме № 75 от 30.05.2017.  В качестве причины сетевой организацией указана утрата технической возможности исполнения договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 в связи со сменой права собственности на распределительную трансформаторную подстанцию по ул. П. Коммуны д. 48 г. Иваново.

Обстоятельства не оплаты договоров технологического присоединения, исходя из рассматриваемой ситуации, не являлись основанием оставления договоров со стороны ООО «Альфа-Энерго» без исполнения и направления предложения по расторжению договора или изменению технических условий. Доказательств обратного Комиссии не представлено.

В этой связи Комиссия отклоняет довод ООО «Альфа-Энерго» о необходимости проверки факта оплаты АО «Стройиндустрия-Холдинг» по договору технологического присоединения № АЭ/6 от 16.12.2016 при принятии заявления АО «Стройиндустрия Холдинг».

В части необходимости получения и предоставления акта допуска электроустановки в эксплуатацию в Управлении «Ростехнадзора» по Ивановской области (п. 12 технических условий №ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017), то исходя из действующего законодательства, указанной процедуре предшествует проведение наладочных работ и испытания оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией, а также получение акта о выполнении технических условий.

Так, в соответствии с п. 18(3) Правил технологического присоединения уведомление о готовности на ввод в эксплуатацию объектов и прилагаемые к нему документы направляются заявителем в отношении построенных им объектов в адрес органа федерального государственного энергетического надзора в течение 5 дней со дня оформления акта о выполнении технических условий способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления о готовности на ввод в эксплуатацию объектов.

Как предусмотрено пунктом 5 Порядка № 212 должностное лицо Службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов, в том числе, технические условия на технологическое присоединение и справку об их выполнении, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон; проект электроустановки, согласованный в установленном порядке; однолинейную схему электроснабжения электроустановки, подписанную ответственным за электрохозяйство заявителя и др.

Следовательно, без оформления акта технологического присоединения и оформления проведения наладочных работ и испытания оборудования у ОАО «Ивановская ДСК» отсутствовала возможность получения допуска в эксплуатацию электроустановки в соответствии с техническими условиями №ТУ-АЭ/6 от 09.02.2017.

В обоснование довода о не уведомлении АО «Стройиндустрия-Холдинг» и ОАО «Ивановская ДСК» о выполнении технических условий, ООО «Альфа-Энерго» ссылается на положения п. 85 Правил технологического присоединения, согласно которому мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий, направление Заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий с приложением перечня документов, указанного в п. 85 Правил №861.

Исходя из содержания письма от 30.05.2017 №75, не действия ОАО «Ивановская ДСК» по не направлению необходимых документов, подтверждающих выполнение возложенных на него мероприятий по Договору, явились основанием для принятия ООО «Альфа-Энерго» решения об изменении точки присоединения или расторжении договора.

В силу чего факт не направления уведомления о выполнении технических условий с приложением подтверждающих документов, не явился тем обстоятельством, которое создало препятствие дальнейшему выполнению договора со стороны сетевой организации и направлению уведомления от 30.05.2017 № 75.

Комиссии не представлено доказательств, что направление со стороны ООО «Альфа-Энерго» письма от 30.05.2017 №75 было обусловлено действиями (бездействием) ОАО «Ивановская ДСК» или АО «Стройиндустрия-Холдинг». Невозможность завершения процедуры технологического присоединения  является следствием действий (бездействия) Сетевой организации и в рассматриваемых обстоятельствах не может быть поставлена в зависимость от действий, совершаемых Заявителем или заинтересованным лицом.

Таким образом, действия ООО «Альфа-Энерго», выразившиеся в направлении письма от 30.05.2017 №75, уведомляющего об утрате технической возможности исполнения договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 и предложении заключить дополнительное соглашение к указанному договору в части изменения точек присоединения к электрическим сетям ООО «Альфа-Энерго», влекущих дополнительные финансовые затраты, или расторгнуть договор №АЭ/6 от 09.02.2017, приводят к ущемлению интересов АО «Стройиндустрия-Холдинг» и ОАО «Ивановская ДСК» по подключению многоквартирного жилого дома №38 по ул. Рабфаковская г. Иваново в рамках заключенных договоров и выполненных мероприятий в целях его электроснабжения и своевременной сдачи жилья дольщикам, и являются нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, ОАО «Ивановская ДСК» направлено письмо от 28.08.2017 № б/н о расторжении договора аренды объектов электросетевого хозяйства №8 от 27.04.2016 с ООО «Альфа-Энерго» на основании п. 2 ст. 102, абз. 3 ч. 3 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» в одностороннем порядке.

Из пояснений сторон следует, что с 04.09.2017 указанный договор аренды является недействующим.

Следовательно, с момента расторжения договора аренды № 8 от 27.04.2016 все права ООО «Альфа-Энерго» на электросетевое оборудование (ТП-1, кабельные линии 6 кВ от ПС до РТП) прекращены.

Поскольку, исходя из понятий «территориальная сетевая организация», «услуги по передаче электрической энергии», содержащихся в ст. 3 Закона об электроэнергетике, оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется с использованием объектов электросетевого хозяйства, через технические устройства электрических сетей, то  деятельность по передаче электрической энергии (включая технологическое присоединение) в данных объектах электросетевого хозяйства осуществляться ООО «Альфа-Энерго» более не может.

В отношении рассматриваемых объектов электросетевого хозяйства ООО «Альфа-Энерго»  с 04.09.2017 не имеет статуса сетевой организации.

В связи с изложенным оснований для выдачи предписания ООО «Альфа-Энерго» у Комиссии отсутствуют.

В тоже время, по информации, представленной Управлением ФСБ по Ивановской области от 27.09.2017 № 91/3/6605, собственником РТП по ул. П. Коммуны, д. 48 г. Иваново является один из учредителей ООО «Альфа-Энерго» Гиголаев А.Ц.

Абз. 2 ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике указывает, что владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица.

При изложенных обстоятельствах вопрос о подключении к РТП подлежит урегулированию ОАО «Ивановская ДСК» с новым собственником.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/2017-003 в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Альфа-Энерго», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, путем направления письма от 30.05.2017 №75 об утрате технической возможности исполнения договора технологического присоединения №АЭ/6 от 09.02.2017 и предложении изменения точек присоединения к электрическим сетям ООО «Альфа-Энерго» или расторжения договора №АЭ/6 от 09.02.2017, приведших к ущемлению интересов АО «Стройиндустрия-Холдинг» и ОАО «Ивановская ДСК» по подключению многоквартирного жилого дома №38 по ул. Рабфаковская г. Иваново в рамках заключенных договоров №АЭ/6 от 16.12.2016 и №АЭ/6 от 09.02.2017 и выполненных мероприятий в целях его электроснабжения и своевременной сдачи жилья дольщикам,  нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела № 02-10/2017-003 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3. В связи с расторжением в одностороннем порядке ОАО «Ивановская ДСК» договора аренды объектов электросетевого хозяйства №8 от 27.04.2016 с ООО «Альфа-Энерго» и утратой с данного момента последним прав на объекты электросетевого хозяйства и статуса сетевой организации в данных объектах электросетевого хозяйства, предписание ООО «Альфа-Энерго» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны