Определение б/н Определение о назначении дела № 02-10/2018-001 о нарушении а... от 26 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №02-10/2018-001 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

26 июня 2018 года                                                                                              г. Иваново

 

Председатель Комиссии  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

15.05.2018 на рассмотрение Ивановского УФАС России поступила жалоба МУПП «Кохмабытсервис» в отношении ООО «Промэнергосеть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства, усматриваемым Заявителем, в совокупности следующих  действий:

- уклонение от урегулирования разногласий по договору (контракту) холодного водоснабжения и водоотведения, направленному письмом от 22.01.2018 №06-01;

- расчета стоимости услуг водоотведения с использованием расчетного метода учета пропускной способности канализационной сети;

- принятия решения о введении полного ограничения водоотведения  09.04.2018 и 26.04.2018.

Из представленных материалов следует, что между МУПП «Кохмабытсервис» и ООО «Промэнергосеть» заключен договор №36-ВС/2015 от 16.11.2015 (далее – договор №36-ВС/2015 от 16.11.2015).

Письмом от 27.11.2017 №1334 МУПП «Кохмабытсервис» уведомило ООО «Промэнергосеть» о прекращении  действия указанного договора и одновременно просило направить проект контракта холодного водоснабжения в объеме 1000 куб.м. и водоотведения в объеме 325 тыс. куб. м/год с периодом действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 с указанием цены контракта, руководствуясь п. 8 ст. 93 ФЗ №44 «О контрактной системе…».

22.01.2018 ООО «Промэнергосеть» направило для подписания договор №36-ВС/2018.

Из жалобы Заявителя следует, что проект договора №36-ВС/2018 подписан им с разногласиями и направлен электронной почтой.

Согласно представленным скриншотам страниц электронной почты, отражающим содержание переписки между организациями (сообщения от 07.02.2018, 14.02.2018, 13.03.2018, 26.03.2018, 29.03.2018, 13.04.2018), Заявителем производилась корректировка текста договора №36-ВС/2018 и приложений к нему, сторонами согласовывались границы балансовой принадлежности.

Письмом от 22.03.2018 №22-03 ООО «Промэнергосеть», указав на факт не подписания Заявителем оферты и не представления протокола разногласий, направило в адрес МУПП «Кохмабытсервис» акт №1 о самовольном пользовании системой водоотведения от 21.03.2018, а также счета на оплату за прием сточных вод в январе, феврале 2018 года, произведя расчет платы по пропускной способности сетей.

29.03.2018 в адрес МУПП «Кохмабытсервис» ООО «Промэнергосеть» направлен проект Контракта №36-ВС/2018, подготовленный в соответствии с требованиями Закона №93-ФЗ, №44-ФЗ.

Не оплата со стороны МУПП «Кохмабытсервис» выставленных счетов за самовольное пользование системой водоотведения явилась основанием направления уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 о введении полного ограничения приема сточных вод с 13 ч. 00 мин. 09.04.2018 и 26.04.2018.

Письмом от 06.04.2018 №386 МУПП «Кохмабытсервис» направило претензию, указав, что потребление холодного водоснабжения и водоотведения не является бездоговорным, а находится на стадии урегулирования разногласий по договору, оснований для применения метода расчета платы по пропускной способности не имеется, как и права на введение ограничения режима потребления холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Из Постановления Администрации г.о. Кохма от 14.12.2017 №820 следует, что ООО «Промэнергосеть» и МУПП «Кохмабытсервис» являются гарантирующими организациями в своих зонах деятельности, следовательно, оба хозяйствующих субъекта осуществляют деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

При этом, исходя из условий договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015, продавцом услуг, поименованных в п.1.1 указанного договора,  является ООО «Промэнергосеть», а покупателем – МУПП «Кохмабытсервис».

Статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон №416-ФЗ)  предусмотрено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 4).

Согласно части 5 ст. 12 Закон №416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644), установлено, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 4).

Из пунктов 8, 9 Правил №644 следует, что основанием для заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, которая рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.

 В случае если заявка абонента отвечает требованиям настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров (п.11 Правил №644).

В свою очередь, из п. 12 Правил №644 следует, что абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.

 В случае представления абонентом в течение 30 дней после получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения мотивированного отказа от подписания проекта договора в предложенной редакции с приложением предложения об изменении проекта договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 10 рабочих дней рассмотреть указанные документы, принять меры к урегулированию разногласий и направить абоненту на подписание новый проект договора (проекты договоров).

Абонент подписывает проект договора (договоров) в течение 10 рабочих дней со дня его получения в 2 экземплярах и направляет 1 экземпляр подписанного договора (договоров) организации водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направит абоненту в течение 10 рабочих дней новый проект договора, абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор.

В рассматриваемом случае, письмо МУПП «Кохмабытсервис» от 27.11.2017 №1334, которым Общество отказывалось от пролонгации договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015 и просило заключить новый договор (контракт) на водоснабжение и водоотведение, поступило в ООО «Промэнергосеть» 27.11.2017, о чем свидетельствует штамп организации на ней.

Из пояснений ООО «Промэнергосеть» следует, что письмо МУПП «Кохмабытсервис» не могло быть рассмотрено в качестве заявки, поскольку не соответствовало требованиям п. 16 и 17 Правил №644.

Вместе с тем, исходя из положений п. 9 Правил №644, отсутствие документов, предусмотренных п. 16, 17 данных Правил, не является основанием для оставления обращения без рассмотрения со стороны гарантирующей организации; а создает обязанность по направлению уведомления о необходимости представления недостающих сведений и (или) документов.

Проект договора холодного водоснабжения и водоотведения направлен в адрес Заявителя 22.01.2018 (то есть с нарушением установленного срока) и получен им 30.01.2018, о чем свидетельствует штамп организации.

Соответственно, с 30.01.2018 начинает исчисляться 30-ти дневный срок (до 01.03.2018) для направления подписанного контракта холодного водоснабжения или водоотведения либо протокола разногласий к нему.

Материалы рассматриваемого заявления не содержат документальных доказательств направления МУПП «Кохмабытсервис» протокола разногласий к проекту договора №36-ВС/2018, направленного письмом от 22.01.2018. В тоже время представленные скриншоты страниц электронной почты, свидетельствуют о возникновении между сторонами взаимоотношений по согласованию условий договора водоснабжения и водоотведения №36-ВС/2018, направленного письмом от 22.01.2018.

Вместе с тем, ООО «Промэнергосеть» письмом от 29.03.2018 №29-03  направлен проект контракта холодного водоснабжения и водоотведения, определяющий период с 01.01.2018 по март 2018 года (период согласования условий договора №36-ВС/2018) как самовольный сброс сточных вод.

Согласно пункту 10 статьи 20 Закона №416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии (неисправности) приборов учета и в иных случаях, когда невозможно определить фактическое потребление абонентом питьевой воды и сброса сточных вод.

При этом пунктом 82 Правил №644 предусмотрено, что количество поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод определяется путем осуществления коммерческого учета в соответствии с Правилами №776.

Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения определено в пункте 24 Правил №776.

В силу приведенных правовых положений для применения расчетного способа коммерческого учета воды по примененному ООО «Промэнергосеть» методу, предусмотренному пунктом 24 Правил №776, необходимо доказать факт самовольного присоединения и (или) пользования МУПП «Кохмабытсервис» централизованными системами ООО «Промэнергосеть».

Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, исходя из п. 2 Правил №644, понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что МУПП «Кохмабытсервис» осуществлено подключение путем несанкционированных врезок (присоединений), не установлено. Напротив существование заключенного между сторонами договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015 исключает данное обстоятельство.

Действия МУПП «Кохмабытсервис» по водоотведению в централизованные канализационные сети ООО «Промэнергосеть» также не могут быть рассмотрены как самостоятельное пользование централизованными объектами водоотведения, поскольку между сторонами заключен договор холодного водоснабжения №36-ВС/2015 от 16.11.2015.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Кроме того, пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.1997 №14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" предусмотрено, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Следовательно, отношения между ООО «Промэнергосеть» и МУПП «Кохмабытсервис» по холодному водоснабжению и водоотведению после 01.01.2018 не могут рассматриваться как самостоятельное пользование централизованной системой водоотведения, поскольку до заключения сторонами нового договора холодного водоснабжения и водоотведения №36-ВС/2018, регулируются ранее заключенным №38/ВС-2015 от 16.11.2015. Стороны в рассматриваемый период находились во взаимоотношениях по урегулированию спорных условий договора №36-ВС/2018 и фактическому оказанию и потреблению услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Определение ООО «Промэгнергосеть» объема отведенных сточных вод расчетным способом с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей необоснованно.

Неоплата  со стороны МУПП «Кохмабытсервис» выставленных счетов за бездоговорное пользование послужило основанием направления ООО «Промэнергосеть» уведомлений о полном ограничении приема сточных вод с 13 ч. 00 мин. 09.04.2018 и 26.04.2018 в связи с задолженностью за самовольное пользование системой водоотведения в январе, феврале, марте 2018 года.

Пунктом 60 Правил №644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

Статьей 21 Закона №416-ФЗ определены основания ограничения или прекращения оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 63 Правил №644 предусмотрено, что временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и (или) водоотведения в отношении абонента или лица,  осуществляющего самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в связи с действиями (бездействием) таких лиц осуществляется на основании акта или другого документального подтверждения, свидетельствующего о факте самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В таком акте указываются место, дата и время составления акта, основания введения временного прекращения или ограничения, причины, послужившие основанием для принятия решения о таком прекращении или ограничении, фамилия, имя, отчество и должность лиц, подписывающих акт.

Как установлено выше, доказательств, подтверждающих факт самовольного пользования системой водоотведения со стороны МУПП «Кохмабытсервис», а, следовательно, и задолженности за самовольное пользование системой водоотведения для полного ограничения приема сточных вод, ООО «Промэнергосеть» не представлено.  

Частью 9 ст. 21 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 68 Правил №644 установлен перечень социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), в отношении которых не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) введение временного прекращения ли ограничения холодного водоснабжения, к которым в том числе отнесены медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, общеобразовательные и дошкольные образовательные организации.

Из п. 1 проекта договора №36-ВС/2018 следует, что прием сточных вод холодного и горячего водоснабжения осуществляется от абонентов МУПП «Кохмабытсервис», относящимся к медицинским учреждениям (ИвГМА взрослое отделение, поликлиника и детская поликлиника, санаторий профилакторий) и образовательным учреждениям (МБОДУ №8, №2, ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж, ОГКОУ «Кохомское КШИ»).

При таких обстоятельствах любое ограничение или прекращение обеспечения услугами по водоснабжению и водоотведению социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ, является незаконным.

Поскольку отношения между сторонами носят договорной характер, что исключает самовольное пользование системой водоотведения, то оснований для применения расчётного способа с использованием метода учета пропускной способности канализационной сети, и предъявления задолженности за самовольное пользование системой водоотведения как основания для введения полного ограничения приема сточных вод, не имелось, а выраженные в уведомлениях от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 №41-04 намерения осуществления таких действий являются экономически и технологически необоснованными.

Результатом действий ООО «Промэнергосеть» явилось (могло явиться) ущемление интересов МПП «Кохмабытсервис» в сфере предпринимательской деятельности, а также прав и законных интересов потребителей,  указанных в п. 1 договора №26-ВС/2015 от 16.11.2015, которым МУПП «Кохмабытсервис» оказывает услуг водоотведения.

Согласно аналитическому отчету от 21.06.2018 ООО «Промэнергосеть» занимает доминирующее положение на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Таким образом, действия ООО «Промэнергосеть», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем несоблюдения порядка заключения договора (контракта) холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с поданной МУПП «Кохмабытсервис» заявкой от 27.11.2017, необоснованного расчета объемов сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, и направления уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 №41-04 о намерении прекратить оказание услуг по водоотведению МУПП «Кохмабытсервис» по основанию наличия задолженности за самовольное пользование системой водоотведения, создало угрозу ущемления интересов МУПП «Кохмабытсервис» и других лиц - потребителей услуг МУПП «Кохмабытсервис», что указывает на наличие признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №21 от 25.06.2018 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело №02-10/2018-001 к рассмотрению на 10 час. 00 мин.  08 августа 2018 года  по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. № 411;

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №02-10/2018-001 в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область, 153511, ИНН3702633948, ОГРН1103702027604);

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №02-10/2018-001 в качестве заявителя муниципальное унитарное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма «Кохмабытсервис» (ул. Ивановская, д. 33, г. Кохма, Ивановская область, 153511, ИНН3711004061);

4.  Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 30.07.2018 представить письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении, с приложением обосновывающих позицию документов.

 

Явка ответчика и заявителя или их представителей (с  доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                                         А.В. Боровков

Связанные организации

Связанные организации не указаны