Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 27 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                     г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2018 года

В полном объеме решение изготовлено  25 декабря 2018  года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №02-10/2018-003 по признакам нарушения Шуйским муниципальным унитарным предприятием объединенных котельных и тепловых сетей (ул. Кооперативная, строение 31, г. Шуя, Ивановская область, 155908, ИНН3706001241, ОГРН 1023701390492)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании от Заявителя ОАО хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (ул. 1-я Московская, д. 19, г. Шуя, Ивановской области, ИНН3706008060) (далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы»), представитель <…>,

от Ответчика – Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей (ул. Кооперативная, строение 31, г. Шуя, Ивановская область, 155908, ИНН3706001241, ОГРН 1023701390492) (далее – Шуйское МУП ОКиТС), представитель по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

26.07.2018 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» обратилось в Ивановское УФАС России с заявлением от 25.07.2018 №896 на действия Шуйского МУП ОКиТС. Срок рассмотрения заявления в соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о защите конкуренции продлевался до трех месяцев.

В своем заявлении Общество указало, что 03.05.2018 Шуйское МУП ОКиТС самостоятельно, в нарушение установленного порядка внесло изменения в систему теплоснабжения г. о. Шуя, установив проглушки в подвале дома №2 по ул. Советская, прекратив тем самым поставку тепловой энергии от источника тепловой энергии ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в многоквартирные дома, расположенные по адресам: пер. Спортивный, д.1 и ул. Советская, д. 2 (далее – МКД).

Своими действиями Шуйское МУП ОКиТС, по мнению Заявителя, фактически изменило схему теплоснабжения, а сами действия совершены с нарушением требований ст. 18 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ) в отсутствие решения о распределении тепловой нагрузки, принятого уполномоченным на утверждение схемы теплоснабжения органом.

Действия Абонента (Шуйское МУП ОКиТС), как отмечает Заявитель, повлекли значительное снижение расхода теплоносителя по магистрали от котельной до теплового пункта ОАО «ХБК Шуйские ситцы», увеличение тепловых потерь на этом участке.

Общество полагает, что своими действиями Шуйское МУП ОКиТС допускает нарушение пп.9 п.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, как единая теплоснабжающая организация, занимающая доминирующее положение, выходя за пределы своих субъективных прав, совершает действия, направленные на создание препятствий доступу на товарный рынок ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

Заявитель отметил, что 20.06.2018 направил в адрес Шуйское МУП ОКиТС требование об устранении нарушения действующего законодательства и принятии мер по восстановлению подачи тепловой энергии и теплоносителя от источника Заявителя для горячего водоснабжения домов, расположенных по адресам: пер. Спортивный, д. 1, ул. Советская, д. 2, устранении проглушек на магистрали в подвале дома №2 по ул. Советская.

Однако, в ответе от 02.07.2018 №05-854 Шуйское МУП ОКиТС сообщило, что в его действиях отсутствует нарушение ст. 18 Закона №190-ФЗ, схемы теплоснабжения и контракта №13 от 05.03.2018, поскольку наличие у него статуса потребителя в рамках контракта №13 от 05.03.2018 исключает квалификацию действий Шуйского МУП ОКиТС как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

В дополнительных пояснениях от 07.09.2018 №1099 Заявитель указал, что фактические данные, свидетельствующие о снижении расхода теплоносителя по магистральной тепловой сети от источника тепловой энергии  до теплового пункта Шуйского МУП ОКиТС, содержатся в актах об отпуске тепловой энергии от котельной ОАО «ХБК Шуйские ситцы».

Заявитель отметил так же, что фактически снижение расхода  теплоносителя по магистрали от котельной до теплового пункта, увеличение тепловых потерь на этом участке подтверждается актом от 24.05.2018 замера температуры ГВС на подводящих трубах горячей воды в жилом доме №23 по ул. 1-я Московская, г. Шуя. Присутствующими при замере представителями управляющей организации, Шуйского МУП ОКиТС, ОАО ХБК Шуйские ситцы, установлена температура 39 градусов, в нарушение требований СанПин 2.1.2496-09, которым установлено, что температура должна быть не менее 60 градусов. Присутствующими сделан вывод о причине понижения температуры в связи с нарушением гидравлического режима из-за отказа подачи теплоносителя в сторону ул. Советская и пер. Спортивного.

В пояснениях от 09.08.2018 №05-1006 Шуйское МУП ОКиТС указало, что норма ст. 18 Закона №190-ФЗ не регулирует особенности взаимоотношений по распределению тепловой энергии с потребителями, которые одновременно являются самостоятельными источниками тепловой энергии. Схема теплоснабжения и контракт №13 от 05.03.2018 не содержат требований в части объемов потребления тепловой энергии в летний период. В рамках контракта №13 от 05.03.2018 Шуйское МУП ОКиТС выступает в качестве потребителя. Наличие у предприятия статуса потребителя исключает квалификацию Шуйского МУП ОКиТС как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

Предприятие так же пояснило, что, исходя из доводов ОАО ХБК «Шуйские ситцы», последнего не устраивает режим потребления тепловой энергии многоквартирными жилыми домами № 1 по пер. Спортивный и №2 по ул. Советская в период с 03.05.2018, между тем предприятие не брало на себя обязательство по контракту №13 от 05.03.2018, приобретать тепловую энергию в межотопительный период для указанных МКД.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 16.10.2018 №38 возбуждено дело №02-10/2018-003 по признакам нарушения Шуйским МУП ОКиТС части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением Комиссии от 16.10.2018 дело №02-10/2018-003 назначено к рассмотрению на 30.10.2018.  Определениями от 30.10.2018, 13.11.2018, 05.12.2018 рассмотрение дела №02-10/2018-003  откладывалось. В заседании Комиссии 19.12.2018 в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции объявлялся перерыв.

На заседаниях Комиссии 13.11.2018, 05.12.2018, лица, участвующие в деле, пояснили:

- Заявитель поддержал позиции, изложенные в заявлении от 25.07.2018 №896 и  письменных пояснениях от 07.09.2018 №1099, от 29.11.2018 №1422.

 Дополнительно пояснил, что сопоставление плановых величин в размере 19177,2 Гкал с фактически приобретенными за 9 месяцев 2018 года в размере 18289,8 Гкал не относится и не может быть применимо к  предмету рассматриваемого дела, поскольку при расчете плановых показателей тепловой энергии, указанных в Приложении №1 к Контракту, применяется средняя температура наружного воздуха за отопительный период  для Ивановской области равная – 3,9 С (таблица 1 СниП23-01-99). При расчете фактического объема тепловой энергии за тот или иной месяц расчет производится с применением показаний среднемесячной температуры  наружного воздуха, которая в свою очередь, определяется из фактической ежедневной температуры, которая заранее не известна. В связи с чем, при сравнении необходимо произвести перерасчет плановых  объемов с использованием фактической среднемесячной температуры наружного воздуха. Предметом рассмотрения является нарушение Шуйским МУП ОКиТС, совершенное в  неотопительный период  с мая 2018 по сентябрь 2018 года, в связи с чем, соотнесение плановых и фактических объемов  тепловой энергии в период с января по сентябрь 2018 года к делу не относится.

- Ответчик пояснил, что считает необоснованными ссылки на нарушение ст. 18 Закона №190-ФЗ в части распределения тепловой нагрузки, поскольку изначально схема теплоснабжения г.о. Шуя не содержала сведений и ежегодно ни разу не вносились в нее изменения в части сведений о тепловой нагрузке МКД ул. Советская, д. 2 и пер. Спортивный, д. 1.  Детализация договорного объема поставки тепловой энергии, согласно п. 52 Правил №808, в заключенном контракте  отсутствует. В обосновывающих материалах к схеме теплоснабжения городского округа Шуя производятся гидравлические расчеты только систем отопления потребителей Шуйского МУП ОКиТС, на которые покупается тепловая энергия от котельной ОАО ХБК «Шуйские ситцы». В схеме теплоснабжения нигде не рассматривается вопрос подачи тепловой энергии на теплообменники этих жилых домов, так как вопрос норматива тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды питьевого качества не определен. В обосновывающих материалах к схеме теплоснабжения г.о. Шуя (стр. 371) таблица 1.5.2 «Значения потребления тепловой энергии при расчетных температурах наружного воздуха в зонах действия источника тепловой энергии» напротив расчетного потребления тепловой энергии на ГВС, гкал/ч стоит показатель «0». Шуйское МУП ОКиТС заключило договор покупки тепловой энергии, несмотря на то, что в схеме теплоснабжения поставка на эти объекты не предусмотрена. В контракте не предусмотрено, в каком объеме должна потребляться тепловая энергия на МКД в летний период. В связи с этим выводы о нарушении договорных обязательств не обоснованы. За 9 месяцев при плановом объеме тепловой энергии, которую планировали приобрести у ОАО «ХБК Шуйские ситцы» 18 175,82 Гкал (согласно контракта №13 планировалось приобрести 19 177,2 Гкал), фактически приобретено 18289,8 Гкал. Полагает, что в рассматриваемом случае происходит подмена понятий. Невыборка товара, нарушение режима потребления тепловой энергии, это те обстоятельства, оценка которым может даваться с точки зрения нарушения договорных обязательств.

Вопрос горячего водоснабжения жилых домов ул. Советская, д. 2 и пер. Спортивный, д.1 от котельной Шуйского МУП ОК и ТС возник вследствие того, что в результате покупки и реализации тепловой энергии в летний период предприятие несло убытки.

Дополнительно Ответчиком представлена справка, в которой, как пояснил представитель Шуйского МУП ОКиТС, приведены сравнения договорного потребления  тепловой энергии от котельной ОАО ХБК «Шуйские ситцы»  за период 2014-2018 годы. Исходя из справки по пояснениям представителя, следует, что от договорных значений предприятие выбирало 60-70% объема тепловой энергии. По 2018 году выборка составила 95%.  По мнению предприятия, если Заявитель усматривает нарушение прав в не полной реализации тепловой энергии, то это не соответствует действительности, поскольку договорные значения в 2018 году уменьшились по сравнению с предыдущими годами.

Также Ответчик пояснил, что им установлена доля потребления рассматриваемыми многоквартирными домами тепловой энергии от общего объема, которая составила 8-9%. В связи с этим Ответчик полагает, что не нарушал Закон о защите конкуренции, и просил в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции дело прекратить.

На заключение об обстоятельствах дела №02-10/2018-003 от 05.12.2018 Ответчиком подготовлены возражения №05-1541 от 19.12.2018, которые озвучены на заседании Комиссии 19.12.2018. Из указанных возражений следует, что:

- в Заключении неверно определены границы товарного рынка. По мнению Шуйского МУП «ОК иТС», границы товарного рынка, в рамках рассматриваемого дела, следует определять как сеть теплоснабжения для многоквартирных домов (далее – МКД) ул. Советская, д. 2 и ул. Спортивная, д.1;

- неверен вывод Комиссии о том, что Шуйское МУП «ОК иТС» не является продавцом на товарном рынке теплоснабжения  МКД ул. Советская, д.2 и ул. Спортивная, д.1, поскольку такой статус предполагается, исходя из статуса единой теплоснабжающей организации. Шуйское МУПОК и ТС соответствует понятию теплоснабжающей организации, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона  №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении);

- необоснованным является вывод о том, что установление заглушки в тепловых сетях привело к увеличению потерь на участке от котельной  до теплового пункта Заявителя, нарушению гидравлического режима в сетях Заявителя, а также к нарушению прав других потребителей. Причинная связь между действиями Ответчика и указанными обстоятельствами, Заявителем не доказана. Гидравлический режим в тепловых сетях ОАО ХБК «Шуйские ситцы» если и был нарушен, то не известно по каким причинам, так как после жалобы жителей МКД №23 по ул. Московская, в дальнейшем вопрос снабжения горячей водой решен без подключения тепловой сети в сторону МКД Советская, д. 2 и ул. Спортивная, д.1.

Потери тепловой энергии согласно Приказу Минэнерго №325 от 30.12.2008 рассчитываются, исходя из протяженности тепловой сети, диаметра сети, способа прокладки, года ввода в эксплуатацию (ремонта) и никоем образом не зависят от количества поставленной тепловой энергии;

- Шуйское МУП ОК и ТС не является единственным потребителем тепловой энергии, вырабатываемой источником Заявителя.  Заявитель продает тепловую энергию  не только Шуйскому МУП ОК и ТС, но и ООО «Шуйская суконная фабрика», МДОУ «Детский сад №39», МФЦ, поликлинике №1 на ул. 1-я Московская, МДОУ «Детский сад №31» и др., доля потребления, которых на товарном рынке не определена;

- противоправность действий либо бездействий Шуйского МУП ОК и ТС в Заключении не обоснована. Ответчик не нарушил Закон о теплоснабжении, положение схемы теплоснабжения, а также условий заключенного контракта;

- суть обращения Заявителя сводится к установлению обстоятельств, связанных  с противоправностью поведения Шуйского МУП ОКиТС, и последующего взыскания убытков, в связи с чем, отношения носят исключительно гражданско-правовой характер.

 

Рассмотрев представленные материалы, оценив озвученные лицами, участвующими в деле, доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.

03.05.2018 между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» («Энергоснабжающая организация») и  Шуйским МУП ОКиТС («Абонент») заключен контракт теплоснабжения №13, по которому Энергоснабжающая организация осуществляет поставку тепловой энергии «Абоненту», тепловые сети которого присоединены к сетям «Энергоснабжающей организации», теплоносителя (сетевой воды) на заполнение тепловых сетей Абонента, присоединенных к тепловым сетям «Энергоснабжающей организации», а «Абонент» приобретает тепловую энергию и осуществляет ее оплату.

Письмом от 22.05.2018 №09-660 Шуйское МУП ОКиТС уведомило ОАО ХБК «Шуйские ситцы» о прекращении подачи теплоносителя на многоквартирные жилые дома №1 по ул. Спортивная и №2 по ул. Советская с 03.05.2018 до начала отопительного сезона 2018-2019 гг. Одновременно, указав на установление проглушек на магистрали в подвале дома № 2 по ул. Советская, и приложив акт от 15.05.2018  и ведомость учета параметров теплоносителя.

20.06.2018 письмом №852 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» указало на нарушение действиями Шуйское МУП ОКиТС схемы теплоснабжения, положений контракта №13 от 05.03.2018 и ст. 18 Закона №190-ФЗ.

02.07.2018 письмом за №05-854 Шуйское МУП ОКиТС выразило свое не согласие с наличием нарушений требований законодательства и договорных отношений в своих действиях.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345).

В соответствии с п. 3.19 Административного регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 11.1 Порядка по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты анализа.

Основными источниками информации являются данные Департамента энергетики и тарифов Ивановской области и данные хозяйствующих субъектов.

Временной интервал исследования для ретроспективного анализа – с 01.01.2018 по 30.09.2018.

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка.

Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка), включает в себя:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Деятельность в сфере теплоснабжения, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2014, КДЕС Ред. 2, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст в ред. от 07.10.2016), относится к классу – 35 (Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха), подклассу – 35.3 (Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха), группе - 35.30 (Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха), подгруппам:

  • 35.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии);
  • 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);
  • 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Продуктовыми границами товарных рынков в рамках проведенного исследования явились:

  • Рынок производства и реализации тепловой энергии;
  • Рынок реализации тепловой энергии конечным потребителям.

Географическими границами рынка является граница локального рынка в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующего субъекта Шуйского МУП ОК и ТС, оказывавшего услуги теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области, и в соответствии с условиями контракта от 05.03.2018 №13.

В рассматриваемых географических границах г. Шуя Ивановской области Постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 03.12.2013 №1977 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Шуя Ивановской области» единой теплоснабжающей организацией городского округа Шуя определено Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, расположенное по адресу: г.Шуя, ул.Кооперативная, 31.

Выводы по географическим границам следующие.

Для хозяйствующего субъекта, действующего на рынке производства и реализации тепловой энергии, границы зоны деятельности определены границей покупки тепловой энергии потребителем, единой теплоснабжающей организацией, в границах сетей теплоснабжения, в соответствии с условиями контракта от 05.03.2018 №13.

Для хозяйствующего субъекта, действующего на рынке услуг по реализации тепловой энергии конечным потребителям, географические границы определены как территория сетей поставки тепловой энергии от ОАО ХБК «Шуйские ситцы» конечным потребителям (в соответствии с Постановлением №1977).

Рассмотрев довод Ответчика о необходимости определять границы товарного рынка, в рамках рассматриваемого дела, как сеть теплоснабжения для МКД ул. Советская, д.2 и ул. Спортивная, д. 1, Комиссия отклоняет его ввиду следующего.

Постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 03.12.2013 №1977 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Шуя Ивановской области» единой теплоснабжающей организацией городского округа Шуя определено Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, расположенное по адресу: г.Шуя, ул.Кооперативная, 31.

В соответствии с Порядком процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Единственным приобретателем тепловой энергии по условиям контракта теплоснабжения №13 от 05.03.2018, в том числе и для домов, расположенных по адресам: пер. Спортивный, д.1 и ул. Советская, д. 2, является Шуйское МУП ОКиТС, так как границами территории, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, являются условия контракта в которых указано, что предметом настоящего контракта является поставка тепловой энергии «Энергоснабжающей организацией» «Абоненту», тепловые сети которого присоединены к сетям «Энергоснабжающей организации», приобретение и оплата ее «Абонентом» в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с п.4.2. Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе, в том числе, информации о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Шуйское МУП ОКиТС, тепловые сети которого по условиям Контракта №13 присоединены к сетям ОАО ХБК «Шуйские ситцы», и в рамках которого Энергоснабжающая организация поставляет тепловую энергию ЕТО, поставляет в свою очередь тепловую энергию по теплосетям своим потребителям (данная структура товаропотока приведена на стр.3 Аналитического отчета в левой части схемы, при наличии ЕТО, в правой части - при отсутствии ЕТО).

Следовательно, Шуйское МУП ОКиТС указывая, что границы товарного рынка следует определять как сеть теплоснабжения для МКД ул. Советская, д.2 и ул. Спортивная, д. 1, не учитывает факт наличия ЕТО.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках теплоснабжения, включаются предприятия, осуществляющие:

  • На рынке «Производство и реализация тепловой энергии». ОАО ХБК «Шуйские ситцы» - продавец товара. Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей - покупатель товара. Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей не является продавцом товара на данном товарном рынке (котельная находится по адресу: ул. Спортивная, 1-а) в связи с отсутствием у него покупателя (ЕТО, перепродавца).
  • На рынке «Реализация тепловой энергии конечным потребителям». Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей – продавец товара. Хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица – покупатели товара.

Группа лиц у предприятий, действующих на исследуемых товарных рынках теплоснабжения г.Шуя, не выявлена.

Довод Ответчика, изложенный в возражениях, относительно  ненадлежащего вывода об отсутствии у Шуйского МУП ОК и ТС статуса продавца на товарном рынке теплоснабжения МКД ул. Советская, д.2 и ул. Спортивная, д. 1, Комиссия считает ошибочным, поскольку как указано выше данный вывод сделан применительно к товарному рынку «Производство и реализация тепловой энергии». На указанном товарном рынке Ответчик не является продавцом товара (котельная находится по адресу: ул. Спортивная, 1-а) в связи с отсутствием у него покупателя (ЕТО, перепродавца).

Расчет объема рынков теплоснабжения за исследуемый период в указанных продуктовых и географических границах, а также долей теплоснабжающих организаций, производился на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (Гкал).

Объем рынка производства и реализации тепловой энергии определяется объемом закупаемой тепловой энергией единой теплоснабжающей организацией в границах сетей теплоснабжения, в соответствии с условиями контракта от 05.03.2018 №13.

Доля хозяйствующих субъектов на рынках услуг теплоснабжения рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показатель, характеризующий объем товарной массы, поставляемый данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

  • Доля ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на рынке производства и реализации тепловой энергии в границах покупки тепловой энергии потребителем, единой теплоснабжающей организацией, в границах сетей теплоснабжения, в соответствии с условиями контракта от 05.03.2018 №13, составляет 100%.
  • Доля Шуйского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей на рынке реализации тепловой энергии конечным потребителям в географических границах территории сетей поставки тепловой энергии от ОАО ХБК «Шуйские ситцы» конечным потребителям (в соответствии с Постановлением №1977), составляет 100%.

Коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) показывает, что рынки в определённых продуктовых границах на выявленных географических границах - высоко концентрированные. За исследуемый период времени товарные рынки: «Рынок производства и реализации тепловой энергии», «Рынок реализации тепловой энергии конечным потребителям», - относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с главой 12 Порядка №220:

  • ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на рынке производства и реализации тепловой энергии в географических границах покупки тепловой энергии потребителем, единой теплоснабжающей организацией, в границах сетей теплоснабжения, в соответствии с условиями контракта от 05.03.2018 №13, занимает доминирующее положение.
  • Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей на рынке реализации тепловой энергии конечным потребителям в географических границах территория сетей поставки тепловой энергии от ОАО ХБК «Шуйские ситцы» конечным потребителям (в соответствии с Постановлением №1977), занимает доминирующее положение.

Из разъяснения ФАС России №15, утвержденного Президиумом ФАС России 24.10.2018, следует, что возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке может отсутствовать у продавца(ов), если у покупателей есть возможность отказаться от условий, предложенных продавцом в силу рыночной силы покупателя (покупателей), в том числе в силу наличия на другой стороне рынка признаков монопсонии (олигопсонии). При исследовании злоупотребления со стороны покупателя(ей) подлежат учету признаки монополии продавцов, которые смещают баланс рыночной силы в пользу последних.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей на рынке производства и реализации тепловой энергии, являясь единственным покупателем товара в границах сетей теплоснабжения, в соответствии с условиями контракта от 05.03.2018 №13, имеет возможность, в соответствии со ст.5 Закона о защите конкуренции, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, а именно определять объемы закупки товара у ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

Комиссия отклоняет довод  Шуйского МУП ОКиТС относительно того, что предприятие не является единственным потребителем тепловой энергии, вырабатываемой источником ОАО ХБК «Шуйские ситцы», поскольку на данном товарном рынке отсутствуют по условиям контракта иные, кроме ЕТО, потребители тепловой энергии. ОАО ХБК «Шуйские ситцы» возможно реализует тепловую энергию на иных товарных рынках, которые не являются предметом рассмотрения настоящего дела в рамках поступившего заявления.

На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод, что действия Шуйского МУП ОКиТС, выразившиеся в установке проглушки на тепловых сетях дома №2 по ул. Советская г. Шуи, являются предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона №190-ФЗ единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности заключения договоров поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя определены в главе 4 Правил №808.

Исходя из ч. 3 ст. 15 Закона №190-ФЗ и п. 45 Правил №808, следует, что такой договор обязателен к заключению, как для единой теплоснабжающей организации, так и для владельца источника тепловой энергии.

В силу п. 51 Правил №808 договор поставки определяет: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренный для поставки поставщиком и приобретения покупателем; параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы); уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность поставщика за несоблюдение требований к параметрам качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, ответственность покупателя за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета поставляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии с п. 52 Правил №808 договорный объем поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с помесячной детализацией определяется сторонами ежегодно в соответствии со схемой теплоснабжения и может меняться в порядке, установленном договором.

Из анализа указанных пунктов Правил №808 следует, что в договоре поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключаемого между единой теплоснабжающей организацией и владельцем источника тепловой энергии, указываются объемы тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 116 Правил №808 распределение нагрузки осуществляется между источниками тепловой энергии, функционирующими в границах системы теплоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 23 развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования №154). Согласно пункту 6 Требований №154 схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением следующих принципов: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт г); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт е); согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения (пункт ж).

Согласно пункту 22 Требований №154, схема теплоснабжения ежегодно подлежит актуализации в отношении таких данных, как: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки.

Согласно пункту 24 Требований №154 актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта года, предшествующего году, на который актуализируется схема.

Как следует из представленных материалов и установлено Комиссией схема теплоснабжения г.о. Шуя утверждена Постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области 03.12.2013 №1977 и размещена на сайте Администрации г. Шуя http://www.okrugshuya.ru/GKH/Shemagkh.php. Актуализации схемы теплоснабжения с момента ее принятия не производилась. Данная схема теплоснабжения является действующей, в установленном порядке не отменена и не законной не признана.

Раздел 9 схемы теплоснабжения «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» содержит диаграмму 9.8 «Структура присоединенной фактической нагрузки», из которой следует, что распределение присоединенных нагрузок до окончания планируемого периода определено: на долю ОАО «ХБК Шуйские ситцы» приходится 12%, тогда как на долю Шуйского МУП ОКиТС – 83% .

Зона действия источника теплоснабжения ОАО ХБК «Шуйские ситцы» указана на стр. 38 схемы теплоснабжения. Исходя из графического изображения зоны деятельности ОАО «ХБК Шуйские ситцы», и, учитывая представленную в материалы рассматриваемого дела выкопировку схемы размещения объектов, снабжение тепловой энергией которых производится от котельной Заявителя, Комиссией установлено, что зона деятельности источника тепловой энергии охватывает следующую территорию: переулки 3-й, 4-й, 5-й Лежневские, ул. Лежневская, пос. Правды, ул. Маяковского, ул. 1-я Московская, микрорайон Афанасьево, Фабричный переулок, ул. 2-я Московская, ул. Вокзальная, 1-ый Московский переулок, часть ул. Советской (в районе дома №2) и часть ул. Спортивной (районе дома №1).

В разделе 2  «Источники тепловой энергии» пункт 1.2.1 «Структура и описание основного оборудования, схемы выдачи тепловой мощности, структура теплофикационных установок» Обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения г. Шуя (далее – Обосновывающие материалы) предусмотрено, что система теплоснабжения ОАО «ХБК Шуйские ситцы» представляет собой совокупность источника тепловой энергии и теплопотребляющих установок потребителей, технологически соединенных тепловыми сетями. Данная котельная осуществляет отопление и ГВС расположенных в непосредственной близости потребителей.

В таблице к схеме 1.3.54 Обосновывающих материалов, также отражено, что рассматриваемые МКД входят в систему теплоснабжения ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

В тоже время из пояснений представителя Шуйского МУП ОК и ТС котельная №30 на момент утверждения схемы теплоснабжения находилась в ведомстве ОАО «Старый Вышковец», в последующем передана Шуйскому МУП «ОК и ТС».

Из схемы 2.23 раздела 2.1 «Описание существующих и перспективных зон действия систем теплоснабжения, источников тепловой энергии, работающих на единую тепловую сеть, с выделенными измененными зонами действия» Схемы теплоснабжения (стр. 34), а также из таблицы 1.3.46 Обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения (стр. 279), зона деятельности источника ОАО «Старый Вышковец» включает в себя ул. Вихрева, д. 19А.

Из раздела 2.1 Обосновывающих материалов (стр. 45) следует, что данная централизованная система теплоснабжения представляет собой совокупность источника тепловой энергии и теплопотребляющих установок потребителей, технологически соединенных тепловыми сетями. Данная котельная осуществляет отопление и ГВС расположенных в непосредственной близости потребителей.

Из изложенного следует, что рассматриваемые МКД входят в зону действия источника тепловой энергии ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

В связи с изложенным, Шуйское МУП ОК и ТС, как единая теплоснабжающая организация г. Шуи в силу положений  ч. 3 ст. 15 Закона №190-ФЗ и п. 12, 45 Правил №808, обязано заключить договор теплоснабжения с ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в отношении объектов, находящихся в зоне деятельности источника тепловой энергии.

Изложенное позволяет Комиссии прийти к выводу, что контракт теплоснабжения №13 от 05.03.2018 заключен в соответствии с действующей схемой теплоснабжения г. Шуи.

Наличие заключенного  контракта №13 указывает на осуществление ОАО ХБК «Шуйские ситцы» деятельности по производству и поставке тепловой энергии потребителям, в рассматриваемом случае Шуйскому МУП ОК и ТС, что исключает доводы Заявителя о создании Шуйским МУП ОКиТС препятствий доступа на товарный рынок ОАО «ХБК Шуйские ситцы». Для осуществления указанной деятельности ОАО «ХБК Шуйские ситцы» Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 08.12.2017 №171-т/124 утверждены тарифы на тепловую энергию.

В данном случае оценке подлежат действия Шуйского МУП ОК и ТС, как единой теплоснабжающей организации и единственного потребителя (абонента) ОАО «ХБК Шуйские ситцы», по установлению проглушек в магистральных сетях у дома №2 по ул. Советская г. Шуя в целях обеспечения поставки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения от собственного источника тепловой энергии на летний период (Акт от 15.05.2018, письмо ШМУП ОК и ТС от 22.05.2018 №09-660), то есть фактически от приобретения объемов тепловой энергии на ГВС в летний период.

Из пунктов 3.1.1, 3.2.1 контракта теплоснабжения №13 от 05.03.2018 следует, что «Энергоснабжающая организация» (ОАО ХБК «Шуйские ситцы») обязуется поставлять тепловую энергию «Абоненту» (Шуйский МУП ОК и ТС), а, последний, в свою очередь, обеспечивать прием и рациональное использование тепловой энергии в количестве и с максимальными нагрузками п.1 Приложения №1. Количество помесячного отпуска тепловой энергии согласовано сторонами в п. 2 Приложения №1.

Пунктом 3.2.2 на Шуйское МУП ОК и ТС возложена обязанность производить оплату тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение и потери в сетях, по тарифам, утвержденным для ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

Исходя из п. 2 Приложения №1 к контракту теплоснабжения №13 от 05.03.2018, следует, что объемы отпуска тепловой энергии «Абоненту» на отопление в период с июня по сентябрь составляют 0 Гкал, на нужды ГВС июнь 190,9 Гкал, июль 197,2 Гкал, август 190,9  Гкал, сентябрь 197,2 Гкал.

Из приложения «Характеристика зданий Абонента, присоединенных к тепловым сетям «Энергоснабжающей организации», следует, что по объектам Советская №2 и Спортивная №1  годовая потребность тепловой энергии на горячее водоснабжение заявлена в размере 322Гкал и 364,9Гкал (соответственно). Годовая потребность согласована сторонами без разногласий.

Комиссия учитывая, что многоквартирные жилые дома по ул. Советская д. 2 и Спортивная д. 1 г. Шуя входят в зону действия источника теплоснабжения ОАО «ХБК Шуйские ситцы» (схема 2.27 схемы теплоснабжения г.о. Шуя), а также согласование Ответчиком приобретения объемов тепловой энергии на ГВС в летний период от источника Заявителя (п.2 приложения №1), приходит к  выводу, что поставка тепловой энергии на ГВС обеспечивается от источника тепловой энергии ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на протяжении всего периода, вопреки доводам Ответчика об отсутствии гидравлических расчетов по горячему водоснабжению в схеме теплоснабжения.

Согласно ст. 10 Закона №190-ФЗ, п. 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1075 от 22.10.2012, цена (тариф) на тепловую энергию и теплоноситель регулируется уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.  Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.

Согласно письменной информации №исх-1249-018/5-10, представленной Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, по материалам тарифных предложений указанных регулируемых организаций на 2018 год, поставка тепловой энергии Шуйскому МУП ОК и ТС от котельной ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на цели горячего водоснабжения потребителей многоквартирных домов №2 по ул. Советской и №1 по ул. Спортивная г. Шуи осуществляется круглый год, включая летние месяцы. Заявленные объемы поставки тепловой энергии учтены при формировании тарифов для потребителей указанных предприятий.

Следовательно, тарифное решение также предусматривает, что объемы тепловой энергии на ГВС на протяжении всего года приобретаются Единой теплоснабжающей организаций с источника ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

Относительно доводов Ответчика о том, что в договоре не указано в каком объеме должна потребляться тепловая энергия на спорные МКД в летний период, Комиссия приходит к выводу, что при намерениях не приобретать тепловую энергию от источника тепловой энергии ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в летний период, единая теплоснабжающая организация имела возможность скорректировать такие объемы на момент заключения соответствующего контракта в установленном законом порядке.

Из совокупности п. 26, 51 и 52 Правил №808 следует, что режим потребления тепловой энергии заблаговременно согласовывается в договоре в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения всех потребителей, присоединенных к тепловой сети.

Единая теплоснабжающая организация является сильной стороной в обязательстве по теплоснабжению и, осуществляя свои права и обязанности с достаточной степенью разумности и осмотрительности, имеет возможность включения в договор теплоснабжения условий о режиме потребления, подлежащих соблюдению в течение всего периода действия договора (в том числе о ежемесячной тепловой нагрузке по конкретным объектам теплоснабжения). Заключение контракта теплоснабжения без подобных условий является деловым просчетом Единой теплоснабжающей организации и негативные последствия этого просчета относятся к рискам ее предпринимательской деятельности.

Ввиду изложенного, обоснования Шуйского МУП ОК и ТС отказа от приобретения объемов тепловой энергии на ГВС с источника тепловой энергии ОАО «ХБК Шуйские ситцы» в летний период, отсутствием взятого обязательства приобретать тепловую энергию на ГВС в межотопительный период для рассматриваемых МКД, Комиссией отклоняется.

Экономического обоснования совершения действий по прекращению приобретения объемов тепловой энергии на ГВС с источника ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и поставки этих объемов от собственных источников тепловой энергии, Комиссией не установлено.

Представленный расчет потерь в сетях на тепловую энергию при приобретении тепловой энергии на ГВС в летние месяцы от источника ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и  от источника Шуйского МУП ОКиТС не обосновывает правомерность совершенных предприятием действий. Приобретение объемов тепловой энергии на ГВС с источника тепловой энергии Шуйского МУП ОКиТС в период с мая по июль позволяет сократить потери в тепловых сетях и обеспечить экономию денежных средств Шуйского МУП ОКиТС, в тоже время, с другой стороны, приводит к негативным последствиям для контрагента.

В данном случае, ОАО «ХБК Шуйские ситцы» лишается возможности поставлять вырабатываемую тепловую энергию на нужды ГВС на товарный рынок для ее реализации единой теплоснабжающей организации при наличии спроса на нее и возможности поставки согласно тарифному решению.

Кроме того, в материалы дела Заявителем представлен Акт от 24.05.2018, составленный совместно представителями Шуйского МУП ОК и ТС, ООО «Управдом» и ОАО «ХБК Шуйские ситцы», на предмет замера температуры ГВС на подводящих трубах горячей воды в жилом доме №23 по ул. Московская г. Шуя. Из содержания указанного акта следует, что в точке балансового разграничения (тепловая камера перед жилым домом) температура составила 39 С. В Акте содержится вывод Комиссии о снижении температуры теплоносителя до 39 градусов в связи с нарушением гидравлического режима из-за отказа подачи теплоносителя в сторону ул. Советская и Спортивная.

 Указанный акт подписан представителями Шуйского МУП ОК и ТС без разногласий. Заявляя об ошибочности выводов, содержащихся в Акте, соответствующих доказательств Ответчик не приводит.

В тоже время выводы, изложенные в Акте от 24.05.2018, указывают, что прекращение подачи теплоносителя с котельной ОАО «ХБК Шуйские ситцы» на рассматриваемые МКД создало предпосылку к нарушению прав других потребителей, поскольку влекли снижение качества энергии, потребляемой из сети иными лицами.

Указывая на оптимизацию затрат, обоснований Ответчиком не представлено. При выяснении Комиссией параметров, анализ которых предприятие проводило в целях уменьшения затрат, представители указали на качество подачи ресурса, которое, по мнению Комиссии, не может влиять на оптимизацию затрат. Кроме того, говоря о подаче некачественного ресурса, перебоях в его подаче, Ответчик не представил соответствующих документов Комиссии в подтверждение своих доводов.

 Оценив представленные документы и доводы Ответчика, в порядке ст. 45.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия не установила экономического обоснования прекращения принятия тепловой энергии на нужды ГВС от источника Заявителя.

Оценивая технологическую обоснованность совершенных Ответчиком действий, Комиссия установила, что возможность как производства тепловой энергии на нужды ГВС от котельной Заявителя в летние месяцы, так и технологическая возможность принятия тепловой энергии Заявителем имелась.

Прекратив приобретать тепловую энергию на нужды ГВС на рассматриваемые многоквартирные дома посредством установки заглушки, потребность предприятия в предоставлении такой услуги конечному потребителю не исчезла, а стала реализовываться от собственного источника.

Изложенное указывает, что Ответчик в летний период нуждался в тепловой энергии в целях ее поставки в многоквартирные дома для нужд ГВС.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что  на иные объекты, заявленные в приложении №1 к контракту №13, Шуйское МУП ОКиТС приобретение тепловой энергии на ГВС осуществляло от котельной Заявителя и в летний период, несмотря также на отсутствие конкретных объемов тепловой энергии, потребляемый в летний период.

Исключение приобретения объемов тепловой энергии на ГВС с источника ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в летний период и их поставка с собственного источника теплоснабжения указывает на недобросовестное поведение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона №190-ФЗ распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона о теплоснабжении условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения должны быть определены в схеме теплоснабжения. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе.

В тоже время согласно письменной информации Администрации г.о. Шуя от 26.09.2018 №4462 перераспределение тепловой нагрузки на летний период между Шуйским МУП ОКиТС и ОАО ХБК «Шуйские ситцы»  не согласовывалось.

Действующее законодательство Российской Федерации в сфере теплоснабжения не наделяет одну теплоснабжающую организацию (ЕТО) полномочиями по принятию обязательных для другой теплоснабжающей организации решений по вопросам о загрузке источников тепловой энергии.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены признаки ограничения конкуренции, к которым помимо прочих, относятся иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Определив условия приобретения объемов тепловой энергии на ГВС с собственной котельной на летние месяцы,  Шуйское МУП ОКиТС в одностороннем порядке воздействовало на общие условия обращения товара на товарном рынке. Единая теплоснабжающая организация в рассматриваемом случае односторонне определила периоды времени поставки тепловой энергии от собственного источника и от источника Заявителя, без учета зон действия источников теплоснабжения, указанных в Схеме теплоснабжения г. Шуи и согласования с уполномоченным органом.

Доводы Ответчика о наличии гражданско-правового спора по невыборке товара, нарушении режима потребления между хозяйствующими субъектами, связанного с исполнением договора поставки, Комиссия отклонят ввиду следующего.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

В статье 10 Закона о защите конкуренции содержится специальная по отношению к ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации норма, которая указывает, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Следовательно, действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые влекут или могут повлечь последствия, указанные в ст. 10 Закона о защите конкуренции, признаются законодателем выходом за пределы субъективных прав, определяющих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, то есть, злоупотреблением правом.

В рассматриваемом случае Ответчик, являясь единственным потребителем тепловой энергии, вырабатываемой источником Заявителя,  каким-либо образом свое волеизъявление о прекращении приобретения объемов тепловой энергии на ГВС в летний период с контрагентом не согласовывал, необходимость и обоснованность своих действий не озвучивал, установив в одностороннем порядке заглушку на тепловых сетях МКД по ул. Советская, ограничился уведомлением контрагента о произведенных действиях.

Данными действиями нарушен принцип обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления Заявителем предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (ст. 3 Закона о теплоснабжении).

Доводы Ответчика, что схема теплоснабжения не предусматривает расчетных материалов на поставку тепловой энергии ГВС от источника АО ХБК «Шуйские ситцы», при заключенном контракте, предусматривающем осуществление поставки тепловой энергии на ГВС в летний период, а также состоявшемся тарифном решении регулирующего органа, не обосновывают правомерность действий единой теплоснабжающей организации. 

Таким образом, действия Шуйского МУП ОКиТС, занимающего доминирующее положение на рынке производства и реализации тепловой энергии как единственный покупатель товара в границах сетей теплоснабжения от источника тепловой энергии ОАО «ХБК Шуйские ситцы», выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем установления проглушек в магистральных сетях у дома №2 по ул. Советская г. Шуя в целях обеспечения поставки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения от собственного источника тепловой энергии на летний период, привели к ущемлению интересов АО «ХБК Шуйские ситцы», что является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что приобретение объемов тепловой энергии на нужды ГВС на многоквартирные дома №2 по ул. Советская и №1 по ул. Спортивная г. Шуи возобновлено Шуйским МУП «ОК и ТС» в сентябре 2018 года, то есть фактически препятствия поставки и продажи тепловой энергии с источника ОАО ХБК «Шуйские ситцы» устранены, оснований для выдачи предписания не имеется.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-10/2018-003 в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Шуйского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившимся в установлении проглушек в магистральных сетях у дома №2 по ул. Советская г. Шуя в целях обеспечения поставки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения от собственного источника тепловой энергии на летний период, что привело к ущемлению интересов ОАО «ХБК Шуйские ситцы».

2. Основания для прекращения дела №02-10/2018-003 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

3. В связи с устранением выявленного нарушения до принятия решения по делу, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Шуйскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей не выдавать.

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны