Определение б/н Определение о назначении дела № 02-10/2018-003 о нарушении а... от 16 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №02-10/2018-003 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

16 октября 2018 года                                                                                         г. Иваново

 

Председатель Комиссии  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

26.07.2018 поступило заявление ОАО Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы») на действия Шуйского Муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей (далее – Шуйское МУП ОКиТС), выразившиеся в  прекращении приобретения тепловой энергии на горячее водоснабжение на летний период от источника тепловой энергии ОАО «ХБК Шуйские ситцы» путем установки проглушки на магистрали в подвале дома №2 по ул. Советская г. Шуи. Срок рассмотрения заявления продлевался письмом Ивановского УФАС России от 22.08.2018 №02-24/2238.

Из представленных материалов следует, что между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» («Энергоснабжающая организация») и  Шуйским МУП ОКиТС («Абонент») заключен контракт теплоснабжения №13 от 05.03.2018, по которому Энергоснабжающая организация осуществляет поставку тепловой энергии «Абоненту», тепловые сети которого присоединены к сетям «Энергоснабжающей организации», теплоносителя (сетевой воды) на заполнение тепловых сетей Абонента, присоединенных к тепловым сетям «Энергоснабжающей организации», а «Абонент» приобретает тепловую энергию и осуществляет ее оплату.

Из пунктов 3.1.1, 3.2.1 контракта теплоснабжения №13 от 05.03.2018 следует, что «Энергоснабжающая организация» обязуется поставлять тепловую энергию «Абоненту», а, последний, в свою очередь, обеспечивать прием и рациональное использование тепловой энергии в количестве и с максимальными нагрузками п.1 Приложения №1. Количество помесячного отпуска тепловой энергии согласовано сторонами в п. 2 Приложения №1.

Исходя из п. 2 Приложения №1 к контракту теплоснабжения №13 от 05.03.2018, следует, что объемы отпуска тепловой энергии «Абоненту» на отопление в период с июня по сентябрь составляет 0 Гкал, на нужды горячего водоснабжения (далее – ГВС) июнь 190,9 Гкал, июль 197,2 Гкал, август 190,9  Гкал, сентябрь 197,2 Гкал.

Из приложения «Характеристика зданий Абонента, присоединенных к тепловым сетям «энергоснабжающей организации»», следует, что по объектам Советская №2 и Спортивная №1  годовая потребность тепловой энергии на горячее водоснабжение заявлена  в размере 322Гкал и 364,9Гкал (соответственно). Годовая потребность согласована сторонами без разногласий.

В тоже время, режим поставки тепловой энергии на ГВС с разбивкой потребления по месяцам в отношении объектов контракта №13, включая многоквартирные жилые дома по ул. Советская №2 и Спортивная №1, отсутствует.

Из представленных материалов следует, что разногласия возникли между сторонами в связи с уменьшением объемов приобретения тепловой энергии на ГВС на летний период по причине установки Шуйским МУП ОКиТС проглушки на магистрали в подвале дома №2 по ул. Советская (Акт от 15.05.2018, письмо ШМУП ОК и ТС от 22.05.2018 №09-660) .

Согласно Постановлению Администрации г.о. Шуя №1977 от 03.12.2013 единой теплоснабжающей организацией г.о. Шуя определено Шуйское МУП ОКиТС.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» осуществляет деятельность по производству и поставке тепловой энергии потребителям, в рассматриваемом случае ШМУП ОК и ТС. Для осуществления указанной деятельности ОАО «ХБК Шуйские ситцы» Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 08.12.2017 №171-т/124 утверждены тарифы на тепловую энергию.

Следовательно, отношения сторон подлежат квалификации как отношения между теплоснабжающей организацией (ОАО ХБК «Шуйские ситцы») и единой теплоснабжающей организацией (Шуйское МУП ОКиТС) по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (теплоснабжению). При этом Шуйское МУП ОКиТС, приобретая тепловую энергию у ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выступает в качестве потребителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон №190-ФЗ) единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012 (далее – Правила №808), предусмотрено, что единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. 

В силу п. 51 Правил №808 договор поставки определяет: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренный для поставки поставщиком и приобретения покупателем; параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы); уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность поставщика за несоблюдение требований к параметрам качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, ответственность покупателя за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета поставляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии с п. 52 Правил №808 договорный объем поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с помесячной детализацией определяется сторонами ежегодно в соответствии со схемой теплоснабжения и может меняться в порядке, установленном договором.

Из анализа указанных пунктов Правил №808 следует, что в договоре поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключаемого между единой теплоснабжающей организацией и владельцем источника тепловой энергии, указываются объемы тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 116 Правил №808 распределение нагрузки осуществляется между источниками тепловой энергии, функционирующими в границах системы теплоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона №190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Согласно ст. 3 указанного Закона схемой теплоснабжения признается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования №154). Согласно пункту 6 Требований №154 схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением следующих принципов: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт г); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт е); согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения (пункт ж).

Согласно пункту 22 Требований №154, схема теплоснабжения ежегодно подлежит актуализации в отношении таких данных, как: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки.

Согласно пункту 24 Требований №154 актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта года, предшествующего году, на который актуализируется схема.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона №190-ФЗ распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Ч. 2 ст. 18 Закона №190-ФЗ предусмотрено, что для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения:

1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения;

2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать;

3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.

В соответствии с указанной схемой теплоснабжения заключен контракт теплоснабжения №13 от 05.03.2018, что не отрицается обеими сторонами.

Из письменной информации Администрации г.о. Шуя от 26.09.2018 №4462 следует, что перераспределение тепловой нагрузки на летний период между Шуйским МУП ОКиТС и ОАО ХБК «Шуйские ситцы»  не согласовывалось.

Из информации Департамента энергетики и тарифов Ивановской области  № исх-1249-018/5-10 следует, что согласно материалам тарифных предложений указанных регулируемых организаций на 2018 год, поставка тепловой энергии Шуйскому МУП ОКиТС от котельной ОАО ХБК «Шуйские  ситцы» на цели горячего водоснабжения осуществляется круглый год, включая летние месяцы.

На основании изложенного и учитывая, что многоквартирные жилые дома по ул. Советская д. 2 и Спортивная д. 1 г. Шуя входят в зону действия источника теплоснабжения ОАО «ХБК Шуйские ситцы» (схема 2.27 схемы теплоснабжения г. Шуя) следует, что поставка тепловой энергии на ГВС должна обеспечиваться от источника тепловой энергии ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на протяжении всего периода. Исключение приобретения объемов тепловой энергии на нужды ГВС с источника ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в летний период, и их поставка с собственного источника теплоснабжения, указывает на недобросовестное поведение единой теплоснабжающей организации.

Факт осуществления действий по приобретению тепловой энергии от собственного источника  Шуйским МУП ОКиТС не отрицается, что следует из письменных пояснений от 09.08.2018 №05-1006.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены признаки ограничения конкуренции, к которым помимо прочих, относится иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Определив условия приобретения объемов тепловой энергии на ГВС с собственной котельной на летние месяцы,  Шуйское МУП ОКиТС в одностороннем порядке воздействовало на общие условия обращения товара на товарном рынке, при том, что действующее законодательство в сфере теплоснабжения не наделяет одну теплоснабжающую организацию полномочиями по принятию обязательных для другой теплоснабжающей организации (генерирующей компании) решений по вопросам о загрузке источников тепловой энергии. Одновременно, установив проглушку на магистральных сетях от котельной ОАО «ХБК Шуйские ситцы», Единая теплоснабжающая организация изменила и объемы поставки тепловой энергии на ГВС от источников тепловой энергии, увеличив собственные объемы поставки тепловой энергии на ГВС в летний период потребителям  и соответственно уменьшив такие объемы у Теплоснабжающей организации. Данные действия совершены с нарушением требований статьи 18 Закона о теплоснабжении (в отсутствие решения о распределении тепловой нагрузки между источниками, принятого Администрацией г.о. Шуя).

Действия Шуйского МУП ОКиТС по установке проглушки на магистральных сетях в подвале дома №2 по ул. Советская привели к изменению фактического объема поставки ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Последнее, в свою очередь, имеет возможность производства и поставки тепловой энергии на ГВС в объемах, определенных Схемой теплоснабжения и контрактом №13.

Экономического и технологического обоснования совершения действий по отказу от приобретения объемов тепловой энергии с источника ОАО «ХБК Шуйские ситцы» и поставки этих объемов с собственных источников тепловой энергии,  не представлено.

Таким образом, действия Шуйского МУП ОКиТС, занимающего доминирующее положение на товарном рынке реализации тепловой энергии конечным потребителям в географических границах территории сетей поставки тепловой энергии от АО ХБК «Шуйские ситцы» конечным потребителям, выразившихся в злоупотреблении таким положением путем одностороннего воздействия на общие условия обращения товара на товарном рынке -необоснованное прекращение  приобретения объемов тепловой энергии на горячее водоснабжение с источника тепловой энергии ОАО ХБК «Шуйские ситцы»  на летний период и принятию решения о приобретении таких объемов с собственных источников тепловой энергии, привели к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке и ущемлению интересов АО «ХБК Шуйские ситцы», что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №38 от 16.10.2018 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Шуйским МУПП ОКиТС части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело №02-10/2018-003 к рассмотрению на 10 час. 00 мин.  30 октября 2018 года  по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. № 411;

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №02-10/2018-003 в качестве ответчика Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей (ул. Кооперативная, строение 31, г. Шуя, Ивановская область, 155908, ИНН3706001241, ОГРН 1023701390492);

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №02-10/2018-003 в качестве заявителя ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (ул. 1-я Московская, д. 19, г. Шуя, Ивановской области, ИНН3706008060);

4.  Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 29.10.2018 представить письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении, с приложением обосновывающих позицию документов.

 

Явка ответчика и заявителя или их представителей (с  доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         А.В. Боровков

Связанные организации

Связанные организации не указаны