Определение б/н Определение о назначении дела №02-15/2017-003 о нарушении ан... от 6 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-15/2017-003 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

05 июля 2017 г.                                                                                                    г. Иваново
                                                                                                          

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В связи с наличием в действиях администрации городского округа Тейково Ивановской области (юридический и фактический адрес: 155040, Ивановская область, г. Тейково, пл. Ленина, д. 4, ИНН: 3704001084), выразившихся в даче указаний (Протокол совещания и.о. главы городского округа Тейково с заместителями администрации, руководителями отделов и ресурсоснабжающих организаций г.о. Тейково по вопросу передачи в муниципальную собственность имущества Министерства Обороны и подготовки инженерной инфраструктуры военного городка к предстоящему отопительному сезону от 28.06.2016) муниципальному унитарному предприятию «Тепловик» о передаче котельных №1 и №4 с тепловыми сетями в аренду ООО «Тейковское ПТС», на основании которого между МУП «Тепловик» и ООО «Тейковское ПТС» заключен Договор аренды имущества от 28.07.2016 без проведения конкурсных процедур отбора, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ивановским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации городского округа Тейково Ивановской области (далее - Администрация) 25.10.2016 выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с указанным предупреждением Администрации надлежало в срок до 15.12.2016 прекратить указанные действия путем принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию муниципальным имуществом, указанным в пункте 1.1 названного договора, на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

По ходатайствам Администрации срок выполнения указанного предупреждения в соответствии с ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции неоднократно продлялся.

В соответствии с письмами Ивановского УФАС России от 04.05.2017 №02-09/1275 и от 16.05.2017 №02-09/1333 срок выполнения предупреждения продлен до 01.07.2017.

 

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче Администрацией путем издания Распоряжения № 79 от 23.06.2016 (п. 1) объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение МУП «Тепловик» без проведения конкурсных процедур, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Ивановским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации выдано предупреждение от 10.02.2017 об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий нарушения.

В соответствии с указанным предупреждением Администрации надлежало в срок до 01.07.2017 прекратить указанные действия, путем принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов  к пользованию муниципальным имуществом – объектами теплоснабжения, указанными в пункте 1 Распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации городского округа Тейково Ивановской области № 79 от 23.06.2016, а именно:

1) провести конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении указанных выше объектов теплоснабжения;

2) изъять из хозяйственного ведения МУП «Тепловик» (после проведения конкурса на заключение концессионного соглашения) объектов теплоснабжения, указанных в п. 1 Распоряжения № 79 от 23.06.2016.

 

Ивановским УФАС России установлено, что в целях выполнения предупреждения от 25.10.2016 договор, заключенный между МУП «Тепловик» и ООО «Тейковское ПТС», расторгнут, о чем антимонопольный орган уведомлен письмом Администрации от 01.03.2017 №479/24.

Более того, в связи с содержащейся в письме Администрации от 03.05.2017 №1022/20 за подписью главы городского округа Тейково Ястребова А.В. информацией о принятии решения о включении МУП «Тепловик» в план приватизации на 2017 год путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью и передаче имущества, неправомерно закрепленного за МУП «Тепловик» на праве хозяйственного ведения (котельных №1 и №4 с тепловыми сетями, указанных в п. 1 Распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации городского округа Тейково Ивановской области от 23.06.2016 №79), в уставный капитал указанного общества, Ивановским УФАС России на основании статьи 25.7 Закона выдано предостережение от 16.05.2017  о недопустимости совершения планируемых действий, в связи с тем, что такие действия могут привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Вместе с тем, 04.07.2017 (по истечении установленного срока для исполнения предупреждений) в Ивановское УФАС России поступили письма Администрации №1471/20 и 1472/20, из которых следует, что, по мнению Администрации, объекты теплоснабжения переданы в хозяйственное ведение МУП «Тепловик» правомерно. В настоящее время городской Думой городского округа Тейково принято решение о преобразовании МУП «Тепловик» в общество с ограниченной ответственностью.

Информация о намерении Администрации провести конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении обозначенных объектов теплоснабжения в представленных письмах отсутствует.

Таким образом, Ивановским УФАС России установлено, что предупреждения от 25.10.2016 и от 10.02.2017 в установленный срок Администрацией не исполнены.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В действиях Администрации, выразившихся в:

- даче указаний (Протокол совещания и.о. главы городского округа Тейково с заместителями администрации, руководителями отделов и ресурсоснабжающих организаций г.о. Тейково по вопросу передачи в муниципальную собственность имущества Министерства Обороны и подготовки инженерной инфраструктуры военного городка к предстоящему отопительному сезону от 28.06.2016) муниципальному унитарному предприятию «Тепловик» о передаче котельных №1 и №4 с тепловыми сетями в аренду ООО «Тейковское ПТС», на основании которого между МУП «Тепловик» и ООО «Тейковское ПТС» заключен Договор аренды имущества от 28.07.2016 без проведения конкурсных процедур отбора, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,

- передаче Администрацией путем издания Распоряжения № 79 от 23.06.2016 (п. 1) объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение МУП «Тепловик» без проведения конкурсных процедур, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,

Ивановское УФАС России усматривает признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Распоряжением от 23.06.2016 № 79 Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации городского округа Тейково передал котельные №1 и №4 с тепловыми сетями  в хозяйственное ведение МУП «Тепловик».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.

Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) относят к числу объектов концессионного соглашения объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ (пункт 4.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 2 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ).

В силу части 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Письмом от 10.02.2016 № АК/7531/16 ФАС России указало, что котельная как источник тепловой энергии не предназначена для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, соответственно, не может быть отнесена к сооружениям, входящим в состав сети инженерно-технического обеспечения.

Частью 5 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

На основании части 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Законом № 190-ФЗ и Законом № 115-ФЗ, не допускается.

Также Ивановским УФАС России установлено, что в соответствии с Протоколом совещания и.о. главы городского округа Тейково с заместителями администрации, руководителями отделов и ресурсоснабжающих организаций г.о. Тейково по вопросу передачи в муниципальную собственность имущества Министерства Обороны и подготовки инженерной инфраструктуры военного городка к предстоящему отопительному сезону от 28.06.2016 МУП «Тепловик» дана рекомендация о передаче котельных №1 и №4 с тепловыми сетями в аренду ООО «Тейковское ПТС» во исполнение чего между МУП «Тепловик» и ООО «Тейковское ПТС» заключен Договор аренды имущества от 28.07.2016 без проведения конкурсных процедур отбора, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с нормами ст. 28.1 Закона о теплоснабжении заключение указанных договоров без проведения торгов не допустимо.

Закрепление котельных №1 и №4 с тепловыми сетями за МУП «Тепловик» на праве хозяйственного ведения и  заключение договора аренды указанного имущества с ООО «Тейковское ПТС» без проведения конкурсных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данных хозяйствующих субъектов преимущественные условия в получении муниципального имущества во владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области издан приказ от 04.07.2017 №035 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией городского округа Тейково Ивановской области (юридический и фактический адрес: 155040, Ивановская область, г. Тейково, пл. Ленина, д. 4, ИНН: 3704001084) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 02-15/2017-003 к рассмотрению на 24 августа 2017 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. 410.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – администрацию городского округа Тейково Ивановской области.

 

Явка представителя ответчика (с документами, подтверждающими полномочия либо доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Подпись председателя Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны