Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 02-22/2017-023 (в... от 30 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-22/2017-023

14 сентября 2017 г.                                                                                                     г. Иваново

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Боровков Александр Витальевич, рассмотрев протокол № 02-22/2017-023 от 06 сентября 2017 года и другие материалы дела № 02-22/2017-023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (ул. Боровая, д. 2, г. Кинешма, 155800, ИНН 3703043525) по части 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛ:

08.08.2017 главным специалистом - экспертом отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России <…> в отношении МУП «Водоканал» посредством вынесения определения возбуждено дело № 02-22/2017-023 по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и проведено административное расследование.

06.09.2017 по завершении административного расследования составлен протокол  об административном правонарушении №02-22/2017-023.

Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.

29.12.2016 Комиссией Ивановского УФАС России принято решение по делу № 02-10/2016-005 о нарушении антимонопольного законодательства.

Из указанного решения Комиссии следует, что Распоряжением Правительства РФ от 11.05.2015 № 1089-р АО «ГУ ЖКХ» обособленное подразделение «Верхневолжское» признано единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны РФ в 2015-2016 гг. закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод для нужд подведомственных Минобороны России государственных, казенных, бюджетных и автономных учреждений.

В целях исполнения данного распоряжения Директором Департамента имущественных отношений Минобороны России издан приказ от 21.09.2015 № 2134 «О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ», согласно которому в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» предоставлены сети водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование.

Между Министерством обороны и АО «ГУ ЖКХ» в лице обособленного подразделения «Верхневолжское» заключен договор № 37/ВКХ от 09.10.2015 (с дополнительным соглашением № 1 от 15.03.2016) о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование.

Согласно Акту приема-передачи от 09.10.2015 № 1, являющемуся  приложением № 1 к договору от 09.10.2015 № 37/ВКХ, в безвозмездное пользование ОП «Верхневолжское» АО «ГУ ЖКХ» переданы канализационные и водопроводные сети по адресам: г. Кинешма, ул. Котовского, д. 2, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.06.2015 № 28-к/1 для АО «ГУ ЖКХ» с 01.07.2015 по городскому округу Кинешма установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.

Постановлением Администрации городского округа Кинешма от 05.11.2014 № 2727п МУП «Водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения на территории городского округа Кинешма, за исключением зон деятельности ООО «Жилсервис», ООО «Дмитриевский химический завод-Производство» и ООО «РегионИнфраСистема-Иваново».

25.09.2015 письмом за № 03093/исх/16-1 АО «Славянка» уведомило о расторжении договора с МУП «Водоканал» в связи с возвратом имущества балансодержателя – Департаменту имущественных отношений Минобороны России, и принятии данного имущества АО «ГУ ЖКХ».

Письмом от 25.09.2015 АО «ГУ ЖКХ» обратилось в МУП «Водоканал» для заключения договоров на транспортировку воды и сточных вод на 2015-2016 гг. в целях их предоставления в орган регулирования расчетов тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения и открытия органом регулирования тарифных дел на 2015-2016 гг.

Письмом № 00033/исх/25 от 05.11.2015 АО «ГУ ЖКХ» обратилось с заявкой на заключение договора оказания услуги водоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Кинешма, ул. Котовского, 2, кот. 1/115. В ответ на которое МУП «Водоканал» направлены два экземпляра договора № 134 от 12.11.2015 холодного водоснабжения и водоотведения по военному городку.

Письмом 01.03.2016 № 868 в МУП «Водоканал» обратилось 158 территориальное отделение эксплуатации и контроля Минобороны РФ за заключением договора оказания услуг на холодное водоснабжение и водоотведение по военному городку, расположенного на территории Ивановского гарнизона (в/г № 1, в/ч №03333, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Котовского, д. 2).

В ответ на указанную заявку МУП «Водоканал» письмом за № 01-4/1257 от 23.03.2016 направило государственные контракты № 770 холодного водоснабжения и водоотведения на 2016 год по указанному военному городку.

Письмом от 16.03.2016 № 677/исх/25 АО «ГУ ЖКХ» Обособленное подразделение «Верхневолжское» направило в адрес МУП «Водоканал» г. Кинешмы проекты договоров по транспортировке холодной воды  № 37/ТрХВ/02 от 01.01.2016 и сточных вод № 37/ТРСВ/02 от 01.01.2016.

Письмом от 20.04.2016 МУП «Водоканал» г. Кинешма указало, что считает заключение указанных договоров преждевременным, поскольку для их исполнения помимо организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации должен быть абонент, непосредственно потребляющий услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Письмом от 08.07.2016 № 01-04/2693 МУП «Водоканал» возвратило направленные в его адрес платежные документы за транспортировку холодной воды и сточных вод, указав, что поскольку до настоящего времени договор холодного водоснабжения и водоотведения с ФКУ «ОСК ЗВО» в отношении объектов, расположенных по адресу: г. Кинешма, ул. Котовского, д. 2, не заключен, то ОП «Верхневолжское» является единственным абонентом, потребляющим услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории военного городка, расположенного по указанному выше адресу.

На основании указанной переписки установлен факт обращения АО «ГУ ЖКХ» ОП «Верхневолжское» в адрес МУП «Водоканал» по вопросу заключения договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод и  оставление проектов договоров без рассмотрения со стороны МУП «Водоканал» по основанию не признания у ОП «Верхневолжское» АО «ГУ ЖКХ» статуса транзитной организации.

Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках: услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды  и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма, путем необоснованного уклонения от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: г. Кинешма, ул. Котовского, д. 2, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77, посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение и водоотведение потребителей МУП «Водоканал» г. Кинешма, что влечет ущемление интересов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обособленное подразделение «Верхневолжское», признаны нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». 

На основании положений статьи 3, статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение МУП «Водоканал» на товарных рынках: услуги холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма.

Из изложенного прихожу к выводу, что наличие доминирующего положения МУП «Водоканал» на товарных рынках: услуги холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма и злоупотребление доминирующим положением подтверждаются решением Комиссии по рассмотрению дела № 02-10/2016-005.

Злоупотребление МУП «Водоканал» доминирующим положением, последствия которого отражены в решении № 02-10/2016-005, в силу положений части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ указывает на наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

Следовательно, правовые основания для возбуждения дела № 02-22/2017-025 по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении МУП «Водоканал» имелись.

Материалы настоящего административного дела (уведомление от 15.08.2017 № 15300013286944 о вручении заказного письма № 02-22/2142 от 08.08.2017), свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела № 02-22/2017-023 в отношении МУП «Водоканал», а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. О дате, времени и месте рассмотрения дела № 02-22/2017-023 МУП «Водоканал» уведомлено своевременно и надлежащим образом.

В протоколе по делу об административном правонарушении представителем МУП «Водоканал» даны письменные пояснения, из содержания которых следует, что: договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод не были заключены в виду того, что ОП «Верхневолжское» АО «ГУ ЖКХ» не имеет статуса транзитной организации. Данная организация является единственным абонентом на территории военного городка. Решение и предписание УФАС России были обжалованы в судебном порядке. В настоящее время подана кассационная жалоба на судебные акты. ОП «Верхневолжское» ОАО «ГУ ЖКХ» не правомочно заключать договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод  в связи с утратой с 01.04.2017 статуса транзитной организации.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, с учетом объяснений МУП «Водоканал», изложенных в протоколе об административном правонарушении № 02-22/2017-023 от 06.09.2017, считаю, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,  имели место.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Статьей 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

По смыслу приведенных норм, понудить к заключению договора можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу закона, либо обусловлено добровольно принятым на себя обязательством.

Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Закона № 416-ФЗ в целях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод и иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Закона.

Пунктом 45 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 (далее – Правила № 644), установлено, что договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 46 Правил № 644 предусмотрено, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Из изложенного следует, что заключение договоров по транспортировке сточных вод и холодной воды является обязательным для гарантирующей организации в силу норм действующего законодательства. Возможность отказа либо уклонения от заключения таких договоров действующим законодательством не предусмотрена.

Учитывая позицию МУП «Водоканал», отраженную в письмах от 08.09.2016 № 01-4/3568 и от 17.10.2016 № 01-4/4064, следует, что основанием не заключения договоров на транспортировку сточных вод и холодной воды (оставления проектов договоров без согласования) явилось рассмотрение ОП «Верхневолжское» АО «ГУ ЖКХ» в качестве единственного абонента и отрицание наличия у последнего статуса транзитной организации.

Статьей 2 Закона № 416-ФЗ определены следующие понятия: гарантирующая организация (ГО) - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В свою очередь, Закон № 416-ФЗ определяет, что транспортировка воды (сточных вод) – это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Понятие "транзитная организация" изложено в пункте 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 (далее – Правила № 644), под которой понимается организация, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

Из совокупного анализа положений ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 16, пп. «а» п. 1 ч.1, пп.3 п. 2, пп. 2 ч. 7 и 8  Закона № 416-ФЗ следует, что услуга по транспортировке воды (сточных вод) относится к регулируемому виду деятельности и оказывается на основании утвержденного тарифа.

Следовательно, собственники и иные законные владельцы водопроводных и канализационных сетей приобретают статус транзитной (транспортирующей) организации при наличии водопроводных и канализационных сетей, находящихся в эксплуатации организации, посредством которых обеспечивается перемещение воды (сточных вод) для абонентов гарантирующей организации, и установленного тарифа на транспортировку холодной воды (сточных вод).

В рассматриваемом случае собственником водопроводных и канализационных сетей по ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77 и ул. Котовского, д. 2, в/г 1 г. Кинешмы является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Положения пункта 6 статьи 1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что порядок регулирования водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливается Правительством РФ. Следовательно, полномочия Правительства РФ в сфере водоснабжения (водоотведения), изложенные в статье 4 Закона о водоснабжении, дополнены специальной компетенцией на регламентацию указанной сферы отношений для объектов обороны (безопасности).

Распоряжением Правительства РФ № 1089-р от 11.06.2015 АО «ГУ ЖКХ» определено единственным поставщиком для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций, во исполнение которого 21.09.2015 Министерством обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт № 4-ВКХ.

Вместе с тем, Министерство обороны РФ, заключив с АО «ГУ ЖКХ» в лице ОП «Верхневолжское» договор № 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование от 09.10.2015 (с дополнительным соглашением № 1 от 15.03.2016), фактически осуществило выделение сетей водоснабжения и водоотведения из прочего имущества, закрепленного за Минобороны РФ и передачу его во временное безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ».

Сети водоотведения и водоснабжения по ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77 и ул. Котовского, д. 2, в/г 1 г. Кинешмы имеют технологическое присоединение к централизованным сетям МУП «Водоканал».

Посредством указанных сетей обеспечивается водоснабжение и водоотведение объектов Минобороны РФ, что также следует из письменных пояснений МУП «Водоканал» от 17.10.2016 № 01-4/4064.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.06.2015 № 28-к/1 для АО «ГУ ЖКХ» с 01.07.2015 по городскому округу Кинешма установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.

При этом, непосредственными абонентами услуг МУП «Водоканал» г. Кинешмы, согласно государственных контрактов холодного водоснабжения и водоотведения № 770 (скрепленного подписями и печатями МУП «Водоканал» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» - далее – ФКУ «ОСК ЗВО»), № 91 от 30.03.2016 и № 91/1 от 16.09.2016 (заключенных с  ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области»), являются ФКУ «ОСК ЗВО» или ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области».

Одновременно, исходя из положений пункта 2.3 Государственного контракта № 4-ВКХ и дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту от 21.09.2015 № 4-ВКХ и приложения № 2 и 4 к нему, следует, что из точек поставки услуг водоснабжения и водоотведения ВГ № 77, ОВК, г. Кинешма ул. Советская, д. 29 и ВГ № 1 ул. Котовского, д. 2, исключены.

Таким образом, АО «ГУ ЖКХ» ОП «Верхневолжское» является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды и сточных вод для абонентов МУП «Водоканал» - ФКУ «ОСК ЗВО» или ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области».

Поскольку МУП «Водоканал» является гарантирующей организацией, а АО «ГУ ЖКХ», выступает в качестве организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на основании договора № 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование от 09.10.2015, которые технологически присоединены к сетям МУП «Водоканал» и с использованием которых осуществляется водоснабжение объектов Минобороны России (потребителей – ФКУ «ОСК ФКО» и ФКУ «Военный комиссариат по Ивановской области»), а также при наличии установленного тарифа на транспортировку сточных вод и холодной воды, АО «ГУ ЖКХ» вправе было обратиться в МУП «Водоканал» для заключения договора транспортировки холодной воды и сточной воды. При этом, МУП «Водоканал» обязано заключить договор с АО «ГУ ЖКХ» как организацией, эксплуатирующей данные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в силу прямого указания Правил № 644.

Вместе с тем, указание МУП «Водоканал» на преждевременное заключение договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод, в связи с наделением АО «ГУ ЖКХ» статусом единственного абонента (письма от 20.04.2016 № 01-4/1677 и от 08.07.2016 № 01-4/2693), свидетельствует об уклонении МУП «Водоканал» от их заключения, что противоречит положениям норм в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указанные решение и предписание обжаловались МУП «Водоканал» в арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд (дело №А17-169/2016). Судебными актами решение и предписание по делу № 02-10/2016-005 оставлены в силе.

Статьей 14.31 КоАП РФ выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, применяемых в зависимости от наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта статуса субъекта естественных монополий и последствий, к которым привели действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов иных лиц).

МУП «Водоканал» г. Кинешмы Приказом от 01.04.2015 №589-э включено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры», под номером 37.В.17.

В соответствии с Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (от 16.12.2014 №646-к/1; от 18.12.2015 №60-к/4) МУП «Водоканал» г. Кинешмы установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Администрации городского округа Кинешма от 05.11.2014 №2727п «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения на территории городского округа Кинешма» МУП «Водоканал» г. Кинешмы наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Кинешма и для него установлена зона деятельности в пределах территории г.о. Кинешма (за исключением территории указанной в Приложениях №1, №2, №3 Постановления №2727п от 05.11.2014).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено естественно монопольное положение МУП «Водоканал» на товарных рынках: услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды  и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 Состав административного правонарушения образуют:

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на соблюдение и обеспечение конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении МУП «Водоканал», занимающим доминирующее положение на товарных рынках: услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды  и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма, действий (необоснованное уклонение от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: г. Кинешма, ул. Котовского, д. 2, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77, посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение и водоотведение потребителей МУП «Водоканал» г. Кинешма), результатом которых является ущемление интересов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обособленное подразделение «Верхневолжское,

признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Субъект административного правонарушения – муниципальное унитарное предприятие «Водоканал».

С субъективной стороны – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения МУП «Водоканал» требований законодательства, не выявлено.

МУП «Водоканал», обладая сведениями об утвержденных Департаментом энергетики и тарифах Ивановской области тарифах на транспортировку холодной воды и сточных вод для  АО «ГУ ЖКХ», о наличии заключенных договоров холодного водоснабжения с ФКУ «ОСК ЗВО» или ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», предприятие имело возможность совершить действия, направленные на урегулирование договорных отношений с транспортирующей организацией.

Таким образом, МУП «Водоканал» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках: услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды  и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма, путем необоснованного уклонения от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: г. Кинешма, ул. Котовского, д. 2, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77, посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение и водоотведение потребителей МУП «Водоканал» г. Кинешма, что влечет ущемление интересов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обособленное подразделение «Верхневолжское».

Дата обнаружения административного правонарушения – 29.12.2016 (дата изготовления решения в полном объеме).

Место совершения административного правонарушения – ул. Боровая, д. 2, г. Кинешма, 155800 (место нахождения МУП «Водоканал»).

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность МУП «Водоканал» подтверждается решением Ивановского УФАС России по делу № 02-10/2016-005 от 29.12.2016

По общему правилу статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ административный штраф для  юридических лиц составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Сумма выручки от реализации услуг, на рынке которых совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера выручки МУП «Водоканал» от реализации всех услуг (работ, товаров), что установлено на основании данных, представленных МУП «Водоканал» письмом от 17.08.2017 №01-4/2813 (вх.№2885 от 24.08.2017).

Порядок расчета административного штрафа предусмотрен Примечанием к статье 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ определяются интервальные значения штрафа, подлежащего наложению на МУП «Водоканал» (от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение):

минимальный штраф = <...>  = 303 141 руб.;

максимальный штраф = <....> = 3 031 410 руб.

Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки МУП «Водоканал» от реализации всех товаров (работ, услуг)  = <...> = 2 062 020 руб.

Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность МУП «Водоканал», в рассматриваемом случае являются:

  1. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении – МУП «Водоканал» своевременно и в полном объеме предоставляло информацию, запрашиваемую антимонопольным органом, давало пояснения необходимые для объективного рассмотрения дела;
  2. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль –  выданное предписание засчитано как исполненное МУП «Водоканал», поскольку реальная возможность заключения договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод у МУП «Водоканал» отсутствует по причине утраты АО «ГУ ЖХ» ОП «Верхневолжское»  статуса  транзитной организации.  Вновь созданная организация (учреждение) Минобороны РФ в МУП «Водоканал» для заключения аналогичных договоров не обращалась.

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (примечание 4 к статье 14.31 КоАП РФ):

Таким образом, с учетом наличия двух выявленных смягчающих обстоятельств размер административного штрафа, подлежащего наложению на МУП «Водоканал», составил – 985 208,24 руб.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 24.05.2011 по делу №

А17-2162/2011 принято заявление ликвидируемого должника - муниципального унитарного предприятия «Водоканал», о признании его несостоятельным (банкротом) и возбуждено производство по делу о банкротстве должника. Решением от 21.12.2011 должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 19.06.2017 срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев.

В реестр требований кредиторов Общества включены требования в размере, превышающем <...>

Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, на основании правового подхода, сформулированного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, и положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, что составит  50 000 руб. Размер штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует характеру и последствиям совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению. 

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основанием для освобождения МУП «Водоканал» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований.

Уклоняясь от урегулирования договорных отношений с транзитной организацией АО «ГУ ЖКХ» по транспортировке холодной воды и сточных вод, МУП «Водоканал» тем самым пренебрежительно отнеслось к установленным государством императивным требованиям об обязательности заключения таких договоров.

Не заключение  договора по транспортировке сточных вод и холодной воды со стороны МУП «Водоканал» не позволяло АО «ГУ ЖКХ» получать денежные средства за оказанные услуги по транспортировке холодной воды (сточных вод) в соответствии с утвержденным тарифом, и могло создать препятствия АО «ГУ ЖКХ» в установлении тарифа на последующие периоды регулирования (в случае принятия решения Минобороны РФ о дальнейшей эксплуатации объектов АО «ГУ ЖКХ»).

Следовательно, совершенное МУП «Водоканал» административное правонарушение причинило вред охраняемым общественным отношениям, так как действия Общества игнорируют установленные государством императивные положения, и могли привести к не соблюдению экономических интересов других хозяйствующих субъектов.

Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Учитывая имущественное и финансовое положение МУП «Водоканал», руководствуясь  ч. 2 ст. 14.31,  частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1,  ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (ул. Боровая, д. 2, г. Кинешма, 155800, ИНН 3703043525) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

Плательщик 

МУП «Водоканал»

Получатель

УФК по Ивановской области                                            (Ивановское УФАС России)

Банк получателя

Отделение Иваново г. Иваново

БИК банка

042406001

Счет получателя

40101810700000010001

ИНН/КПП получателя

3728012720/370201001

КБК получателя

161 1 16 02010 01 6000 140

Код по ОКТМО

24701000

Назначение платежа:    

Оплата штрафа по постановлению Ивановского УФАС                                           России о наложении штрафа по делу № 02-22/2017-023                                           от 14.09.2017.

Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).  

В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд  в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Подпись руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны