Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 18 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-22/2018-027

 

 

11 декабря 2018 г.                                                                                                      г. Иваново

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Боровков Александр Витальевич, рассмотрев протокол №02-22/2018-027 от 19.11.2018 г. и другие материалы дела №02-22/2017-027 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область, 153511, ИНН3702633948, ОГРН1103702027604) по части 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя по доверенности <…> (доверенность от 12.11.2018),

УСТАНОВИЛ:

 

19.11.2018 главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России <…> в отношении ООО «Промэнергосеть» посредством вынесения определения возбуждено дело об административном правонарушении №02-22/2018-027 по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования по нему.

Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.

03.09.2018 Комиссией принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/2018-001.

Из указанного решения Комиссии следует, что между МУПП «Кохмабытсервис» и ООО «Промэнергосеть» заключен договор №36-ВС/2015 от 16.11.2015 (далее – договор №36-ВС/2015 от 16.11.2015), по которому организация водопроводно-канализационного хозяйства (ООО «Промэнергосеть»), осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а также стоки горячей воды по абонентам и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент (МУПП «Кохмабытсервис») оплачивать холодную питьевую воду, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых  им приборов учета.

В соответствии с п. 64, 65, 66 договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015, договор вступил в силу с 16.12.2015 и заключен на срок до 15.11.2016. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

Дополнительным соглашением от 30.12.2016 срок действия договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015 продлен по 31.12.2017.

Письмом от 27.11.2017 №1334 МУПП «Кохмабытсервис» уведомило ООО «Промэнергосеть» о прекращении  действия указанного договора и одновременно просило направить проект контракта холодного водоснабжения в объеме 1000 куб.м. и водоотведения в объеме 325 тыс. куб. м/год с периодом действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 с указанием цены контракта, руководствуясь п. 8 ст. 93 ФЗ №44 «О контрактной системе…».

22.01.2018 ООО «Промэнергосеть» направило для подписания договор №36-ВС/2018.

Из жалобы Заявителя следует, что проект договора №36-ВС/2018 подписан им с протоколом разногласий и направлен электронной почтой.

Письмом от 22.03.2018 №22-03 ООО «Промэнергосеть», указав на факт не подписания Заявителем оферты и не представления протокола разногласий, направило в адрес МУПП «Кохмабытсервис» акт № 1 о самовольном пользовании системой водоотведения от 21.03.2018, а также счета на оплату за прием сточных вод в январе, феврале 2018 года, произведя расчет платы по пропускной способности сетей.

29.03.2018 в адрес МУПП «Кохмабытсервис» направлен проект Контракта №36-ВС/2018, подготовленный в соответствии с требованиями Закона №93-ФЗ, №44-ФЗ.

Неоплата со стороны МУПП «Кохмабытсервис» выставленных счетов явилась основанием направления уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 о введении полного ограничения приема сточных вод с 13 ч. 00 мин. 09.04.2018 и 26.04.2018.

Письмом от 06.04.2018 №386 МУПП «Кохмабытсервис» направило претензию, указав, что потребление холодного водоснабжения и водоотведения не является бездоговорным, а находится на стадии урегулирования разногласий по договору, оснований для применения метода расчета платы по пропускной способности не имеется, как и права на введение ограничения режима потребления холодного водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Администрации г.о. Кохма от 14.12.2017 №820 ООО «Промэнергосеть» определено гарантирующим поставщиком  для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на территории г.о. Кохма, в пределах комплекса технологически связанных между собой инженерных сетей и сооружений, находящихся в границах балансовой принадлежности ООО «Промэнергосеть».

В свою очередь, п. 1 этого же Постановления гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Кохма определено муниципальное унитарное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Кохмабытсервис", за исключением сетей и объектов, относящихся к зоне деятельности гарантирующих организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления (ООО «Промэнергосеть» и ООО «Контур-ВК»).

Следовательно, обе организации осуществляют деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

При этом, исходя из условий договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015, продавцом услуг, поименованных в п.1.1 указанного договора,  является ООО «Промэнергосеть», а покупателем – МУПП «Кохмабытсервис».

Решением Комиссии действия ООО «Промэнергосеть», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, выразившиеся в создании угрозы ущемления интересов МУПП «Кохмабытсервис» и других лиц - потребителей услуг МУПП «Кохмабытсервис» путем несоблюдения порядка заключения договора (контракта) холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с поданной МУПП «Кохмабытсервис» заявкой от 27.11.2017, необоснованного расчета объемов сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, и направления уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 №41-04 о намерении прекратить оказание услуг по водоотведению МУПП «Кохмабытсервис»,  признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение ООО «Промэнергосеть» на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей.

Из изложенного прихожу к выводу, что наличие доминирующего положения ООО «Промэнергосеть» и злоупотребление доминирующим положением подтверждаются решением Комиссии по рассмотрению дела №02-10/2018-001.

Злоупотребление ООО «Промэнергосеть» доминирующим положением, последствия которого отражены в решении №02-10/2018-001, в силу положений части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ указывает на наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, правовые основания для возбуждения дела №02-22/2018-027 по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении ООО «Промэнергосеть» имелись.

Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела №02-22/2018-027, а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. ООО «Промэнергосеть» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ уведомлено надлежащим образом (почтовое уведомление от 24.10.2018 №15397128921822).

О дате, времени и месте рассмотрения дела №02-22/2018-027 ООО «Промэнергосеть» уведомлено своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 26.11.2018 №15397129768846.

 

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,  имели место.

В соответствии  с ч.1, 5, 6, 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон №416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 ст. 11 Закона №416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В свою очередь, ст. 12 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 4).

Из части 5 этой же статьи следует, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Из совокупного анализа п. 8-12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644), установлено несоблюдение ООО «Промэнергосеть» порядка заключения договора (контракта) холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с поданной МУПП «Кохмабытсервис» заявкой от 27.11.2017.

В частности, письмо МУПП «Кохмабытсервис» от 27.11.2017 №1334, которым Общество отказывалось от пролонгации договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015 и просило заключить новый договор (контракт) на водоснабжение и водоотведение, поступило в ООО «Промэнергосеть» 27.11.2017, о чем свидетельствует штамп организации на нем.

Комиссией установлено, что письмо МУПП «Кохмабытсервис» подлежало рассмотрению в качестве заявки, а доводы Общества об обратном отклонены исходя из того, что ООО «Промэнергосеть» не запрашивало дополнительных документов, в последующей переписке (письма от 22.03.2018 №22-03, от 29.03.2018 №29-03) ООО «Промэнергосеть» расценивает письмо МУПП «Кохмабытсервис» от 27.11.2017 как заявку с просьбой о подготовке и направлении контракта холодного водоснабжения и водоотведения.

Проект договора холодного водоснабжения и водоотведения направлен в адрес Заявителя 22.01.2018 (то есть с нарушением установленного срока) и получен им 30.01.2018, о чем свидетельствует штамп организации.

Соответственно с 30.01.2018 начинает исчисляться 30-ти дневный срок (до 01.03.2018) для направления подписанного контракта холодного водоснабжения или водоотведения либо протокола разногласий к нему.

Из представленных скриншотов страниц электронной почты, Комиссией сделан вывод о возникновении между сторонами взаимоотношений по согласованию условий договора водоснабжения и водоотведения №36-ВС/2018, направленного письмом от 22.01.2018.

Вместе с тем, ООО «Промэнергосеть» направлен новый проект контракта холодного водоснабжения и водоотведения (письмо от 29.03.2018 №29-03), а период с 01.01.2018 по март 2018 года рассмотрен как самовольный сброс сточных вод.

Оснований для определения объема потребленного МУПП «Кохмабытсервис» ресурса на основании пропускной способности канализационных сетей в связи с самовольным пользованием системой водоотведения,  у ООО «Промэнергосеть» не имелось.

Согласно пункту 10 статьи 20 Закона №416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) в случае неисправности прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

Таким образом, расчетные способы применяются при отсутствии (неисправности) приборов учета и в иных случаях, когда невозможно определить фактическое потребление абонентом питьевой воды и сброса сточных вод.

При этом пунктом 82 Правил №644 предусмотрено, что количество поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод, определяется путем осуществления коммерческого учета в соответствии с Правилами №776.

Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения определено в пункте 24 Правил №776.

Согласно подпункту "б" пункта 36 Правил №644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что МУПП «Кохмабытсервис» осуществлено подключение путем несанкционированных врезок (присоединений), не установлено. Напротив существование заключенного между сторонами договора №36-ВС/2015 от 16.11.2015 исключает данное обстоятельство.

Действия МУПП «Кохмабытсервис» по водоотведению в централизованные канализационные сети ООО «Промэнергосеть» также не могут быть рассмотрены, как самостоятельное пользование централизованными объектами водоотведения, поскольку между сторонами заключен договор холодного водоснабжения №36-ВС/2015 от 16.11.2015.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Из части 2 статьи 540 ГК РФ следует, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 540 ГК РФ если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Кроме того, пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.1997 №14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" предусмотрено, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Таким образом, определение ООО «Промэгнергосеть» объема отведенных сточных вод расчетным способом с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей Комиссия признала необоснованным.

Из п. 17, 18 договора №36-ВС/2015 и Приложения № 5 к нему следует, что для учета объема  принятых сточных вод стороны используют прибор учета в канализационном колодце на выпуске №2, на выпусках №1 и 3 производится расчетным способом с учетом объема поверхностных сточных вод.

Следовательно, объем потребленной услуги по водоотведению (объем стока)  на выпуске №2 фиксированный прибором учета, а на выпусках №1 и 3 не фиксированный.

Пунктом 11 статьи 20 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Согласно пункту 23 Правил № 776 при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил.

В таком случае действующее законодательство предусматривает лишь один вариант определения объема отведенных стоков - объем стоков равен объему водоснабжения.

Из уведомлений ООО «Промэнергосеть» следует, что основанием полного ограничения приема сточных вод с 13 ч. 00 мин. 09.04.2018 является наличие задолженности за самовольное пользования системой водоотведения в январе, феврале, марте 2018 года.

Поскольку доказательства, подтверждающих факт самовольного пользования системой водоотведения со стороны МУПП «Кохмабытсервис» отсутствуют, то намерения ООО «Промэнергосеть» в части введения полного ограничения приема сточных вод не соответствуют действующему законодательству.

Таким образом, действия ООО «Промэнергосеть», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем несоблюдения порядка заключения договора (контракта) холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с поданной МУПП «Кохмабытсервис» заявкой от 27.11.2017, необоснованного расчета объемов сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, и направления уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 №41-04 о намерении прекратить оказание услуг по водоотведению МУПП «Кохмабытсервис» по основанию наличия задолженности за самовольное пользование системой водоотведения, создали угрозу ущемления интересов МУПП «Кохмабытсервис» и других лиц - потребителей услуг МУПП «Кохмабытсервис», что указывает на наличие нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 14.31 КоАП РФ выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, применяемых в зависимости от наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта статуса субъекта естественных монополий и последствий, к которым привели действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов иных лиц).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено естественно монопольное положение ООО «Промэнергосеть» на товарном рынке: деятельность по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 Состав административного правонарушения образуют:

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на соблюдение и обеспечение конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона в совершении ООО «Промэнергосеть» действий (несоблюдение порядка заключения договора (контракта) холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с поданной МУПП «Кохмабытсервис» заявкой от 27.11.2017, необоснованного расчета объемов сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, и направления уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 №41-04 о намерении прекратить оказание услуг по водоотведению МУПП «Кохмабытсервис»), которые привели к злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, и результатом которых является создание угрозы ущемления интересов МУПП «Кохмабытсервис» и других лиц - потребителей услуг МУПП «Кохмабытсервис».

Субъект административного правонарушения – общество с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть».

С субъективной стороны – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО «Промэнергосеть» требований законодательства, не выявлено.

ООО «Промэнергосеть» располагало и знало о выраженных еще в ноябре 2017 года намерениях МУПП «Кохмабытсервис» заключить новый договор (контракт) на водоснабжение и водоотведение с 01.01.2018 в связи с внесением изменений в Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе…», а следовательно, могло своевременно подготовить и направить в адрес предприятия проект договора (контракта) на водоснабжение и водоотведение, исключив тем самым создание предпосылок к расчету объемов сточных вод расчетным способом с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей и направлению уведомлений о полном прекращении приема сточных вод МУПП «Кохмабытсервис».  

Таким образом, действия ООО «Промэнергосеть»  являются правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «Деятельность по водоснабжению и водоотведению» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, путем создания угрозы ущемления интересов МУПП «Кохмабытсервис» и других лиц - потребителей услуг МУПП «Кохмабытсервис» при несоблюдении порядка заключения договора (контракта) холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с поданной МУПП «Кохмабытсервис» заявкой от 27.11.2017, необоснованном расчете объемов сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, и направлении уведомлений от 03.04.2018 №33-04 и от 17.04.2018 №41-04 о намерении прекратить оказание услуг по водоотведению МУПП «Кохмабытсервис».

Дата обнаружения административного правонарушения – 03.09.2018 (дата изготовления решения в полном объеме).

Место совершения административного правонарушения – ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область (место нахождения ООО «Промэнергосеть»).

 

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность ООО «Промэнергосеть» подтверждается решением Ивановского УФАС России по делу №02-10/2018-001 от 03.09.2018.

По общему правилу статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает административный штраф для  юридических лиц, который составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Порядок расчета административного штрафа предусмотрен Примечанием к статье 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ определяются интервальные значения штрафа, подлежащего наложению на ООО «Промэнергосеть» (от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение):

<…>

Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность, в рассматриваемом случае являются:

  1. Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ) -  фактически Общество самостоятельно устранило допущенное нарушение до вынесения Комиссией решения по делу №02-10/2018-001: договор (контракт) холодного водоснабжения и водоотведения  с МУПП «Кохмабытсервис» заключило,  от требований взимания стоимости сточных вод по методу пропускной способности отказалось, ограничение режима водоотведения не вводилось.
  2. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении – ООО «Промэнергосеть» своевременно и в полном объеме предоставляло информацию, запрашиваемую антимонопольным органом, давало пояснения необходимые для объективного рассмотрения дела;
  3. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения - ООО «Промэнергосеть», отказавшись в добровольном порядке от противоправного поведения путем заключения договора водоснабжения и водоотведения, отказавшись от требований взимания стоимости сточных вод по методу пропускной способности, отозвав исковое заявление по делу №А17-4082/2018, а также отозвав уведомления о введении ограничения, обеспечило соблюдение интересов контрагента МУПП «Кохмабытсервис» и конечных потребителей услуг последнего – граждан.

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено. 

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (примечание 4 к статье 14.31 КоАП РФ):

Учитывая положения части 4 статьи 14.31 КоАП РФ, определяющей, что при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, сумма административного штрафа, составляет 100 000 рублей.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

На рассмотрение дела ООО «Промэнергосеть» представлена информация о финансовом положении общества.

По данным бухгалтерского баланса на 30.09.2018, отчета о финансовых результатах за январь-сентябрь 2018 года, а также за январь - сентябрь 2017 года выручка ООО «Промэнергосеть» <…> (соответственно).

Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, на основании правового подхода, сформулированного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, и положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, что составит  50 000 руб. Размер штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует характеру и последствиям совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению. 

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основанием для освобождения ООО «Промэнергосеть» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований.

ООО «Промэнергосеть» имело возможность в соответствии с заявкой от 27.11.2017 своевременно подготовить и направить в адрес предприятия проект договора (контракта) на водоснабжение и водоотведение.

Доказательств наличия каких-либо препятствий, обстоятельств, не позволявших выполнить эти требования, ООО «Промэнергосеть» в установленный срок не представлено.

Результатом действий ООО «Промэнергосеть» явилось (могло явиться) ущемление интересов МУПП «Кохмабытсервис» в сфере предпринимательской деятельности, а также прав и законных интересов потребителей оказываемых МУПП «Кохмабытсервис» услуг водоотведения, указанных в п. 1 договора №26-ВС/2015 от 16.11.2015.

ООО «Промэнергосеть» выражало намерения отключить объекты МУПП «Кохмабытсервис» не вследствие убыточности производства товара, а в качестве мер воздействия на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения в своей редакции и ответственности за неисполнение выставленных счетов за бездоговорное потребление услуг водоотведения и не оплаты их в январе, феврале, марте 2018 года.

На данный факт указывает то обстоятельства, что Общество не направляло уведомлений о предстоящем ограничении водоотведения МУПП «Кохмабытсервис» в адрес уполномоченных органов, как предусматривает процедура такого ограничения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в злоупотреблении доминирующим положением (правонарушение посягает на отношения, находящиеся под особым государственным контролем) и выражается в пренебрежительном отношении ООО «Промэнергосеть» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, как гарантирующей организации, в сфере взаимодействия с иными субъектами рынка водоснабжения и водоотведения. 

Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Повышенная опасность правонарушений в рассматриваемой области отношений определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции.

Вне зависимости от того, что фактического прекращения водоснабжении и водоотведения не происходило, уведомление, полученное МУПП «Кохмабытсервис» содержало четкое указание на дату такого отключения. То обстоятельство, что последствия направления уведомления не наступили, не исключает возникновение угрозы ущемления прав и законных интересов МУПП «Кохмабытсервис» и потребителей оказываемых Предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, и, как следствие, исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения.

Следовательно, совершенное ООО «Промэнергосеть» административное правонарушение причинило вред охраняемым общественным отношениям, так как действия Общества игнорируют установленные государством императивные положения, и могли привести к не соблюдению экономических интересов других хозяйствующих субъектов.

Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Учитывая имущественное и финансовое положение ООО «Промэнергосеть», руководствуясь  ч. 2 ст. 14.31,  частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1,  ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область, 153511, ИНН3702633948, ОГРН1103702027604) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч рублей).

 

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

<…>

Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).  

 В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд  в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

 

 

Руководитель управления           _________________________         А.В. Боровков

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны