Решение б/н Решение и предписание по делу № 02-30/2011-042 (ответчик – А... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена "23" декабря 2011 г.                                       город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "26" декабря 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>; рассмотрев дело № 02-30/2011-042, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области (155900, Ивановская область, г. Шуя, пл. Ленина, д. 7) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании Приказа Ивановского УФАС России от 10.10.2011 №137 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области.

В результате проверки выявлено Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» (далее – Постановление № 80 от 03.03.2011).

Данным постановлением создана межведомственная комиссия по рассмотрению и оценке бизнес-планов, предоставляемых участниками Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 21.01.2011 № 5-п. Кроме того, данным постановлением утверждены состав межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов (далее – межведомственная Комиссия) и Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения основными задачами межведомственной  Комиссии являются:

- рассмотрение и оценка бизнес-плана на предмет соответствия основным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию;

- выдача заключения о соответствии бизнес-плана основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию и его целесообразности;

- выдача заключения с предложением (при необходимости) доработать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план) и повторно представить его для рассмотрения Комиссии в установленные сроки.

При оценке представленного на рассмотрение межведомственной Комиссии бизнес-плана, согласно пункту 5 Положения, учитываются следующие критерии: обоснованность преимущества проекта; срок окупаемости проекта, оценка количества вновь создаваемых рабочих мест и другие.

Заседания межведомственной Комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции межведомственной Комиссии, рассматриваются по мере необходимости. Решения, принимаемые Комиссией, принимаются большинством голосов и оформляются протоколом.

На основании выдаваемого межведомственной Комиссией заключения о целесообразности (нецелесообразности) финансирования того или иного бизнес-плана Областное государственное учреждение «Шуйский центр занятости населения» (представители которого входят в состав межведомственной Комиссии) принимает решение о заключении с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров и перечислении субсидий на реализацию данных бизнес-планов.

При этом из содержания Положения не следует, какие требования предъявляются к структуре и содержанию бизнес-плана, каким образом межведомственная Комиссия оценивает целесообразность финансирования бизнес-плана, каким образом межведомственная Комиссия оценивает бизнес-план по установленным критериям: обоснованность преимущества проекта; срок окупаемости проекта; количество вновь создаваемых рабочих мест и другим критериям.

Так как Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» не содержит процедуры оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядка определения целесообразности (нецелесообразности) их финансирования, а также требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, Комиссия самостоятельно, по своему субъективному усмотрению принимает решение о соответствии (несоответствии) бизнес-планов предъявляемым требованиям и о выдаче заключения о целесообразности (нецелесообразности) их финансирования.

Выдача межведомственной Комиссией субъективного заключения о нецелесообразности финансирования того или иного бизнес-плана может привести к ограничению конкуренции, поскольку данное заключение является безусловным основанием для принятия Областным государственным учреждением «Шуйский центр занятости населения» решения об отказе в выделении субсидии на финансирование бизнес-плана.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Таким образом, Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 15.12.2011 № 158 возбуждено дело № 02-30/2011-042 по признакам нарушения Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На заседании Комиссии 23.12.2011 представитель ответчика Алимова Л.П. нарушение антимонопольного законодательства признала и согласилась с тем, что отсутствие в Постановлении № 80 от 03.03.2011 процедуры оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядка определения целесообразности (нецелесообразности) их финансирования, а также требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, может привести к ограничению конкуренции. При этом представитель ответчика пояснила, что в период действия Постановления № 80 от 03.03.2011 необоснованных заключений о нецелесообразности финансирования того или иного бизнес-плана Комиссией не выдавалось. Кроме того, представитель ответчика сообщила о том, что в целях устранения выявленного нарушения антимонопольного законодательства Администрацией разработан проект постановления «О внесении изменений в Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана», который направлен в Шуйскую межрайонную прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в целях предупреждения негативных социально-экономических последствий увольнения работников и предупреждения роста безработицы в Ивановской области Правительством Ивановской области утверждена Программа дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда (далее – Программа).

Задачей данной Программы является, в том числе, стимулирование сохранения и создания рабочих мест в сфере малого бизнеса. Для реализации данной задачи Программой предусмотрено выделение денежных средств (субсидий) гражданам, открывшим собственное дело, а также малому и среднему предпринимательству, создавшему дополнительные места для трудоустройства безработных граждан.

В соответствии с пунктом 5 Порядка и условий предоставления и расходования бюджетных средств на реализацию Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 15.03.2011 № 61-п, предоставление бюджетных средств организациям, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации данного мероприятия Программы, осуществляется путем перечисления областными государственными учреждениями центрами занятости населения Ивановской области (далее - ОГУ ЦЗН) бюджетных средств на счет организации, индивидуального предпринимателя в сроки и на условиях, определенных договорами, заключаемыми ОГУ ЦЗН с организациями, индивидуальными предпринимателями или безработными гражданами.

При этом пунктом 4 Постановления Правительства Ивановской области от 21.01.2011 № 5-п «О реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ивановской области в 2011 году» органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области предписано обеспечить в полном объеме реализацию мероприятий данной Программы.

В рамках реализации предоставленных полномочий и в целях обеспечения реализации мероприятия Программы, заключающегося в выделении денежных средств (субсидий) гражданам, открывшим собственное дело, а также малому и среднему предпринимательству, создавшему дополнительные места для трудоустройства безработных граждан, Администрацией Шуйского муниципального района принято Постановление № 80 от 03.03.2011 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана».

В соответствии с пунктом 2 Положения о межведомственной Комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана, утвержденного данным постановлением, в своей работе Комиссия руководствуется нормативно-правовыми актами, необходимыми для исполнения возложенных на нее задач.

Основными задачами межведомственной Комиссии, согласно пункту 3 Положения, являются:

- рассмотрение и оценка бизнес-плана на предмет соответствия основным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию;

- выдача заключения о соответствии бизнес-плана основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию и его целесообразности;

- выдача заключения с предложением (при необходимости) доработать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план) и повторно представить его для рассмотрения межведомственной Комиссии в установленные сроки.

В состав межведомственной Комиссии в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению № 80 от 03.03.2011 входят: заместитель главы Администрации, специалист отдела социально-экономического развития Администрации, директор и заместитель директора Областного государственного учреждения «Шуйский центр занятости населения», начальник отдела камеральных проверок №2 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области, начальник сектора кредитования частных клиентов Шуйского отделения Сбербанка России № 1573.

Межведомственная Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право привлекать (при необходимости) специалистов в области поддержки субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в состав межведомственной Комиссии, наряду с представителями иных организаций, входят сотрудники Областного государственного учреждения «Шуйский центр занятости населения», уполномоченного заключать с субъектами малого и среднего предпринимательства договоры и перечислять субсидии на реализацию данного мероприятия. Следовательно, выдаваемое межведомственной Комиссией заключение о соответствии (несоответствии) бизнес-плана основным требованиям, имеет решающее значение при принятии Областным государственным учреждением «Шуйский центр занятости населения» решения о заключении (отказе в заключении) договора с тем или иным хозяйствующим субъектом и выделении (отказе в выделении) ему субсидии.

При оценке представленного на рассмотрение межведомственной Комиссии бизнес-плана, согласно пункту 5 Положения, межведомственная Комиссия учитывает следующие критерии: обоснованность преимущества проекта; срок окупаемости проекта, оценка количества вновь создаваемых рабочих мест и другие.

При этом из содержания Положения не следует, какие требования предъявляются к структуре и содержанию бизнес-плана, каким образом межведомственная Комиссия оценивает целесообразность бизнес-проекта, каким образом межведомственная Комиссия оценивает бизнес-проект по установленным критериям.

Заседания межведомственной Комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции межведомственной Комиссии, рассматриваются по мере необходимости. Решения, принимаемые межведомственной Комиссией, принимаются большинством голосов и оформляются протоколом

Из представленных Администрацией протоколов заседаний межведомственной  Комиссии, проведенных в 2011 году (протоколы № 11 от 30.06.2011, №12 от 06.07.2011, № 18 от 01.08.2011, № 19 от 02.08.2011, № 20 от 05.08.2011, № 23 от 06.10.2011) и оформленных на их основе заключений, также не следует, каким образом межведомственная Комиссия оценивает представленные бизнес-планы и определяет целесообразность (нецелесообразность) выделения денежных средств на их реализацию.

Отсутствие в Положении процедуры оценки бизнес-планов по установленным критериям, отсутствие порядка определения целесообразности (нецелесообразности) их финансирования, а также отсутствие требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, предоставляет межведомственной Комиссии возможность самостоятельно, по своему субъективному усмотрению принимать решение о соответствии (несоответствии) бизнес-плана предъявляемым требованиям и о выдаче заключения о целесообразности (нецелесообразности) их финансирования.

В силу отсутствия требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, четкого и прозрачного механизма оценки бизнес-планов по установленным критериям, субъекты малого и среднего предпринимательства рискуют получить необоснованный отказ в финансировании бизнес-планов, поскольку выдача межведомственной Комиссией субъективного заключения о нецелесообразности финансирования бизнес-плана служит безусловным основанием для принятия Областным государственным учреждением «Шуйский центр занятости населения» решения об отказе в выделении субсидии.

Несмотря на то, что межведомственная Комиссия необоснованных заключений о нецелесообразности финансирования того или иного бизнес-плана не выдавала, дальнейшая реализация Постановления № 80 от 03.03.2011 может привести к ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана», в котором отсутствует процедура оценки бизнес-планов по установленным критериям, отсутствует порядок определения целесообразности (нецелесообразности) финансирования бизнес-планов, а также отсутствуют требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-планов, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.  Основания для прекращения рассмотрения дела №02-30/2011-042 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

 

3.  Выдать Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего разработать процедуру оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядок определения целесообразности (нецелесообразности) финансирования бизнес-планов, определить требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-планов либо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство.

 

4.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/2011-042 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

26 декабря 2011 года                                                                                                   г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <….>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 26.12.2011 года по делу № 02-30/2011-042 о нарушении Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области (155900, Ивановская область, г. Шуя, пл. Ленина, д. 7) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Постановления № 80 от 03.03.2011 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана», в котором отсутствует процедура оценки бизнес-планов по установленным критериям, отсутствует порядок определения целесообразности (нецелесообразности) финансирования бизнес-планов, а также отсутствуют требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-планов, для чего в срок до 30.12.2011 внести изменения в акт, нарушающий антимонопольное законодательство и разработать процедуру оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядок определения целесообразности (нецелесообразности) финансирования бизнес-планов, определить требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-планов, либо отменить данный нормативно-правовой акт.

 

2. О выполнении настоящего Предписания Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением соответствующих доказательств.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны