Решение б/н Решение по делу № 02-30/2012-001 (ответчик – ФГБУ «Ивановски... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 18 апреля 2012 г.                                                             г. Иваново

Дата изготовления решения: 27 апреля 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее - Комиссия):<...>;

рассмотрев дело № 02-30/2012-001, возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (153012, г. Иваново, ул. Советская, д. 49, оф. 26) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление ООО «ТеплоВодаКанализация» (далее – Заявитель) от 03.10.2011 с жалобой на действия Государственного учреждения «Ивановский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ГУ «Ивановский ЦГМС», учреждение), связанные с оказанием услуг по предоставлению специализированной информации о состоянии окружающей среды.

В своем заявлении Заявитель указал на то, что учреждение необоснованно устанавливает для различных предприятий различные цены на одни и те же услуги.

При рассмотрении заявления установлено следующее.

29.08.2011 ООО «ТеплоВодаКанализация» обратилось в ГУ «Ивановский ЦГМС» с заявкой на предоставление справки о гидрологической характеристике водного объекта р. Черная (в месте сброса очистных сооружений №2) и справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ водного объекта (по 12 веществам). В результате рассмотрения данной заявки ГУ «Ивановский ЦГМС» выставило заявителю счет на сумму 40 695 рублей (стоимость справки о фоновых концентрациях - 28947 рублей, стоимость гидрологической характеристики реки Чёрная - 11 748 рублей). После того, как ООО «ТеплоВодаКанализация» выразило свое несогласие с выставленным счетом, ГУ «Ивановский ЦГМС» снизило стоимость гидрологической характеристики реки Чёрная до 9 000 рублей.

Испрашиваемая заявителем информация относится к специализированной информации.

Вопросы предоставления Росгидрометом и подведомственными ему организациями информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды регулируются Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425.

В соответствии с пунктом 5 данного Положения специализированная информация предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

В соответствии с письмом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 26.10.2011 № 140-5657 предоставлять специализированную информацию о состоянии окружающей среды на территории Ивановской области имеют право юридические лица, имеющие лицензию на подготовку и предоставление потребителям специализированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

ГУ «Ивановский ЦГМС» образован приказом Верхне-Волжского УГМС от 01.09.89 № 96 и в соответствии с приказом Росгидромета от 25.04.2001 № 71 передан из Верхне-Волжского УГМС в ведение Центрального УГМС (новое наименование Департамент Росгидромета по ЦФО). ГУ «Ивановский ЦГМС» имеет лицензию № Р/2007/0034/100/Л от 26.03.2007 на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе, на подготовку и предоставление потребителям аналитической и расчетной информации о загрязнении атмосферного воздуха, почв, водных объектов (поверхностных вод).

15 декабря 2011 в Устав ГУ «Ивановский ЦГМС» внесены изменения, связанные со сменой типа государственного учреждения. В соответствии с новой редакцией Устава тип данного учреждения сменен на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Ивановский ЦГМС»). Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. В соответствии с частью 4 названной статьи государственное или муниципальное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.

Согласно пункту 1.1 Устава ФГБУ «Ивановский ЦГМС» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизичсекой информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории Ивановской области.

Учреждение согласно пункту 3.3 Устава для реализации основной цели деятельности может осуществлять приносящую доход деятельность по договорам на возмездной основе с заинтересованными физическими и юридическими лицами по ценам, регулируемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФГБУ «Ивановский ЦГМС» в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, то есть является хозяйствующим субъектом.

ФГБУ «Ивановский ЦГМС» ежегодно утверждает Прейскурант цен на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

В 2011 году действовал Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении на 2011 год, утвержденный начальником учреждения. Данный прейскурант согласован руководителем Центрального УГМС, контроль правильности расчетов, заложенных в данный Прейскурант, произведен АНО «Метеоагентство Росгидромета».

В соответствии с письмом ГУ «Ивановский ЦГМС» от 01.12.2011 № 01/1083 при формировании стоимости услуг, указанных в прейскуранте, учреждение взяло за основу Прейскурант Центрального УГМС на 2007 год, утвержденный Приказом Центрального УГМС от 07.03.2007 № 01. При этом, ГУ «Ивановский ЦГМС» лишь скорректировало цены, указанные в Прейскуранте Центрального УГМС на 2007 год, прибавив к ним индекс потребительских цен, предоставленный Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области. Таким образом, ГУ «Ивановский ЦГМС» самостоятельно расчета стоимости услуг, указанных в Прейскуранте на 2011 год, не производило, в связи с чем, не смогло представить информацию о том, какие затраты и на что включены в стоимость данных услуг.

В соответствии с Разделом «Специализированная информация» Прейскуранта ГУ «Ивановский ЦГМС» на 2011 год стоимость специализированной продукции рассчитана исходя из затрат на ее производство и предоставление.

Заявитель обращался в учреждение за предоставлением справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ водного объекта (по 12 веществам) и справки о гидрологической характеристике водного объекта р. Черная (в месте сброса очистных сооружений №2).

В соответствии с пунктом 2.4.26 раздела «Специализированная информация» Прейскуранта ГУ «Ивановский ЦГМС» на 2011 год стоимость услуги «справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в воде водного объекта специальной сети наблюдений» зависит от количества показателей, по которым испрашивается информация, и составляет:

- по 4 показателям - 11018 рублей;

- по 9 показателям – 22543 рублей;

- по 11 показателям – 26535 рублей;

- по 15 показателям – 38582 рублей;

- по 19 показателям – 41175 рублей.

Центральным УГМС в письме от 15.12.2011 № 05/945 в качестве примера представлен расчет стоимости справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в воде водного объекта специальной сети наблюдений по 4 показателям.

Вместе с тем пункт 2.4.26 Прейскуранта ГУ «Ивановский ЦГМС» на 2011 год распространяется лишь на услуги, предоставляемые в отношении водных объектов, входящих в специальную сеть наблюдений.

Заявитель обращался в ГУ «Ивановский ЦГМС» за предоставлением справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ реки Черная, которая не входит в число водных объектов специальной сети наблюдений. В связи с этим ГУ «Ивановский ЦГМС» правомерно рассчитало стоимость данной услуги для заявителя на основании пункта 2.4.42 Прейскуранта: «Прочая специализированная информация, созданная по запросу заказчика - договорная цена». При этом, за основу стоимости данной услуги ГУ «Ивановский ЦГМС» взяло стоимость услуги, указанную в пункте 2.4.26 Прейскуранта, касающуюся водных объектов, входящих в специальную сеть наблюдений.

При анализе договоров, заключенных ГУ «Ивановский ЦГМС» в 2011 году с другими хозяйствующими субъектами на оказание подобной услуги установлено, что учреждение при расчете стоимости данной услуги для каждого конкретного заявителя также за основу брало стоимость услуги (относительно водных объектов, входящих в специальную водную сеть), указанную в пункте 2.4.26 Прейскуранта.

Так в соответствии с договором №05/736 от 28.03.2011 учреждение предоставило подобную услугу (справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ реки Волга в г. Заволжск по 12 показателям) ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие» также за 28 974 рублей.

Таким образом, ГУ «Ивановский ЦГМС» оказывало названную услугу всем обращавшимся предприятиям по одинаковой цене и в действиях учреждения по предоставлению данной услуги не выявлено признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с пунктом 2.4.35 раздела «Специализированная информация» Прейскуранта ГУ «Ивановский ЦГМС» на 2011 год стоимость услуги «краткая гидрологическая характеристика водного объекта для проекта ПДС» составляет 5874 рубля.

Центральным УГМС в письме от 19.12.2011 № 05/955 представлен расчет стоимости данной услуги с разбивкой по статьям затрат. Так в состав типовой справки «Краткая гидрологическая характеристика водного объекта для проекта ПДС» входят следующие параметры:

- минимальная ширина, глубина, скорость потока;

- средняя ширина, глубина, скорость потока;

- минимальный среднемесячный расход 95 % обеспеченности;

- длина водотока до створа наблюдений;

- площадь водосбора до створа наблюдений;

- коэффициент извилистости.

Расчет средних величин производится за 1 год, наблюдения в течение года производятся в различные гидрологические фазы (зимняя и летняя межень, половодье, паводки – 4 раза).

Стоимость услуги «Краткая гидрологическая характеристика водного объекта» в соответствии с расчетом Центрального УГМС складывается из следующих затрат:

- фонд оплаты труда (из расчета 2 чел* 20 часов работы) – 1750 рублей;

- начисления на заработную плату (26,2 %) – 458, 5 рублей;

- затраты на поверку и ремонт приборов - 690 рублей;

- затраты на расходные материалы – 550 рублей;

- затраты на формирование и ведение базы данных по многолетним наблюдениям (электроэнергия, связь и пр.) – 695 рублей;

- накладные расходы (затраты, связанные с административным управлением) – 365, 5 рублей.

При анализе договоров, заключенных ГУ «Ивановский ЦГМС» в 2011 году с другими хозяйствующими субъектами на оказание услуги «Краткая гидрологическая характеристика водного объекта» установлено, что учреждение предоставляло всем хозяйствующим субъектам названную услугу по разным ценам, при этом стоимость услуги для каждого потребителя значительно отличается от цены, указанной в прейскуранте.

Так по договору № 05/782 от 11.07.2011 с ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика №2» учреждение предоставило «гидрологическую характеристику реки Шача» по цене 6500 рублей; по договору №03/485 от 03.05.2011 с МУП «Приволжское ТЭП» учреждение представило «гидрологическую характеристику реки Таха» по цене 10 000 рублей.

Заявителю ГУ «Ивановский ЦГМС» предложило оказать названную услугу по цене 9 000 рублей (первоначально предлагало за 11 748 рублей).

В письме от 15.11.2011 № 01/1042 ГУ «Ивановский ЦГМС» пояснило каким образом происходит формирование цены на услугу для определенного заказчика. Так, при поступлении заявки исполнитель учреждения созванивается с заказчиком, уточняет срок исполнения, сбрасывает по факсу счет на услугу. Если объем запрашиваемой информации большой, цена не устраивает заказчика (нет финансовой возможности оплатить указанную в счете сумму), стороны договариваются о сумме, которая устроит обе стороны. Оформляется договор, протокол согласования цены, обе стороны подписывают документы. По истечении срока, указанного в договоре, заказчик получает запрашиваемую информацию.

Таким образом, ГУ «Ивановский ЦГМС» устанавливает цены на услугу «гидрологическая характеристика водного объекта» не исходя из прямых затрат на ее производство и предоставление, а в результате переговоров с конкретным получателем специализированной информации с учетом платежеспособности заявителя.

В соответствии с п. 3.25 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, аналитический отдел Ивановского УФАС России, руководствуясь п. 3.6.4 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, провел рассмотрение признаков наличия доминирующего положения федерального государственного бюджетного учреждения «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ИНН 3728022284), расположенного по адресу: 153012, г. Иваново, ул. Советская, д. 49, оф. 26.

ФГБУ «Ивановский ЦГМС» в соответствии с предварительным анализом состояния конкуренции имеет признаки наличия доминирующего положения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное установлено федеральным законом.

Таким образом, в названных действиях ФГБУ «Ивановский ЦГМС» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 13.01.2012 № 12 возбуждено дело № 02-30/2012-001 по признакам нарушения ФГБУ «Ивановский ЦГМС» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии 01.03.2012 представитель заявителя Смородина А.А. поддержала позицию, изложенную в заявлении, кроме того, пояснила, что ФГБУ «Ивановский ЦГМС» является единственной организацией на территории Ивановской области, оказывающей услугу «гидрологическая характеристика водного объекта». Ответчик, выставив счет за данную услугу, не представил какого-либо расчета обосновывающего ее стоимость.

На заседании Комиссии 01.03.2012 представитель ответчика Стегней Е.Ю. нарушение антимонопольного законодательства не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу. Кроме того, представитель ответчика пояснила следующее. Учреждение при формировании прейскуранта на 2011 год не производило расчет стоимости услуги «гидрологическая характеристика водного объекта», в связи с чем ей не известно какие затраты и на что включены в данную стоимость. Учреждение не представляло заявителю расчета стоимости услуги «гидрологическая характеристика водного объекта – река Черная». После того, как в учреждение поступает заявка на оказание подобной услуги, она регистрируется у секретаря. Далее бухгалтер рассчитывает стоимость услуги и потребителю выставляется счет. Как только деньги за оказание услуг заказчиком проплачены, сотрудники учреждения начинают работать по заявке. Если водный объект, гидрологическая характеристика которого испрашивается, входит в сеть ОГСН, то все сведения о данном объекте у учреждения имеются и выезжать на объект нет необходимости. Сотрудники учреждения предоставляют соответствующую информацию, основываясь на имеющейся информации, топографических картах и справочниках. Если же водный объект не входит в сеть ОГСН, то сотрудники учреждения выезжают на данный объект с целью проведения обследования. На основании результатов обследований составляется справка о гидрологической характеристике водного объекта.

На заседании Комиссии 01.03.2012 установлено, что ответчиком представлены не все договоры, заключенные в 2011 с потребителями услуги «гидрологическая характеристика водного объекта».

Определением от 01.03.2012 рассмотрение дела № 02-30/2012-001 откладывалось на 20 марта 2012.

На заседании Комиссии 20.03.2012 представитель ответчика пояснила, что при установлении цен на специализированные услуги учреждение исходит из того, какой объем услуг испрашивается потребителями. В том случае, если объем испрашиваемых услуг большой и потребители отказываются их приобретать по выставленным ценам, учреждение снижает стоимость услуг для того, чтобы не потерять потребителя.

Определением от 20.03.2012 рассмотрение дела № 02-30/2012-001 откладывалось на 18 апреля 2012.

На заседании Комиссии 18.04.2012 Комиссией оглашен аналитический отчет, составленный в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Представитель ответчика согласилась с тем, что учреждение занимает доминирующее положение на товарном рынке в продуктовых границах «Гидрологическая характеристика водного объекта» в географических границах «Ивановская область».

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Вопросы предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подведомственными ей учреждениями информационных услуг о состоянии окружающей среды регулируются Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 № 1425 (далее – Постановление № 1425).

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления к информационным услугам в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации.

Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды согласно пункту 5 Постановления № 1425 предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

В соответствии с возложенными постановлением Правительства РФ № 555 от 20.05.1999 на Росгидромет задачами (подпункт 20 пункта 5 Положения о Росгидромете), последний с мая 1999 года по июль 2004 года разрабатывал в пределах своей компетенции тарифы на информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, которая предоставлялась по заказу пользователя (потребителя) за счет его средств (специализированная информация), и реализовывал ее на основе договоров через организации Росгидромета, находящиеся в его ведении (в том числе через ГУ «Ивановский ЦГМС»), кроме того, осуществлял методическое руководство деятельностью подведомственных организаций.

23.07.2004 постановлением Правительства РФ № 372 утверждено новое Положение о Росгидромете, а постановление Правительства РФ № 555 от 20.05.1999 признано утратившим силу.

Согласно новому Положению у Росгидромета нет полномочий по разработке тарифов на специализированную гидрометеорологическую информацию. Кроме того, у Росгидромета с 2004 года отсутствует право на осуществление в установленной сфере деятельности нормативно-правового регулирования, а также на оказание платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Данные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Таким образом, на данный момент все ранее принятые Росгидрометом методические указания в сфере ценообразования на гидрометеорологическую информацию (общую и специализированную) применяться не могут, так как в настоящее время Росгидромет не уполномочен оказывать платные услуги и, следовательно, участвовать в ценообразовании на них. Данная функция относится исключительно к компетенции подведомственных Росгидромету учреждений, в числе которых находится и ФГБУ «Ивановский ЦГМС».

Несмотря на то, что разработка и утверждение прейскурантов на информационные услуги в области гидрометеорологии законодательно не предусмотрена, ответчик ежегодно утверждает Прейскурант цен на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. При этом, Комиссией установлено, что при формировании прейскурантных цен, учреждение не проводит каких-либо расчетов, а лишь прибавляет к ценам, указанным в Прейскуранте Центрального УГМС на 2007 год (утвержден Приказом Центрального УГМС от 07.03.2007 № 01), индекс потребительских цен, ежегодно предоставляемый Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области.

В 2011 году (на момент обращения заявителя к ответчику за оказанием услуг по предоставлению специализированной информации) действовал Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении на 2011 год, утвержденный начальником учреждения.

Поскольку ГУ «Ивановский ЦГМС» самостоятельно расчета стоимости услуг, указанных в Прейскуранте на 2011 год, не производило, ответчик не смог представить информацию о том, какие затраты и на что включены в стоимость услуг, указанных в Прейскуранте.

Комиссией установлено, что ГУ Ивановский «ЦГМС» (в настоящее время – ФГБУ «Ивановский ЦГМС») заключило в 2011 году ряд договоров с различными хозяйствующими субъектами на предоставление специализированной информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, в частности, на оказание услуги «гидрологическая характеристика водного объекта».

Комиссией сопоставлены условия данных договоров по цене приобретаемой по ним продукции. В результате установлено, что учреждение за предоставление одного и того же вида специализированной информации (гидрологическая характеристика водного объекта) для различных покупателей устанавливало различные цены, независимо от того, что несло одинаковые затраты на производство и предоставление услуги.

Так, по договору от 23.03.2011 ГУ Ивановский «ЦГМС» (в настоящее время – ФГБУ «Ивановский ЦГМС») предоставило Обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное коммунальное предприятие» справку о гидрологической характеристике водного объекта Горьковское водохранилище – река Волга в месте водопользования по выпуску в городской черте г. Заволжск на расстоянии 2440 км. от устья до места водопользования за 9 000 рублей. А для Общества с ограниченной ответственностью «Русло» стоимость справки о гидрологической характеристике водного объекта Горьковское водохранилище – река Волга в месте водозабора в городской черте г. Заволжск на расстоянии 2439 км. от устья до места водозабора согласно договору № 03/460 от 29.04.2011 составила 11 748 рублей.

Согласно содержанию справок ГУ Ивановский «ЦГМС» № 03/460 от 17.05.2011 и № 03 от 29.07.2011 информация о гидрологической характеристике испрашиваемого водного объекта предоставлена для ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие» и для ООО «Русло» по одним и тем же параметрам: расстояние от устья, площадь водозабора (водосброса), средняя ширина при НПУ, средняя глубина при НПУ по фарватеру, средняя скорость при НПУ, максимальный уровень воды, минимальный уровень воды.

В обоснование установления различных договорных цен на одну и ту же услугу для названных потребителей ответчиком представлены калькуляции стоимости данных услуг, произведенные главным бухгалтером учреждения.

Согласно калькуляции от 22.03.2011 для заказчика ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие» в стоимость услуги включены следующие затраты:

- 5874 рубля (цена по прейскуранту);

- 517 рублей (затраты на стоимость 21 литра ГСМ из расчета 24,6 рублей за литр);

- 2642 рубля (аренда автомобиля за 4, 5 часа из расчета 587 рублей за час).

Согласно калькуляции от 29.04.2011 для заказчика ООО «Русло» в стоимость услуги включены следующие затраты:

- 5874 рубля (цена по прейскуранту);

- 447 рублей (затраты на стоимость 32,9 литров ГСМ из расчета 13,59 рублей за литр);

- 3522 рубля (аренда автомобиля за 6 часов из расчета 587 рублей за час);

- 1905 рублей (затраты на зарплату специалиста с начислением 34,2 % за 1,5 часа работы).

Данные калькуляции составлены ответчиком в день заключения договоров на предоставление специализированной гидрометеорологической информации, несмотря на то, что учреждение не располагало сведениями о том какие затраты на ГСМ и аренду автомобиля оно фактически понесет.

Кроме того, сопоставление данных калькуляций свидетельствует о том, что в стоимость услуги для ООО «Русло», в отличие от стоимости услуги для ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие», дополнительно включены затраты на зарплату специалиста.

При этом, согласно письму Департамента Росгидромета по ЦФО от 19.03.2012 № 699 в стоимость услуги «гидрологическая характеристика водного объекта», указанную в Прейскуранте Центрального УГМС на 2007 год, взятом за основу при формировании Прейскуранта ответчика на 2011 год, уже включены затраты на фонд оплаты труда двух специалистов в размере 1750 рублей (из расчета 2 чел *20 час.* 43,75 руб.), а также начисление на заработную плату в размере 458, 5 рублей (26,2 %).

Таким образом, дополнительное включение ответчиком в стоимость услуги для ООО «Русло» затрат на зарплату специалиста в размере 1905 рублей является неправомерным и представленные ответчиком калькуляции свидетельствуют о необоснованном установлении для ООО «Русло» и ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие» различных цен на одну и туже услугу - гидрологическая характеристика водного объекта Горьковское водохранилище – река Волга в городской черте г. Заволжск.

Кроме того, согласно справкам ГУ Ивановский «ЦГМС» № 03/460 от 17.05.2011 и № 03 от 29.07.2011 данные о гидрологической характеристике названного водного объекта представлены для данных организаций по результатам непосредственных наблюдений на ОГП-1 Кинешма (обособленное подразделение государственной наблюдательной сети (озерный гидрологический пост Кинешма – Горьковское водохранилище, река Волга), входящее в состав ГУ «Ивановский ЦГМС). Следовательно, доводы учреждения о том, что для предоставления данных справок ответчик осуществлял выезд на водный объект и нес какие-либо затраты на ГСМ и аренду автомобиля, не соответствуют действительности.

В 2011 году ГУ Ивановский «ЦГМС» (в настоящее время – ФГБУ «Ивановский ЦГМС») также предоставляло справу о гидрологической характеристике водного объекта Горьковское водохранилище река Волга по результатам непосредственных наблюдений на ОГП-1 Кинешма следующим организациям:

- ООО «ХБК «Навтекс» приобрело услугу «гидрологическая характеристика водного объекта Горьковское водохранилище река Волга в 2447 км. от устья» по договору № 03/1029 от 24.10.2011 по цене 5874 рубля;

 - ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» приобрело услугу «гидрологическая характеристика водного объекта Горьковское водохранилище река Волга в 2436 км. от устья» по договору № 05-03/1206 от 02.12.2011 по цене 5874 рубля.

Согласно справкам ГУ Ивановский «ЦГМС» №03/1028 от 01.12.2011 и №01/1206 от 29.12.2011 данные о гидрологической характеристике испрашиваемого ООО «ХБК «Навтекс» и ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» водного объекта представлены по тем же параметрам, что и для ООО «Русло» и ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие».

В связи с тем, что гидрологическая характеристика испрашиваемого ООО «Русло», ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие», ООО «ХБК «Навтекс» и ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» водного объекта (один и тот же водный объект) предоставлена ответчиком по результатам непосредственных наблюдений на ОГП-1 Кинешма и по одним и тем же параметрам, ответчик понес одни и те же затраты на производство и предоставление услуги для названных организаций. Вместе с тем, стоимость одной и той же услуги для обозначенных организаций значительно отличается. Какого-либо экономического, технологического или иного обоснования такого различия стоимости услуги, ответчиком не представлено.

Согласно материалам дела в 2011 году ответчик предоставил услугу «гидрологическая характеристика водного объекта» также следующим потребителям:

- МУП «Приволжское ТЭП» приобрело по договору № 03/485 от 03.05.2011 услугу «гидрологическая характеристика водного объекта река Таха» по цене 10000 рублей;

- ООО «Майдаковский завод» приобрело по договору № 03/853 от 10.05.2011 2011 услугу «гидрологическая характеристика водного объекта река Люлех» по цене 11748 рублей.

Согласно справкам ГУ «Ивановский ЦГМС» № 03/485 от 03.06.2011 и № 03/853 от 07.09.2011 ответчик предоставил запрашиваемую МУП «Приволжское ТЭП» и ООО «Майдаковский завод» гидрологическую характеристику водных объектов по одним и тем же параметрам: общая длина, площадь водосбора (водосброса), коэффициент извилитости, расстояние от устья, средний многолетний расход воды, средняя ширина в межень, средняя глубина в межень, средняя скорость в межень, максимальный расход воды, минимальный расход воды.

В обоснование установления различных цен на испрашиваемую данными потребителями услугу ответчиком представлены калькуляции стоимости данных услуг, произведенные главным бухгалтером учреждения.

Согласно калькуляции от 10.05.2011 для заказчика ООО «Майдаковский завод» в стоимость услуги включены следующие затраты:

- 5874 рубля (цена по прейскуранту);

- 130,38 рублей (затраты на стоимость 5,3 литров ГСМ из расчета 24,6 рублей за литр);

- 2055 рублей (аренда автомобиля за 3,5 часа из расчета 587 рублей за час);

- 3689 рублей (затраты на зарплату специалиста с начислением 34,2 % за 1,5 часа работы).

Согласно калькуляции от 03.05.2011 для заказчика МУП «Приволжское ТЭП» в стоимость услуги включены следующие затраты:

- 5874 рубля (цена по прейскуранту);

- 310 рублей (затраты на стоимость 12 литров ГСМ из расчета 25,8 рублей за литр);

- 3816 рублей (аренда автомобиля за 6,5 часов из расчета 587 рублей за час).

Данные калькуляции также составлены ответчиком в день заключения договоров на предоставление специализированной гидрометеорологической информации, несмотря на то, что учреждение не располагало сведениями о том какие затраты на ГСМ и аренду автомобиля оно фактически понесет.

Кроме того, сопоставление данных калькуляций свидетельствует о том, что в стоимость услуги для ООО «Майдаковский завод», в отличие от стоимости услуги для МУП «Приволжское ТЭП», дополнительно включены затраты на зарплату специалиста, что как ранее отмечалось, является неправомерным.

Помимо этого, Комиссией при анализе справок о гидрологической характеристике испрашиваемых водных объектов, предоставленных названным потребителям услуги, установлено следующее.

Согласно справке ГУ «Ивановский ЦГМС» № 03/485 от 03.06.2011 данные о гидрологической характеристике водного объекта река Таха предоставлены для МУП «Приволжское ТЭП» по результатам ранее выполненного обследования на местности от 01.06.2010 года, работе с топографическими картами и материалами ГВК, приведены к ряду наблюдений по реке Шача г. Приволжск (согласно Приложению к Уставу ГУ «Ивановский ЦГМС» в г. Приволжск у реки Шача расположен гидрологический пост сети ОГСН 1 разряда).

Согласно справке ГУ «Ивановский ЦГМС» № 03/853 от 07.09.2011 данные о гидрологической характеристике водного объекта река Люлех предоставлены для ООО «Майдаковский завод» по результатам ранее выполненного обследования на местности от 19.04.2007 года, работе с топографическими картами и материалами ГВК, приведены к ряду наблюдений по реке Постна – с. Горкино (согласно Приложению к Уставу ГУ «Ивановский ЦГМС в с. Горкино у реки Постна расположен гидрологический пост сети ОГСН 1 разряда).

Из данных справок не следует, что ГУ «Ивановский ЦГМС» для оказания данной услуги МУП «Приволжское ТЭП» и ООО «Майдаковский завод» производило обследование названных водных объектов в 2011 году, а следовательно, доводы ответчика о том, что для оказания услуги указанным потребителям им понесены затраты на ГСМ и аренду автомобиля, несостоятельны.

В 2011 году за оказанием аналогичной услуги к ответчику обращалось ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика № 2». Согласно договору № 05/782 от 11.07.2011 стоимость услуги «гидрологическая характеристика водного объекта река Шача» для данного потребителя составила 6000 рублей.

В обоснование стоимости данной услуги ответчиком предоставлена калькуляция от 11.07.2011, согласно которой в стоимость услуги включены следующие затраты:

- 5874 рубля (цена по прейскуранту);

- 626,54 рублей (затраты на стоимость 24,57 литров ГСМ из расчета 25,5 рублей за литр).

При сопоставлении калькуляции от 10.05.2011 для заказчика ООО «Майдаковский завод», калькуляции от 03.05.2011 для заказчика МУП «Приволжское ТЭП» и калькуляции от 11.07.2011 для заказчика ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика № 2» Комиссией установлено, что в стоимость услуг для ООО «Майдаковский завод» и МУП «Приволжское ТЭП», в отличие от стоимости услуги для ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика № 2», ответчиком включены затраты на аренду автомобиля. Какого-либо экономического, технологического или иного обоснования включения в стоимость услуги для названных потребителей различных затрат учреждением не представлено.

Кроме того, согласно справке ГУ «Ивановский ЦГМС» № 05 от 26.07.2011 для предоставления данной услуги ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика № 2» учреждение также не производило в 2011 году обследования реки Шача. Так, гидрологическая характеристика водного объекта река Шача предоставлена ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика № 2» по результатам рекогносцировочного обследования на местности от 11.06.2008 года, работе с топографическими картами и материалами ГВК, приведенных к ряду наблюдений по реке Шача – г. Приволжск (согласно Приложению к Уставу ГУ «Ивановский ЦГМС» в г. Приволжск у реки Шача расположен гидрологический пост сети ОГСН 1 разряда).

Проанализированные Комиссией договоры на оказание услуги «гидрологическая характеристика водного объекта» свидетельствуют о том, что для одних потребителей стоимость услуги равнялась стоимости, указанной в Прейскуранте на 2011 год (ООО «ХБК «Навтекс», ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат»), для других - стоимость услуги значительно превышала прейскурантную цену (ООО «Русло», ООО «Межмуниципальное коммунальное предприятие», МУП «Приволжское ТЭП»). При этом экономически, технологически и иным образом обоснованных причин установления различных цен для данных предприятий ответчиком не представлено.

Так же Комиссией выявлено, что для ООО «Градостроительная мастерская» ответчиком по договору № 100-Г от 19.01.2011 предоставлена гидрологическая характеристика реки Волга (Горьковское водохранилище) в месте водозаборных сооружений ООО «Водоканал-Пучеж» по цене 4000 рублей, то есть по цене, ниже прейскурантной цены. Экономического, технологического или иного обоснования установления для ООО «Градостроительная мастерская» цены услуги, отличной от цен, устанавливаемых для других потребителей, ответчиком также не представлено.

Пояснения представителя ответчика на заседании Комиссии, а также письмо ГУ «Ивановский ЦГМС» от 15.11.2011 № 01/1042, свидетельствуют о том, что стоимость услуги «гидрологическая характеристика водного объекта» для различных потребителей ФГБУ «Ивановский ЦГМС», устанавливалась учреждением не исходя из прямых затрат на ее производство и предоставление, а в результате переговоров с конкретным получателем специализированной информации, с учетом платежеспособности заявителя.

Ивановским УФАС России во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России № 5 от 17.01.2007 г., проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Продуктовые границы изучаемого товарного рынка определены в соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.8 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 (далее – Порядок) как «Гидрологическая характеристика водного объекта». Согласно п.п. 4.1 – 4.3 Порядка географические границы товарного рынка определены, границами территории, на которой приобретатель (приобретали) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, а именно территорией Ивановской области.

Единственным продавцом услуги «Гидрологическая характеристика водного объекта» в обозначенных выше географических границах является ФГБУ «Ивановский ЦГМС» (153012, г. Иваново, ул. Советская, д. 49, оф. 26).

Доля ФГБУ «Ивановский ЦГМС» на товарном рынке в продуктовых границах «Гидрологическая характеристика водного объекта» в географических границах «Ивановская область» во временном интервале 2011 год составила более 50 % (согласно аналитическому отчету от 17.04.2012).

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Исходя из вышеизложенного, Ивановское УФАС России пришло к выводу о том, что ФГБУ «Ивановский ЦГМС» занимает доминирующее положение с долей более 50% на товарном рынке в продуктовых границах «Гидрологическая характеристика водного объекта» в географических границах «Ивановская область».

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что ФГБУ «Ивановский ЦГМС» в 2011 году в нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке в продуктовых границах «Гидрологическая характеристика водного объекта» в географических границах «Ивановская область» путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен на один и тот же вид специализированной гидрометеорологической информации, при одинаковых затратах на производство и предоставление услуги. Результатом данных действий ответчика явилось ущемление интересов потребителей услуги.

Приведенные ФГБУ «Ивановский ЦГМС» обоснования применения дифференцированного подхода при установлении договорных цен на одну и ту же услугу не принимаются Комиссией, так как Постановлением № 1425 предусмотрен единый подход к ценообразованию на специализированную гидрометеорологическую информацию для всех ее получателей, независимо от их правового или иного статуса. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства правомерности установления для различных получателей специализированной гидрометеорологической информации цен выше или ниже прейскурантной цены.

Доказательств правомерности установления различным получателям услуги «Гидрологическая характеристика водного объекта» различных цен при одинаковых затратах на производство и предоставление услуги, ответчиком не представлено.

Таким образом, ФГБУ «Ивановский ЦГМС», занимающее доминирующее положение на товарном рынке в продуктовых границах «Гидрологическая характеристика водного объекта» в географических границах «Ивановская область», экономически, технологически и иным образом необоснованно установило различные цены на один и тот же товар, что не предусмотрено федеральным законом и противоречит пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 02-30/2012-001 Комиссией не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.      Руководствуясь пунктом 3.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2007 г. № 9541), установить доминирующее положение Федерального государственного бюджетного учреждения «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на товарном рынке в продуктовых границах: «Гидрологическая характеристика водного объекта» в географических границах «Ивановская область».

 

2.      Признать злоупотреблением доминирующим положением и нарушающими пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на услугу «гидрологическая характеристика водного объекта» при одинаковых затратах на производство и предоставление услуги.

3.      Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-30/2012-001, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

4.      Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 25.06.2012:

- установить для потребителей специализированной информации ФГБУ «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» экономически, технологически и иным образом обоснованные, одинаковые цены на услугу «гидрологическая характеристика водного объекта» (при одинаковых затратах на производство и предоставление услуги);

- разработать и предоставить в Ивановское УФАС России методику расчета стоимости услуги «гидрологическая характеристика водного объекта» для потребителей специализированной информации ФГБУ «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

5.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/2012-001 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/2012-001

 

27 апреля 2012 года                                                                                                       г. Иваново

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <….>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.04.2012 года по делу № 02-30/2012-001 о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (153012, г. Иваново, ул. Советская, д. 49, оф. 26) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        1. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на услугу «гидрологическая характеристика водного объекта» при одинаковых затратах на производство и предоставление услуги, для чего в срок до 25.06.2012:

- установить для потребителей специализированной информации ФГБУ «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» экономически, технологически и иным образом обоснованные, одинаковые цены на услугу «гидрологическая характеристика водного объекта» (при одинаковых затратах на производство и предоставление услуги);

- разработать и предоставить в Ивановское УФАС России методику расчета стоимости услуги «гидрологическая характеристика водного объекта» для потребителей специализированной информации ФГБУ «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

 

2. О выполнении настоящего Предписания Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением соответствующих доказательств.

 

Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны