Решение б/н Решение о нарушении Советом Савинского муниципального района... от 12 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

         Решение


Резолютивная часть решения оглашена "23" ноября 2012 г.         город Иваново
В полном объеме решение изготовлено "06" декабря 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской об-ласти по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>,
рассмотрев дело № 02-30/2012-020 по признакам нарушения Администрацией Са-винского муниципального района (ул. Первомайская, д. 22, с. Савино, Ивановская об-ласть, 155710) и Советом Савинского муниципального района четвертого созыва (ул. Первомайская, д. 22, с. Савино, Ивановская область, 155710) части 1 статьи 15 Феде-рального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее – Закон о за-щите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В связи с реализацией Ивановским УФАС России полномочий по осуществлению государственного контроля соблюдения органами местного самоуправления антимоно-польного законодательства Российской Федерации у администрации Савинского муни-ципального района Ивановской области (далее – Администрация) письмом от 14.08.2012 № 02-30/2639 была запрошена действующая на территории Савинского муниципального района муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринима-тельства (Далее – СМСП).
В ответ на запрос Администрацией представлена среднесрочная программа «Раз-витие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Савинском му-ниципальном районе Ивановской области на 2011-2013 годы» (далее – Программа), ут-вержденная решением Совета Савинского муниципального района четвертого созыва от 17.02.2011 № 3. 
В результате анализа представленной Программы установлено следующее.
Заказчик Программы – администрация Савинского муниципального района Ива-новской области.
Разработчик Программы - Комитет по экономике и предпринимательству Админи-страции Савинского муниципального района Ивановской области.
Программой предусмотрено оказание субъектам малого и среднего предпринима-тельства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следующих видов поддержки:
1. Обеспечение взаимодействия СМСП и органов местного самоуправления всех уровней, развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с СМСП.
2. Мониторинг сферы СМСП и обеспечение доступности информации о поддерж-ке.
3. Имущественная поддержка.
4. Финансовая поддержка.
5. Формирование благоприятного общественного мнения о СМСП.
6. Организация содействия СМСП в продвижении производимых ими товаров (ра-бот, услуг).
7. Информационная и консультационная поддержка.
8. Создание условий для повышения уровня знаний СМСП по ведению бизнеса, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
В целях получения дополнительной информации о механизме реализации про-граммных мероприятий, Ивановским УФАС России был направлен соответствующий запрос в Администрацию Савинского муниципального района (письмо от 23.08.2012 № 02-30/2699).
Запрашиваемая информация представлена Администрацией в письмах от 06.09.2012 № 1083 и от 12.09.2012 № 1109.
В результате анализа Программы и представленных документов установлено сле-дующее.
1) Предоставление имущественной поддержки СМСП осуществляется в виде пере-дачи во владение и (или) пользование муниципального имущества, в том числе земель-ных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, ма-шин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на воз-мездной или безвозмездной основе.
При рассмотрении Программы, а также иных материалов, представленных Адми-нистрацией, следует, что в нормативных актах, регулирующих осуществление имущест-венной поддержки СМСП в Савинском муниципальном районе, не установлен четкий и прозрачный механизм предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества.
Таким образом, предоставленная Администрации возможность самостоятельно принимать решения об оказании имущественной поддержки субъектам малого и средне-го предпринимательства в будущем может привести к ограничению/недопущению кон-куренции.
Вместе с тем, Перечень имущества, предназначенного для предоставления СМСП в качестве имущественной поддержки, не сформирован (письмо Администрации от 12.09.2012 №1109), поскольку соответствующее имущество на территории Савинского муниципального района отсутствует, что, следовательно, препятствует предоставлению данного направления поддержки.
При указанных обстоятельствах, угрозы ограничения и (или) недопущения конку-ренции в Савинском муниципальном районе не возникает, однако в случае появления такого имущества дальнейшая реализация Программы может повлечь ограничение и (или) недопущение конкуренции.
2) Оказание финансовой поддержки СМСП осуществляется путем предоставления субсидий. Организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, субсидии предоставляются в целях возмещения их затрат в размере фактически произведенных расходов, связанных:
- с предоставлением СМСП компенсационной части затрат по уплате процентов за пользование банковскими кредитами, по договорам поручительства, по уплате лизинго-вых платежей по приоритетным направлениям, за исключением торговли;
- с предоставлением СМСП средств для обеспечения исполнения обязательств пе-ред банками и другими кредитными учреждениями в форме поручительства, залога имущества по приоритетным направлениям, за исключением торговли.
СМСП, осуществляющим деятельность в рамках приоритетных направлений, под-держка производится путем предоставления субсидий по следующим направлениям:
- возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования (основных средств), инвентаря и материалов для создания нового бизнеса;
- возмещение части затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документа-ции для строительства новых объектов, реконструкции и модернизации существующих помещений  в целях создания нового бизнеса.
В Программе установлены размеры субсидий выделяемых организациям, обра-зующим инфраструктуру поддержки СМСП, и СМСП, осуществляющим деятельность в рамках приоритетных направлений, однако не указан четкий и прозрачный механизм предоставления субсидий СМСП, а так же не определено какие направления являются в Программе приоритетными.
В соответствии с пунктом 4.4.4. Программы субсидии предоставляются Админист-рацией в соответствии с Порядком предоставления субсидий СМСП, образующим ин-фраструктуру поддержки СМСП, утвержденным постановлением администрации Са-винского муниципального района. Однако в письме Администрации от 12.09.2012 № 1109 указано, что такой Порядок не утвержден
Таким образом, Администрации предоставлена возможность самостоятельно при-нимать решения об оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, что может привести к ограничению/недопущению конкуренции.
В письме Администрации от 12.09.2012 № 1109 также указано, что Порядок не ут-вержден ввиду отсутствия заявок от СМСП.
При указанных обстоятельствах, угрозы ограничения и (или) недопущения конку-ренции в Савинском муниципальном районе не возникает, однако в случае появления заявок на получение субсидий дальнейшая реализация Программы может повлечь огра-ничение и (или) недопущение конкуренции.
3) Формирование благоприятного общественного мнения о СМСП осуществляется путем:
- организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов предприятий, конкурсов бизнес-проектов (идей), других конкурсов;
- вовлечения молодежи и студентов в предпринимательскую деятельность (поощ-рение лучших предпринимательских проектов):
- привлечения СМСП к участию в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном, межмуниципальном и региональном уровнях;
- издания статей, рекламных материалов, печатных изданий, направленных на ос-вещение информации о действующих СМСП, осуществляющих деятельность в различ-ных сферах экономики Савинского муниципального района, о реализации мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Создание условий для повышения уровня знаний СМСП по ведению бизнеса, про-фессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров осуще-ствляется посредством:
- организации и проведения образовательных мероприятий – обучающих семина-ров, совещаний, мастер-классов для СМСП и их кадрового состава;
- организации взаимодействия с учебными заведениями Ивановской области, Цен-трами повышения квалификации области, ГУ «Савинский центр занятости населения».
Однако Программа не содержит четкого и прозрачного механизма осуществления указанных видов поддержки, в том числе порядка их финансирования.
В 2011-2012 году данные виды поддержки не оказывались. Однако не исключено их оказание в будущем.
Следовательно, дальнейшая реализация Программы, которой предусмотрены ука-занные виды поддержки, не может оказать положительного влияния на конкуренцию, так как хозяйствующим субъектам может быть необоснованно отказано в их получении.
При участи в конкурсах профессионально мастерства или конкурсах бизнес-проектов, например, формируется рынок сбыта товаров (услуг), а так же формируется интерес у населения к продвигаемым товарам (услугам). Следовательно, необоснован-ный отказ в проведении указанных программных мероприятий лишит хозяйствующего субъекта возможности популяризации своего товара (услуги), что прямо влияет на его конкурентоспособность.

На основании рассмотренных материалов установлено, что с момента утверждения Программы Администрацией не разработано достаточное количество соответствующих нормативных положений, устанавливающих четкий и прозрачный механизм ее реализа-ции, порядок и условия оказания соответствующих видов поддержки субъектам малого предпринимательства.
Существующее муниципальное нормативно-правовое регулирование не содержит даже отсылочных норм, позволяющих определить механизм реализации Программы.
Указанное свидетельствует о том, что дальнейшая реализация программных поло-жений приведет (может привести) к недопущению и (или) ограничению конкуренции на территории Савинского муниципального района.
Таким образом, Решение Совета Савинского муниципального района четвертого созыва от 17.02.2011 № 3 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Разви-тие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Савинском муни-ципальном районе Ивановской области на 2011-2013 годы» содержит признаки наруше-ния части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного са-моуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездейст-вие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев при-нятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 03.10.2012 № 134 возбуж-дено дело №02-30/2012-020 по признакам нарушения Администрацией Савинского му-ниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкурен-ции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законо-дательства.
Определением от 04.10.2012 дело №02-30/2012-020 о нарушении антимонопольно-го законодательства назначено к рассмотрению на 25.10.2012.

При рассмотрении дела 25.10.2012 Комиссией принято решение о необходимости привлечения в качестве ответчика по делу Совета Савинского муниципального района четвертого созыва (Далее  - Совет).
Определениями от 25.10.2012 дело №02-30/2012-020 о нарушении антимонополь-ного законодательства назначено к рассмотрению на 08.11.2012, Совет привлечен к уча-стию в рассмотрении дела №02-30/2012-020 в качестве ответчика по делу.

На заседание Комиссии 08.11.2012 ответчик – Совет, извещенный надлежащим об-разом о времени и месте рассмотрения дела № 02-30/2012-020, не явился.
Представитель Ответчика – Администрации – Коноплин Н.Н. (заместитель главы Администрации) нарушение антимонопольного законодательства признал и указал, что Программа действительно разрабатывалась Администрацией, однако решение об ут-верждении Программы принято на заседании Совета. В соответствии с пунктами 3 и 4 части 5 статьи 33 Устава Савинского муниципального района Ивановской области (при-нят решением Савинского районного Совета от 19.08.2012 № 33) Администрация осу-ществляет подготовку проектов решений Совета, проектов программ социально-экономического развития муниципального района. Решение о принятии и (или) утвер-ждении указанных проектов принимается на заседании Совета путем проведения голо-сования. Таким образом, Совет, изучив представленный на рассмотрение проект, и ус-тановив в нем нарушения действующего законодательства Российской Федерации мог вернуть проект в Администрацию на доработку и для устранения выявленных наруше-ний.
Представитель Ответчика – Администрации – Маслова Е.Л. (председатель комите-та по экономике и предпринимательству) пояснила, что в Савинском муниципальном районе заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства не поступало вообще, поэтому необходимости разрабатывать какие-либо нормативно-правовые акты в целях реализации положений Программы не возникало. После получения письма Ива-новского УФАС России о выявленных нарушениях антимонопольного законодательст-ва, Администрацией началась разработка Порядка предоставления и расходования средств, выделяемых из бюджета района на реализацию Программы.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о целесообразности отложения рассмотрения дела № 02-30/2012-020.
Определением от 08.11.2012 дело №02-30/2012-020 о нарушении антимонопольно-го законодательства назначено к рассмотрению на 23.11.2012.
На рассмотрении дела 23.11.2012 представитель Совета Савинского муниципаль-ного района четвертого созыва  – Матвиенко В.П. (глава Савинского муниципального района, председатель Савинского районного Совета) признал, что в Программе действи-тельно отсутствует четкий и прозрачный механизм реализации отдельных мероприятий и это может привести к ограничению конкуренции. Кроме того, Матвиенко В.П. пред-ставил Комиссии Решение Совета Савинского муниципального района четвертого созы-ва от 22.11.2012 № 44 «О признании утратившим силу решения Совета Савинского му-ниципального района от 17.02.2011 № 3 «Об утверждении среднесрочной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Савинском муниципальном районе на 2011 – 2013 годы».

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В целях обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательст-ва Советом Савинского муниципального района четвертого созыва 17.02.2011 принято решение № 3 «Об утверждении среднесрочной программы «Развитие и поддержка субъ-ектов малого и среднего предпринимательства в Савинском муниципальном районе на 2011 – 2013 годы».
В п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №209-ФЗ определено, что одним из принципов оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) явля-ется оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Реализация данного принципа означает соответствие деятельности, осуществляе-мой в рамках оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, целям Закона о защите конкуренции, в качестве которых в ч. 2 ст. 1 указанного Закона определены: обеспечение единства экономического пространства, свободного переме-щения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Конкуренция, согласно п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность не только оказывать поддержку СМСП, но и содействовать развитию конкуренции в соот-ветствующем муниципальном образовании.
В связи с этим, органами местного самоуправления разрабатываются и принимают-ся программы поддержки, призванные создать четкий и прозрачный механизм взаимо-действия с хозяйствующими субъектами.
Отсутствие в программах поддержки СМСП понятного и прозрачного механизма реализации программных мероприятий недопустимо, так как в данном случае наруша-ются принципы, закрепленные в п.2 и п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 209-ФЗ, а именно, принципы доступности инфраструктуры поддержки и открытости процедур предоставления поддержки, что может повлечь отказ в ее предоставлении СМСП либо предоставление ее на дискриминационных условиях, и в конечном итоге, может привес-ти к ограничению конкуренции.
Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Са-винском муниципальном районе на 2011-2013 годы утверждена решением Совета Са-винского муниципального района четвертого созыва от 17.02.2011 № 3 в пределах его компетенции, определенной в Уставе Савинского муниципального района Ивановской области (принят решением Савинского районного Совета от 19.08.2010 № 33) (Далее – Устав).
Как установлено из паспорта Программы администрация Савинского муниципаль-ного района Ивановской области является заказчиком, а Комитет по экономике и пред-принимательству Администрации – разработчиком Программы.
Администрация, в соответствии с частью 1 статьи 33 Устава, - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный Уставом полномо-чиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления от-дельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области.
К компетенции администрации района, в соответствии с частью 5 статьи 33 Устава, относится в том числе:
- обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления муници-пального района по реализации вопросов местного значения;
- подготовка проектов решений Совета, постановлений и распоряжений админист-рации, иных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района;
- разработка проектов программ и планов социально-экономического развития му-ниципального района и обеспечение их выполнения;
- управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с по-рядком, утвержденным Советом;
- другие исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов ме-стного значения муниципального района.
Из указанной компетенции Администрации, закрепленной в Уставе Савинского муниципального района, следует, что Администрация, подготовив проект программы поддержки СМСП, предоставляет ее на рассмотрение в Совет, который, в свою очередь, принимает решение о его утверждении.
Совет, согласно части 1 статьи 22 Устава, состоит из 18 депутатов, в числе которых Главы поселений, входящих в состав муниципального района, и депутаты Советов ука-занных поселений, избираемые Советами поселений из своего состава в соответствии с установленной нормой представительства, равной двум депутатам от каждого поселе-ния, независимо от численности их населения. Срок полномочий Совета - 5 лет. Органи-зацию деятельности Совета осуществляет Глава района.
Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 23 Устава в исключительной ком-петенции Совета находятся:
- принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение от-четов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
Согласно протоколу заседания Совета от 17.02.2011 № 9 (Далее – Заседание) на За-седании, в том числе, обсуждался вопрос об утверждении проекта Программы. По при-веденным в протоколе результатам голосования установлено, что решение об утвержде-нии Программы принято присутствующими депутатами единогласно.
При надлежащем изучении проекта Программы депутаты, на Заседании Совета, должны были обнаружить невозможность законной и справедливой реализации про-граммы в связи с отсутствием четкого и прозрачного механизма реализации отдельных мероприятий поддержки СМСП.
Столкнувшись с указанными нарушениями антимонопольного законодательства, Совет имел возможность указать Администрации на необходимость доработки проекта Программы, разработки нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия оказания соответствующих видов поддержки и (или) не принимать решение об утвер-ждении Программы на Заседании.
Таким образом, принятие Советом решения об утверждении среднесрочной про-граммы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Савинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы», а также отсутствие в Савин-ском муниципальном районе правовых актов, устанавливающих порядок и условия ока-зания соответствующих видов поддержки, свидетельствуют о принятии Советом акта в нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании рассмотренных материалов установлено, что с момента утверждения Программы Советом не принято достаточное количество соответствующих норматив-ных положений, устанавливающих четкий и прозрачный механизм ее реализации, поря-док и условия оказания соответствующих видов поддержки субъектам малого предпри-нимательства, а также не дано поручений Администрации по их разработке.
Существующее муниципальное нормативно-правовое регулирование не содержит даже отсылочных норм, позволяющих определить механизм реализации Программы.
Указанное свидетельствует о том, что дальнейшая реализация программных поло-жений приведет (может привести) к недопущению и (или) ограничению конкуренции на территории Савинского муниципального района.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного са-моуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездейст-вие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев при-нятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Таким образом, учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что принятие Советом Савинского муниципального района четвертого созыва Решения от 17.02.2011 № 3 «Об утверждении среднесрочной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Савинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы», нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона о за-щите конкуренции.
Учитывая, что Программа утверждена Советом,  действия Администрации Савин-ского муниципального района  не содержат нарушения антимонопольного законода-тельства. Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения рассмотрения данного дела в отношении Администрации на основании пункта 2 части 1 статьи 48 За-кона о защите конкуренции.
Также, учитывая, что выявленные нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Советом устранены в добровольном порядке путем принятия решения от 22.11.2012 № 44 «О признании утратившим силу решения Совета Савинского муници-пального района от 17.01.2011 № 3», Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения рассмотрения данного дела в отношении Совета Савинского муниципаль-ного района четвертого созыва на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Ко-миссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № 02-30/2012-020 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации Савинского му-ниципального района на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конку-ренции.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Совета Савинского муниципального района четвертого созыва (Далее – Совет), выра-зившиеся в принятии Советом решения от 17.02.2011 № 3 «Об утверждении средне-срочной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринима-тельства (Далее – СМСП) в Савинском муниципальном районе Ивановской области на 2011-2013 годы», в которой отсутствует четкий и прозрачный механизм реализации от-дельных мероприятий:
- имущественной поддержки;
- финансовой поддержки;
- формирования благоприятного общественного мнения о СМСП;
- создания условий для повышения уровня знаний СМСП по ведению бизнеса, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

3. Прекратить рассмотрение дела № 02-30/2012-020 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Совета Савинского муниципаль-ного района четвертого созыва на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

4. В связи с добровольным устранением нарушения предписание Совету Савинско-го муниципального района четвертого созыва не выдавать.

5. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-30/2012-020 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с  КоАП РФ.

< Подписи членов комиссии >
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны