Решение б/н Решение по делу №02-35/2013-024 (ответчик - ИП Шестухина Н.А... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дата принятия решения: 17 июля 2013 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<…>,
рассмотрев дело № 02-35/2013-024, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ИП Шестухиной Н.<…> А.<…> (<…>) – представителя по доверенности от 17 июля 2013 года <…>,
- в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
Общества с ограниченной ответственностью «Лидия» (<…>) – директора Общества <…>,
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения заявления, поступившего в
Ивановское УФАС России 13.03.2013, были выявлены факты распространения в газете «Местный спрос» рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.Так, в газете «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012 на стр. 13; №3(538) от 15.01.2013 на стр. 23; №4(539) от 22.01.2013 на стр.23; №5(540) от 29.01.2013 на стр.22; №6(541) от 05.02.2013 на стр.22 была опубликована реклама следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ООО «ЛИДИЯ» - протезирование, скидка 10% - лечение без боли – реставрация - консультация БЕСПЛАТНО -удаление зубных отложений - низкие цены БЕЗ ВЫХОДНЫХ Ул. Вихрева, д.63, тел.3-20-75 Ул. Свердлова, д.6, тел. 8-960-501-19-95 Лицензия №ЛО-37-01-00234».
Указанная реклама содержала признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается газетами «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012; №3(538) от 15.01.2013; №4(539) от 22.01.2013; №5(540) от 29.01.2013; №6(541) от 05.02.2013.
Ивановским УФАС России по данному факту 24 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к ООО «Лидия» и оказываемым медицинским услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
На основании пунктов 49, 50 Указаний медицинские услуги включают услуги стоматологических учреждений, в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии, наркологии и т.д.).
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа «медицинские услуги» (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: «лечение зубов», «протезирование», «мануальная терапия» и «массаж».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».
Класс «А» включает, в том числе, такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Класс «В» включает, в том числе, такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Лидия» обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности №ЛО-37-01-000728 от 21.01.2013, осуществляет деятельность по: сестринскому делу, стоматологии, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: общественному здоровью и организации здравоохранения, стоматологии ортопедической. В период с 11 декабря 2012 года до 21 января 2013 года ООО «Лидия» осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-37-01-000234 от 27 июля 2009 года.
Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.
Вместе с тем, протезирование и лечение зубов противопоказано, например, при наличии онкологических заболеваний, обострении болезней сердечнососудистой системы и органов дыхания, сахарном диабете, других хронических заболеваниях и др. Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых ООО «Лидия». Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты «Местный спрос» является <…>. Пунктом 2.2.10 Договора между учредителем и издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты «Местный спрос», обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ООО «Лидия», рекламораспространителем ИП Шестухина Н.А.
В соответствии с письменными объяснениями ООО «Лидия» макет объявления перед опубликованием был согласован с Обществом, в настоящее время нарушение устранено.
По обстоятельствам дела директор ООО «Лидия» пояснила, что макет указанной рекламы, представленный ею для опубликования в газете «Местный спрос», содержал предупреждение о наличии противопоказаний.
По обстоятельствам дела представитель ИП Шестухиной Н.А. пояснила, что реклама была опубликована без предупреждения о наличии противопоказаний из-за технического сбоя, согласованный с заказчиком макет содержал необходимое предупреждение. Также в материалы дела представлена контрольная распечатка макета.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу
следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ООО «ЛИДИЯ» - протезирование, скидка 10% - лечение без боли – реставрация - консультация БЕСПЛАТНО -удаление зубных отложений - низкие цены БЕЗ ВЫХОДНЫХ Ул. Вихрева, д.63, тел.3-20-75 Ул. Свердлова, д.6, тел. 8-960-501-19-95 Лицензия №ЛО-37-01-00234», размещенную в газетах «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012 на стр. 13; №3(538) от 15.01.2013 на стр. 23; №4(539) от 22.01.2013 на стр.23; №5(540) от 29.01.2013 на стр.22; №6(541) от 05.02.2013 на стр.22, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии