Решение б/н Решение по делу №02-35/2013-025 (в отношении ИП Цыплова С.А.... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-025, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шестухиной Н.<…> А.<…> (<…>) – представителя по доверенности от 17 июля 2013 года <…>,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Цыплова С.<…> А.<…> (<…>),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления, поступившего в Ивановское УФАС России, были выявлены факты распространения в газете «Местный спрос» рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012 стр.20 была размещена реклама следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь – шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Также рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается газетой «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012.

Ивановским УФАС России по данному факту 24 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-025 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 17 июля 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 20 августа 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 20 августа 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 12 сентября 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам и финансовой услуге - кредите;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Объектами рекламирования в данном случае являются окна ПВХ и другие товары, а также финансовая услуга – кредит.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В материалах дела имеется заключенный между ИП Цыпловым С.А. и ОАО «Альфа-Банк» Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией, предметом которого является порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком.

Вместе с тем, из текста рекламы следует, что указанный кредит предоставляется на любую сумму, любой процент и т.д. Поэтому указание в рекламе только срока представления финансовой услуги может ввести потребителей в заблуждение.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Следовательно, в данном случае наименование лица, оказывающего финансовую услугу, - ОАО «Альфа-Банк».

В ч.1 ст.28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты «Местный спрос» является <…>. Пунктом 2.2.10 Договора между учредителем и издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты «Местный спрос», обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.

Согласно объяснениям ИП Шестухиной Н.А. макет объявления в редакцию газеты был предоставлен ИП Цыпловым С.А. на флэш-носителе (вх. №1996 от 10.07.2013), оплата производилась наличными средствами.

Согласно письменным объяснениям ИП Цыплова С.А. макет указанной рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», перед опубликованием с ним не согласовывался.

На рассмотрении указанного дела 17 июля 2013 года представитель ИП Шестухиной Н.А. пояснила, что, макет указанной рекламы перед опубликованием был согласован с доверенным лицом ИП Цыплова С.А., в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Согласно определению от 17 июля 2013 года об отложении рассмотрения дела №02-35/2013-025 ИП Шестухиной Н.А. надлежало представить в Ивановское УФАС России доверенность, выданную ИП Цыпловым С.А. своему представителю <…> на согласование макета рекламы.

Однако в установленный срок ИП Шестухиной Н.А. в Ивановское УФАС России представлена только копия товарного чека об оплате рекламы в №50 газеты (вх. № 2237 от 05.08.2013). При этом роспись заказчика в указанном товарном чеке не совпадает с росписью в контрольной распечатке объявления, имеющейся в материалах дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-025 представитель ИП Шестухиной Н.А. факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что с ИП Цыпловым С.А. согласовывался макет другой рекламы, частично совпадающий по содержанию с рассматриваемой рекламой. <…> представила в материалы дела контрольную распечатку с подписью ИП Цыплова С.А. от 14 мая 2010 года.

20 августа 2013 года на рассмотрении дела №02-35/2013-025 ИП Цыплов С.А. сообщил, что макет рассматриваемой рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», при этом оплачивал опубликование указанной рекламы его представитель, не уполномоченный согласовывать от его имени текст рекламы. К тому же Договор с ОАО «Альфа-Банк» о сотрудничестве на сегодняшний день расторгнут.

Также ИП Цыплов С.А. пояснил, что при разработке макета рекламы он сообщил в газету сведения о возможности оформления покупки товаров в кредит ОАО «АльфаБанка»; факт нарушения, допущенного из-за незнания норм законодательства о рекламе,  признал.

В ответ на запрос Ивановского УФАС России ОАО «Альфа-Банк» сообщило, что заключенный с ИП Цыпловым С.А. Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией до настоящего времени не расторгнут.

12 сентября 2013 года ИП Цыплов С.А., уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исходя из изложенного, учитывая, что макет рассматриваемой рекламы был опубликован в газете без согласования с рекламодателем, Комиссия пришла к выводу о том, что ответственность за распространение рассматриваемой рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Шестухина Н.А.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь –шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны