Решение б/н Решение по делу №02-35/2013-030 (реклама) от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

22 августа 2013 года                                                                                                   г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-030, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  <…>,

- в отсутствие заинтересованного лица – ИП Радзиевского Р.С.,

УСТАНОВИЛА:

При мониторинге рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях региона, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62 была размещена реклама следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностический прием».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается: журналом «fresh.Свежие предложения» №2(10) от 10.04.2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-030 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 18 июля 2013 года рассмотрение дела № 02-35/2013-030 было отложено на 22 августа 2013 года, т.к. возникла необходимость замены лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения <…>, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-       адресована неопределенному кругу лиц;

-       направлена на привлечение внимания к оказываемым медицинским услугам;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании пунктов 49, 50 Указаний медицинские услуги включают услуги стоматологических учреждений, в медицинские услуги включается оплата населением  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии, наркологии и т.д.).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа «медицинские услуги» (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: «лечение зубов», «протезирование», «мануальная терапия» и «массаж».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «А»  включает, в том числе,  такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Класс «В» включает, в том числе,  такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие  собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.   

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Материалами дела подтверждается, что ИП Радзиевский Р.С. обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности №ЛО-37-01-000214 от 22 июня 2009 года, на осуществление доврачебной медицинской помощи по стоматологии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

Вместе с тем, протезирование и лечение зубов противопоказано, например, при наличии онкологических заболеваний, обострении болезней сердечнососудистой системы и органов дыхания, сахарном диабете и других хронических заболеваниях и др. Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых ИП Радзиевским Р.С. Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В материалы дела были представлены доказательства того, что рекламораспространителем указанной рекламы является не ИП Тугаринова Е.Н., а учредитель и редактор журнала «fresh. Свежие предложения» <…>.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00161 от 23 сентября 2011 года учредителем СМИ «fresh.Свежие предложения» является <…>. Соглашением от 23 сентября 2011 года между ИП Тугариновой Е.Н. и <…> предусмотрено, что индивидуальный предприниматель обладает исключительным правом на продажу рекламных площадок в журнале «fresh.Свежие предложения», а также осуществляет расчеты с производящей печать журнала типографией. Учредитель и главный редактор рассматриваемого печатного издания <…> осуществляет подготовку журналистских материалов и макетирование журнала.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП Радзиевский Р.С., рекламораспространителем <…>

В соответствии с письменными объяснениями ИП Радзиевского Р.С. (вх. № 1472 от 22.05.2013) перед опубликованием макет рассматриваемой рекламы с ним не согласовывался.

ИП Радзиевский Р.С., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте  рассмотрения дела, на его рассмотрение не явился.

На рассмотрении дела <…> факт нарушения признал и пояснил, что макет указанной рекламы перед опубликованием не был согласован с рекламодателем, рассматриваемая реклама была напечатана по ошибке менеджера.  Вместе с тем, <…> подтвердил, что должен был проверить соответствие публикуемых материалов Закону о рекламе. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что ответственность за распространение рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностичекий прием», размещенную в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны