Решение б/н Решение по делу 02-35/2015-022 (реклама рекламы КПК «Экспрес... от 27 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

Дата принятия решения: 26 августа 2015 года                                                        г. Иваново

 

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>

рассмотрев дело № 02-35/2015-022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в    отсутствие заявителя: <…>,

- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» (ИНН 4401109764, юридический адрес: 156000 г.Кострома, ул.Свердлова, д.3, оф.3),

- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Кинешма-Медиа» (ИНН 3703041197, юридический адрес: 155800 г.Кинешма, пл.Революции, д.8),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Северодвинск по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в газете «168 часов» №13 (955) от 31 марта 2015 года на стр.1 была опубликована реклама следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ займы для всех: - на любые цели – нужен только паспорт – 15 минут принимаем сбережения под высокий % вклады пайщиков застрахованы займы для юридических и физических лиц рассмотрим ваши заявки по телефону: 9-87-96 ул. Островского,2 ул. 50 лет ВЛКСМ, 8, т.:3-88-05 КПК «Экспресс-займ» является членом СРО свидетельство №236 от 19.12.2011. На правах рекламы. Не является публичной офертой».

По-мнению заявителя, существенная информация в рекламе размещена «маленькими расплывчатыми буквами на зеленом фоне и является нечитаемой», поэтому может ввести потребителей в заблуждение.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

Факт распространения рассматриваемой рекламы подтверждается: заявлением, газетой «168 часов» №13 (955) от 31 марта 2015.

Ивановским УФАС России по данному факту 30 июля 2015 года возбуждено дело № 02-35/2015-022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-    адресована неопределенному кругу лиц;

-    направлена на привлечение внимания к КПК «Экспресс-займ» и оказываемым финансовым услугам;

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно п.28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Вопрос о  распространении рассматриваемой рекламы был вынесен на заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС России (далее – Экспертный совет). Члены Экспертного совета приняли единогласное решение о том, что в рассматриваемой рекламе наименование (организационно-правовая форма) КПК «Экспресс-займ» не воспринимается или плохо воспринимается потребителем.

Наряду с этим члены Экспертного совета акцентировали внимание на том, что:

- информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт, цветовая гамма), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы;

- наименование организационно-правовой формы «Экспресс-займ» неразличимо. При том, что реклама ООО «Центрофинанс Групп» (более мелким шрифтом), размещенная рядом, читается вполне ясно;

-  в макете ярким, разборчивым шрифтом указана только наиболее «выгодная» для потребителя информация: фирменное наименование, профиль деятельности организации, информация о выдаче займов, сведения о высоком проценте по принимаемым сбережениям. Информация об организационно-правовой форме доведена до потребителя в нечитаемой форме. <…> Цветовое решение макета препятствует прочтению сведений, размещенных на нем. Это вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно идентификации юридического лица, оказывающего финансовую услугу;

- в тексте макета не указано, что займы могут выдаваться только членам кооператива. Умолчание об этом факте также должно признаваться введением в заблуждение потребителей рекламы.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками). При этом в тексте рассматриваемой рекламы не указано, что займы могут выдаваться только членам кооператива.

Изложенное свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама также содержит  признаки нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

За нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

За нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно материалам дела рассматриваемая реклама распространялась только в газете «168 часов».

В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ №5-0283 от 07 июня 2001 года, договором о подготовке к выпуску, издании и распространении СМИ от 01 января 2011 года, а также письменными пояснениями учредителя газеты «168 часов» (вх. №307ф от 14.07.2015) рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Издательский дом «Кинешма-Медиа».

Вместе с тем, рекламодателем в данном случае является Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» (вх. №307ф от 14.07.2015, вх. №2730 от 22.07.2015).

Представители КПК «Экспресс-займ» и ООО «Издательский дом «Кинешма-Медиа» на рассмотрение дела не явились.

Ранее в Ивановское УФАС России поступило ходатайство ООО «Издательский дом «Кинешма-Медиа» о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. №2907 от 07.08.2015).

Однако КПК «Экспресс-займ» представило ходатайство об отложении рассмотрения дела, указав на невозможность обеспечить явку представителя на заседание 26 августа 2015 года (вх. №3045 от 20.08.2015).

Поскольку КПК «Экспресс-займ» иных обоснований заявленного ходатайства об отложении рассмотрения дела не указало, Комиссия пришла к выводу о том, что отсутствие его представителя на заседании не препятствует всестороннему и полному рассмотрению дела. Ходатайство КПК «Экспресс-займ» было отклонено.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ займы для всех: - на любые цели – нужен только паспорт – 15 минут принимаем сбережения под высокий % вклады пайщиков застрахованы займы для юридических и физических лиц рассмотрим ваши заявки по телефону: 9-87-96 ул. Островского,2 ул. 50 лет ВЛКСМ, 8, т.:3-88-05 КПК «Экспресс-займ» является членом СРО свидетельство №236 от 19.12.2011. На правах рекламы. Не является публичной офертой»,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Выдать ООО «Издательский дом «Кинешма-Медиа» предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ

 

26 августа 2015 года                                                                                                   г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>

на основании своего решения от 26 августа 2015 года по делу № 02-35/2015-022 о признании ненадлежащей рекламы КПК «Экспресс-займ», опубликованной в газете «168 часов» №13 (955) от 31 марта 2015 года на стр.1, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Кинешма-Медиа» (ИНН 3703041197, юридический адрес: 155800 г.Кинешма, пл.Революции, д.8) устранить выявленные нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», для чего в срок до 04 сентября 2015 года прекратить распространение в газете «168 часов» ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ займы для всех: - на любые цели – нужен только паспорт – 15 минут принимаем сбережения под высокий % вклады пайщиков застрахованы займы для юридических и физических лиц рассмотрим ваши заявки по телефону: 9-87-96 ул. Островского,2 ул. 50 лет ВЛКСМ, 8, т.:3-88-05 КПК «Экспресс-займ» является членом СРО свидетельство №236 от 19.12.2011. На правах рекламы. Не является публичной офертой» без выполненного читаемым шрифтом указания  наименования оказывающего финансовую услугу лица, а также без указания на то, что займы могут выдаваться только членам кооператива.

 

2. ООО «Издательский дом «Кинешма-Медиа» представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 10 сентября 2015 года.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны