Решение б/н Решение и два предписания (в отношении ИП Тугариновой Е.Н. и... от 18 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 06 июля 2016 года                                                            г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

в отсутствие заявителя: <…>,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Тугариновой Е.Н. (ИНН 370252265625),

в отсутствие представителя заинтересованного лица: ООО «Арикон» (ИНН 3729030866, юридический адрес: 153012 г.Иваново, ул. Советская, д.32),

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Иваново по фактам распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

При рассмотрении заявления установлено, что в журнале «Свадебный переполох. Иваново» от 02.11.2015 на стр.76, 77 опубликована реклама сети специализированных магазинов «Вин трестъ» и реализуемой алкогольной продукции (игристого вина «Абрау Лайт», итальянского игристого вина из винограда сорта Мальвазия, армянского коньяка «Гранд Армениенс»), содержащая признаки нарушения п.1 ч.2 ст.21 Закона о рекламе. Рассматриваемая реклама также сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкоголя.

Согласно п.1 ч.2 ст.21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, журналом «Свадебный переполох» от 02.11.2015.

Ивановским УФАС России по данному факту 09.06.2016 возбуждено дело № 02-35/2016-013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-    адресована неопределенному кругу лиц;

-   направлена на привлечение внимания к товарам (в том числе игристому вину «Абрау Лайт», итальянскому игристому вину из винограда сорта Мальвазия, армянскому коньяку «Гранд Армениенс»).

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

При этом текст рекламы сопровождается изображениями наполненных винных бокалов, фотографиями бутылок и витрин с узнаваемой алкогольной продукцией.

Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассматриваемых споров, связанных с применением законодательства РФ о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Также в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Однако запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях согласно п.1 ч.2 ст.21 Закона о рекламе не распространяется на рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда. Такая реклама не должна размещаться только на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Согласно материалам дела рассматриваемая реклама была опубликована на стр.76, 77 журнала «Свадебный переполох. Иваново» от 02.11.2015, т.е. не на обложке либо первой и последней страницах издания.

За нарушение требований п.1 ч.2 ст.21 Закона о рекламе согласно ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ37-00074 от 24.08.2009 учредителем журнала «Свадебный переполох. Иваново» является Тугаринова Е.Н.

Вместе с тем, рассматриваемая реклама распространялась в рамках осуществления предпринимательской деятельности ИП Тугариновой Е.Н., что подтверждается письменными пояснениями (вх. №995 от 29.03.2016) и сведениями о видах экономической деятельности индивидуального предпринимателя согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей (издание газет и рекламная деятельность).

Так, по факту распространения рассматриваемой рекламы ИП Тугаринова Е.Н. пояснила (вх. №995 от 29.03.2016, вх. №1003 от 29.03.2016), что договор на размещение указанной рекламы в журнале был заключен с ООО «Арикон», при этом доказательства согласования макета рекламы с рекламодетелем в Ивановское УФАС России не представлены.

Из письменных пояснений ООО «Арикон» по данному факту (вх. №1876 от 06.06.2016) следует, что директор департамента розничной торговли Общества при заключении договора на распространение рассматриваемой рекламы понадеялся на профессионализм редакции журнала и уверения в законности данной публикации.

Также из материалов дела следует, что информация о производителях и стране, на территории которой был выращен виноград для производства рекламируемой алкогольной продукции, не выяснялась рекламораспространителем при размещении рассматриваемой рекламы в журнале.

Ивановским УФАС России у ООО «Арикон» были запрошены сведения о производителях рекламируемой алкогольной продукции, подтвержденные справкой, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной и спиртосодержащей продукции), либо справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации и продукции, являющейся товаром Таможенного союза), в соответствии с п.2, п.3 ч.1 ст.10.2. Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Из документов на рекламируемую алкогольную продукцию следует, что изготовителем игристого вина «Абрау Лайт» является ООО «Русский Азов» (Россия, Краснодарский край), итальянского игристого вина из винограда сорта Мальвазия - «Перини» (Италия), армянского коньяка «Гранд Армениенс» - ООО «Шаумян-Вин» (Армения). Также ООО «Арикон» представлена копия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Кроме того, из представленных ПАО «Абрау-Дюрсо» в материалы дела сведений (вх. №2139 от 30.06.2016) следует, что игристые вина под торговым наименованием «Абрау Лайт» производятся на территории России как из винограда, выращенного на территории Краснодарского края Российской Федерации, так и из виноматериалов, приобретенных у иностранных производителей. При этом ООО «Русский Азов» обладает правом использования товарного знака «Абрау-Дюрсо».

Исходя из изложенного, рассматриваемая реклама не могла распространяться в периодических печатных изданиях на какой-либо странице и была опубликована в журнале «Свадебный переполох. Иваново» от 02.11.2015 с нарушением требований п.1 ч.2 ст.21 Закона о рекламе.

На рассмотрение дела ИП Тугаринова Е.Н и представитель ООО «Арикон» не явились, в материалы дела предоставлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (вх. №2165 от 04.07.2016, вх. №2183 от 06.07.2016).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу сети специализированных магазинов «Вин трестъ» и реализуемой алкогольной продукции (игристого вина «Абрау Лайт», итальянского игристого вина из винограда сорта Мальвазия, армянского коньяка «Гранд Армениенс»), опубликованную в журнале «Свадебный переполох. Иваново» от 02.11.2015 на стр.76, 77, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Арикон» предписание о соблюдении требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП Тугариновой Е.Н. предписание о прекращении нарушения п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ №1

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

06 июля 2016 года                                                                                                    г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 06 июля 2016 года по делу № 02-35/2016-013 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в журнале «Свадебный переполох. Иваново», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Арикон» (ИНН 3729030866, юридический адрес: 153012 г.Иваново, ул. Советская, д.32) в целях предотвращения повторных фактов нарушения ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в срок до 22 июля 2016 года предпринять необходимые меры по усилению контроля соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации при размещении и распространении рекламы сети специализированных магазинов «Вин трестъ».

2. ООО «Арикон» представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 16 августа 2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ №2

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

06 июля 2016 года                                                                                                    г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 06 июля 2016 года по делу № 02-35/2016-013 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в журнале «Свадебный переполох. Иваново», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП Тугариновой Е<…> Н<…> (ИНН 370252265625) устранить выявленные нарушения п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», для чего в срок до 22 июля 2016 года прекратить распространение в журнале «Свадебный переполох. Иваново» ненадлежащей рекламы сети специализированных магазинов «Вин трестъ» и реализуемой алкогольной продукции (игристого вина «Абрау Лайт», итальянского игристого вина из винограда сорта Мальвазия, армянского коньяка «Гранд Армениенс»).

2. ИП Тугариновой Е.Н. представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 16 августа 2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны