Решение б/н Решение и два предписания о признании рекламы ненадлежащей (... от 13 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 06 сентября 2016 года                                                     г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело №02-35/2016-014, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя: <…>,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар») (ИНН 3702616621, юридический адрес: 153000 г.Иваново, ул.Смирнова, д.42/2): <…>,

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО «Сиверс» (ИНН 3528140770, юридический адрес: 188300 г.Гатчина, Ленинградская область, ул. Соборная, д.4/6, оф.6),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: АО «Издательский дом «Комсомольская правда» (ИНН 7714037217, юридический адрес: 127287 г. Москва, пр.Старый Петровско-Разумовский, д.1/23, стр.1),

 

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново Ивановской области, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе).

Так, из заявления следует, что в газете «Комсомольская правда. Еженедельник» №24-т (26542-т) от 15-22 июня 2016 года на стр.28 был опубликован текст интервью с директоромООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар»), в котором говорится об эксимерлазерной коррекции зрения методами кросслинкинга, ФРК, Lasik, Super-lasik и супракор; лазерной и радиоволновой хирургии ЛОР-патологий,  операциях по восстановлению слезных путей (лазерной риностолии).

Указанная публикация содержит признаки нарушения ч.7 ст.24 Закона  о рекламе, согласно которой реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Также рассматриваемый текст содержит признаки нарушения ч.8 ст.24 Закона о рекламе, в соответствии с которой реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Факт распространения рассматриваемого текста подтверждается: заявлением, газетой «Комсомольская правда. Еженедельник» №24-т (26542-т) от 15-22 июня 2016 года.

Ивановским УФАС России по данному факту 21 июля 2016 года возбуждено дело № 02-35/2016-014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрение дела не явились заявитель и представитель ООО «Сиверс», уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представители ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» поддержали изложенные в письменных пояснениях доводы и сообщили, что интервью директора было опубликовано в указанном номере газеты ко Дню медицинского работника без заключения договора с ООО «Сиверс» на распространение рекламы и соответствующей оплаты публикации, текст перед опубликованием с директором Общества не согласовывался. Дополнительно пояснили, что в рассматриваемом интервью идет речь не о медицинских услугах, а о методиках, которые являются лишь косметической операцией, их применение направлено не на лечение заболевания, а на улучшение качества жизни пациента.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-    адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» («Светодар»), осуществляемой медицинской деятельности, оказываемым услугами и применяемым методам;

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Следовательно, нельзя согласиться с доводами  ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (вх. № 2077 от 24.06.2016, вх. №2261 от 12.07.2016, вх. №2771 от 29.08.2016) о том, что указанное интервью не является рекламой.

Вместе с тем, в своих письменных пояснениях ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» указало, что термины «кросслинкинг, ФРК, Lasik, Super-lasik, супракор» упомянуты в рассматриваемом тексте «лишь для создания образа офтальмологической клиники» и не являются медицинскими услугами.

Понятие «медицинская услуга» содержится в п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья граждан), где медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Перечень медицинских услуг определен в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 №1664н.

Однако рекламируемые в рассматриваемой рекламе услуги в указанной номенклатуре не приведены.

Согласно письму территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ивановской области  №02-КД/602 от 23.08.2016 указанные методы (методики) являются медицинскими вмешательствами и комплексами медицинских вмешательств, направленными на профилактику, диагностику и лечение заболеваний глаз и ЛОР-органов, подпадают под лицензируемые виды медицинской деятельности (оториноларингология и офтальмология). Выводов о том, что указанные услуги подпадают под понятие медицинских, в указанном письме не содержится.

При этом ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» представлена в материалы дела копию лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-37-01-000940 от 23.12.2014.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама не подпадает под требование ч.7 ст.24 Закона о рекламе.

В рамках рассмотрения поступившего заявления сотрудниками Ивановского УФАС России был проведен осмотр Интернет-сайта ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» по адресу «светодар.рф».

Согласно письменным пояснениям ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (вх. №2077 от 24.06.2016 с приложением договоров на создание сайта и новых разделов сайта) информация на Интернет-сайте по адресу «светодар.рф» размещается по согласованию с Обществом.

В результате осмотра указанного сайта установлено, что на нем размещена информация с описанием эксимерлазерной коррекции зрения методами кросслин-кинга, ФРК, Lasik, Super-lasik и супракор, лазерной и радиоволновой хирургии, лазерной риностолии.

Согласно ч.1 ст. 34 Закона об охране здоровья граждан специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих специальных методов. Однако указанный закон не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (вх. №2800 от 31.08.2016) применяемые в клинике методики кросслинкинга, ФРК, Lasik, Super-lasik и супракор можно отнести к сфере реабилитации.

Вместе с тем, к материалам дела приобщено письмо Ректора и заведующего кафедрой оториноларингологии и офтальмологии ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России <…> №1004 от 05.09.2016, согласно которому указанные методы эксимерлазерной коррекции зрения (кросслинкинга, ФРК, Lasik, Super-lasik и супракор), лазерная и радиоволновая хирургия ЛОР-патологий и операции по восстановлению слезных путей (лазерная риностолия) применяются при лечении.

При этом в соответствии с п. 8 ст.2 Закона об охране здоровья граждан лечение – это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Таким образом, рассматриваемая реклама подпадает под регулирование ч.8 ст.24 Закона о рекламе, т.к. объектами рекламирования в ней являются методы лечения и реабилитации.

Согласно представленному в Ивановское УФАС России свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-58658 от 21.07.2014 специализацией газеты «Комсомольская правда. Еженедельник» является популярная информация о событиях и фактах общественной, социальной, экономической, политической, культурной и научной жизни в России и за рубежом, их комментарий и анализ. При этом газета не является специализированным печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников.

Исходя из изложенного, реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не могла распространяться в газете «Комсомольская правда. Еженедельник».

За нарушение требований ч.8 ст. 24 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-58658 от 21.07.2014 учредителем газеты «Комсомольская правда. Еженедельник» является ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда».

При этом согласно лицензионному договору № 14-332 от 01.06.2016 исключительные права на использование периодического печатного издания с 01 июня 2016 года были переданы ООО «Сиверс». Согласно п. 9 указанного договора ответственность за размещение в издании рекламных материалов с нарушением действующего законодательства возлагается на ООО «Сиверс».

В письменных пояснениях ООО «Сиверс» (вх. №2727 от 25.08.2016) указало, что рассматриваемая реклама «Светодар» была размещена Обществом без противопоказаний по технической ошибке. Вместе с тем, договор на распространение рассматриваемой рекламы и сведения о согласовании макета в материалы дела не представлены.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар»), в которой говорится об эксимерлазерной коррекции зрения методами кросслинкинга, ФРК, Lasik, Super-lasik и супракор; лазерной и радиоволновой хирургии ЛОР-патологий,  операциях по восстановлению слезных путей (лазерной риностолии), опубликованную в газете «Комсомольская правда. Еженедельник» №24-т (26542-т) от 15-22 июня 2016 года на стр.28, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Сиверс» предписание о прекращении нарушения ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар») предписание о прекращении нарушения ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006    № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ №1

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

08 сентября 2016 года                                                                                                г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 08 сентября 2016 года по делу № 02-35/2016-014 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в газете «Комсомольская правда. Еженедельник» №24-т (26542-т) от 15-22 июня 2016 года, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Сиверс» (ИНН 3528140770, юридический адрес: 188300 г.Гатчина, Ленинградская область, ул. Соборная, д.4/6, оф.6) устранить выявленные нарушения ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», для чего в срок до 07 октября 2016 года прекратить распространение в газете «Комсомольская правда. Еженедельник» ненадлежащей рекламы ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар»), в которой говорится об эксимерлазерной коррекции зрения методами кросслин-кинга, ФРК, Lasik, Super-lasik и супракор; лазерной и радиоволновой хирургии ЛОР-патологий,  операциях по восстановлению слезных путей (лазерной риностолии).

2. ООО «Сиверс» представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 12 октября 2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ №2

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

08 сентября 2016 года                                                                                                г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 08 сентября 2016 года по делу № 02-35/2016-014 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в газете «Комсомольская правда. Еженедельник» №24-т (26542-т) от 15-22 июня 2016 года, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар») (ИНН 3702616621, юридический адрес: 153000 г.Иваново, ул.Смирнова, д.42/2) устранить выявленные нарушения ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», для чего в срок до 20 сентября 2016 года предпринять необходимые меры по усилению контроля соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации при размещении и распространении рекламы применяемых методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

2. ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (ООО «Светодар») представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 26 сентября 2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны