Решение б/н Решение о признании рекламы ненадлежащей и два предписания (... от 15 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 14 сентября 2016 года                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело №02-35/2016-018, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО «Спектр» (ИНН 3721007865),

в отсутствие заинтересованного лица: ИП Садыкова Д.Н. (ИНН 372101665400),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления жителя г.Иваново Ивановским УФАС России установлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, в информационно-рекламной газете «Родниковский проспект» №27 (320) от 06.07.2016 на стр.16 опубликована реклама доставки пиццы и роллов.

Указанная реклама содержит признаки нарушения ст.8 Закона о рекламе, в соответствии с которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Факт распространения рассматриваемой рекламы подтверждается: газетой «Родниковский проспект» №27 (320) от 06.07.2016.

Ивановским УФАС России по данному факту 31 августа 2016 года возбуждено дело № 02-35/2016-018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-  адресована неопределенному кругу лиц;

-  направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам (пицце и роллам) и способу их реализации;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Согласно ч.2 и ч.3 ст.497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержит ч.1 и ч.2 ст.26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»: договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Согласно ч. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Частью 8 указанных Правил продажи товаров дистанционным способом установлено, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, исполнитель также обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Наряду с этим, согласно ч.1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Указанная норма корреспондируется с ч. 18, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, где указано, что обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В письменных пояснениях ООО «Спектр» (вх. №2479 от 02.08.2016) указано, что ИП Садыков Д.Н. обратился в редакцию газеты с устной заявкой о размещении рекламы, передав необходимую информацию, однако договор на распространение указанной рекламы с рекламодателем не заключался.

ИП Садыков Д.Н. в письменных пояснениях (вх. 2773 от 26.08.2016) указал, что рассматриваемая реклама в газете была опубликована без согласования с ним, договор на распространение рекламы иного содержания был заключен с ООО «Спектр» только 18.07.2016.

Действительно, в материалы дела не представлено доказательств согласования макета рассматриваемой рекламы с ИП Садыковым Д.Н. перед опубликованием в указанном номере газеты. В письменных пояснениях ООО «Спектр» (вх. №2657 от 18.08.2016) указало, что переписка с клиентом в электронной почте не сохранилась.

Из рассматриваемой рекламы и пояснений ИП Садыкова Д.Н. (вх. 2773 от 26.08.2016) следует, что оформить заказ товаров (пиццы и роллов) можно по указанному в рекламе телефону, получив всю интересующую информацию о них перечне, составе, весе и стоимости.

Таким образом, до оформления заказа у покупателя отсутствует возможность  непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара. Следовательно, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи и подпадает под регулирование вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации.

В ст. 8 Закона о рекламе регламентирован порядок распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи. Установленная императивная обязанность в данном случае не была соблюдена, т.к. в рекламе отсутствовали необходимые сведения о продавце товаров (наименование, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

За нарушение требований ст. 8 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ ПИ №ТУ 37-00105 от 12 февраля 2010 года учредителем информационно-рекламной газеты «Родниковский проспект» является ООО «Спектр».

Таким образом, рекламораспространителем в данном случае является ООО «Спектр», рекламодателем – ИП Садыков Д.Н.

На рассмотрение дела индивидуальный предприниматель и представитель ООО «Спектр» не явились. Ранее в Ивановское УФАС России поступили соответствующие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу доставки пиццы и роллов, опубликованную в информационно-рекламной газете «Родниковский проспект» №27 (320) от 06.07.2016 на стр.16, ненадлежащей рекламой, поскольку были нарушены требования ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Спектр» предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП Садыкову Д.Н.  предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №1

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

14 сентября 2016 года                                                                                                г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

на основании своего решения от 14 сентября 2016 года по делу № 02-35/2016-018 о признании ненадлежащей рекламы доставки пиццы и роллов, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Спектр» (ИНН 3721007865) устранить выявленные нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», для чего в срок до 29 сентября 2016 года прекратить распространение в газете «Родниковский проспект»  ненадлежащей рекламы товаров (пиццы и роллов) при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

2. ООО «Спектр» представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 06 октября 2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №2

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

14 сентября 2016 года                                                                                                г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 14 сентября 2016 года по делу № 02-35/2016-018 о признании ненадлежащей рекламы доставки пиццы и роллов, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП Садыкову Д.Н. (ИНН 372101665400) устранить выявленные нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», для чего в срок до 29 сентября 2016 года предпринять необходимые меры по усилению контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при размещении и распространении рекламы товаров при дистанционном способе их продажи.

2. ИП Садыкову Д.Н. представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 06 октября 2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны