Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе (в от... от 13 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
Дата принятия решения: 25 января 2017 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,
рассмотрев дело №03-31/2017-02, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Алимовой Е.В. (ИНН 230300625174)
УСТАНОВИЛА:
Ивановским УФАС России рассматривается факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Так, в ноябре 2016 года по адресу: г. Иваново, ул. Жарова вдоль забора у снесенного дома №33 была размещена реклама концерта Я.Сумишевского, содержащая следующий текст: «самый народный певец по версии Интернета».
В соответствии с п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
Факт распространения рассматриваемой рекламы подтверждается: Актом осмотра места распространения рекламы, фотографиями.
Ивановским УФАС России по данному факту 18 января 2017 года возбуждено дело №03-31/2017-02 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом рассматриваемая информация:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к Я.Сумишевскому и его концерту;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки.
Вопрос о распространении указанной рекламы был включен в повестку дня заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС России (далее - Совет). В результате обсуждения члены Совета пришли к выводу о том, что указанная реклама содержит признаки недостоверной рекламы.
При этом члены Совета отметили следующее:
- «самый…» - формулировка превосходной степени, которая как грамматическая форма всегда указывает на то, что предмет обладает каким-либо признаком в наибольшей степени по сравнению с другими аналогичными;
- формулировка «самый народный певец» в рекламе дана без какого-либо указания на объективный критерий такого утверждения. («По версии Интернета» - объективным критерием не является. Таковым, к примеру, могло бы стать конкретное указание на сайт, где проводился опрос). Указанная фраза также могла бы являться оценочным суждением, но в таком случае в рекламе необходимо было бы привести источник такого суждения – например, жюри, конкурс, лицо. Поскольку ни того, ни другого не сделано, следует согласиться с тем, что потребитель вводится в заблуждение относительно качества «товара, услуги». Тем более, словосочетание «народный певец» сходно со званием «народный артист», которое официально присуждается.
При вынесении решения Комиссия также учитывает разъяснения, указанные в п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», где указано, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п.1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
Таким образом, рассматриваемая реклама подпадает под регулирование п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
За нарушение требований п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
В Ивановское УФАС России представлены сведения о том, что организатором концерта Я. Сумишевского в Иванове являлась ИП Алимова Е.В.
В ответ на запрос Ивановского УФАС России №02-38/3584 от 19.12.2016 ИП Алимова Е.В. сообщила, что она является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (вх. №4204 от 29.12.2016). Дополнительно пояснила, что слоган «самый народный артист…» был использован ею в рекламе в качестве шуточного «звания», которое дали артисту его поклонники. Вместе с тем, документарно подтвердить достоверность указанной фразы организатор концерта не смогла.
На рассмотрение дела №03-31/2017-02, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП Алимова Е.В. не явилась.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу концерта Я.Сумишевского, содержащую следующий текст: «самый народный певец по версии Интернета», ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по причине добровольного устранения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии