Решение б/н Решение о признании рекламы ненадлежащей и предписание учред... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 15 ноября 2018 года                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело №03-31/2018-20, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении в газете «168 часов» рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе).

Так, на стр.32 №39 (1137) от 25.09.2018 опубликована реклама, содержащая следующий текст: «кредит от 6 мес. До 3 лет. <…> кредит предоставляется банком «ОТП Банк». Генеральная лицензия Банка России №2766  от 27.11.2014г .» на выставке-продаже фабрики г. Пятигорск. Однако рекламный модуль содержит неверное наименование юридического лица, оказывающего финансовую услугу.

Факт распространения рекламы подтверждается: газетой «168 часов» №39 (1137) от 25.09.2018.

Ивановским УФАС России по данному факту 01 ноября 2018 года возбуждено дело №03-31/2018-20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-  направлена на привлечение внимания, в том числе к финансовой услуге (кредиту), которую оказывает «ОТП Банк»;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

 В тексте рассматриваемой рекламы указано, что кредит предоставляет «ОТП Банк» (генеральная лицензия Банка России №2766 от 27.11.2014).

Согласно информации, размещенной в открытом доступе на официальном Интернет-сайте кредитной организации https://www.otpbank.ru/, соответствующая лицензия выдана Банком России Акционерному Обществу «ОТП Банк».

В соответствии со ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно ч.2 указанной статьи ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

В ЕГРЮЛ внесены сведения о следующем полном и сокращенном наименовании банка, оказывающего рекламируемую финансовую услугу (кредит), - Акционерное Общество «ОТП Банк» и АО «ОТП Банк» соответственно.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст.38 данного закона ответственность несет и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ  ПИ №5-0283 от 07.07.2001 специализация периодического печатного издания «168 часов» информационная, учредителем является <...>.

В материалы дела представлен устав газеты «168 часов», в п. 5.2 которого установлено, что принимает решение о размещении рекламы в газете учредитель.

Кроме того, в Ивановское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Издательский дом «Кинешма-Медиа» (вх. №3177 от 23.10.2108), в которых указано, что договор на размещение рассматриваемой рекламы не заключался, макет был получен от рекламодателя в готовом виде по электронной почте, оплата производилась по наличному расчету.

В соответствии со ст.3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае нельзя признать, что в материалы дела представлено достаточно доказательств согласования содержания рекламы перед ее распространением с рекламодателем.

На рассмотрение дела <...>, уведомленная надлежащим образом, не явилась. В Ивановское УФАС России поступило ходатайство  о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать рекламу, содержащую следующий текст: «кредит от 6 мес. До 3 лет. <…> кредит предоставляется банком «ОТП Банк». Генеральная лицензия Банка России №2766  от 27.11.2014г .», опубликованную в газете «168 часов» на стр.32 №39 (1137) от 25.09.2018, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <...> предписание об устранении нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 ноября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

22 ноября 2018 года                                                                                                   г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 22 ноября 2018 года по делу №03-31/2018-20 о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.  <...> предпринять все возможные меры по устранению выявленного нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе для чего в срок до 03 декабря 2018 года прекратить распространение в газете «168 часов» рекламы, содержащей следующий текст: «кредит от 6 мес. До 3 лет. <…> кредит предоставляется банком «ОТП Банк». Генеральная лицензия Банка России №2766  от 27.11.2014г.», либо дополнить рекламный модуль наименованием юридического лица, оказывающего финансовую услугу - АО «ОТП Банк».

2.  <...> представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 07 декабря 2018 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны