Решение б/н Решение о признании рекламы ненадлежащей и предписание ИП Во... от 27 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 25 декабря 2018 года                                                       г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело №03-31/2018-46, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Волковой Т.О. (ИНН 370200809056),

в отсутствие представителя заинтересованного лица: ЧОУДО Детский сад «ВундерКинд» (ИНН 3702951147),

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе).

Так, в журнале «Мама, я расту!» на стр.3 выпуска №2 (25) 2018 года размещена реклама детского развивающего центра «Сёма», в которой в том числе указана услуга по бесплатной диагностике педиатра первым 10 клиентам.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.24 Закона  о рекламе, согласно которой реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Факт распространения рекламы подтверждается: журналом «Мама, я расту!» выпуск №2 (25) 2018 года.

Ивановским УФАС России по данному факту 17 декабря 2018 года возбуждено дело №03-31/2018-46 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-    адресована неопределенному кругу лиц;

-  направлена на привлечение внимания к детскому развивающему центру «Сёма», а также оказываемым услугам, в том числе по бесплатной диагностике педиатра;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Понятие «медицинская услуга» содержится в п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Перечень медицинских услуг определен в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 №804н (с изм. от 12.07.2018).

В письме территориального органа Росздравнадзора по Ивановской области №02-КД/874 от 16.11.2018 указано, что если какие-либо услуги Министерством здравоохранения Российской Федерации включены в указанную номенклатуру, есть все основания считать их медицинскими.

Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-педиатра (B04.031.001), профилактический прием (осмотр, консультация) врача-педиатра (B04.031.002) включены в указанную Номенклатуру медицинских услуг.

Следовательно, указанная реклама распространялась в нарушение требований ч.7 ст.24 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч.7 ст.24 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ  ПИ №ТУ37  - 0010500214 от 12.03.2013 учредителем журнала «Мама, я расту!» является Волкова Т.О.

В письменных пояснениях ИП Волкова Т.О. (вх. №3160 от 22.10.2018) указала, что объектом рекламирования в данном случае является только детский развивающий центр «Сёма», в макете описаны образовательные услуги детского сада и даны контакты для записи в группы. Внесение в макет предупреждающей надписи в соответствии с ч.7 ст.24 Закона о рекламе могло ввести потребителей в заблуждение о медицинской направленности детского сада, что не соответствует действительности.  Кроме того, при составлении макета рекламного объявления индивидуальный предприниматель руководствовалась пояснениями представителя заказчика.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 №293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программа дошкольного образования», а также Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» прием детей, впервые поступающих в образовательную организацию, осуществляется на основании медицинского заключения. Именно для оформления соответствующего медицинского заключения данное рекламное объявление содержало указание на возможность получения входной диагностики указанных специалистов бесплатно.

В материалы дела представлен договор возмездного оказания услуг от 20.09.2017, заключенный ИП Волковой Т.О. с Частным образовательным учреждением дошкольного образования Детский сад «ВундерКинд» на размещение рекламы в  журнале «Мама, я расту!».

В письменных пояснениях ЧОУДО Детский сад «ВундерКинд» (вх. №3839 от 06.12.2018) указало, что не оказывает медицинских услуг, врач-педиатр в штате образовательного учреждения отсутствует. Вместе с тем, с ООО «Медис» заключен партнерский договор на оказание медицинских услуг юридическим лицам №127 от 01.02.2018, в рамках которого при записи в детский сад предоставляется возможность оформления необходимого медицинского заключения педиатра.

Дополнительно ЧОУДО Детский сад «ВундерКинд» сообщило, что только сформировало техническое задание для рекламного макета, но в данном случае было лишено возможности согласовать его готовый вариант перед публикацией. Кроме того, в подобном виде реклама детского сада была размещена в единственном номере журнала «Мама, я расту!».

Таким образом, в данном случае нельзя признать, что макет рекламы был надлежащим образом согласован с рекламодателем перед публикацией в периодическом печатном издании.

На рассмотрение дела представители сторон, уведомленных надлежащим образом, не явились. В Ивановское УФАС России поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать рекламу детского развивающего центра «Сёма», в которой в том числе указана услуга по бесплатной диагностике педиатра первым 10 клиентам,  опубликованную в журнале «Мама, я расту!» на стр.3 выпуска №2 (25) 2018 года,  ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Волковой Т.О. предписание об устранении нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

25 декабря 2018 года                                                                                                  г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

на основании своего решения от 25 декабря 2018 года по делу №03-31/2018-46 о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.  ИП Волковой Т.О. (ИНН 370200809056) предпринять все возможные меры по устранению выявленного нарушения ч.7 ст.24 Закона о рекламе для чего в срок до 28 декабря 2018 года прекратить распространение в журнале «Мама, я расту!» рекламы бесплатной диагностики педиатра в детском развивающем центра «Сёма» либо дополнить макет предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

2. ИП Волковой Т.О. представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 29 декабря 2018 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны